1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми


Название1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми
страница1/11
Дата публикации13.04.2013
Размер1.52 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Раздел 1.
1. Структура национальной экономики

Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми. Экономика любой страны состоит из материального производства (с/х, промышленность, торговля, строительство и другие виды деятельности) и нематериальной сферы (здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, культуру, искусство).

Различают:

воспроизводственную,

социальную,

территориаль­ную структуры и

инфраструктуру национальной экономики.

^ Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводят­ся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводствен­ной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринима­тельский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает до­машнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной эко­номики, где потребляется значительная часть национального дохо­да, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

^ Социальная структура национальной экономики означает деле­ние ее на секторы — совокупности социально-экономических еди­ниц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на по­добные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. В соответствии с формами собственности на средства производства можно выделить следующие секторы: государственный (рес­публиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешан­ный и др.

^ Отраслевая структура предполагает деление национальной эко­номики на отрасли—качественно однородные группы хозяйствен­ных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроиз­водства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народно-хо­зяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и т.д., причем каждая из них имеет подотрасли).

^ Территориальная структура определяется размещением произ­водительных сил на территории страны и означает деление нацио­нальной экономики на экономические районы.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие про­изводство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разде­ления труда, специализации производства, возникновения новых ви­дов производства и отмирания старых, а также других факторов.
^ 2. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества.

Предпринимательство - деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином - индивидуальным предпринимателем, не использующим наёмный труд. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером.

^ Черты предпринимательской деятельности:

-самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу в рамках правовых норм;

- экономическая заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем предприниматель способствует и достижению общественного интереса.

- Хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчётах неопределённость и риск остаются.

На процесс формирования предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

- экономические условия - предложение товара и спрос на них

- социальные условия - стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определённым вкусам и моде

- правовые условия - наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для её развития.
^ 3. Производственная и организационная структура предприятия.

Производственная структура – отдельные составные части производственного процесса, выделенные пространственно в виде обособленных подразделений и взаимосвязанные между собой.

^ Производственные подразделения: цеха, участки, лаборатории, в которых изготавливается и проходит контрольные проверки продукция.

Подразделения, обслуживающие работников предприятия: фабрики-кухни, столовые, ясли, детские сады, санатории, дома отдыха, медсанчасти.

Первичная производственная единица – рабочее место, где выполняется отдельная операция. Рабочие места объединяются в участки, а участки образуют цеха.

Цеха бывают:

1. основные – цеха, где изготавливается основная продукция.

2. вспомогательные – цеха, обеспечивающие работу основных цехов – ремонтные, энергетические, инструментальные.

3. обслуживающие – цеха по транспортировке и хранению готовой продукции.

^ Производственная структура бывает:

1. предметная – основные цеха изготавливают либо одно изделие либо какую-нибудь его часть.

Упрощает взаимосвязи между цехами, уменьшает затраты на транспортировку.

2. технологическая – имеет четкую технологическую обособленность. Упрощает руководство цехом, облегчает перестройку производства с одной номенклатуры на другую. Недостатки: встречные маршруты движения изделий, усложнение производственных взаимосвязей, большее время на переналадку оборудования.

^ Организационная структура представляют собой механизм и способ разделения труда и кооперации труда в организации. Следствием будет специализация и высокая эффективность. Структура системы управления представляет собой субъект управления, воздействующий на объект управления.

^ Субъект управления - управляющая часть системы - вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект (хозяйственные руководители, органы управления, исполнительные руководители).

Объект управления - управляемая часть системы - трудовые коллективы, отдельные работники, факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал.

Объект и субъект управления появились по причине разделения труда:

1)по управленческим функциям;

2)по исполнительным функциям.

Управляющие воздействия регулируются законами, указами, планами, программами, постановлениями, рекомендациями, инструкциями и финансовыми стимулами, моральным воздействием.
^ 4. Уставный капитал и имущество предприятий

Имущество предприятия — это материальные и нематериаль­ные элементы, которые предприятие использует в своей производ­ственной деятельности.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятель­ности предприятия и к ним относят: 1.трудовые навыки персонала;2. уровень его квалификации; 3.навыки руководства; 4.авторские права; 5.контракты.

Материальные элементы:

К числу материально-вещественных эле­ментов имущества относят земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия и денежные средства.

1. Основные средства (здания, машины, оборудование, транспорт­ные средства и др.) функционируют и

используются в хозяйствен­ной деятельности длительное время, изнашиваются постепенно, не меняя при этом, как правило, своей натурально-вещественной фор­мы, что и позволяет предприятию включать их стоимость в себестои­мость продукции, работ и услуг частями в течение нормативного срока их службы путем начисления (амортизации) по установлен­ным нормативам.

2. Нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и другими при­родными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущест­венные права, в т.ч. на промышленную и интеллектуальную соб­ственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты по частям путем начисления амортизации по установленным нормам.

3. Долгосрочные финансовые вложения — это инвестиции в до­черние, зависимые общества и другие организации, займы, предос­тавляемые предприятием различным организациям, и прочие фи­нансовые вложения. Долгосрочные вложения в имущества предприятия называются инвестициями, а юридические и физиче­ские лица, осуществляющие такие вложения, — инвесторами.

4. Запасы — сырье, материалы и другие аналогичные ценности, комплектующие изделия, тара, малоценные и быстроизнашиваю­щиеся предметы, готовая продукция и товары для перепродажи, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты.

5. Денежные средства — это сумма платежных средств, находя­щихся у предприятия в виде свободных денежных средств, хра­нящихся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги и прочие денежные средства предприятий.

Источником формирования имущества предприятия являются прежде всего его собственные средства (уставный капитал, при­быль, фонды специального назначения). Так же имущество предприятия может быть создано за счет заемных средств (креди­ты, привлеченные средства, расчеты).

^ Уставный капитал — это совокупность средств, вкладов, взно­сов, долей учредителей или участников в имущество предприятия в момент его создания в размерах, необходимых и достаточных для нормального функционирования предприятия. Устав­ный капитал является первоначальным капиталом и, может в процессе деятельности предприятия изменяться.

^ Капитал делится на основной и оборотный.

К основному капиталу относят материальные факторы длитель­ного пользования.

Основной капитал включает в себя основные средства, средства труда, долгосрочные инве­стиции и капитал, который аккумулирован в незавершенном строи­тельстве.

Оборотный капитал — это средства, которые используются для обеспечения производственного цикла предметами труда, а также средства, которые используются на оплату труда.

Основной капитал используется в течение нескольких производ­ственных циклов. Оборотный капитал потребляется в течение од­ного оборотного цикла.
^ 5.Оборотные средства: их состав, классификация, оборачиваемость

Оборотные средства - совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

^ Оборотные фонды - это предметы труда, участвующие в производстве однократно, при этом полностью потребляются и полностью и сразу переносят свою стоимость на стоимость произведённой продукции. Это сырьё, полуфабрикаты, топливо, энергия, запасные части, тара.

^ Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, средства в расчётах в кассе и на счетах.

На протяжении одного производственного цикла оборотные средства совершают кругооборот, состоящий из трёх стадий:

- На первой стадии предприятия затрачивают денежные средства на оплату счетов на поставляемые предметы труда. Оборотные средства из денежной формы переходят в товарную.

- На второй стадии приобретённые оборотные фонды переходят в процесс производства и превращаются в готовую продукцию.

- На третьей стадии готовая продукция реализуется и оборотные фонды снова принимают денежную форму. Эти средства направляются на приобретение новых предметов труда и вступают в новый кругооборот.

^ Оборотные средства группируются по следующим признакам:

1) в зависимости от практики планирования и управления — нор­мированные и ненормированные оборотные средства. К нормируемым средствам относятся производственные запасы, незавершённое производство, расходы будущих периодов, готовая продукция. К ненормируемым оборотным средствам относятся: отгруженная продукция, денежные средства на расчётном счёте и средства в расчётах, дебиторская задолженность.

2). в зависимости от источников формирования оборотного капи­тала — собственные и заемные оборотные средства. Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, прибыль и т.п.). Заемные оборотные средства формируются в форме бан­ковских кредитов, а также кредиторской задолженности и про­чих пассивов;

Эффективность использования оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей:

^ Продолжительность одного оборота в днях показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации. Д=Т/К(об.), где Т- число дней в отчётном периоде. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.

^ Количество оборотов за определенный период, или коэффи­циент оборачиваемости оборотных средств (Ко), исчисляется по формуле: Ко = Выручка от реализации /Стоимость оборотных средств. Чем выше при данных условиях коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.

^ 6.Трудовые ресурсы: их состав, управление, организация оплаты труда. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навы­ками труда в соответствующей отрасли.

^ Кадры, или трудовые ресурсы предприятия, — это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Трудовые ресурсы классифицируются:

1)группа промышленно-производственного персонала (ППП) - работники, которые непосредственно заняты в производственных процессах, работают в цехах, отделах, лабораториях, НИИ;

2)персонал непроизводственной сферы (обслуживает инфраструктуру предприятия: складское, подробное хозяйства, спортивные, меди­цинские учреждения).

Классификация ППП производится по характеру выполнения опе­раций.

1. Рабочие:

1.1. Основные рабочие — работники предприятия, принимающие непосредственное участие в процессе изготовления продукции.

1.2.Вспомогательные рабочие — работники, занятые обслужива­нием технологических процессов: транспортировкой предметов труда, выполнением ремонтных работ, работ по подготовке производства, наладке оборудования и т.д.

2. Служащие. В эту категорию входят руководители всех уровней управления, специалисты, другие работники.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов в том, что каждый наёмный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, переобучения, уволиться по собственному желанию.

Количественная характеристика трудовых ресурсов предприятия измеряется списочной, явочной и среднесписочной численностью работников.

^ Списочная численность- численность работников списочного состава на определённую дату с учётом принятых и выбывших за этот день работников.

Явочная численность- количество работников списочного состава, явившихся на работу.

^ Оплата труда - система отношений между работником и работодателем, в которых работодатель обязуется оплачивать труд работника, при этом не ухудшая условий его труда.

^ 1. Сдельная оплата труда - оплата в соответствии с количеством выпущенной продукции. Её виды:

- простая сдельная (прямая)- зарплата начисляется исходя из установленных расценок за единицу продукции;

- сдельно-премиальная - дополнительно к прямой зарплате начисляется премия за выполнение условий и показателей премирования;

- сдельно-прогрессивная - за выполнение нормы- базовые расценки, за перевыполнение- повышенные расценки;

-аккордная система- оплата за весь объём работ.

2. Повременная оплата труда - оплата за отработанное время;

-простая повременная- устанавливается должностным окладом либо тарифной ставкой;

- повременно-премиальная.

Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифные сетки и тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности за единицу времени.

Тарифная сетка- совокупность тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик.
^ 7. Издержки производства и себестоимость продукции.

Издержки производства – это затраты средств производства, включающие сырье, материалы, топливо, электроэнергию, транспортные средства, посреднические услуги.

Издержки бывают: постоянные, переменные, валовые, средние.

^ Постоянные издержки FC – это издержки предприятия, размер которых не зависит от объема выпуска продукции (арендная плата, возмещение банковского кредита, расходы на содержание зданий и помещений, страховка, амортизационные отчисления).

^ Переменные издержки VC – это издержки предприятия, которые меняются вместе с объемом выпуска продукции (определяются объемом производства: затраты на сырье, топливо, электроэнергию, оплата труда.

^ Валовые издержки TC – это весь объем расходов, связанный с валовым (совокупным) объемом производства, равен сумме постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC

^ Средние издержки AC– это издержки на единицу производимой продукции: определяются делением издержек на объем произведенной продукции Q: AC = TC / Q.

От издержек производства зависит себестоимость продукции.

Себестоимость – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпуск данного товара, т.е. в какую сумму расходов это выливается. Чем меньше предприятия расходует на предоставление услуг, тем выше у него прибыль. Поэтому задача снижения себестоимости является первоочередной для каждого предприятия.

Пути снижения себестоимости: применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, эл.энергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и т.д.

^ Себестоимость бывает:

- плановая – включает только те затраты, которые являются необходимыми для предприятия при данном уровне техники и технологии.

- расчетная – необходима при технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений НТП.

- отчетная (фактическая) – отражает разницу между плановыми и фактическими затратами на производство.

- Производственные затраты и непроизводственные затраты образуют производственную себестоимость товарной продукции.

Если приплюсовать расходы по подготовке товарной продукции к отправке и ее хранению, т. е. расходов на сбыт, то образуется полная себестоимость.

^ 8. Ценовая политика на различных рынках.

Ценовая политика зависит от типа рынка. Существуют несколько типов рынков: рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополия и олигополия. В зависимости от этих типов различается и ценовая политика:

^ 1. На рынке совершенной конкуренции – множество мелких фирм ведут продажу похожих по качеству и потребительским свойствам товаров. Потребителю становится безразлично у какой фирмы покупать товар. Ценовая политика основана на взаимодействии спроса и предложения. Ни одна фирма не может продавать товар по завышенной цене, т.к. покупатель купит у другого производителя, чьи цены будут ниже. Вследствие этого все фирмы продают товар по текущей рыночной цене.

^ 2.На рынке монополистической конкуренции – много мелких и средних фирм продают дифференцированный, похожий товар. На рынке монополистической конкуренции каждый продавец может влиять на цену товара изменяя объем производства продукции. Основными конкурентами являются существующие фирмы и новые фирмы, входящие на рынок, т.к. вход-выход с рынка – свободный. Часто покупатель платит деньги не только за товар, но и за торговую марку, поэтому отдельные фирмы могут контролировать цены. Фирмы-продавцы стараются разработать различные предложения для потребителей с различными доходами. ( обувь, зубн.паста)

^ 3.На рынке монополии – существует один продавец уникального товара (хохлома), продукция реализуется множеству покупателей, отсутствуют товары-заменители. Цену на таком рынке определяет монополист. Он может повысить цену путем сокращения объемов производства или наращиванием своих товарных запасов. Дефицит товара влечет за собой повышение цены.. Существуют искусственная монополия, естественная монополия (газ, пол.ископаемые). Рынка чистой монополии на практике не существует.

^ 4.На рынке олигополии – несколько крупных фирм предлагают дифференцированный (стандартный) товар (самолеты, автобусы, бензин). Ценовая политика зависит от этих фирм – они полностью контролируют цены на рынке.
^ 9. Качество и конкурентоспособность.

качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество характеризуется – надежностью, долговечностью и безопасностью.

Качество – величина не постоянная и зависит от:1)уровня применяемой техники и технологии,

2)уровня квалификации работника,3)дисциплины труда.

Для правильного понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:

- качество должно быть ориентировано на потребителя;

- обеспечение качества - систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия или организации;

- вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и пр.;

- повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;

- общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции (услуги) и пр.

Одним из средств определения качества является сертификация – это процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандартов (после проверки выдается сертификат, паспорт качества товара).

^ Конкурентоспособность продукции – это способность товара удовлетворять спрос и приносить определенную прибыль.

Конкурентоспособность отличается от качества товара: один и тот же товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и не конкурентоспособен на внешнем рынке.

Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от: конъюктуры рынка, рекламы и т.п.

Производство конкурентоспособной продукции невозможно без конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия сохранять устойчивое положение на рынке товаров и услуг.

Для обеспечения конкурентоспособности продукция должна отвечать требованиям заказчика или запросам покупателей.
^ 10. Инновационная и инвестиционная политика.

Инновация – нововведение. Инновационная политика предприятия должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров. Различают два типа технологических инноваций:

1. продуктовая – внедрение нового продукта.

2. процессная – освоение новых способов производства и технологий, изменение и усовершенствование оборудования или организации производства.

Содержание инновационной политики:

1. проведение НИОКР по разработке идеи новшества, проведение лабораторных исследований, создание образцов, новой техники, конструкций.

2. подбор необходимых видов сырья и материалов.

3. разработка технологического процесса.

4. проектирование, изготовление и испытание образцовой техники.

5. подготовка, обучение и переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР.

6. приобретение лицензии, патентование.

7. проведение маркетинговых исследований по продвижению инновации.

Внедрение инноваций на первом этапе требует значительных затрат и вложений, увеличивает издержки производства, но в дальнейшем приводит к увеличению прибыли и конкурентоспособности предприятия.

Инвестиции – денежные средства, банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины и оборудование, лицензии, любое имущество, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного эффекта.

^ Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:

1. собственных финансовых ресурсов инвестора: прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений.

2. заемных банковских средств: кредит, облигационные займы.

3. привлеченных банковских средств: продажа акций, паевые взносы физ. и юридических лиц.

4. бюджетных инвестиционных вложений.

По типам инвестиции бывают:

- финансовые (портфельные) – денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпускаемые государством или компаниями.

- реальные (капиталообразующие) - вложение денежных средств в основной капитал.

- инвестиции в нематериальные активы – вложение денежных средств в приобретение научно-технических разработок (лицензии, ноу-хау).

Также различают:

- ^ Валовые инвестиции – общее увеличение капитала.

- Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение изношенного основного капитала.
^ 11. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова “менеджер” - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджер – человек, субъект управления, работающий в организации, профессиональный управляющий; человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей.

Отличие мен-та от управления:

1. менеджмент изучает экономику, основанную на рыночных отношениях

2. под мен-м понимается “мягкое” управление (умение иметь дело с людьми).

3. мен-т предполагает гибкое управление и учет конъюнктуры рынка.

Основная цель менеджмента – получение прибыли.

Задачи менеджмента:

  1. определение и выявление конкретных целей

  2. разработка стратегии предприятия

  3. определение необходимых ресурсов и источник их обеспечения.

  4. контроль за выполнением поставленных задач.

основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.

Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.
^ 12. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Внутренняя среда организации – все, что находится (существует) внутри организации и непосредственно влияет на ее работу: цели и задачи организации, люди, работающие в организации, структура организации, соц.и корпоративная культура организации, технологии.

^ Цель (задача) любой организации – получение прибыли, ее максимизация, минимизация издержек, удовлетворение спроса потребителей.

Люди – основа любой организации, они создают продукцию, влияют на климат в коллективе, формируют культуру организации.

Структура организации – подразделения (участки, отделы, бюро,) и взаимосвязь между ними.

Технология – механизация и автоматизация процесса производства облегчают работу людей, повышают производительность труда.

^ Внешняя среда организации - является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Внешняя среда состоит из: микросреды и макросреды.

Микросреда – составляющие, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Макросреда – составляющие, не зависящие от организации, но непосредственно влияющие на ее работу: природно-климатические условия и стихийные бедствия, правовое регулирование, экономическая и политическая ситуация в стране, социальные факторы.
^ 13. Стратегический менеджмент, разработка и реализация перспективных и текущих планов.

Стратегический менеджмент - управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегический менеджмент включает 5 элементов:

1). Умение смоделировать ситуацию;

2). Умение выявить необходимость изменений;

3). Умение разработать стратегию изменений;

4).умение использовать в ходе изменений надежные методы;

5). Умение воплотить стратегию в жизнь.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. ^ Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ внешней среды фирмы,

- анализ ее внутренней обстановки,

- проектирование ее организационной структуры,

- определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах ее деятельности,

- совершенствование стратегии, структуры, управления.
^ 14. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции.

Классическое определение М – предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.

Или М – социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.

Маркетинг – это наука о процессах, происходящих на рынке, о факторах, которые влияют на рыночные процессы.

Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку, цель которой – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

^ Цели маркетинга:

1. количественные – увеличение объема продаж, оборота, прибыли, доли рынка,

2. качественные – создание благоприятного имиджа товару, постоянное обновление ассортимента продукции, обеспечение долгосрочного сбыта продукции.

3.  прирост прибыли

4.  разработка новой продукции

5. активная, наступательная рекламная деятельность

6. формирование спроса и стимулирование сбыта

Функции маркетинга.

Ф-ции – виды деятельности, включающие изучение, прогноз рынка, планирование производства товаров и услуг, изучения цен, сбыта сервисное обслуживание, контроль и анализ полученных результатов.

1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.

2. Производственная: организация производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

3. Сбытовая: организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая политика.

4. ^ Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля М., планирование М., информационное обеспечение М., организация системы коммуникаций на предприятии, управление рисками, контроль (внешний и внутренний) в М.

^ Принципы маркетинга

1. Производство продукции должно быть основано на точном знании потребностей потребителей, рыночной конъюнктуры и реальных возможностей предприятия.

2. Полное удовлетворение потребностей покупателя.

3. Эффективная реализация продукции на определенных рынках в запланированных объемах и намеченных сроках.

4. Обеспечение долговременной прибыльности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

5. Единство стратегии и тактики в целях активной адаптации к постоянно меняющимся требованиям покупателей при одновременном формировании и стимулировании его потребностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconЗадачи и функции национальной экономики как науки. Сущность и компоненты национальной экономики
Политика национальной безопасности и стратегические ориентиры развития национальной экономики
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми icon4 Управление региональными социально-экономическими системами
Территориальная структура экономики – динамичное состояние размещения производительных сил по регионам (районам), связанным в единой...
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconЧто представляет собой мировая экономика?
Что представляет собой мировая экономика? Что такое теория мировой экономики и какова ее структура? Какие факторы определяют сравнительные...
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconК афедра национальной и региональной экономики Саратовского государственного...
Актуальные проблемы и перспективы развития национальной экономики в условиях модернизации
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconСД. 04 Государственное регулирование национальной экономики
Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconВопросы на экзамен: Отраслевая структура национальной экономики РФ
Классификация предприятий по организационно-правовым формам собственности, размерам, отраслевой принадлежности и специализации
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми icon3 Структура экономики России Национальная экономика сформировалась...
Национальная экономика сформировалась в результате социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов...
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми icon12. Сбалансированность национальной экономики
Цикличность – это один из способов саморегулирования экономики. Цикл – часть временной динамики производства, в которой движение...
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconЛекция э кономические теории, пр едпосылки и факторы развития национальной экономики
Лекция Экономические теории, предпосылки и факторы развития национальной экономики
1. Структура национальной экономики Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые количественные соотношения между ее составными частя­ми iconСоциально-экономический комплекс региона. Природно-ресурсный потенциал...
Направления совершенствования отраслевой структуры национальной экономики (региона)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница