Менеджмент


НазваниеМенеджмент
страница1/6
Дата публикации09.03.2013
Размер0.88 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6
А.П. ИВАНОВ



МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

Издательство Михайлова В.А.

Санкт-Петербург

2000
ББК 65.05

УДК 338.242(075)

И 21

ИВАНОВ А.П. МЕНЕДЖМЕНТ: конспект лекций. – СПб, Изд-во Михайлова В.А., 2000
В публикуемом цикле лекций по основам менеджмента, как науки об управлении, излагается одна из его важнейших составляющих – методы управления. Рассматриваются экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические и воспитательные методы, а также маркетинг. Отражен современный отечественный и зарубежный опыт их практического применения.

Для менеджеров, занятых в сфере производственной и экономической деятельности, а также для студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и тех, кто изучает проблемы менеджмента.
Содержание

Введение

Тема 1. Экономические методы управления.

    1. Планирование.

    2. Бюджетный метод управления.

    3. Хозяйственный расчет.

    4. Самофинансирование.

    5. Ценообразование.

Тема 2. Маркетинг.

Тема 3. Организационно-распорядительные и воспитательные методы управления.

3.1. Организационно-распорядительные методы.

    1. Воспитательные методы.

Тема 4. Социально-психологические методы управления.

4.1. Роль социально-психологических методов в активизации деятельности человека.

4.2. Методы социологических исследований. Социально-психологическая классификация персонала.

4.3. Конфликтные ситуации в коллективе.

4.4. Социально-психологические факторы в деятельности руководителя.

4.5. Планирование социального развития коллективов.

    1. Стили руководства и пути их совершенствования.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Согласованная и целенаправленная деятельность любого коллек­тива обеспечивается правильным выбором и правильным применением методов управления.

^ Метод управления - это способ воздействия на объект управле­ния (трудовой коллектив) для достижения поставленных перед ним целей. Если рассматривать всю цепь управления, то метод являет­ся ее последним звеном, что можно представить следующим образом:

Экономический закон принцип метод.

Методы ближе всего находятся к практике у правления. Именно они показывают, как надо развивать инициативу работников их заинтересованность в достижении целей своей организации.

В менеджменте используются различные методы: экономические, организационно-распорядительные, воспитательные и социально-психологические, а также маркетинг. Каждая группа этих методов имеет свое конкретное содержание и назначение.

Основу экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого ра­ботника в результатах своего труда. Они побуждают коллективы до­биваться поставленных целей с минимальными затратами.

^ Организационно-распорядительные (административные) методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей (менеджеров) вышестоящим, на дисциплинарной ответст­венности, на принципе единоначалия. Но при этом адми­нистративные методы должны опираться на реальные условия, учитывать действие экономических и юридических законов, в противном случае они превращаются в некомпетентное вме­шательство в работу коллектива.

^ Социально-психологические методы - это способы воздействия руководителя на трудовой коллектив, основанные на изучении "психологического* климата в нем,* индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их для достижения поставленных перед коллективом общих целей. Эти методы проявляются в повседневной деятельности руководителей (менеджеров), аппарата управления, в их общении с коллективом.

х) Психологический климат выражает преобладающее в коллективе на­строение, характер взаимоотношений между людьми, их удовлетворен­ность работой.
^ Воспитательные методы составляют ту группу способов, с помощью которых менеджер воздействует на идейные и морально-этические ка­чества работников.

Маркетинг представляет собой совокупностью методов и рычагов воздействия на коллектив, отражающих требования рыночных отношений.

Между всеми указанными методами существует тесная связь. Так, применение экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская работа, обеспечивающая создание четкого распорядка в труде, уста­новление ответственности каждого члена коллектива за возложен­ные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы.

В свою очередь организационно-распорядительные методы тес­но связаны с социально-психологическими методами. Слабость ад­министративного руководства, отсутствие ясности в распорядитель­ных актах в конечном счете отрицательно сказывается на всей ра­боте коллектива.

Известно, что руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Однако при всем этом он должен учиты­вать в каждый момент общее состояние "социально—психологическо­го" климата, а также индивидуальные особенности каждого испол­нителя, от ко­торых во многом зависит успешность выполнения издаваемого при­каза или распоряжения.

Что касается маркетинга, то в нем тесно переплетаются и экономические, и организационно-распорядительные, и воспитательные методы управления, ориентированные на рынок. Устойчивое положение коллек­тива на рынке неразрывно связано с тем, насколько верно им изб­рана основная цель, как глубоко изучены и учтены интересы потре­бителя, в какой мере ему обеспечена возможность приобретения ре­зультатов труда данного коллектива.

Таким образом, достижение коллективом намеченной цели может быть обеспечено лишь при совокупном использовании в управлении им всех указанных выше методов. Рассмотрим сущность этих методов более подробно.

^ Тема 1. Экономические методы управления.

Группу экономических методов управления составляют планирование, бюджетный метод, хозяйственный расчет, самофинансирование и ценообразо­вание.

1.1. Планирование.

С помощью планирования определяются на пред­стоящий период цели коллектива, пути и средства их достижения.

Однако планирование как экономический метод признаётся у нас, к сожалению, не всеми. Некоторые полити­ки и экономисты считают, что оно при переходе к рынку утратило свою роль и значение. Ошибочность такого отношения к планиро­ванию отмечается даже за рубежом. Так, японский милли­ардер Х.Теравами сказал по этому поводу следующее: "Мы ничего не можем понять у вас. Мы в своё время взяли ваш план, наполни­ли его гибкими инструментами, и он у нас заработал. А теперь мы видим, что вы от плана отказались. Вы были умны, а мы, японцы, -дураки. Мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей". Ска­зано категорично, но во многом справедливо.
Планирование может охватывать различные периоды деятельности коллектива и на этой основе подразделяется на перспективное и текущее. Перспективным планом охватывается деятельность коллек­тива на несколько лет вперед. Период перспективного планирова­ния определяется областью планирования, что представлено на рис.1.




Бюджет предпри­ятия, АО




Комплектование

инженерных кадров




Финансирование круп­ных мероприятий




Разработка новых видов продукции




Создание новых видов оборудования




1 2 3 4 5

Годы
Рис.1. Области и периоды планирования.

Планирование может осуществляться различными методами. В тех случаях, когда перед коллективов встают задачи создания но­вых мощностей, организации производства новых видов продукции, находит применение программно-целевой метод планирования. Он включает в себя:

- определение проблемы и анализ ее исходного состояния;

- формирование комплекса целей, которые должны быть достигнуты;

- разработку перечня мероприятий по достижению программных це­лей;

- анализ возможных вариантов осуществления программы и выбор наиболее эффективного из них;

- назначение руководящего органа (или руководителя) по осуществ­лению принятой программы.

Ядром этого метода является разработка целе­вых комплексных программ (ЦКП). На основе целевой комплексной программы реализуется концепция перспективного социально-эконо­мического, научно-технического и организационного развития предприятия или акционерного общества (АО), обеспечивается более точный выбор самих направ­лений этого развития на или иной период времени; (включая и отдаленную перспективу). В каждой целевой программе строится "дерево целей", кото­рое представляет собой ступенчатую структуру, состоящую из главной цели и подцелей программы и отражающую их подчиненность и внутренние взаимосвязи. "Дерево целей" - это множество целей, в котором последующая цель дополняет цель более высокого уровня. Руководитель целевой программы назначается приказом директора предприятия или АО и подчиняется непосредственно директору (генеральному директору). Директор передает ему часть своих полномочий по оперативному управлению, учету и контролю за ходом работ, предусмотренных программой. У руководителя программы может быть свой аппарат управления. В ряде слу­чаев создается плановый совет по целевой программе.

Вместе с тем целевой подход к планированию и управлению тре­бует учета ряда обстоятельств. Прежде всего, то, что он порожда­ет многоначалие и, как следствие, - некоторую психологическую напряженность в отношениях между отдельными руководящими работниками. Да­лее то, что одновременная реализация большого количества прог­рамм усложняет управление, приводит к перегрузке руководителей предприятия или АО и к ослаблению координации работы коллектива. И, наконец, то, что не следует применять целевой подход для ре­шения всех задач. Многие задачи могут успешно решаться традиционными методами. Целе­вые программы являются, как правило, составными частями общего плана развития предприятия, АО. Они полезны и тогда, когда предприятие (АО) стремится выйти из состояния поразившего его кризиса.

Одним из примеров разработки целевых программ, относящихся к последнему времени, является “Программа работы с персоналом на Братском лесопромышленном комплексе”. В этой программе поставлены следующие основные цели:

- привлечение трудовых ресурсов,

- закрепление персонала на предприятии,

- подготовка и переподготовка кадров.

В число мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей, включены: использование рекламы, средств массовой информации, короткометражных фильмов о БЛПК; проведение работы в воинских частях, заключение контрактов со студентами старших кур­сов вузов; поддержание конкурентоспособности уровня зарплаты; создание и использование учебного центра по подготовке и пере­подготовке кадров, разработка программ непрерывного обучения для руководящего состава, направление специалистов на учебу за рубеж и др. Реализация программы рассчитана на ряд лет.
Для планирования ряда работ, выполняемых коллективом пред­приятия (АО), используется также сетевой метод, принципиальные положения которого состоят в следующем. Планируемый процесс де­лится, прежде всего, на составные элементы ("события" и "работы"). Затем строится сетевой график, на котором моделируется весь про­цесс изготовления какой-либо продукции, выполнения какой-либо работы или создания какого-либо объекта. На основе этого графи­ка проводится определение продолжительности выполнения всей ра­боты или программ (через нахождение на графике так называемого критического пути), выявление резервов для сокращения этой продолжительности и дается обоснование общего срока осуществления заданной программы. Сетевой метод планирования с успехом может

применяться при проведении реконструкции предприятия, АО, модер­низации и капитальном ремонте основного оборудования, освоении новых видов продукции, на строительных и других работах, т.е. там, где производственная деятельность коллектива имеет цикличный ха­рактер.

Новым видом планирования является разработка бизнес-планов. Слово “бизнес” (англ. business - дело) означает предпринимательскую деятельность, нацеленную на получение прибыли. Бизнес-план способствует выработке у руководителя, особенно молодого, навыков предпринимательской деятельности и освоению ее особенностей в рыночных условиях. 0н может служить и обоснованием для получения долгосрочных капитальных вложений (инвестиций).

Однако, чтобы бизнес-план в полной мере выполнял свое пред­назначение. при его разработке менеджерам следует принимать во внимание ряд особенностей самого бизнеса и накопленный опыт его осуществления. Еще О.Бальзак обращал внимание на то, что человек при любых обстоятельствах должен уметь подойти к делу так, чтобы предста­вить его себе с различных точек зрения, иначе дело может погиб­нуть.

Бизнес базируется на трех главных обстоятельствах; первое - потребитель (покупатель), второе – наличие у персонала глубоких специальных знаний о производстве продукции данного вида, третье - выпуск продукции (изделий) высокого качества, а одним из основных критериев успешности бизнеса является конкурентоспособность. Поэтому менеджеру нужно знать и учитывать эффект, который получит покупатель от предлагаемой продук­ции (или услуг), и что покупатель заинтересован в получении подробной информации о про­изводителе данной продукции (услуг).

В условиях конкурентного рынкам менеджерам необходимо ясно представлять, кто и сколько готов платить за ту или иную продукцию или услугу.

В прочности бизнеса определяющую роль играет "добавленная стоимость", т.е. разница между ценой, которую потребитель заплатил за изделие, и материальными затратами на него производителя. Добавленная стоимость - это результат работы организации (фирмы). Если этот результат невелик, организация (фирма) может рано или поздно обанкротиться.

Для успеха в бизнесе необходимо располагать современной технической базой, службой маркетинга и системой "провоцирования" покупки. Однако быть эффективным в бизнесе еще не означает быть самым совершенным во всех областях деятельности, т.е. эффективность обеспечивается тем, что усилия организации направлены в нужное русло – в сторону потребителя. Поэтому для выпуска действительно необходимой продукции нужно поддерживать контакты со многими людьми и знать, что происходит на рынке, нужно создать и поддерживать свой имидж. Здесь полезно проведение ежегодных опросов по поводу отношения потребителей к данной организации.

Успех бизнеса во многом предопределяется улучшением качества продукции. Во всем мире считается, что качество продук­ции (товара) - главный показатель конкурентоспособности пред­приятия-изготовителя. Этим во многом определяется и величина затрат на повышение качества изготовляемой продукции. Так, например, в фирмах США они составляют в среднем 3-5%, Западной Европы - 6-8%, Японии - 3% от общей суммы затрат. Известно и то, что такие затраты быстро окупаются. Подсчитано, что увели­чение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии проектирования дает прирост прибыли 20%.

Прочность организации на рынке в значительной степени определяется также ее успехом в повторном бизнесе, означающем, что у нее есть покупатели, стабильно потребляющие ее продукцию, т.е. у организации есть своя “платформа”. Практика показывает, что организации, фирмы, у которых повторяющиеся продажи составляют менее 80-90%, начинают сталкиваться с серьезными финансовыми проблемами, поскольку затраты на новые продажи примерно в 8-9 раз превышают расходы на повторяющиеся продажи. Но рынок постепенно изменяет интерес к тем или иным группам покупателей, а именно: те, кто раньше представляли большой инте­рес, спустя какое-то время могут перейти в разряд менее значимых, а изделия, которые еще вчера были современными, завтра могут стать старомодными. Поэтому необходимо, чтобы 10-15% товаров были ори­ентированы на будущее. Это создает необходимую гарантию безопас­ности организации в будущем.

Зарубежный опыт свидетельствует, что обычно проходит 3-4 года, пока предприниматель начнет получать прибыль от изготовления нового товара. следовательно, для успеха на рынке тоже требуется 3-4 года.

Исходя из этого срока и необходимо оценить, во что обойдется начинание, и какими средствами организация (фирма) готова рискнуть.

И, наконец, при выходе на новый рынок нужно быть уверенным в правильном выборе предлагае­мой системы сервиса и доставки, нужно помнить о своих клиентах и делать для них все, чтобы они остались довольны. Следует неуклонно добиваться доверия потребителей к организации. А это возможно только в том случае, если бизнес ведется честно. Все эти положения необходимо учитывать при разработке бизнес-планов.

В бизнес-плане выделяется несколько разделов:

- продукция или вид у слуг,

  • оценка рынка сбыта и конкуренция,

  • стратегия маркетинга,

- план производства,

- организационный план,

- оценка риска и страхование,

- финансовый план и стратегия финансирования.

В разделе "Продукция или вид услуг" дается обоснование тому, какие потребности призваны удовлетворять новый продукт, изделие и какие выгода они дают потребителю. При создании новой техничес­кой продукции в этом разделе отражаются и вопросы технического сервиса.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Менеджмент iconТ. А. Лелявина Инновационный менеджмент
Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507....
Менеджмент iconРасписание занятий на факультете истории и менеджмента направление...
«менеджмент» профиль «Менеджмент организации» на II семестр 2012/2013 учебного года
Менеджмент iconКурсоваяработа по дисциплине: «Менеджмент» Тема : «Виды менеджмента»
Менеджмент – от английского слова «managa» – управлять. Следовательно, финансовый менеджмент – управление финансами, т е процесс...
Менеджмент iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент» по направлению «Производственный менеджмент» «Инновационный менеджмент»,...
Менеджмент iconМенеджмент
Производственный менеджмент: Тексты лекций. – Мн.: Но ООО «бип-с», 2002. – 100 с
Менеджмент iconVI. Финансы и финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой...
Менеджмент iconРабочая программа по дисциплине: Производственный менеджмент для...
Лист согласований рабочей программы по дисциплине «Производственный менеджмент» для специальности 061100 (080500. 65. 12) «Менеджмент...
Менеджмент iconРасписание занятий 2012-2013 учебный год Специальность «Менеджмент...

Менеджмент iconРасписание занятий 2012-2013 учебный год Специальность «Менеджмент...

Менеджмент iconРегулярный менеджмент
Формирование понятия менеджмент как профессиональная деятельность, сочетание теории, практики и этики управления организациями
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница