Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров


Скачать 80.21 Kb.
НазваниеИзвестно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров
Дата публикации18.04.2013
Размер80.21 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Автосервис «М-К»
Электронный диагност



Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров. Неисправности в одном из цилиндров часто бывают внешне неза­метны, поскольку ДВС чаще всего эк­сплуатируется на неполных нагрузках, и небольшое снижение мощности и экономичности не сразу удается заме­тить.

К «незаметным» неисправностям от­носятся снижение компрессии в одном из цилиндров, ухудшение искрообра-зования из-за неисправности свечи за­жигания или высоковольтной цепи, уве­личение зазоров в узле привода кла­панов, неравномерное распределение бензиновоздушной смеси по цилинд­рам. И если к незначительному сниже­нию мощности двигателя многие авто­любители относятся довольно безраз­лично, то с ухудшением экономичности мириться сейчас никто не хочет.

Своевременное обнаружение неис­правности позволяет поддерживать дви­гатель в хорошем техническом состоя­нии, поэтому желательно периодичес­ки (например, раз на 10 тыс. км про­бега) проверять эффективность рабо­ты каждого из цилиндров двигателя. Сделать это можно с помощью элект­ронного измерителя мощности (рис. 1).

На рисунке 2 приведена функцио­нальная схема малогабаритного прибо­ра, позволяющего измерять относительную мощность цилиндров четырехци-линдрового карбюраторного двигате­ля без нарушения штатной электропро­водки автомобиля. Устройство снаб­жено также тахометром с двумя пре­делами измерений: до 2500 об/мин и до 1000 об/мин, предназначенным для подбора оборотов холостого хода, ре­гулировки карбюратора и проверки зависимости угла опережения зажига­ния от частоты вращения коленвала (с дополнительным использованием се­рийного стробоскопа).

Относительная мощность, отдаваемая отдельными цилиндрами двигателя внутреннего сгорания, является обоб­щенной характеристикой технического состояния проверяемого цилиндра. Поэ­тому о его работе можно судить по падению частоты вращения коленвала при отключении данного цилиндра. Причем отношение величины падения частоты вращения к частоте вращения коленвала при работе на всех цилинд­рах и является характеристикой мощ­ности, отдаваемой проверяемым ци­линдром.

После подсоединения прибора к эле­ктросети автомобиля и запуска двига­теля импульсы с первичной обмотки катушки зажигания через согласова-тель уровня поступают на одновибра-тор, который формирует бездребезговый («чистый») сигнал, поступающий на счетный вход счетчика и на тахо­метр.

Импульсный сигнал с датчика калиб­ровки прибора поступает на вход R счетчика, обеспечивая его однозначное состояние соответственно импульсу на свече одного из четырех цилиндров двигателя.

Дешифратор определяет состояние счетчика, причем на его выходах сиг­налы появляются синхронно с высоко­вольтными импульсами, поступающими на свечи соответствующих цилиндров.

При замыкании одного из переключателей «Выбор цилиндров» отрица­тельный перепад напряжения, соответ­ствующий замыканию контактных плас­тин прерывателя, поступает с дешифра­тора на транзисторный ключ. Он от­крывается и подключает анод стаби­литрона к общему проводу на весь период формирования искры. Поэто­му ЭДС самоиндукции катушки зажи­гания не превысит напряжения стаби­лизации стабилитрона для тех импуль­сов, которые поступают на свечу вы­бранного цилиндра. Таким образом ог­раничив ЭДС самоиндукции до 18... 24 В, устраняют искрообразование в свече выбранного цилиндра, и он вы­ключается из работы.

Принципиальная схема прибора пред­ставлена на рисунке 3. Согласователь уровня выполнен на стабилитронном ограничителе напряжения R1, С1, VD1 и эмиттерном повторителе на VT1. Кон­денсатор С1 обеспечивает интегрирова­ние коротких импульсов. Величины R1 и R4 выбраны такими, чтобы обеспечить надежное согласование уровня сигна­лов микросхем с амплитудой высоко­вольтных (300...400 В) и низковольтных (18...24 В) импульсов, наводимых на пер­вичной обмотке катушки зажигания.



Рис. 1. Внешний вид электронного измерителя мощности.



Рис. 2. Функциональная схема прибора:

1 — первый согласователь уров­ня, 2 — первый одновибратор, 3 — второй согласователь уров­ня, 4 — тахометр, 5 — счет­чик, 6 — дешифратор, 7 — транзисторный ключ.
Одновибратор выполнен на элементах 2И-НЕ DD1.1—DD1.3, транзисторе VT2, диоде VD2, конденсаторе С4 и резис­торах R5—R7. Устройство устраняет влияние дребезга контактов как при замыкании, так и при размыкании кон­тактных пластин прерывателя.

В исходном состоянии, когда преры­ватель разомкнут, на вход первого со-гласователя уровня поступает сигнал величиной около 12 В, и на резисторе R4 будет потенциал логической 1. Поскольку сопротивление R5 меньше 1,6 кОм, на выходе элемента DD1.1 ус­тановится уровень логического 0, кон­денсатор С4 будет разряжен. В момент замыкания прерывателя на эмиттере транзистора VT1 установится потенциал логического 0, конденсатор С4 начнет заряжаться, но одновременно открыва­ется транзистор VT2, который препят­ствует зарядке С4, и на резисторе R5 устанавливается уровень логической 1. В момент размыкания контакта преры­вателя транзистор VT2 закрывается, разрешается зарядка конденсатора С4. Время задержки выбирается больше, чем период переходного процесса, со­ставляющий около 3...5 мс. Потенциал на резисторе R5 падает до значения порога переключения элемента DD1.1, появление уровня логической 1 на вы­ходе которого приводит к срабатыва­нию элемента DD1.2, и конденсатор С4 разряжается. Диод VD2 предохраня­ет вход DD1.1 от импульса отрицатель­ного напряжения, возникающего при перезарядке С4. Одновибратор перехо­дит в исходное состояние и готов к формированию следующего импульса.

Второй согласователь уровня собран также по схеме стабилитронного огра­ничителя напряжения на элементах R2, R3, С2, VD3, СЗ, VD4.

Счетчик выполнен на двух D-триггерах, а дешифратор на четырех элемен­тах 2И-НЕ с открытым коллектором, до­пускающим на нем повышенное напря­жение. На транзисторах VT3, VT4 со­бран транзисторный ключ. Максимально возможное напряжение на коллекторе VT3 ограничивается цепочкой стабили­тронов VD8, VD9, а скорость нарастания напряжения — конденсатором С12. Питается прибор от стабилизатора на­пряжения, выполненного на транзисто­ре VT5 и стабилитроне VD10. Диод VD6 защищает устройство при подсое­динении аккумулятора в обратной по­лярности-. Светодиод HL1 показывает наличие питающего напряжения. Дрос­сель L1 совместно с конденсаторами С13 и 14 образует фильтр в цепи пи­тания. Тахометр собран на интеграль­ном одновибраторе.

В приборе применены микросхемы серии К155. Допускается использование МС других серий, например К131, К158, К531, К555, К133, однако, возможно, по­требуется изменить номиналы резисто­ров R4, R5. Транзисторы: VT1 — лю­бой маломощный кремниевый с h21Э>50, например КТ315, КТ301, КТ306, КТ312, КТ3102; VT2—КТ361, КТ3107, КТ326; VT3 должен выдерживать обратное на­пряжение UK6o не менее 400 В и ком­мутировать токи не менее 4 А, поэто­му могут быть использованы серии КТ828, КТ812, КТ809; VT4, VT5 средней мощности типов КТ814, КТ816, КТ626 и КТ815, КТ817, КТ608 соответственно. Все перечисленные транзисторы — с любым буквенным индексом.

Стабилитроны: VD1, VD4 должны иметь напряжение стабилизации в пре­делах 2,4 В...4,5 В; VD7 — от 15 В до 30 В, поэтому здесь подойдут марки Д815Ж, Д816А, Д816Б; VD8 и VD9 ог­раничивают напряжение на коллекторе транзистора VT3 на уровне 300...380 В. Диоды VD27 VD5 маломощные крем­ниевые КД503, КД509, КД510, КД521 или КД522 с любым буквенным индек­сом.

Резисторы — МЛТ-0,5. Конденсаторы: С1, С2, С5—С8, С14—КЛС, К10-6в, МБМ и др.; С4 К53-19, К53-16 или КМ-6 близкого номинала; С12 должен быть рассчитан на напряжение не ниже 400 В; С13 — любой оксидный на напряжение значением не менее 16 В и емко­стью не ниже указанной на схеме; СЮ, С11 выбираются с наименьшим ТКЕ, на­пример К73-11, К73-17.

Микроамперметр типа М906 со шка­лой 0—100 мкА. Дроссель намотан на кольце КЮхбхЗ из феррита 2000НМ и содержит 50 витков провода ПЭВ-2 0,2.

Регулировку и настройку прибора на­чинают с проверки правильности мон­тажа. Затем, подключив источник пита­ния к выводам «0 В» и +«12 В», про­веряют стабилизатор напряжения. На­пряжение на эмиттере VT5 должно быть в пределах (5±0,25) В. Настройку тахометра выполняют по верхним пре­делам измерений.

На вход первого согласователя уро­вня подают относительно общего про­вода импульсный сигнал частотой 83,3 Гц и амплитудой не менее 12 В от внешнего генератора при положении переключателя «2500 об/мин», и с по­мощью подстроечного резистора R11 устанавливают стрелку прибора на по­следнее деление шкалы. Затем пере­ключают предел измерения на 1000 об/мин, подают частоту 33,3 Гц и повторя­ют настройку с помощью резистора R12.

При настройке тахометра можно так­же использовать частоту сети 50 Гц, по­давая сигнал через разделительный трансформатор и диод на вход перво­го согласователя уровня, что соответ­ствует 1500 об/мин. Тогда второй диапазон настраивают не на 1000 об/мин, а на 1500 об/мин (конечное значение шкалы), переградуировав затем шкалу микроамперметра.

Прибор смонтирован на печатной плате, изготовленной из фольгирован-ного стеклотекстолита толщиной 1,5...2 мм (рис. 4). Ее фиксируют через резь­бовые стойки винтами крепления мик­роамперметра к корпусу. Чтобы лучше защитить прибор от помех, корпус вы­полняется из металла, например из алюминиевого сплава, и соединяется с общим проводом.



Рис. 3. Принципи­альная схема измерителя мощности ЛВС:

DD1 К155ЛАЗ, DD2 К155ТМ2, DD3 К1.5.5ЛА11, DD4 К155АГ1.
В качестве датчика использован за­жим типа «крокодил», губки которого сформованы под наружный диаметр вы­соковольтного провода, идущего к све­че зажигания. Зажим крепится на вы­соковольтном проводе первого цилинд­ра.

Датчиком может также служить лю­бой изолированный многожильный про­вод, обвитый 5...7 раз вокруг высоко­вольтного провода первого цилиндра.

Работают с прибором следующим об­разом. Предварительно прогрев до ра­бочей температуры и заглушив двига­тель, подключают с помощью зажимов «крокодил» провода: «+12 В» и «0 В»— к цепям электропитания автомобиля, «ПР» — к прерывателю, а «Калибр» — через датчик к высоковольтному про­воду первого цилиндра. Тахометр ус­танавливают на предел «2500 об/мин». Затем проверяют правильность выбора цилиндров кнопочным переключателем SB2. Для этого отсоединяют от свечи второго цилиндра высоковольтный про­вод, запускают мотор и нажатием кла­виши «2» (SB2.4) отключают второй ци­линдр — режим работы двигателя не должен измениться. В противном слу­чае последовательным нажатием кно­пок SB2 находят положение второго цилиндра, а затем аналогичные опера­ции выполняют с третьим и четвертым цилиндрами. (На схеме оцифровка пе­реключателя показана для двигателя автомобиля ВАЗ с порядком работы цилиндров 1-3-4-2).

Теперь можно приступить к измере­ниям. Запускают двигатель, дают ему поработать около минуты и при помо­щи ручного привода газа (тяги пуско­вого устройства) выводят на режим 1000 об/мин. Переключают тахометр на диапазон «1000 об/мин» (что соответст­вует условным 100% мощности) и еще раз регулируют число оборотов.

Замыканием контактов SB2 поочеред­но выключают каждый из четырех ци­линдров и, считывая показания тахо­метра (по микроамперметру), получа­ют характеристику относительной мощ­ности в процентах, отдаваемой каждым из проверяемых цилиндров.

Каждое последующее отключение ци­линдра выполняют после включения в работу всех четырех цилиндров и вы­хода двигателя на исходный режим ра­боты (1000 об/мин). Для достовернос­ти измерения проводят два-три раза.



^ Рис. 4. Печатная плата прибора со схемой расположения элементов.
Если относительные мощности, отда­ваемые каждым из цилиндров, прибли­зительно одинаковы, износ двигателя считается равномерным, локальные де­фекты отсутствуют. Когда обнаружен цилиндр с малой относительной мощно­стью, уточняют причину неисправности. Ею может быть дефектная свеча (ра­ботоспособность которой, возможно, окончательно еще не утрачена), про­бой высоковольтного провода (вклю­чая изолирующие резиновые колпач­ки), дефект крышки распределителя в зоне контакта с проводом данного цилиндра, падение компрессии.

С транзисторной системой зажигания провода ПР подключают к коммутируе­мому выводу первичной обмотки ка­тушки зажигания. В режиме тахомет­ра провод ПР можно подсоединить к контактным пластинам прерывателя.
В. БАКАНОВ,

Э. КАЧАНОВ,

г. Черновцы
ж. Моделист-конструктор N ??

Подп. к печати 27.11.87 г.
OCR Pirat

Похожие:

Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconЛабораторная работа №1
В настоящее время двигатель внутреннего сгорания является основным видом автомобильного двигателя. Двигателем внутреннего сгорания...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconСеместровая работа № На тему: Расчет теоретического(термодинамического)...
На тему: Расчет теоретического(термодинамического) цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания (двс) и газотурбинной установки...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconМетодические указания к расчетно-графической работе по курсу «Судовые...
Одесского национального морского университета в соответствии с рабочими программами дисциплин „Судовые двигатели внутреннего сгорания...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconНазначение, основные технические характеристики бензопилы
Принцип действия мотоинструмента основан на преобразовании энергии, получаемой от двигателя внутреннего сгорания (двс) в механическую...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconНаименование цикла тепловой машины
Цикл с подводом теплоты при υ =const (цикл Отто) применяется в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. Такты двигателя представлены...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconBayerische Motoren-Werke ag, Petuelring 130, 80809 Munchen 40, Deutschland
В 1913 г на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто,...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconСистема экономии топлива sef-standart Дизель и карбюратор
Автомобильный водородный генератор sef-standart оптимизирован для работы с карбюраторными и дизельными автомобилями с объемом двигателя...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconЛабораторная работа №1 Контрольный осмотр двигателя Цель работы
...
Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconКлассификация легковых автомобилей осуществляется по рабочему объему...

Известно, что мощность и экономич­ность многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания зависят от эф­фективности работы каждого из его цилиндров iconТехнологии работы биокатализатора mpg отличаются от химической присадки....
Садки к топливу являются обычными детергентами, то есть простыми очистителями камеры сгорания. Катализатор mpg также мягко очищает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница