Методические рекомендации по выполнению


Скачать 338.05 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению
страница1/3
Дата публикации18.04.2013
Размер338.05 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


КОСАК А.А.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Минск, 2011

ББК 65.018.5


Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Экономическая теория». – Минск: БГУИР, 2011. - 14 с.

Данные задания контрольной работы и методические указания по их выполнению предназначены для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, изучающих курс «Экономическая теория» на неэкономических специальностях.

Составитель: Косак А.А., старший преподаватель кафедры «Информационных систем и технологий». Эл. почта kosak67@mail.ru .

Рецензент:


Ответственный за выпуск:

ВВЕДЕНИЕ
Данные методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих курс «Экономическая теория» на неэкономических специальностях и составлены в соответствии с рабочей программой курса.

Основной формой изучения курса «Экономическая теория» для студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа, одним из направлений которой является выполнение контрольной работы.

Целью данной контрольной работы является проверка и углубление знаний, полученных при изучении теоретических и научно-практических вопросов экономической теории.

Выполнение данной контрольной работы призвано стимулировать самостоятельную работу студентов по изучению курса экономической теории, направлено на формирование знаний основных категорий экономической теории, развитие навыков логического мышления, обобщения и умения делать верные выводы.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждый вариант контрольной работы, предлагаемый студентам-заочникам, состоит из пяти заданий.

Приступая к выполнению заданий контрольной работы, необходимо, прежде всего, правильно выбрать свой вариант, который определяется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Например, номер зачетной книжки 182421-03. Тогда номер варианта контрольной работы будет соответствовать последним двум цифрам, то есть «03». Контрольные работы, выбранные произвольно, проверке не подлежат.

Каждое задание выполняется на листах формата А4 (сшитых), в той последовательности, которая определена вариантом. Сначала переписывается содержание первого вопроса, затем дается краткий ответ (1-1,5 стр.) и т.д.

Если вопрос приводится в виде теста, то, переписав соответствующий тест, необходимо указать ответ, который Вы считаете правильным, полностью привести его содержание и обязательно дать обоснование.
Например:

Концепция социального рыночного хозяйства своей популярностью «обязана»:

а) философии экономической свободы Ф. Хайека

б) экономическим реформам Л. Эрхарда

в) моделям экономического роста Р. Харрода и Е. Домара

г) монетаристским рецептам М. Фридмена
Ответ: правильный ответ – б).

Людвиг Эрхард (1897—1977) известен как один из авторов кон­цепции «социального рыночного хозяйства» и «конструктор» нового хозяйственного порядка. При его непосредственном участии был раз­работан план и проведена денежная и экономическая реформа, в ходе которой Западная Германия вышла из послевоенного кризиса и вско­ре достигла впечатляющих результатов.

Л. Эрхард понимал, что «замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо весьма непросто «при вышедшей из естественного равновесия эконо­мике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».

Стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы явилась лишь необходимой предпосылкой успеха. Поставить на ноги рухнув­шую экономику с помощью одной денежной реформы и финансовых упражнений было бы немыслимо.

«Противники рыночного хозяйства, — говорил Эрхард, — прямо-таки с беспардонной назойливостью стремятся внушить народу, что экономические и социальные успехи... достигнуты исключительно благодаря валютной реформе и другим счастливым обстоятельствам, но отнюдь не осуществленному мною повороту курса экономической политики. Конечно, во время валютной реформы было важно исполь­зовать все открывшиеся тогда возможности, однако всякому непред­убежденному человеку ясно, что решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонентов — валютной реформы и политики рыночной экономики».

Помимо этого успех экономической реформы был достигнут бла­годаря следующим обстоятельствам:

  1. тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана (хомбургского — по имени города, где работала комиссия специалистов) продолжались около двух лет;

  2. несмотря на разрушения военного времени в стране сохранилась мощная производственно-техническая база;

  3. Германия получила существенную финансовую и ресурсную поддержку со стороны США и ряда западных держав;

  4. подъему производства способствовал неудовлетворенный, быстро растущий спрос населения;

  5. существенную роль сыграло устойчивое управление; экономи­ческий курс проводился последовательно, своевременно корректиро­вался.

Реформа, проведенная Л. Эрхардом, занимавшим пост министра эко­номики, а затем канцлера, вошла в учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации решений, пример эффективного использования средств и методов преобразований.

* * *
Задачи также сначала переписываются, а затем приводится весь ход решения.
Например:

Стоимость машины равна 100 тыс. руб., срок службы – 10 лет. Через три года ее использования стоимость подобных машин понизилась до 80 тыс. руб. Рассчитайте потери морального износа техники.

Решение:

Общая сумма потерь представляет собой разницу между остаточной стоимостью машин и оборудования в старой оценке и их остаточной стоимостью в новой оценке.

За три года износ (амортизация) составил А= 100/(10∙3) = 30 тыс.руб.

Следовательно, остаточная стоимость машин составляет Сост = 100 – 30 = 70 тыс.руб.

Износ (амортизация) в новой ее цене равен Анц= 80/(10∙3) = 24 тыс.руб., а остаточная стоимость Сост/нц= 80 – 24 = 56 тыс.руб.

Поэтому потери от морального износа техники в результате удешевления ее изготовления составляют 70 – 56 = 14 тыс. руб.

Ответ: потери от морального износа техники составили 14 тыс. руб.
^ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть оформлена следующим образом.

На титульном листе необходимо указать название учреждения образования, название дисциплины, по которой выполняется работа, фамилию и инициалы студента, номер варианта (пример титульного листа можно скачать здесь: http://iit-bsuir.by/documents-for-students.aspx). Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента. Объем работы – не более 8 - 10 листов формата А4.

В конце работы следует указать список литературы, использованной при написании контрольной работы, дату завершения и поставить подпись.

«Зачет» по контрольной работе ставится при правильных ответах на все задания.

Прием контрольных работ на рецензирование осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным деканатом.
Список рекомендуемой литературы


  1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003.

  2. Андреев Б. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. - М.: Бизнес, 2001.

  3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  4. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. - М.: Международные отношения, 1994.

  5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003.

  6. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Юрайт, 2003.

  7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. - М.: МГУ, Изд-во «Дело и Сервис», 1999.

  8. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень. - М.: Дело, 2002.

  9. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997.

  10. Курс экономической теории / Под ред. М. Чепурина, Е.Киселевой. - Киров, 2002.

  11. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  12. Мэнкыо Г. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003.

  13. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.

  14. Нуреев Р. Курс микроэкономики. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998.

  15. Экономическая теория / Под общ. ред. В. Видяпина, А. Добрынина, Г. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  16. Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д. Москвина. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

  17. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

  18. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.

  19. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003.

  20. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Макроэкономика. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

  21. Фишер С., Дорнбуш Р, Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД, 1993.

  22. Экономика / Под ред. А. Архипова, А. Нестеренко, А. Большакова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.

  23. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

  24. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2003.

  25. 50 лекций по микроэкономике: В 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 2000.

  26. Агапова И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Экономистъ, 2004.

  27. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса – М: Политиздат, 1985.

  28. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Экономистъ, 2003.

  29. Бартенев С.А. экономические теории и школы (история и современность). – М.: Изд-во БЕК, 1996.

  30. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М: Дело Лтд, 1994 .

  31. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991.

  32. Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Изд. дом Дашков и К, 2000.

  33. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти тт. / Под ред. В.Н. Черковец. - М.: Мысль, 1987-1994.

  34. Жид Ж., Рист Ш. История экономических учений. - М: Экономика, 1995.

  35. История экономических учений. / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М: ИНФРА-М, 1998.

  36. История экономических учений / Под общ. ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой. – М.: Инфра-М, 2000.

  37. История экономических учений / Под ред. В.С.Адвадзе, А.С.Квасова. – М.: ЮНИТИ, 2002.

  38. История экономической мысли в России: /Под ред. А.Н. Макаровой – М: Закон и право, 1996.

  39. Костюк В.Н. История экономических учений – М: Центр, 2001.

  40. Левита Р.Я. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  41. Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX-XX вв. - М.: Теис, 2002.

  42. Сурин А.И. История экономики и экономических учений – М: Финансы и статистика, 1998.

  43. Титова Н.Е. История экономических учений. - М: Владос, 1997.

  44. Ядгаров Я.С. История экономических учений – М.: ИНФРА – М, 2001.


Пример оформления титульного листа


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования
^ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий
Специальность_________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу ^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Вариант №_____

Студент-заочник___ курса

Группы №______________

ФИО __________________

_______________________

Адрес__________________

_______________________

Тел. ___________________


Минск, 2011

^ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1
1. При одновременном повышении доходов покупателей и внедрении ресурсосберегающих технологий в производство цена и объем продаж нормального товара изменятся следующим образом:

а) объем продаж сократится, цена вырастет;

б) объем продаж вырастет, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;

в) цена вырастет, объем продаж может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменным;

г) объем продаж сократится, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной.

^ Поясните свой выбор ответа
2. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:

а) акция

б) недвижимость

в) облигации

г) деньги

д) товары первой необходимости

Поясните свой выбор ответа
3. Вам предлагают купить акции предприятия, которое собирается инвестировать средства в разработку нового месторождения нефти. Вероятность успеха – 1/3, неудачи 2/3. В случае успеха на акцию можно будет получить 60 денежных единиц, в случае неудачи – 12 денежных единиц. За какую цену Вы будете готовы купить эти акции?


  1. Через год планируется покупка нового автомобиля, текущая цена которого составляет 360 тыс. денежных единиц. Годовая ставка банковского процента равна 10%. Ожидаемый уровень инфляции – 5%. Какую сумму денег следует положить сегодня в банк, чтобы при указанных условиях Вы смогли через год купить новый автомобиль?




  1. Номинальный ВВП = 750 млрд. долл., естественный уро­вень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен в стране? (Коэффициент Оукена = 2,5).



ВАРИАНТ 2
1. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) Выпускаются дифференцированные товары.

б) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

в) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

г) Выпускаются однородные товары

д) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

^ Поясните свой выбор ответа


  1. Что означает следующая ситуация: возрастание цены на хлеб не вызывает снижения спроса на него:

а) закон спроса здесь не действует.

б) хлеб является товаром Гиффена.

в) хлеб является инфериорным товаром.

г) все ответы неверны.

^ Поясните свой выбор ответа
3. Вы имеете доход в 2 тыс. долларов в месяц. Неожиданно Вам делают предложение о новом месте работы с негарантированным уровнем дохода. При благоприятном исходе дела Ваш доход мо­жет составить 6 тыс. долларов, при неблагоприятном - 1,5 тыс. долларов. Причем уровень общей полезности для Вас при доходе в 2 тыс. долларов составляет 15 единиц, при доходе в 6 тыс. долларов — 20 единиц, а при доходе в 1,5 тыс. долларов — 12 единиц. Вероятность исхо­да предлагаемого Вам дела составляет 0,5. Определите ожидаемый доход и ожидаемую полезность. Стоит ли принимать предложение о новом месте работы?
4. Основной капитал фирмы «Электролюкс» оценивается в 30 млн. долларов. Срок его службы 5 лет. Через три года в результате технических нововведений рыночная цена аналогичного оборудования снизилась на 20%. Что в этой ситуации произойдет с основным капиталом фирмы и каковы будут ее потери?
5. Имеется следующая информация: Численность занятых 85 млн. человек. Численность безработных 15 млн. человек.

а) рассчитайте уровень безработицы.

б) месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально заре­гистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь:

(1) численность занятых, (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ по...
Экономическая география и регионалистика [Текст]: методические рекомендации по выполнению курсовой работы / сост.: И. А. Козьева,...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы для слушателей
Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: методические рекомендации...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Беденко Н. Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н. Н. Беденко. – Тверь: ООО «Пирамида ххi»,...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Балалова Е. И., Гужавина Н. М., Чижова Л. П., Малиева Ф. Г., Фейзрахманова Н. М. Методические рекомендации по выполнению и защите...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов...
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры управления
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «экономика»
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «экономика» для технических специальностей (сост к э н.,...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы...
Семейное право: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы / А. А. Куштым. – Челябинск: ноу южно-Уральский...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации
Методические рекомендации к выполнению раздела «Экономика» дипломного проекта студентов специальностей 270100, 270200, 270900/ Каз...
Методические рекомендации по выполнению iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница