Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии


Скачать 495.32 Kb.
НазваниеВыход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер495.32 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
Внешняя политика Японии

Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии, задачам обеспечения её экономических интересов практически во всех регионах, а также обозначил курс на активизацию связей с теми странами, которые предоставляют для Японии наибольший интерес как рынки сбыта или источники поступления сырья и топлива.

Придавая первостепенное значение развитию отношений с крупными капиталистическими державами, Япония отдаёт приоритет своим контактам и связям с США. Япония дала согласие на использование США её научно - технического и интеллектуального потенциала для создания новых космических видов оружия.

Став одним из трёх центров современного капиталистического мира, Япония придаёт важное значение обеспечению его политической и экономической стабильности, добиваясь с этой целью расширения и укрепления разносторонних связей с США и ведущими странам Западной Европы, координации деятельности с ними на международной арене. В тоже время Япония стремится в полной мере использовать в своих интересах противоречия между США и государствами Западной Европы, учитывать изменения в их отношениях с третьими странами, обращать себе на пользу относительное ослабление позиций своих конкурентов в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Немаловажное значение для определения ориентиров внешней политики имеет географический фактор. Как единственная развитая капиталистическая держава, расположенная в Азии, в непосредственной близости от менее развитых капиталистических стран, Япония рассматривает азиатско - тихоокеанский регион, как сферу своего преобладающего влияния.

Центральным звеном экономического сотрудничества на частном уровне являются зарубежные капиталовложения частные инвестиции в развивающихся странах вкладываются, в основном, в торговлю и кредитно - финансовую сферу. Прямые частные инвестиции играют всё более активную роль в научно - техническом и торговом обмене.

Научно - технического сотрудничества Японии с молодыми государствами осуществляется по следующим направлениям:

- Передача технологии и управленческого опыта.

- Совместные научные исследования и разработки.

- Подготовка высококвалифицированных национальных кадров.

На процесс формирования внешней политики Японии сильное воздействие оказывает и ряд факторов внутриполитического порядка. Сконцентрировав в своих руках контроль над экономикой, монополии, тем не менее, не в силах полностью подчинить своему влиянию политическую жизнь страны. При разработке внешнеполитических акций, правительство не может руководствоваться исключительно интересами монополитического капитала, оно должно принимать во внимание настроения и требования широких масс населения, учитывать влияния, которые могут оказать на внутриполитическую обстановку те или иные шаги на мировой арене.

Идея американской исключительности и внешняя политика США

С каждым прошедшим годом у Америки возникает все больше проблем с формированием внешней политики. Одна из причин такого положения вещей заложена в характере нашей нации на генетическом уровне и поэтому до сих пор остается почти неизученной.

Эти черты характера сложились в процессе создания нашего государства и укрепились на протяжении тех лет, когда страна доминировала на международной арене. В современном, стремительно меняющемся мире обстановка требует гибкости и проницательности в отношениях с друзьями и противниками, а политическая линия, основанная на применении силы, становится все менее пригодной и оправданной, в результате чего данные особенности превращаются в серьезное бремя, мешающее разрабатывать и проводить в жизнь реалистичную и эффективную внешнюю политику.

Источником всех вышеуказанных бед является широко распространенное в обществе и народе мнение о том, что Соединенные Штаты представляют собой уникальное государство, исключительно добродетельное на словах и на деле, причем правительство и политические партии не устают напоминать нам об этом. Данная точка зрения, воспринимаемая в качестве аксиомы, берет свое начало в истории нашей демократии, а годы безраздельного могущества, которым обладали США в период после Второй мировой войны, только укрепили нас в таких взглядах. То, что мы несем миру исключительно добро и поэтому имеем неограниченное право на применение силы, сегодня воспринимается как данность. Политики, не разделяющие эту точку зрения, почти не имеют шансов на успешную карьеру. Хотя подобные взгляды и не лишены оснований, они являются крайне опасными в нынешнее время, когда Америка утрачивает свою мощь и влияние, но не перестает верить в созданные ей самой мифы.

Безраздельная вера в нашу исключительную добродетельность заставляет нас считать, что США обладают не только обширными возможностями, но и правом совершать такие действия, которые не позволены ни одной другой стране. Мы мним себя героями и полагаем, что наше дело всегда правое, особенно в тех случаях, когда используем силу. При необходимости мы разрешаем себе нарушать наши законы и осуществлять все виды тайных операций, включая даже запланированные убийства, в целях защиты демократической системы и наших интересов. Время от времени в разных инстанциях раздаются голоса людей, не разделяющих это мнение, однако вера в добродетельность и правоту Америки всегда побеждает. Вторжение в Ирак мы оправдывали не только предполагаемым наличием у режима этой страны оружия массового поражения, но и тем, что, поступая таким образом, наше государство несет иракскому народу свободу, жертвуя жизнями своих граждан для достижения этой благородной цели.

Такая вера в свою исключительность и правоту и определяет характерные черты нашего внешнеполитического курса. Вот наиболее очевидные из них:

Амнезия. Осмысливая свою внешнюю политику, мы, как правило, игнорируем прошлое, эта особенность присуща всему нашему обществу. История для нас начинается сегодня, особенно в тех случаях, когда страны, против которых мы начинаем какие-либо действия, являются слабыми, авторитарными или воспринимаются, как олицетворение зла. Мы считаем эти государства плохими, заслуживающими смены режима, и готовы действовать даже силовыми методами, невзирая на их исторические или культурные особенности. Действительно, как только правительство США решает начать войну, наше общество поражает некое умышленное ослепление.

Подобная забывчивость характерна для нашей внешней политики в любом регионе, однако сегодня Ближний Восток является, наверное, самым ярким примером в этом плане. Мы действуем такими методами в отношении любой страны данного региона, даже тех государств, ситуация в которых обусловлена историческими причинами.

Наши предыдущие интервенции – прямые и скрытые – не стали поводом для сомнений и осторожности в будущем, ведь, по нашему мнению, мы преследовали исключительно благородные цели или искренне считали, что наша безопасность находится под угрозой. Между тем, на толкование понятия «безопасность», несмотря на все заверения морального характера, сильное влияние оказывает инно внутренняя политика.

Иногда подобная амнезия проявляется в отношении того, что происходило совсем недавно. Ярким примером такого положения вещей является возвращение к активной общественной жизни неоконсерваторов, которые несут ответственность на разрушительную внешнюю политику, которую США проводили в последнее десятилетие.

Чтение нравоучений. Вера в нашу исключительность и добродетельность сделала нашу страну самым главным проповедником в мире, считающим себя оракулом в последней инстанции. Наш хорошо организованный и финансируемый частный сектор не дает правительству забыть об уникальности США, их призвании.

Благодаря своему красноречию г-н Обама хорошо вписался в эту игру. Его последнюю проповедь в адрес арабского мира, прочитанную им в ООН, американская общественность встретила аплодисментами, несмотря на то, что в речи президента почти не содержалось указаний на то, как он намерен действовать в отношении арабских стран. Даже находящиеся в оппозиции республиканцы приветствовали и превозносили это выступление, по существу полностью игнорирующее историю.

Требование соблюдения определенных правил. Соединенные Штаты постоянно напоминают многим странам, особенно Китаю, о том, что если они хотят стать частью международного сообщества, им необходимо играть по правилам, т.е. соблюдать те нормы поведения, которые по большей части сформулировала и ввела в обиход именно наша страна. На самом деле, эти правила в целом являются не такими уж и плохими.

С нашей точки зрения, не соблюдать эти нормы вправе только одно государство – США – вследствие своей исключительной добродетельности. Мы настаиваем на том, что являемся в этом плане исключением, и часто нарушаем правила в угоду нашей внутренней политике. Вместе с тем, такое поведение считается абсолютно недопустимым, например, для корейцев – если они не будут соблюдать наши правила, мы просто не сядем с ними за игровой стол.

Китай, который, по мнению США, является самым главным ниспровергателем устоев, не вторгался в другую страну с 1978 года, да и та интервенция длилась всего три недели. С другой стороны, трудно припомнить, сколько раз Америка вторгалась в другие страны, бомбила их или наносила по ним удары с беспилотных летательных аппаратов без санкции международного сообщества.

Мы считаем, что Соединенные Штаты вправе нарушать свои же собственные правила, если это согласуется с соображениями нашей безопасности и служит нашим интересам, которые определяет администрация.

Убежденность в том, что все вертится вокруг Америки. Если что-то где-то идет не так, как надо, мы видим причину этого в том, что Соединенные Штаты не вмешались, не проявили характер, не применили свою мощь или, как говорилось в одном из последних случаев, решили «руководить из-за кулис». Нежелание США проявить решимость считается фактором, обусловившим все плохое, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. Данную тему часто поднимают те, кто считает, что нам не удается правильно управлять развитием событий в регионе. Они верят в то, что арабские страны только и ждут от нас действий, что им по душе наше вмешательство (правда, иногда это действительно так, в качестве примера можно привести точку зрения сирийской оппозиции).

Провинциальность. Наша общественность безразлична к тому, что нас напрямую не касается, этой слабости потакают все администрации. Создается впечатление, что только у Соединенных Штатов есть внутренняя политика. Следствием такой узости мышления являются два момента. Во-первых, мы не прилагаем достаточных усилий для того, чтобы понять другие страны, проанализировать, как мы могли бы лучше повлиять на них. Для нас легче решиться на вторжение.

Во-вторых, мы постоянно требуем от других стран соблюдения требований, выдвигаемых нашей внутренней политикой. Американские послы бессчетное число раз угрожали правительствам иностранных государств какими-то пагубными для них решениями Конгресса, если те не станут соблюдать наши требования. Я сам неоднократно поступал таким образом.

Внутренняя политика всегда будет играть одну из главных ролей в любом демократическом обществе, так что правительству подчас приходится искать извилистые пути для удовлетворения ее требований, ведь это лучше, чем потерять власть. Однако иногда все же необходим более широкий взгляд на проблему национальных интересов.

Напоминание

дивительная это вещь, американская внешняя политика. Она приводила как к благоприятным, так и пагубным последствиям, хотя последние как-то очень быстро забываются. Я ни в коем случае не намереваюсь отрицать того, что наша внешнеполитическая линия имеет много положительных сторон. В ней присутствуют такие весьма похвальные ценности, как человеколюбие, демократия и права человека, пусть даже для их утверждения иногда предпринимаются неправильные действия, отмеченные печатью лицемерия.

Мои рассуждения о политике США скорее имеют целью напомнить всем о том, что в современном мире сила не всегда является оптимальным средством для достижения цели. Нам следует проявить мудрость и постараться лучше понять окружающий нас мир. Соответствующие правительственные агентства должны осознать необходимость этого. Короче говоря, нам нужно прекратить порочную практику, когда мы слушаем исключительно самих себя. Только в этом случае мы сможем действовать с большим пониманием ситуации, а не просто применять силу на том основании, что мы всегда были и являемся «хорошими парнями».

Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический дискурс

Осенью 2012 г. в Поднебесной произойдет очередная «смена поколений». Предстоящий съезд Коммунистической партии Китая утвердит ключевые фигуры в партийном руководстве – прежде всего нового Генерального секретаря Си Цзиньпина; новые лица возглавят правительство и другие структуры. Приведет ли обновление руководства страны к смене вектора ее внешней политики? На каких принципах будет строиться международная стратегия Пекина в ближайшее десятилетие?

Теоретический дискурс

Внешнеполитическое прогнозирование – процесс сложный, трудоемкий и не всегда адекватный будущим реалиям. Тем более, когда речь идет о такой «мега-системе», как Китай.

Осенью 2012 г. произойдет очередная «смена поколений»: XVIII съезд КПК утвердит ключевые фигуры в партийном руководстве – прежде всего нового Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. Из нынешнего состава Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК останутся только Си Цзиньпин и Ли Кэцян. Остальные 7 членов этого органа покинут его. Новые лица возглавят правительство (Госсовет КНР), Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и другие структуры.

Как и на каких принципах будет строиться внешняя политика Китая до 2020 г.? Суммируя разработки и выводы российских, китайских и ряда западных ученых, можно сформулировать четыре проблемы, которые, так или иначе проявляясь уже и сегодня, в полном объеме встанут перед новым руководством страны:

1. Проблема сохранения Китаем в своей внешней политике своеобразного баланса между сдержанной политикой «развивающегося государства» (каковым он официально продолжает себя считать) и активной наступательной политикой рождающейся сверхдержавы. Будет ли это выглядеть как некий синтез того и другого, или глобальный внешнеполитический менталитет новой мировой державы полностью возобладает?

2. Варианты разрешения дилеммы в отношениях с Западом – когда, с одной стороны, от экономической глобализации Китай приобретает (и будет приобретать) большие ресурсы для реформирования, а с другой – сталкивается с растущим политико-идеологическим давлением Запада.

3. Возможности Китая и дальше дистанцироваться от известных предложений США «поделить мир» (варианты G-2 и др.). С этим связан и вопрос, сможет ли Китай предложить международному сообществу свою версию устройства постбиполярного мира.

4. Какие ключевые внешнеполитические инструменты понадобятся новому руководству КНР для реализации и продвижения нынешней концепции Ху Цзиньтао – создания «гармоничного мира»?

Понятно, что прямых ответов на поставленные вопросы пока нет, а есть лишь экспертные версии и исследования.

В настоящее время в китайской геополитике присутствуют два ключевых компонента, которые неявно противоречат друг другу.

С одной стороны, сохраняют силу базовые внешнеполитические принципы Дэн Сяопина, заложенные в 1990-е годы: «не присоединяться», «не высовываться», «проявлять сдержанность и скромность» и др.

С другой стороны, после выхода в 2010 г. Китая на второе место в мире (первое у США) по размеру ВВП некоторые внешнеполитические положения великого реформатора стали не столь актуальны. В китайском политическом руководстве и экспертном сообществе, в условиях общего изменения качества и масштабов китайской внешней политики, появилась потребность в разработке и принятии новых идей и подходов. Среди них необходимо выделить следующие:

· «совместное развитие». По замыслу китайских политиков, процессы развития и модернизации должны протекать «параллельно» во всех странах. В идеале не должно быть «перекосов» или развития одних стран за счет других. Подобное «совместное развитие», в свою очередь, создает дополнительный эффект взаимной заинтересованности в партнерстве и сохранении стабильности;
  1   2   3   4   5

Похожие:

Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии icon1. Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия...
В настоящее время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований...
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconРеволюция моедзи способствовала переходу к капиталистическим отношениям
Активнее всего развивалась легкая промышленность. 8 для Японии этого периода характерна милитаризация-возрастает роль военно-промышленного...
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconПрограмма дисциплины «Тенденции экономического развития Японии»

Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconПредложения и замечания к проекту Стратегии социально-экономического...

Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconИ россия
Развития современных экономических отношений глобализация мировой экономики. Показаны условия, причины и направления его развития....
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии icon1. Стадия альтерации (повреждения)
Экссудация — выход жидкой части крови, электролитов, белков и клеток из сосудов в ткани. Выход лейкоцитов (эмиграция) занимает в...
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconКурсовая работа на тему: «Характеристика системы профессионального образования в Японии»
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconОрганизации
«Проблемы инвестиционной привлекательности украинского бизнеса. Роль и место оценочной деятельности и экономического консалтинга...
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconКонцепция проекта Большой Евразийский Университет Основные характеристики...
Стратегии экономического развития России и формирование точек роста её экономики. 5
Выход Японии по уровню экономического развития на второе место в капиталистическом мире предопределил особую роль, отводимую во внешнеполитической стратегии iconКовеля Вячеслава Васильевича об итогах социально-экономического развития...
Традиционно считаю необходимым начать с показателей. Именно показатели социально-экономического развития характеризуют уровень развития...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница