2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси


Название2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси
страница1/5
Дата публикации21.04.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
2.2.3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси

Беларусь не располагает достаточной сырьевой базой, в том числе и топливно-энергетической. Однако наличие сырьевых ресурсов и изобилие рабочей силы в современных условиях все меньше можно расценивать как определяющее конкурентное преимущество. Экономическое развитие в последние десятилетия определяет научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

Научный потенциал – это совокупность ресур­сов и условий осуществления научных исследований (фунда­ментальных и ориентированных фундаментальных).

^ Научно-технический потенциал - это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок.

В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовле­чена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными минис­терствами.

Распад СССР, последовавший за ним кризис всех сфер человеческой деятельности, привели к значительному спаду научного, научно-технического и инновационного потенциала:

1. ^ Наукоемкость ВВП снизилась почти в 2,5 раза. В 2003 г. снижение пре­кратилось, но значение показателя осталось статичным (0,73%).

2. Численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси со­кратилась в 3,4 раза, т. е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500-700 человек, тогда как в странах с устой­чивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год.

3. В три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Белару­си

4. Существенно замедлилось обновление материально-техни­ческой базы науки, значительная часть которой морально и фи­зически устарела (60 % основных фондов).

Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уров­не, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отноше­нии государств.

Наукоемкость ВВП сегодня составляет около 0,81 % (в развитых странах выше 2%, в развивающихся – более 3%). Норматив безопасности – 2%. (Наукоемкость ВВП Беларуси к концу 2015 года должна составить не менее 2,5%. Мясникович.).

В общем массиве разрабатываемых технологий только 1-2 % составляют «принципиально новые». На каждые 10 тыс. жителей республи­ки приходится около 18 исследователей, тогда как в США – 52, Израиле – 38, России – 32, ФРГ – 29, Франции – 26, Южной Корее – 24.В целом научный потенциал ежегодно сокращается на 3-4 %, в то время как развитые страны наращивают его на 3 – 5% ежегодно.

Состояние материально-технической базы:

- треть используемых зданий имеет износ 60%;

- износ оборудования – 85%;

- коэффициент обновления оборудования – 4%.

Институционально-правовую базу функционирования на­уки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах го­сударственной научно-технической политики» (1993 г.), «О на­учной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере.

Органы государственного управления: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности. Научными исследованиями занимаются более 500 научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, а также около 60 высших учебных заведений, около 31 тысячи научных работников, аспирантов и докторантов.

Значительные успехи достигнуты белорусскими учеными в развитии фундаментальных исследований в области оптики, квантовой электроники и спектроскопии, математики, теплофизики и энергетики, геологии, генетики и цитологии, биоорганической химии, лингвистики и общественных наук. В последние годы активизировалась работа в области авиакосмической техники.

Ряд научных исследований уже позволили получить результаты, имеющие мировое признание: искусственные алмазы, высокоэффективные витаминные препараты и оксиданты, экологическое оборудование для переработки отходов и другие. Далеко за пределами Беларуси получили признание передовые разработки белорусских ученых в области лазерных и плазменных технологий, новых материалов с особыми свойствами, микроэлектроники, информатики, программного обеспечения для ЭВМ, приборостроения, медицинской техники, биотехнологий, производства лекарственных средств, химикатов для сельского хозяйства и по ряду других направлений.

Научно-технические связи Республики Беларусь осуществляются с 40 странами и многими международными организациями, такими как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международный научно-технический центр (МНТЦ), Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенный институт ядерных исследований и другими.

Перспективы развития своей экономики страна связывает с мобилизацией информационных ресурсов. Беларусь намерена добиться ускоренного развития биотехнологий и медико-биологических исследований для создания современного рентабельного сельского хозяйства, конкурентоспособной пищевой отрасли, поднятия фармакологии и медицины на уровень требований ХХI века.

^ Инновационный потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения ре­зультатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие.

Удельный вес организа­ций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5–6 % (ранее он составлял 60–70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на нацио­нальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

^ Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирова­ния, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Бе­ларуси она практически не применяется. Финансированием ин­новационного предпринимательства в стране занимаются толь­ко Белорусский фонд финансовой поддержки предпринима­тельства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Бе­лорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Тема 7 Межстрановая и мирохозяйственная интеграция

7.1 Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

7.2 Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.

7.3 Экономическая интеграция Беларуси и России.

7.4 Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ.
7.1 Тенденции и факторы международной экономической интеграции

XX век – это век роста международных экономических связей во всех формах: торговля товарами и услугами, экспорт-импорт капиталов, производственное кооперирование, международное разделение труда, научно-техническое взаимодействие, миграции рабочей силы и т. д. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:

- углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства;

- ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;

- расширение региональных группировок;

- формирование региональных рынков;

- интернациолизация хозяйственной жизни;

- создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

После фактического распада СССР Верховный Совет Беларуси 25 августа 1991 года объявил о независимости страны. С 19 сентября этого же года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. Первыми странами, признавшими Беларусь, стали Польша, США и Украина. К настоящему времени Беларусью установлены дипломатические отношения со 162 государствами.

Республика имеет 68 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 45 посольств, 6 постоянных представительств при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 10 отделений посольств (9 – в регионах Российской Федерации, 1 – в Бонне).

В республике функционируют 43 посольства, 2 отделения посольств, 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 13 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов.

Беларусь считает приемлемой такую модель международных отношений, которая характеризуется многополярностью, неоспоримым авторитетом международного права, недопустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

- соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

- соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

- повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

- развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

- добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

- приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

- отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

- содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

- равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

- создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

- формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

- содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

- содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

- расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

- привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

- участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
^ 7.2 Интеграционные процессы в экономике стран СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономических, социально-транспортных, культурных и иных связей между бывшими советскими республиками, так и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем.

Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС – лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины – подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С 18 августа 2009 года из состава СНГ вышла Грузия.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов.

На первом этапе своего существования (1991–1994 гг.) в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, что привело к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны. По экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей между бывшими союзными республиками уменьшил выпуск конечной продукции на 35–40 % .

Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:

  • межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

  • таможенный союз;

  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

  • валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. – платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Однако в СНГ весьма низким остается уровень экономической интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных республик достигала 69 % , а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте равен 62 %, то в СНГ соответствующий показатель составляет менее 40 %.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

- разная степень рыночных преобразований;

- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пре­делах СНГ.

Различия национальных, экономических и геополитических приоритетов государств–участников Содружества обусловили формирование субрегиональных образований.
  1   2   3   4   5

Похожие:

2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconМодели научно-технического продукта
Научно-технический продукт результат научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом...
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconСейчас идёт век стремительных технологий, нтр развивается с такой...
Инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами...
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 22 по...
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 23 по...
2 3 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси iconСевастопольский национальный технический университет
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Севастопольский национальный технический университет (Севнту) с 23 по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница