Доклад мвф: меры экономии не помогли


НазваниеДоклад мвф: меры экономии не помогли
страница1/12
Дата публикации05.03.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Доклад МВФ: меры экономии не помогли

Меры экономии не помогают, они вводят экономику в замкнутый круг. Такой неутешительный вывод делают аналитики исследования Международного валютного фонда, презентовавшие свой новый доклад. Следует ли странам откладывать экономию на завтра так долго, как только возможно?

Дефицит бюджета в странах ЕС, в % к ВВП

По мнению аналитиков МВФ, многие решения правительств относительно налогов и госрасходов способствуют росту социального неравенства и совершенно неэффективны в достижении снижения безработицы. Но самая насущная проблема заключается в том, что политика строгой экономии в развитых странах приводит к замкнутому кругу. Урезание госрасходов и резкий подъем налогов создают барьеры на пути восстановления экономики.

Нужно ли Европе менять курс, задается вопросом колумнист британского издания The Economist Райан Авент.

Анализируя реальные и прогнозируемые меры по бюджетной экономии развитых стран, аналитики МВФ приходят к выводу, что всем странам "Большой семерки", за исключением Италии, нужно откладывать затягивание поясов так долго, как это только возможно.

Однако проблема задержки экономии бюджета чревата большими рисками, пишет Авент. Стоимость заимствований для стран может меняться очень быстро. Так, еще в 2008 г. Италия могла занимать на внешнем рынке практически по тем же ставкам, что и другие страны G7, тогда как сегодня ей придется отдавать по процентам гораздо больше. В случае если США, Великобритания или Франция позволят себе тратить больше, не обращая внимание на моду аскетизма, инвесторы могут обеспокоиться, что их средства не вернутся. В этом случае держатели гособлигаций спешно начнут продавать бумаги и это значительно увеличит ставки. Новые гособлигации, выпущенные для погашения текущего долга или для того, чтобы закрыть дыры в бюджете, будут иметь куда более высокую доходность, для того чтобы привлечь покупателей. То есть цена заимствований возрастет, и, как считают многие обозреватели, риск этого весьма велик.

Но риски оттягивания бюджетной консолидации для разных стран разные в зависимости от уровня внешнего долга. Авент приводит в пример Великобританию и США. И та и другая страна имеет бюджетный дефицит на уровне 8-9% ВВП. Однако если в Великобритании внешний долг достигает 7%, в США он почти 18%. Это означает, что для достижения полного баланса Великобритании не хватает средств в объеме 15%, а США - 26% (на всякий случай приведем цифры Франции: 18,5%). Так что, хотя затягивание с экономией и выглядит рискованным, риск для Великобритании куда меньше, чем для США, и, возможно, для нее игра стоит свеч. Великобритания набирает долги с опережением графика

22.11.2012 18:50

По данным за октябрь, объем госзаимствований Великобритании вырос на 8,6 млрд фунтов. Это существенно выше ожиданий рынка на уровне в 6 млрд фунтов. Основная причина – низкие налоговые поступления в корпоративном секторе.

Британские власти отмечают, что объем собранных корпоративных налогов, а также налогов на добавленную стоимость оказался меньше запланированных значений. Примерно 3/4 от снижения налоговых поступлений было вызвано резким сокращением объемов добычи нефти в Северном море из-за естественного истощения месторождений, а также начала техобслуживания на целом ряде добывающих платформ.

Глава Минфина Великобритании Джордж Осборн

Через две недели нынешнему канцлеру казначейства Соединенного Королевства Джорджу Осборну предстоит представить “Осеннее заявление" в Палате общин британского парламента. Это так называемый "предбюджетный доклад", и он является вторым по значимости макроэкономическим выступлением главы британского Минфина после весеннего бюджетного послания. Перед выступлением Осборна Управление по бюджетной ответственности страны предоставит свою оценку экономической ситуации в экономике и выполнения запланированных целей по сокращению дефицита бюджета Великобритании.

Председатель OBR Роберт Чот

Управление по бюджетной ответственности (Office for Budget Responsibility – OBR) было основано в мае 2010 г. с целью осуществления независимой оценки государственных финансов и экономики перед бюджетным и предбюджетным докладами Министерства финансов страны. По мнению большинства экономистов, OBR будет вынуждено признать, что при текущей динамике, запланированные цели по снижению коэффициента долга к ВВП Великобритании к 2015-2016 гг, выполнить не удастся.

"Данные по заимствованиям госсектора Великобритании в октябре говорят нам о том, что долги государства в этом году растут опережающими темпами по сравнению с цифрами за 2011г. Скорее всего, экономистам Управления по бюджетной ответственности очень сокро придется пересмотреть свои прогнозы по госзаймам в этом году с уровня в 120 млрд фунтов стерлингов до значений в районе 130 млрд. Кроме того, даже при небольшом улучшении в показателях финансовым властям Великобритании, возможно придется пойти дальше по пути политики сокращения госрасходов"

В марте этого года аналитики Управления по бюджетной ответственности прогнозировали, что объемам госзаймов Великобритании в этом году сократятся с прошлогоднего уровня 126 млрд фунтов стерлингов до 122 млрд фунтов стерлингов.

Однако по последним оценкам Института фискальных исследований (The Institute for Fiscal Studies (IFS) – один из наиболее авторитетных британских независимых исследовательских институтов в области государственных финансов, налогов, социальной политики и ряда других вопросов), мартовские прогнозы OBR были изначально слишком оптимистичными и уже давно не имеют ничего общего с реальным развитием ситуации.

По оценкам IFS, общий объем госзаймов Великобритании в этом году превысит запланированные показатели на 13 млрд фунтов стерлингов и в целом по итогам 2012г составит от 135 до 139 млрд фунтов стерлингов. Кредитная экспансия банков США в Европе

Американские банки, которым достаточно сложно найти кредитоспособных клиентов на внутреннем рынке, все чаще предпочитают кредитовать европейских клиентов.

В то время, когда долговой кризис продолжает оказывать негативное давление на Грецию, Испанию и другие страны региона, банки США смогли воспользоваться ситуацией и отнять часть доли рынка кредитования у европейских банков.

В Европе стандарты кредитования ужесточаются, в то время как условия кредитования ухудшаются из-за крайне нестабильной ситуации на рынке капиталов. Все это оказало негативное влияние на европейские банки и открыло интересные возможности для хорошо капитализированных банков США.

Последние данные свидетельствуют о том, что американским банком удалось занять рекордную долю на европейском рынке кредитования. Это является прямым следствием сокращения расходов банками Европы, которые вынуждены были идти на крайние меры, чтобы успешно преодолеть негативные последствия долгового кризиса.

Согласно данным Dealogic объем кредитов, выданных банками США в Европе, в текущем году составил $25 млрд, что составляет практически 5% от общего объема выданных кредитов. Фактически американским банкам удалось втрое увеличить свою долю на европейском рынке.

Рубрики: Европа, США, ФинансыРубини: "идеальный шторм" разрушит мировую экономику

Будущий год ознаменуется неутешительными перспективами. Так считает профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Экономист уверен: "идеальный шторм" разрушит глобальную экономику в 2013 г.

В последнем интервью Bloomberg TV Рубини сказал, что "идеальный шторм", который он прогнозировал еще в середине этого года, не является базовым сценарием. Основной прогноз – низкие темпы роста в развитых странах, а также рецессия в некоторых из них. Сокращение реального выпуска затронет еврозону, Великобританию, но не США. Это базовый сценарий.

Динамика ВВП США

Производный от базового сценария "идеальный шторм" возникнет при одновременном стечении обстоятельств в разных концах земного шара. В Америке произойдет "фискальный обрыв", ситуация вокруг Греции усугубится, замедление роста китайской экономики окажется сильнее, чем ожидается. И, наконец, последнее - нефтяной фактор.

В случае дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке, баррель нефти может подскочить до $200, что осложнит выход из рецессии странам-импортерам.

Динамика ВВП еврозоны

Развитие ситуации в 2013 г. окажется гораздо более худшим, чем кризис 2008 г. В 2008 г. можно было понизить базовые ставки с 5-6% до нуля, провести монетарные смягчения QE1, QE2, QE3, создать налоговые стимулы с нагрузкой на бюджет до 10% ВВП и даже гарантировать выплату антикризисной помощи. Сегодня очередные раунды количественного смягчения становятся все менее эффективными, поскольку сегодняшние проблемы связаны не с нехваткой ликвидности, как в 2008 г., а с неплатежеспособностью.

В случае свободного падения рынков и спада экономик не будет средств, чтобы абсорбировать экономические шоки. За последние 4 года страны потратили до 95% средств, смягчающих финансовые трудности. В 2013 г. таких возможностей не будет. Последние данные указывают на рецессию в еврозоне, а такие страны, как Италии, Испания и Кипр, останутся в рецессии на протяжении всего 2013 г.

Однако есть и в предсказании Рубини и "луч надежды". Европейские политики осознают всю серьезность сложившейся ситуации и активно работают над решением проблем, заключает экономист.

15 уроков самых громких провалов и взлетов бизнеса

Люди, как правило, стараются учиться на ошибках, вопрос только в предпочтениях: на своих или чужих. Новая книга Лоренса Уайнзиммера и Джима МакКонохи “Мудрость неудач” дает возможность не наступать на те грабли, которые уже набили шишки другим.

Авторы анализируют самые крупные провалы и достижения бизнеса последнего времени и предлагают советы, которые помогут избежать ошибок и выйти на новые рубежи.

Не бойтесь признать решение неудачным и закрыть дело

осле значительных финансовых и эмоциональных инвестиций в проект руководителю довольно трудно признать его провальным. News Corp. потратила $580 млн на покупку MySpace в 2006 г., а также вложила в соцсеть дополнительные миллионы долларов. Однако Facebook оказался более успешным, и MySpace в итоге пришлось продать за $34 млн. Успешные лидеры умеют признать неудачу и вовремя уйти.

Помните, что никому не нужны “самые здоровые сигареты в мире”

Табачная компания R.J. Reynolds потратила более $1 млрд на разработку сигарет с меньшим содержанием никотина Premier. Но курильщики отвергли новый продукт из-за неприятного вкуса и проблем с горением. В итоге “самые здоровые сигареты” оказались никому не нужны. Умные руководители не считают, что их вкус совпадает со вкусом потребителя.

Не бойтесь сказать “нет“ шальным деньгам

Президент компании LA Gear за четыре года увеличил продажи спортивной обуви с $11млн до $820 млн, используя различные маркетинговые методы. Но погоня за прибылью погубила перспективную компанию. Продажа обуви по дисконтным ценам в каждом магазине, в том числе в Wal-Mart, снизила привлекательность и престижность бренда. Руководитель LA Gear не смог отказаться от “легких “ денег и дорого заплатил за это. Умение сказать “нет” на первый взгляд привлекательной возможности – одна из важнейших характеристик настоящего лидера.

Постоянно работайте над новыми идеями, чтобы не приходилось использовать старые

Ричард Брэнсон очень часто говорит “да”, но только правильным проектам. Британский бизнесмен всегда имеет длинный список новых идей, которые ждут реализации, и не обращает внимания на случайные предложения. Реши для себя, что необходимо компании для успешного развития, и только потом рассматривай новые предложения.

Не поддавайся соблазну и не позволяй конкурентам определять стратегию компании

Американская Coca-Cola не заметила, как включилась в спровоцированную Pepsi бизнес-авантюру. Пытаясь дать “соответствующий ответ” кампании “Новое поколение выбирает Pepsi”, Coca-Cola отказывается от классической формулы и создает новый напиток New Coke, вкус которого получился крайне неудачным. Провальная газировка стала крупнейшей ошибкой бизнеса всех времен.

Не забывайте об основном продукте, который популярен среди клиентов и приносит прибыль

Netscape создала первый и самый популярный интернет-браузер. Но компания хотела создать что-то новое и начала разрабатывать новый язык программирования, при этом игнорируя усовершенствование браузера. Позже основатель компании Марк Андриен назвал эту стратегию "ошибкой в миллиард долларов".

Обновляйте сначала то, что уже хорошо делаете

Бывший управляющий директор Caterpillar Джордж Шефер хорошо понимал лидирующее место компании на рынке. Имея несколько успешных базовых моделей, Caterpillar без труда создала на их основе обновленные, но не менее популярные образцы. Перед тем как смотреть по сторонам, убедитесь, что вы использовали весь потенциал бизнеса.

Если вы отлично делаете не то, что надо, вы не добьетесь успеха

Pets.com изобрел чрезвычайно популярный образ куклы-щенка на пальце, а также оригинальный интернет-сайт по продаже товаров для домашних животных. Однако рынок не был готов для подобного проекта. Американцы предпочитают покупать все необходимое для четвероногих любимцев, посещая обычный супермаркет или специализированный магазин.

Не концентрируйте внимание лишь на эффективности

Пытаясь сделать Zappos более эффективной компанией, Тони Шей передал логистику другой фирме. Однако этот шаг привел к обратному результату: отправки задерживались и клиенты были недовольны. В итоге Шей отказался отнововведения.

Не позволяйте новейшим технологиям становиться тормозом

Pioneer Seed был лидером по производству семян кукурузы и имел армию преданных фермеров- клиентов. Когда на рынке появилась биотехнология, компания решила попробовать некоторые разработки параллельно с традиционными методами. Но вместе они не работали, в результате чего Pioneer Seed потерял огромные деньги и получил недовольных клиентов.

Не забывайте, что слишком жесткие руководители и нереальные цели приводят к плачевным результатам

Грозных начальников часто хвалят за то, что они добиваются всего. Однако бывший управляющий директор Sunbeam Эл Дунлап показал опасность подобного стиля руководства. Его агрессивные, а порой и жестокие, методы работы с людьми, а также нереальные цели привели к громким этическим скандалам, отставкам, потере прибыли и скорому увольнению Дунлапа.

Не пытайтесь быть всем – это только запутает потребителя

Kmart был первой в США успешной сетью магазинов сниженных цен. Однако позже ритейлер попытался привлечь в свои торговые залы и более состоятельных покупателей. В 2000 г. Wal-Mart начал акцентировать внимание на низкие цены, а Target ориентироваться на тех, кто хочет купить качественный и модный товар. Kmart попытался сделать и то и другое и провалился. В итоге компании пришлось объявить банкротство в 2002 г.

Желание избежать конфликта делает людей пассивно агрессивными

Идея бесконфликтного коллектива, безусловно, очень привлекает. Однако "безоблачная" среда может быть опасной и создавать враждебные отношения среди коллег. Отсутствие конфликта означает, что ошибки и проблемы не замечаются или скрываются, и люди начинают делать и говорить гадости исподтишка. Внешне все может выглядеть гармонично, но, по сути, коллектив недееспособен. Желание понравиться всем может иметь и серьезные финансовые последствия. Глава Malden Mills Даниэль Ферстен продолжал платить зарплату рабочим, после того как завод полностью сгорел. Эти действия имели отличный общественный резонанс, но расходы привели к долгу и последующему банкротству.

Отношение к сотрудникам, как к детям, приведет к тому, что они отстраняться и будут спокойно наблюдать за развалом

Джил Барад стала первой женщиной-главой Barbie благодаря исключительному вниманию к деталям, что очень важно для менеджера по продукции. Однако этот стиль неуместен в должности управляющего директора. Тотальный контроль приводит к пассивности и незаинтересованности сотрудников. В итоге Барад пришлось уйти в отставку в 2000 г.

Концентрация на собственном имидже, а не на компании, негативно отражается на том и на другом

Карли Флорина пришла в Hewlett Packard как настоящая знаменитость. До этого она прославилась умением принимать важные решения, а также частым появлением на ТВ. В новой должности она также попыталась провести ряд кардинальных изменений, которые часто были плохо обдуманы и не согласованы. Острое желание руководителя выглядеть эффектной и решительной негативно отразилось на результатах Hewlett Packard. Настоящие лидеры думают прежде всего о компании, а потом о себе.

Канадцы увеличивают долги

Как оказалось, граждане Канады слишком много задолжали по кредитам. Об этом Канаду предупреждает Международный валютный фонд и его глава Кристин Лагард (Cristine Lagarde) .

Последний отчет МВФ об экономической ситуации в различных странах отмечает, что если уровень долгов в рассчете на каждую семью в Канаде продолжит рост, то понадобятся дополнительные меры по сдерживанию роста активности на рынке недвижимости.

Оттава уже предпринимала за прошедшие несколько лет ряд шагов по охлаждению рынка. В том числе, был ограничен срок амортизации ипотечного займа(Hypotheque), а также ужесточены правила выдачи такого займа( c 1 июля 2012 г.).

Кроме того, МВФ отмечает большую зависимость экономики Канады от США, где, как известно , экономическая ситуация не самая лучшая.

По прогнозам Фонда, ежегодный рост ВВП Канады в два предстоящих года составит 1.9 - 2.00%.

Прилив водяных знаков

04 октября 2012/ Новости » Тенденции/

Аналитическая группа Интеллектуального клуба «Алматы Трендс» подготовила интересные предложения по выводу финансового и промышленного секторов из кризиса. По большому счету, речь идет о вливаниях государственных денег в частный сектор. Если это работает в развитых странах, то почему бы не использовать мировую практику в Казахстане? Представляем вашему вниманию видение от «Алматы Трендс».НЕОБХОДИМОСТЬ ДОКАПИТАЛИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

«Всю свою научную карьеру я изучал великую депрессию. Началась она может и с обвала рынка акций, но по экономике сильнее ударило прекращение выдачи кредитов. Граждане не могли занять денег ни на что – ни на дом, ни на бизнес, ни на еду. Кредит – строительный материал современной экономики, но недостаток кредитов может ее разрушить, молниеносно и до основания. Если мы не будем действовать быстро и решительно, повторится депрессия тридцатых годов, только на этот раз все будет намного, намного хуже. Не сделаем этого – и в понедельник у нас не будет экономики» (слова принадлежат Бену Бернанке при одобрении программы финансовой поддержки банков США согласно экранизации книги Росса Сорина – Too Big To Fail).

Для экономического развития страны и поддержания инвестиций важна кредитная поддержка со стороны коммерческих банков. Банковский сектор является ключевым элементом финансового посредничества, особенно в тех странах, где финансовые рынки капитала остаются относительно неразвитыми, а уровень прозрачности компаний не позволяет в полной мере воспользоваться инструментами привлечения капитала на фондовом рынке.

Согласно данным КФН, банковский сектор в Казахстане является хорошо капитализированным. Так, имеются следующие консолидированные данные по сектору на 1 июня 2012 года: Капитал 1-го уровня – 1 323* млрд тенге, расчетный СК – 1 703* млрд тенге, Ссудный портфель, гросс – 10 797 млрд тенге, Активы и условные обязательства – 15 913 млрд тенге. Минимальные коэффициенты достаточности капитала (КДК) системой выполняются.

*Без учета АО «БТА Банк»

Таким образом, банковский сектор имеет «бухгалтерский излишек» капитала сверх установленного минимума. В случае ухудшения качества кредитного портфеля банков, либо признания банками более высоких провизий по текущим портфелям значение достаточности капитала будет падать. Согласно бухгалтерским данным по банковской индустрии текущее состояние позволит выдержать ухудшение кредитного портфеля и формирования дополнительных провизий в размере 7% кредитного портфеля сектора или 5% активов и условных обязательств. Ряд банков будет продолжать иметь достаточный капитал, в то время как другая часть банков может иметь сложности и при меньшем ухудшении качества активов. Для большей части времени существования банковского сектора республики такой запас прочности являлся бы сверхдостаточным и банки могли бы смело наращивать активы. Однако в условиях неопределнностей на мировых финансовых рынках и в условиях ограниченной капитализации бизнеса банкам необходима «подушка» для обеспечения собственной финансовой устойчивости, что и обуславливает целевое назначение имеющегося у банка капитала.

По этой причине текущий уровень достаточности капитала может сдерживать банки от наращивания кредитования высокими темпами. Масштабная кредитная поддержка экономики со стороны банков – рост кредитного портфеля более $10 млрд – вероятно, не будет осуществлена без дополнительной капитализации банков и создания рыночных стимулов.

В свою очередь, без поддержки со стороны банков реализация масштабных государственных программ, предполагающих обширные инвестиции в экономику, затруднительна. Необходимо принятие программ по докапитализации банков, чтобы сделать возможным поддержку инвестиционных инициатив в экономике при сохранении комфортных уровней достаточности капитала.

«Наличие проблемных кредитов на балансе и неопределенность относительно достаточности капитала будет, вероятно, оставаться ограничителем для роста кредитования…» (Из Доклада МВФ по стране № 11/150)

Докапитализация банков позволит как обеспечить банковский сектор ликвидностью, так и повысить кредитное качество отдельных банков, что позитивно воспринимается рейтинговыми агентствами и инвесторами. Дополнительная капитализация банковской системы будет способствовать привлечениию больших объемов долговых обязательств по более привлекательной ставке.

Капитализация банков повысит конкуренцию в банковском секторе по кредитованию новых проектов, а также частично решит для банков проблему ограниченности «длинных» пассивов.

Справочно: Тридцать крупнейших российских банков нуждаются в докапитализации, но не имеют возможности улучшить ситуацию в обозримом будущем, полагают аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's. Неспособность генерировать капитал за счет собственных ресурсов особенно остро ощущается в сегменте небольших российских банков, ROE которых составляет менее 10% по причине высокой стоимости фондирования и очень ограниченного доступа к заимствованиям на рынках капитала. http://expert.ru/2012/02/20/appetita-mnogo-deneg-malo/

Докапитализация также сформирует дополнительную «подушку» для банков против имеющегося проблемного портфеля. Так, дополнительный капитал придаст банкам больше возможностей для формирования дополнительных провизий и списаний за баланс при сохранении приемлемых высоких уровней достаточности капитала. Это является другим весомым аргументом в пользу проведения программы докапитализации банков.Докапитализация банков возможна за счет различных инструментов, однако они должны иметь общие черты:

Инструмент должен включаться в капитал, то есть быть субординированным по отношению к обязательствам капитализируемых банков – в таком случае вливания государства усилят финансовое состояние банков,

Требования держателей инструментов (в лице государства) могут быть «старше» требований остальных/текущих акционеров банков, тем самым снижая риски для государства и тем самым уменьшая стоимость государственных средств для банков,

Условия докапитализации должны быть привлекательными для банков для того, чтобы в итоге программа приобрела широкие масштабы.

В рамках действующего законодательства докапитализация банков, которая отвечает требованиям выше, может быть осуществлена по одной из следующих схем:

Докапитализация может быть осуществлена за счет выпуска банками и покупки государством привилегированных акций банков,

Докапитализация может быть осуществлена за счет покупки государством обыкновенных акций с предоставлением банкам опциона колл и предоставлением государству опциона пут.

Как показывает мировой опыт основное условие успеха программы – предложить банкам привлекательные условия докапитализации, которое обеспечит фактическое осуществление привлечения средств на добровольной основе. Так для обеспечения привлекательности программы докапитализации, поддержания именно отечественных банков, значимости прораммы, необходимо обеспечить следующие условия:

Привлекательная стоимость финансовых средств.

Привилегированные акции будут иметь доходность на уровне 5-7% годовых.

Опционы могут быть исполнены начиная с 2020 года, в размере до 15% от общего количества привелегированных акций в год.

Государство будет иметь только финансовые требования к компании без права вмешательства в дела банков.

Программа должна быть доступна только для банков, свыше 50% акций которых принадлежит резидентам Казахстана.

Банки могут расчитывать на получение государственных средств в размере до 33% текущего балансового капитала банков, что будет означать, что доля государства в увеличенном капитале банков составит до 25%.

Докапитализация банков на 1.5 миллиардов долларов приведет к росту емкости заимствования банков на 10-15 миллиардов долларов при сохранении имеющихся показателей достаточности капитала.

Падение банков, либо их слабость приводит к негативным последствиям для всей экономики. Именно по причине их важности для экономического развития в целом, государства в различных уголках мира помогают банкам решать их проблемы. Поддержка определенных финансовых институтов является непопулярным шагом и может порождать определенные противоречия, как, например, часто описываемый моральный риск. Однако, стоит помнить, что отсутствие поддержки банкам может приводить к негативным последствиям для широких кругов экономических агентов, в итоге отсутствие поддержки банкам может приводить к еще более высоким издержкам для экономики нежели размер возможной помощи.

В мире известны различные способы поддержки финансовых институтов, однако, все они, как правило, сводились к предоставлению ликвидности, переносу части расходов банков на государство, субсидированию банков. В середине 80-х гг. в Чилийское правительство предоставляло масштабную ликвидность банкам под залог плохих активов, ввело внешнее управление в 19 банках (из 61 имевшихся в тот момент), доля в кредитовании которых составляла около 60%.

В период последнего финансового кризиса правительство США осуществило масштабные покупки токсичных активов финансовых институтов, а также временно предоставило капитал крупнейшим банкам страны. Программа TARP правительства США заключалась в покупке активов и капитала в финансовых институтах для усиления финансового сектора и восстановления кредитования. Программа была подписана 3 октября 2008 года и предполагала осуществить траты в размере до $700 млрд, однако впоследствии сумма была снижена до $475 млрд. Программа включает следующих бенифициаров:

В таблице ниже представлены другие примеры из мирового опыта – расходы государств в период банковских кризисов:

В приведенной выборке государственная поддержка финансового сектора в среднем составила 23.2% ВВП. В среднем государство возместило 34.8% от оказанной поддержки.

Таким образом, оказание помощи банкам второго уровня в размере до $4-5 млрд (либо 3% ВВП) не сильно выделяется от практики других стран. Более того предполагаемый уровень возмещения программы докапитализации банков будет находиться на очень высоком уровне – свыше 95% в номинальном выражении при учете справедливой ставки дисконта – на уровне 60-70%.

Вырезки из отчета МВФ по стране

Последний отчет МВФ по Казахстану от 5 июля 2012 года (IMF Country Report No. 12/164) содержит многие схожие аргументы. Ниже мы указали некоторые вырезки из отчета:

... Восстановление здоровья банковской системы остается ключевым приоритетом краткосрочной политики ...

... В случае, если затяжной глобальный спад затронет Китай и Россию одновременно со снижением цен на сырьевые товары, Казахстан ощутит существенное негативное влияние в сферах торговли, финансов и инвестиций. Слабая отечественная банковская система и изменчивая социально-политическая обстановка являются дополнительными источниками уязвимости ...

... Высокие цены на сырьевые товары в последнем периоде позволили быстро восстановить экономику, но не помогли улучшить качество банковских портфелей. К тому же отношение выданных кредитов к ВВП продолжает снижаться ...

... Несмотря на восстановление экономического роста, банковский сектор продолжает оставаться уязвимым. Банки, как правило, не выигрывают от экономического подъема, так как наиболее динамично развивающиеся сектора редко полагаются на банковское финансирование...

... Общая сумма проблемных кредитов банковской системы составляет 11% ВВП, количество необслуживаемых кредитов достигло почти 32% от общего объема кредитов в марте (21%, исключая особенно сильно пострадавший БТА Банк), и банки не хотят списывать плохие долги, избегая фиксирования потерь. Публикуемые показатели достаточности капитала, ликвидности и провизий по просроченным кредитам остаются высокими (хотя и уменьшаются)...

... Тем не менее, показатели достаточности капитала и провизий могут быть завышены на сумму реструктурированных долгов и возможной недооценки плохих долгов...

... Рентабельность снижается из-за избыточной ликвидности и низкого уровня кредитования, что ограничивает возможности для пополнения капитала и поддержки нового кредитования ...

... В конце концов, восстановление здоровья банковской системы требует рекапитализации жизнеспособных банков и реструктуризацию или ликвидацию нежизнеспособных ...

... Независимая и комплексная оценка качества активов и достаточности капитала будет иметь решающее значение. В случае необходимости должны быть приняты быстрые меры для пополнения капитала банка, в идеале – у существующих акционеров и других частных инвесторов. В случае недостаточности данных средств может потребоваться использование бюджетных средств. В противном случае банки будут стремиться избегать рисков и не станут поддерживать цели правительства по росту и диверсификации ...

... полное восстановление банков будет необходимым условием для повышения эффективности механизма распределения денег путем кредитования ...

^ СПОСОБСТВОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ

С целью повышения привлекательности долгосрочного кредитования для банков предлагается рассмотреть возможность вычета процентных доходов банков по долгосрочным инвестиционным кредитам из налогооблагаемого дохода в следующих долях:

Причиной необходимости предоставления налоговых льгот для «длинных кредитов» является более дорогое фондирование в сравнении с «короткими кредитами»: разница в доходности, к примеру, между двух- и десятилетними бумагами Казначейства США составляет около 150 базисных пунктов. По этой причине сегодня банкам проще выдавать краткосрочные кредиты, стоимость которых для них ниже, как и сопряженные кредитные риски.

^ ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА

Как известно, в мировой финансовой системе имеется великое множество финансовых инструментов. Каждый инструмент имеет свою особенность и свои причины на существование. Мы предлагаем рассмотреть возможность внедрения в Казахстане нового инструмента привлечения банками финансовых средств от физических и юридических лиц за счет выпуска сертификатов. Сертификат будет иметь следующие характеристики:

Сертификат учитывается в виде обязательства банка,

Сертификаты могут приобретаться всеми без исключения физическими и юридическими лицами. Нет необходимости в присвоении рейтингов сертификатам, в регистрации сертификатов. В этом заключается отличие сертификатов от облигаций. Максимальная доля сертификатов в пассивах банков может быть ограничена регулятором при необходимости (хотя мы на данном этапе не видим такой необходимости). Право выпускать сертификаты может быть предоставлено только банкам, соответствующим определенным минимальным условиям,

Сертификаты, как и облигации, могут быть предъявлены к досрочному погашению только в определенных случаях, то есть не в любой момент в отличие от депозитов. По этой причине доходность сертификатов будет выше по сравнению с депозитами. Также по этой причине такая база фондирования будет более стабильной и менее рисковой для банков. От этого повыситься эффективность банковского сектора в управлении ликвидности, равно как снизятся риски ликвидности для банков,

Сертификаты могут быть выпущены банками на срок от 1 года до 5 лет,

Выплаты по сертификатам, как и по депозитам, будут гарантироваться в отношении физических лиц. Максимальная сумма гарантирования также будет лимитироваться как по депозитам.

Таким образом, предлагается внедрить инструмент, по своим свойствам находящийся посередине между облигациями и депозитами. На наш взгляд он имеет свою нишу и свои преимущества.

Депозиты и облигации являются двумя основными долговыми источниками фондирования банков. Депозиты в Казахстане являются крайне низкорисковым инструментом инвестирования для населения, учитывая механизмы гарантирования вкладов и возможность сиюминутного изъятия. В то же самое время депозиты для банков являются достаточно волатильной базой фондирования, которая может быть выведена из банка в любой момент времени. Облигации же, занимая гораздо меньшую долю в пассивах, являются достаточно зарегулированным источником фондирования банков. Между данными двумя источниками фондирования имеется ниша для срединного инструмента, который объединит следующие преимущества: надежность, высокое кредитное качество, повышенное вознаграждение по сравнению с депозитами – с точки зрения вкладчиков, простота привлечения и наличие у инструмента срочности как у облигаций – с точки зрения банков.

В итоге данный инструмент выгоден для всех:

Для государства:

За счет уменьшения волатильности системы, уменьшения риска потери ликвидности банковской системы. Как известно, поддержка ликвидности банковского сектора является одною из главных целей регулятора – с такой целью, например, были сформированы фонды гарантирования вкладов во многих странах, которые сократили «набеги на банки».

Для населения:

За счет создания дополнительного высоконадежного альтернативного инструмента инвестирования, который дает физическим лицам дополнительную опцию.

Для банков:

За счет создания алтернативного инструмента фондирования, который по сравнению с депозитами является более устойчивым и менее рисковым.

Ниже мы приводим вырезку из статьи в журнале Эксперт, где также затрагивается актуальность поднимаемого нами вопроса:

«Минфин настаивает на необходимости введения безотзывных вкладов и намерен еще раз поставить этот вопрос перед политическим руководством России, заявил замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин на Международном банковском конгрессе, передает РИА «Новости».

В настоящее время вкладчики, согласно законодательству, могут досрочно отозвать любой вклад. Банкиры многие годы настаивают на введении безотзывных вкладов, чтобы обезопасить себя от оттока вкладов в случае кризисных ситуаций.» http://expert.ru/2012/06/6/sdali-tak-sdali/

^ ПРОГРАММА ДОКАПИТАЛИЗАЦИИ ЛИСТИНГУЕМЫХ КОМПАНИЙ

В случае Казахстана рост инвестиций в экономике и в особенности в несырьевых секторах Казахстана сдерживается помимо прочих факторов также и тем, что бизнес испытывает дефицит капитала, что существенно сдерживает возможности бизнеса инициировать новые проекты. Особенно ощущается нехватка собственного капитала в сегменте малого и среднего бизнеса. Даже на схожем российском рынке кредитуемые предприятия являются более капитализированными по сравнению с казахстанскими.

Настоящим предлагается рассмотреть создания программы по предоставлению государством льготных средств отечественным листингуемым компаниям для увеличения собственного капитала. Получателями средств должны быть компании, соответствующие следующим требованиям:Публичность компании: листингуемость предполагает соответствие компании минимальным требованиям по раскрытию информации, аудиту, корпоративному управлению и пр.;

Соответствие минимальным требованиям по размеру активов, собственного капитала, объемов реализации, достаточности капитала (степени финансового левериджа) и др.;

Положительные финансовые результаты на протяжении двух лет, предшествующих получению государственных средств;

Положительная динамика объемов реализации;

Компания несырьевого сектора (возможны дополнительные ограничения по секторам).

Таким образом, программа должна действовать только в отношении компаний с устойчивым финансовым состоянием в целях реализации новых успешных проектов. Финансирование будет происходить за счет покупки государством привелигированных акций с доходностью на уровне 7% и сроками погашения начиная с 2018 г. до 2025 г. Новый капитал может предоставляться только под реализацию новых проектов. А максимальный размер участия государства в капитале не будет превышать 30%.

Компании-лидеры отечественного бизнеса, доказавшие свою способность успешно вести бизнес, получат шанс расширять свое производство. За государственными средствами, в размере до 30% от сформированного капитала, смогут обращаться так же и иностранные компании для реализации проектов на территории Казахстана.

Мера не только позволит нарастить капитал листингуемых компаний для реализации новых проектов, но также в целом создаст стимул для новых компаний (в том числе и с иностранным участием) выходить на фондовый рынок и получать листинг для привлечения финансирования в собственный капитал от государства на льготных условиях.

Настоящая программа позволит увеличить количество коммерческих проектов в экономике, реализуемых листингуемыми компаниями.

^ ГАРАНТИРОВАНИЕ ДОЛГОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ

Государство может гарантировать частично или полностью долги государственных компаний, которые, по мнению государства, в любом случае будут поддержаны в случае финансовых затруднений, связанных с обслуживанием долговых обязательств. Гарантия должна предоставляться на часть обязательств, то есть не на все долги компании – к примеру, гарантированные долги не будут превышать 20% активов, либо 50% обязательств, либо 75% собственного капитала компании. В то же самое время компании должны иметь хорошее финансовое состояние на момент гарантирования. Таким образом, у каждой компании будет свой лимит гарантирования обязательств Правительством.

Гарантирование долгов государственных компаний в размере $5 млрд, позволит уменьшить стоимость заимствований на 1-4%, то есть на $50-200 млн ежегодно.

Выдавая гарантию, Правительство не увеличивает риск на государственные компании, так как получателями гарантий станут, по определению в программе должны стать компании, которые в любом случае будут поддержаны в случае финансовых затруднений (“too important to fail”). К тому же предоставление таких гарантий возможно без значительного ухудшения восприятия кредитного риска страны инвесторами, учитывая приемлемый уровень государственного долга страны и обязательств, гарантированных государством, а также принимая во внимание текущие и прогнозные объемы резервов страны.

Осуществление гарантирования долгов компаний государством является практикой большого количества стран, в том числе она активно применялась в России, в том числе и в отношении частных компаний.

Гарантии должны покрывать только новые долги, чтобы эффект улучшения качества долговых обязательств положительно сказался на способности компании занимать средства дешевле. Так как гарантирование имеющихся обязательств компаний, лишь обошатит текущих держателей ценных бумаг, в то время как сами компании не получат финансовую выгоду от улучшения кредитного качества обязательств.



Введение......................................................................................................... 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Доклад мвф: меры экономии не помогли iconСтатистика
Мвф, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (мвф, Вашингтон, 1993), International Investment Position – a...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconНа будущей неделе ожидается немало важных публикаций со всех основных регионов
За предыдущую неделю у двух европейских стран – Венгрии и Бельгии – был понижен рейтинг, что усилило и без того накаленную ситуацию...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconДоклад на тему: «Функции денег»
Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconДоклад пo o
Доклад пo oрганизации медицинского обеспечении ликвидация последствий комбинированного поражения
Доклад мвф: меры экономии не помогли icon2. Понятие и значение контроля в условиях рыночной экономики
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и...
Доклад мвф: меры экономии не помогли icon2. Понятие и значение контроля в условиях рыночной экономики
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconДоклад Секретариата: «Угрозы международному миру и безопасности,...
Багдада, и посетители супермаркета в Израиле. Хроника террористических актов убедительно свидетельствует о том, что никто с полной...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconВопрос 241. Обеспечительные меры арбитражного суда (основания, виды...
Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных апк рф, и иного лица может принять срочные временные...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconЭкономические проблемы социализма в СССР
Я получил все документы по экономической дискуссии, проведенной в связи с оценкой проекта учебника политической экономии. Получил...
Доклад мвф: меры экономии не помогли iconЭкономические проблемы социализма в СССР
Я получил все документы по экономической дискуссии, проведенной в связи с оценкой проекта учебника политической экономии. Получил...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница