«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития»


Скачать 281.97 Kb.
Название«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития»
страница1/2
Дата публикации25.04.2013
Размер281.97 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2
«Предпринимательство в вузах России:

развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития»
Колесников А. Н.,

директор Аналитического консалтингового центра

кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
fz-217@mail.ru, Skype:kolannik2010

Новая волна предпринимательских инициатив вошла в государственные вузы с августа 2009 в связи с трудным принятием Федерального Закона от 02.08.2009 № ФЗ-217, который внес изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Новый формат создания системы ведения хозяйственной деятельности в научном секторе университета приобрел очертания реального приближения к международной модели предпринимательского университета.

В истории развития университетской системы в России, в СССР и опять в России было немало успешных примеров именно предпринимательского отклика на потребности общества и промышленности в индустриальные век и сейчас в новой экономике.

Основной вехой в данном направлении стал Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» на основании которого во всех технических вузах при кафедрах и лабораториях с участием райкомов комсомола, центров НТТМ, комитетов комсомола вуза стали создаваться исследовательские, проектные кооперативы. Это был важный этап формирования руководителей инновационных проектов, стартапов (в терминологии сегодняшнего дня), ряд предприятий сформированных в то время работают и сегодня.

Следующим этапом в развитии предпринимательских инициатив в вузах стал ФЗ-88 от 14.06.1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» при реализации которого во всех регионах были приняты региональные законы о МП, была принята федеральная целевая программа развития МП, которая работала до начала 2000-х годов, во всех инициативах этого периода присутствовал раздел по малым предприятиям при вузах. В системе Министерства образования России была создана сеть центров малого предпринимательства в вузах, которая состояла из 14 таких центров, и в 1999г. на базе этой сети был создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.

Охлаждение системы поддержки и развития малого предпринимательства в России наступило в начале 2000-х годов с закрытием большинства институтов поддержки и развития МП на федеральном уровне и концентрации рычагов управления в Министерстве экономического развития и торговли России, ушли в историю предпринимательства России Госкомитет по поддержке и развитию МП, ФЦП, Федеральный фонд развития МП и др. Конечной точкой в создании неэффективной системы ведения хозяйственной деятельности вузом стал ФЗ-94 от 21.07.2005  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который увеличил реальные расходы вузов на закупку того же необходимого до 2 раз, а также перевод финансового обслуживания из коммерческих банков в Сбербанк и затем в Казначейство, что привело к увеличению документооборота, резкому замедлению платежей, отсутствию возможности использовать разнообразные инструменты эффективного финансового менеджмента и управления денежными потоками вуза.

При этом резко снизилась мотивация сотрудников вузов к поиску заказов на НИР для вуза и как следствие занятость преподавателя и научного сотрудника в разных организациях и проектах, что также и явилось причиной роста роли государства в затратах на исследования и разработки.


Последние 25 лет принесли четкое понимание в поиске эффективных моделей построения взаимодействия университета с внешней средой не только в регламентированных правилах Бюджетного кодекса, но и других правилах предпринимательского права. Сложность исторической ситуации в России в том, что традиционно все ведущие вузы страны были и есть государственные, т.е. учредителями являются министерства и ведомства - для федеральных вузов, и администрации регионов и муниципалитеты - для региональных и муниципальных вузов. Таким образом, вузы как бюджетные учреждения руководствуются Бюджетным кодексом, в котором прописаны очень ограниченные рамки для любой самостоятельной хозяйственной и финансовой деятельности. Лидирующие зарубежные вузы, как правило, не являются государственными и не имеют таких ограничений, что дает им неоспоримое преимущество в конкуренции на рынке образовательных услуг, интеллектуальной собственности и технологий. Вуз как бюджетное учреждение не имел и в ряде случаев и сейчас не имеет права учреждать другие юридические лица, т.е. быть участником хозяйственных обществ (ХО) – обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрытых акционерных обществ (ЗАО), открытых акционерных обществ (ОАО), а также некоммерческих организаций (НКО). Для преодоления этого барьера был принят ФЗ-83 от 8.05.2010 с 1.01.2011, который дал возможность реализовать право реального создания ХО, которое было продекларировано в ФЗ-217 от 2.08.2009, т.е. 1.04.2010 вузы как бюджетные учреждения (БУ) имеют право вносить в уставной капитал ХО не только право использования своих РИД, что было с 13.08.2009, но и денежные средства и не особо ценное движимое имущество бюджетного вуза.

Ряд сложностей при создании ХО уходит при переходе вуза из формы бюджетного учреждения в автономное учреждение (АУ), так в 2010 г. все федеральные университеты стали АУ и в 2011-2012г.г. ряд национальных исследовательских университетов (НИУ) и ведущих вузов России перешли в АУ став федеральными государственными автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (ФГАОУ ВПО), таких вузов уже больше 30, а как БУ работают остальные ~ 600 вузов России. Но основные льготы для ХО, создаваемые ФГАОУ ВПО, не доступны, т.к. в ФЗ-217 говорится только о БУ. В таком же положении за чертой льгот остались и государственные научно-исследовательские институты (НИИ) – унитарные предприятия (ФГУП). В новой редакции законопроекта ФЗ «Об образовании» (внесен в ГД СФ в конце июля 2012г.) это ограничение снято и в данном документе в разделе о ХО говорится о государственных учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) и науки. Но государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО), многие из которых по своей оснащенности оборудованиям не уступают вузам и которые ведут научную работу и инновационную деятельность, так остались вне этого процесса.

Всю систематику вопросов по созданию ХО, соответствующих нормам ФЗ-217, ведет Минобрнауки России и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ФГБНУ ЦИСН) по приказу Минобрнауки России №718 от 8.12.2009. За прошедшие 3 года многое изменилось, накапливается нормативно-правовая база деятельности таких ХО, наработан опыт проб и ошибок, сформирована сеть связей для учета деятельности ХО и вузов, консультационной помощи вузам и ХО, сбора и анализа информации об успехах и основных проблемах их деятельности. Ведется база данных (БД) уведомлений о создании ХО, в которой собирается информация о регистрации и деятельности ХО для определения степени соответствия ХО нормам и духу ФЗ-217.

На основании данных БД учета уведомлений о создании ХО в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ на 01.09.2012 в БД занесено 1687 ХО, из них 1596 ХО создано в 248 вузах и 91 ХО создано в 64 НИИ. Таким образом, основной интерес к созданию ХО по ФЗ-217 проявляют вузы, причем учредитель которых – Минобрнауки.

Из 1687 ХО в системе Минобрнауки России 204 (62% от общего кол-ва) учреждениями (вузы и НИИ), создано 1434 ХО (85% от общего кол-ва). Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности ХО по ФЗ-217, создании ведомственного нормативного поля для деятельности ХО, в методическом и консалтинговом обеспечении подведомственных вузов и НИИ.

Важной проблемой с неоднозначным решением является определение соответствия ХО нормам ФЗ-217. По данным ЦИСН из 1687 ХО соответствуют 217-ФЗ 1427 ХО (85%), т.е. принципиально не соответствуют 260 ХО и они должны быть удалены из БД уведомлений, большая часть которых была создана с принципиальными не устранимыми нарушениями и подлежат закрытию или выходу вуза из состава учредителей.

Критериями соответствия Федеральному закону от 02.08.2009 217-ФЗ и включения в БД уведомлений определены:

  • Предоставление информации о ХО по приказу Минобрнауки России от 8.12.2009 №718;

  • Результаты проверки Роспатента, касающейся лицензионных договоров;

  • Соответствие законодательству (4ч. ГК, ФЗ об ООО, ФЗ об АО, ФЗ о регистрации юридических лиц).

Все время появляется все новые нюансы критериев соответствия, которые возникают из-за нахождения тех или иных нарушений, которые делают вузы и ХО.
Критерии не соответствия нормам ФЗ-217 (количество ХО не соответствующих ФЗ-217):


  • ХО не могут соответствовать ФЗ-217 , в случае если оно было создано путем перерегистрации ранее (до 13.08.2009) созданных ХО (24 ХО);

  • бюджетное учреждение вошло в состав учредителей не в момент регистрации ХО созданного после 13.08.2009 (2 ХО);

  • прошло более 10 мес. и вуз не представил никакой информации о ХО, нет ОГРН и даты регистрации(51 ХО);

  • бюджетный учредитель - автономное учреждение (150 ХО);

  • на момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства (4);

  • доля % бюджетного учредителя не соответствует ФЗ-217, т.е. менее 33.4% для ООО и 25% для АО (25 ХО);

  • тип РИД, право на использование которого включено в ЛД, не соответствует ФЗ-217, т.е. в ГК РФ (часть 4) определены 16 типов РИД, в ФЗ-217 только 8 РИД (3 ХО);

  • вместо лицензионного договора на не исключительное право использования РИД оформлен договор об отчуждении (1);

  • бюджетный учредитель вышел из состава учредителей (3 ХО);

  • ХО ликвидировано (5 ХО).

Существует систематизированный список ошибок и неточностей, которые были допущены при создании ХО, но эти ошибки могут быть устранены, с частью из них деятельность ХО возможно, с частью нет.
Реестр уведомлений на применение льготных тарифов по оплате взносов в ПФ и ФСС РФ
Из 1687 ХО, занесенных в БД уведомлений, 883 ХО (52%) могут быть по ФЗ-272 от 15.11.2010 занесены в Реестр уведомлений на применение льготных тарифов по оплате взносов в РФ и ФСС РФ при выполнении условия использования УСН.

Из 1616 ХО 568 организаций занесены в Реестр (на 1.07.2012, 3 квартал 2012 г.):


Дата реестра

кол-во ХО

Квартальный прирост

1 квартал 2011 г.

78

78

2 квартал 2011 г.

137

59

3 квартал 2011 г

185

48

4 квартал 2011 г.

359

174

1 квартал 2012 г.

497

138

2 квартал 2012 г.

568

71

3 квартал 2012 г.

646

78


Для формирования Реестра сформирован обновляющийся 1 раз в квартал информационный массив, который позволил выделить ХО для занесения в Реестр уведомлений о создании ХО при выполнении условия использования УСН.
Выборка делается на основании выбранных критериев соответствия Федеральному закону от 02.08.2009 217-ФЗ:

  1. Полнота предоставления информации о ХО по приказу Минобрнауки России от 8.12.2009 № 718.

  2. Результаты проверки Роспатента.

  3. Соответствие законодательству (4ч. ГК, ФЗ об ООО, ФЗ об АО, ФЗ о регистрации юр. лиц,…)

  4. Для включения в Реестр уведомлений о создании ХО при выполнении условия использования УСН на основании ФЗ-310 от 27.11.2010 и ФЗ-272 от 16.10.2010, НК ст. 346.

  5. Для ведения Реестра уведомлений о создании ХО применяются нормы нормативно-правовых актов:

  • Федерального Закона от 16.10.2010 ФЗ-272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

  • Постановление Правительства РФ от 4 марта 2011 г. №146 «О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов»

  • Приказ Минобрнауки России от 25 марта 2011 г. № 1404 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 146»

Включение с 1.01.2013 (предположительно срок вступления в силу нового ФЗ об образовании) в поле действия льгот ФЗ-217 по уплате страховых взносов по ставке 14% тех ХО, созданных в вузах (АУ) и которые будут соответствовать ФЗ-217, существенно увеличит и количество ХО в Реестре и привлекательность создания ХО по ФЗ-217 в ведущих вузах страны (ФУ, НИУ).
Выбор организационно-правовой формы ХО
В основном учредители выбирают организационно-правовую форму (ОПФ) ООО - 97% и ЗАО-3%.

Новая организационно-правовая форма для проектных компаний - хозяйственные партнерства по 380-ФЗ от 03.12.2011, которые можно создавать с 1.07.2012, пока не ясна в использовании, отсутствуют методики основанные на правоприменительной практике и пока нет расширения норм ФЗ-217 на хозяйственные партнерства созданные при вузах. Необходимо специальная система мероприятий по расширению возможностей использования для проектных компаний новой ОПФ – хозяйственные партнерства: методические указания, семинары, конференция, сайт, консультации по горячей линии вопросов-ответов.

В том числе и для стимулирования процессов создания малых инновационных предприятии при вузах новым этапом стало утверждение 9 апреля 2010 года Правительством Российской Федерации Постановления №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году - 3 млрд. рублей. Однако из 56 победителей на момент объявления результатов 1-ой очереди конкурса в 2010 г. и на 1.01.2011 только 45 создали такие ХО, остальные 11 вузов такие ХО не создали и не выполнили показателей своих программ развития инновационной инфраструктуры, в это число входят в основном крупнейшие вузы страны. 3 из 29 национальных исследовательских университетов не создали ни одного ХО. Только 2 из 7 федеральных университетов создали ХО, соответствующие ФЗ-217. Это связано с тем, что в июне 2010 г. они перешли в статус автономных учреждений, на которые не распространяется действие ФЗ-217.

Больше всего из федеральных университетов было создано ХО в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) - 31 ХО, но процесс доступа к льготам для предприятий, созданных ведущими федеральными университетами, остановлен до принятия поправок в федеральные законы.
Выбор РИДа вуза
Наибольшие количество трудностей у сотрудников инновационной и научной инфраструктуры вуза вызывают вопросы связанные с РИДами, управлением интеллектуальной собственностью(ИС) вуза, подготовкой лицензионных договоров с ХО.

На создание современной системы управления ИС в вузе и было направлено ряд направлений работ в 78 вузах выполняющих госзадание (для вузов БУ) и госконтракы (для вузов АУ) по реализации Постановления Правительства РФ №219 от 9.04.2010 о развитии инновационной инфраструктуры вузов. Однако предварительный мониторинг выполнения программ развития инновационной инфраструктуры вузов показывает, что вузы использовали эту программу в большей части для закупок приборов и различного оборудования.

Вузы при уведомлении Минобрнауки о создании ХО по ФЗ-217 предоставляют информацию о РИД, право на использование которых внесено в УК: однако не представили информацию о РИД –15% ХО, представили информацию о РИД –85% ХО.

Распределение выбора РИД при заключении лицензионного договора на право использования РИД для формирования уставного капитала: патент (изобретение + полезная модель + промышленный образец) –50%, ноу-хау –28% ХО, программа для ЭВМ – 19% ХО, база данных – 3% ХО.
Основными причинами осложняющие создание МИПов по ФЗ-217 в вузах стали:

- не развитость системы работы с ИС в вузе на всех уровнях;

- практическое отсутствие отделов по работе с ИС как современных центров интеллектуальной деятельности вуза;

- искусственное ограничение деятельности отделов ИС только оформлением заявок и получение патентов;

- отсутствие системы мониторинга использования ИС, созданной в вузе;

- отсутствие системы учета РИД вуза в Реестре РИД вуза и системы регламентов всех уровней создания и использования РИД в вузе;

- отсутствие информационно-аналитических систем учета и мониторинга ИС вуза;

- в большинстве случаев не высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников отделов ИС и недостаточная укомплектованность кадрами отделов ИС;

- не восприятие системой управления вузом и вузовской корпоративной культурой современных правил работы с ИС, определяющих уровень и конкурентоспособность вуза как интеллектуальной организации.

Все эти факторы в разной степени характерны для большинства вузов за редким исключением, что предопределяет значительную работу в направлении создания в каждом вузе мощной системы по работе с ИС вуза.
ХО при определении направлений деятельности выбирают один основной ОКВЭД и дополнительные используемые коды ОКВЭД без ограничения количество, обычно до 50:

  • 73.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук - 81%;

  • 74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием - 21%;

  • 74.30 Технические испытания, исследования и сертификация - 18%;

  • 74.2 Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки - 17%;

  • 80.4 Образование для взрослых и прочие виды образования - 11%, и другие.

Однако норма ФЗ-217 о назначении таких ХО говорит о том то ХО создаются с целью практического применения (внедрения) РИДов вуза, ФЗ-272 уточняет тип ХО, которые могут уплачивать страховые взносы по ставке 14% и вносится в Реестр: ХО, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и осуществляющие практическое применение (внедрение) РИДов вуза. Поэтому рекомендуется обязательно использовать как основной ОКВЭД – 73.10 или 73.20.
Распределение, созданных ХО в соответствии с 217-ФЗ, с группировкойпо федеральным округам



Название Федерального Округа

Кол-во созданных ХО на дату регистрации в БД

на 31.12. 2010

на 31.12. 2011

на 12.03. 2012

Дальневосточный федеральный округ

13

26

35

Приволжский федеральный округ

110

229

309

Северо-Западный федеральный округ

52

108

152

Северо-Кавказский федеральный округ

23

46

58

Сибирский федеральный округ

172

290

344

Уральский федеральный округ

58

107

143

Центральный федеральный округ

195

389

488

Южный федеральный округ

61

139

160


Показатели уставного капитала ХО


Кол-во ХО, которые показали уставной капитал организаций

1618

95,91%

Кол-во ХО, которые не показали уставной капитал организаций

69

4,09%

Сумма представленных уставных капиталов

514 064 855,58

(из них 1 ЗАО «Манэл» (ТГУ) № в БД №277

140 005 000,00

(из них 2 ООО «НИМП-КАТАЛИЗАТОР» (ФГБОУ ВПО СГУ) № в БД №734

122 196 000,00

(из них 3 ООО «Конверсия-СГУ» (ФГБОУ ВПО СГУ) № в БД №735

78 442 000,00

Средний уставной капитал равен

317 716,23

Средний уставной капитал равен без ЗАО «Манэл», ООО «НИМП-КАТАЛИЗАТОР», ООО «Конверсия-СГУ»

107 249,14
  1   2

Похожие:

«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» icon1. Основные этапы развития исторического метода: характеристика античного...
А. П. Пронштейн, И. Д. Ковальченко и др.). 31. Влияние филологической науки на методологическую традицию 1960-х –80х гг. Творчество...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconТемы рефератов по социологии Понятие предмета социологии. Объект,...
Основные этапы развития социологии в России. Основные функции социологии в обществе
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconРивлина А. А. Сравнительная типология английского и русского языков
«типология языков». Виды систематизации языков. Генеалогическое сходство и языковая семья. Ареальное сходство и языковой союз. Типологическое...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconНепроформированному к нему же относится развитие Галактики, развитие...
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconИнформационно-консультационный центр «бизнес-тезаурус» Афанасьева...
Общая характеристика, этапы разработки и основные результаты Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства в...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconЛ. П. Великанова Рассмотрены категории «идентичность» и«гендерная...
Рассмотрены категории «идентичность» и «гендерная идентичность» в общей структуре личности. Представлена типология гендерной идентичности...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» icon1. Акушерство как наука. Этапы развития акушерства
Последний раздел выделился в отдельную науку перинатология и неонатология (охрана плода, развитие и болезни новорожден­ных)
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconОбщие вопросы
Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconРазвитие и реализация потенциала молодежи в интересах Ростовской области
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитайте эти вопросы, выберите удовлетворяющие Вас варианты ответов и обведите...
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» iconП. А. Кропоткин обращение к украинскому народу
Не посетуйте на меня за моё к вам обращение. Всю свою жизнь я не только стоял за право на самостоятельное развитие каждой народности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница