Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010
страница1/14
Дата публикации02.05.2013
Размер1.42 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА»



Москва – 2010

Автор: кандидат экономических наук, доцент Малиновский Л. Ф.

Микроэкономика. Учебно-методический комплекс для студентов факультета экономики и бизнеса Университета Российской академии образования.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Экономической теории

Факультета экономики и бизнеса
Протокол № 5 от 26 января 2010 г.

Рецензент: Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор,

зав. кафедрой экономической теории Российского экономического университета имени

Г. В. Плеханова

Оглавление

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Тематические планы

Раздел III. Рабочие учебные программы

Раздел IV. Планы семинарских и практических занятий

Раздел V. Практикум

Раздел VI. Организация самостоятельной работы студентов

Раздел VII. Письменные работы и методические указания по их написанию

Раздел VIII. Итоговый и промежуточный контроль

Раздел IX. Источники

Раздел X. Глоссарий

  1. ^
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные методические подходы к изучению данного курса, изучаемого студентами по всем формам обучения. Учебно-методический комплекс включает описание теоретико-методологических основ курса, его целей и задач, места в системе подготовки экономиста, содержания, а также необходимого учебно-методического обеспечения.

Цель настоящей учебной дисциплины, являющейся одной из первых из всего цикла изучаемых в высшем учебном заведении экономических дисциплин, - помочь будущим специалистам по экономике обеспечить эффективное решение основных проблем рыночной экономики в нашей стране, а это означает: цивилизованно решать проблемы собственности, свободы выбора и свободы предпринимательства, конкуренции, реализации личного интереса, государственного регулирования экономики. Чтобы грамотно проводить реформы, нацеленные на совершенствование экономического строя в нашей стране, необходимо знать теоретические основы современной экономики.

Микроэкономика представляет собой преимущественно фундаментальную, академическую, а не прикладную науку. Она является основой всех других экономических общепрофессиональных дисциплин, таких как «Национальная экономика», «Мировая экономика» и т.д. Без знания микроэкономики невозможно понять специфику конкретной экономической деятельности и увязать ее с действием объективных экономических законов.

При изучении микроэкономики используются разнообразные общенаучные и специфические методы. К специфическим методам относятся методы научной абстракции, дедукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического и т. д.

В экономическом анализе используется микроуровень выведения принципов из фактов. Микроэкономический анализ (микроэкономика) изучает поведение отдельных единиц, т.е. не всю экономику в целом, а ее составные части: отрасль, фирму или домашнее хозяйство. Здесь внимание сосредоточено на таких экономических явлениях, как производство или цена конкретного продукта, выручка или издержки отдельной абстрактной (т.е. любой) фирмы или домохозяйства.

В экономическом анализе существенное место занимают экономико-математические модели. В этом аспекте существенную роль играет статистический анализ. Важным инструментом постижения сущности экономических явлений является графический метод. С его помощью сложные процессы и явления предстают наглядно и почти очевидно.

Студенты после изучения дисциплины должны:

знать содержание важнейших экономических категорий, спроса и предложения, сущность объективных экономических законов, основные принципы, по которым развиваются экономические отношения на микроуровне;

уметь анализировать цели, задачи и практику экономической политики хозяйствующих субъектов, поведение индивидов, потребительские предпочтения, объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования фирм в различных экономических условиях.

Учебная дисциплина «Микроэкономика» изучается в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами, и, прежде всего, такими как «Макроэкономика», «История экономических учений», «Институциональная экономика», «Экономика фирмы» и другими.

Тематический план и содержание учебной программы дисциплины «Микроэкономика» подготовлены в соответствии с положениями действующего государственного образовательного стандарта по направлению 080100.62 «Экономика» высшего профессионального образования и отвечают требованиям профессиональной образовательной программы и учебного плана.

Основным видом учебных занятий студента с преподавателем, на которые приходится максимум учебного времени, являются лекции. Для более глубокой проработки учебного материала предназначены групповые занятия в виде семинаров

Поскольку овладение микроэкономикой не является легкой задачей даже для самого способного студента, не менее половины отведенного на изучение дисциплины времени отводится на самостоятельную проработку важнейших проблем курса. Этой цели служат задания на самостоятельную внеаудиторную работу, включающую проработку прослушанных лекций, изучение рекомендованной литературы, написание курсовой работы (оцениваемой отдельно и дифференцированно), контрольных работ, выполнение практических заданий.

^ Цель курса - сформировать у студентов систему научных знаний о предмете «Микроэкономика», изучающей условия, факторы и результаты развития национальной экономики в целом, а также глобальные последствия поведения субъектов хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов и выбора ими оптимальных вариантов решения производственных и коммерческих задач.

^ Задачи курса:

- раскрыть сущность экономических явлений и процессов;

- показать закономерный характер развития экономических систем;

- заложить теоретическую основу для изучения конкретно-экономических дисциплин и формирования современного экономического мышления.
^ Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

■ комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;

■ сочетание анализа современного состояния рыночной экономики с историей ее предыдущего развития;

■ рассмотрение, как общих закономерностей рыночной экономики на микроуровне, так и особенностей их проявления в конкретно-исторических и социально-политических условиях;

^ Программа изучения дисциплины предусматривает:

Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с кон­кретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика — теория — но­вые стратегические и практические решения», организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем.

^ Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Микроэкономика» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

^ Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным экономическим понятиям и категориям, подходам, а также вопросам, трактовка которых имеет особое значение для современной рыночной экономики.

В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) предусматривается использование различных активных форм и ме­тодов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разборы практиче­ских ситуаций, групповая работа, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература.

^ Самостоятельная работа предполагает изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов.

Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят ин­дивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в изучении основных тем.

^ Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.
^ Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в виде зачета в 1 учебном семестре для студентов очной формы обучения, для студентов очно-заочной и заочной форм обучения в 5 и 6 учебных семестрах соответственно - в форме контрольного тестирования и выполнения практических заданий.
^ Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения дисциплины сдается экзамен. Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

^ Дидактические единицы дисциплины «Микроэкономика», согласно ГОС ВПО специальности представлены следующим образом:
Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

^ II ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Микроэкономика»

(очная форма обучения)


№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

всего

в том числе:

лекции

семинар.,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества.

18

10

6

4

8

2

Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие

28

16

8

8

12

3

Спрос и поведение потребителя

16

6

6




10

4

Спрос индивидуальный и рыночный

16

8

8




8

5

Производство. Издержки производства. Прибыль

28

16

8

8

12

6

Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы

22

12

8

4

10

7

Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы

18

8

6

2

10

8

Олигополия. Модели олигополии

14

6

6




8

9

Монополия. Социальная цена монополии

14

6

6




8

10

Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства

21

12

8

4

9

11

Рынки с ассиметричной информацией

12

4

4




8

12

Внешние эффекты и общественные блага

18

10

6

4

8

Всего:

225

114

80

34

111



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Микроэкономика»

(очно-заочная форма обучения)


№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

всего

в том числе:

лекции

семинар.,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества.

20

4

2

2

16

2

Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие

28

8

4

4

20

3

Спрос и поведение потребителя

16

2

2




14

4

Спрос индивидуальный и рыночный

16

2

2




14

5

Производство. Издержки производства. Прибыль

28

8

4

4

20

6

Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы

22

8

4

4

14

7

Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы

16

2

2




14

8

Олигополия. Модели олигополии

14

2

2




12

9

Монополия. Социальная цена монополии

14

2

2




12

10

Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства

21

4

4




17

11

Рынки с ассиметричной информацией

12

2

2




10

12

Внешние эффекты и общественные блага

18

2

2




16

Всего:

225

46

32

14

179



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Микроэкономика»

(заочная форма обучения)



№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

всего

в том числе:

лекции

семинар.,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества.

18

1

1




17

2

Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие

28

4

2

2

24

3

Спрос и поведение потребителя

16

1

1




15

4

Спрос индивидуальный и рыночный

16

1

1




15

5

Производство. Издержки производства. Прибыль

28

4

2

2

24

6

Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы

22

4

2

2

18

7

Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы

18

2

2




16

8

Олигополия. Модели олигополии

14

1

1




13

9

Монополия. Социальная цена монополии

14

2

2




12

10

Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства

21

2

2




19

11

Рынки с ассиметричной информацией

12

1

1




11

12

Внешние эффекты и общественные блага

18

1

1




17

Всего:

225

24

18

6

201

^ 2.3.РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Введение в микроэкономику. Основные закономерности экономической организации общества.
Предмет, объект и метод микроэкономики. Человек в мире экономики. Блага и их ограниченность. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения.

Поведенческие модели в экономической теории. Модель «homo economicus». Максимизация полезности. Полная, ограниченная и органическая рациональность.

Основные микроэкономические категории. Рынок и цена. Модели и субъекты рынка. Преимущества и недостатки рынка. Сегментация рынка.

Понятие и виды цены, функции цены.

Фундаментальные проблемы экономики. Ограниченность ресурсов и безграничные потребности в них. Производство и экономика. Производство, распределение, обмен и потребление и их характеристика.

Экономические и неэкономические блага: классификация и характеристика.

Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей.
^ Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8-11,14,16-18
Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие.
Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос и определяющие величину спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Изменения спроса и изменения объема спроса. Исключения из закона спроса парадокс Гиффена, эффект Веблена и эффект сноба.

Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения.

Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и ее функции.

Отраслевое равновесие. Проблема устойчивости равновесия. Государственное регулирование рынка. Излишки потребителя и производителя.
^ Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 8,10-17,19-24
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности...
Подобед Н. А анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Теория государства...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с фогс впо по направлению подготовки «Юриспруденция», утвержденным приказом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница