№5: «Государство и экономика»


Скачать 127.88 Kb.
Название№5: «Государство и экономика»
Дата публикации04.05.2013
Размер127.88 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Тема № 5: «Государство и экономика»

Вопросы:

  1. Экономические функции и задачи государства.

  2. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет.

  3. Бюджет на налоговое регулирование экономики.



  1. Вопрос Экономические функции и задачи государства

В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризуют переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования, и мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики, без активной регулирующей роли государства. И для осуществления этой роли, государство использует различные рычаги воздействия на экономику, и это проявляется в первую очередь на экономической политике государства. Следовательно, экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функции, путем разнообразных государственных воздействий на экономические процессы для достижения определенных целей.

^ К таким целям относятся:

  1. Обеспечение экономического роста

  2. Создание условий экономической свободы (право хозяйствующих субъектов вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществлении и использование дохода от нее)

  3. Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности.

  4. Забота об обеспечении полной занятости.

  5. Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить.

Экономическая политика любого государства должна строиться на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям экономической политики относится формирование социально – ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим задачам относится решение проблем государственного долга и дефицита бюджета. Помимо экономических целей, любое государство призвано выполнять еще ряд экономических функции и задач, причем, сами по себе экономические функции не являются раз и на всегда заданными. Они видоизменяются и дополняются в зависимости от той роли, которую играет государство на том или ином этапе исторического развития, но, тем не менее, за государством всегда сохраняются такие классические функции, как:

  1. Стабилизация экономики

  2. Защита прав собственности

  3. Регулирование денежного обращения.

  4. Перераспределение доходов

  5. Регулирование отношений между работодателем и наемными работниками.

  6. Контроль за внешней экономической деятельностью

  7. Производство общественных благ.

В то же время, с развитием общества происходит уточнение функции государства, и этот процесс развивается по следующим направлениям:

  1. Последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики.

  2. Усиление роли государства в решении социальных проблем:

  • Снижение дифференциации доходов населения

  • Обеспечение стабильности в обществе

  • Регулирование трудовых отношений.

В то же время, с развитием общества возникают и новые функции государства, к которым относятся одна из главных функции: участие в решении глобальных проблем человечества, а так же поддержка фундаментальной науки. Обычно, говоря о роли государства в экономики, предполагается, что оно своей политикой должно компенсировать не совершенства рынка, но в то же время, государство имеет функции, которые относятся к его компетенции. Так, с усложнением отношений между государством и предпринимательством, экономические задачи государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении социальной стабильности и защите общенациональных интересов. Реализация же экономической политики, как правило, предполагает применение определенных методов и форм регулирования. И их выбор определяется, прежде всего, состоянием национальной экономики, приоритетными направлениями экономической политики, и господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования. В качестве основных объектов государственного регулирования экономики могут быть не только определенные сферы хозяйства, но и условия жизни страны в целом. К таким объектам относят:

  1. Отраслевую и региональную структуру хозяйства

  2. Цены

  3. Занятость

  4. Денежное обращение

  5. Платежный баланс.

В государственной экономической политике выделяют два главных направления:

  1. Стабилизационное

  2. Структурное

Первое направление включается в себя в основном бюджетно - налоговую (фискальную), кредитно – денежную.

В вопросе о способах влияния государства в экономике. Выделяют два основных подхода:

  1. Манитаризм

  2. Кейсинианство

Позиция маниториство сводится к следующим основным положениям:

  1. Как можно больше освободить экономику от опеки государства

  2. Сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Правительство, которое придерживается этой теории осуществляет воздействие на экономику с помощью денежно – кредитной политики. Контроль за инфляцией и стимулированием экономического роста достигается с помощью контроля ха денежной массой, поэтому единственно правильной политики правительства и банков в этой ситуации является увеличение количества денег в экономике не быстрее. Чем растет производительность хозяйства страны.

Представители кейсинианского направления считают. Что только лишь один рыночный механизм не в состоянии решать проблемы. Поэтому они считают, что государство должно больше вмешиваться в рыночную экономику и регулировать ее, путем увеличения или сокращения спроса, по средствам изменения денежной массы. И воздействие государства на рыночный механизм может осуществлять путем прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов. А косвенное. Соответственно экономических методов. Проявлением прямого регулирования, прежде всего, является законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов. А так же развитие государственного сектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов кредитно – денежной и бюджетно-налоговой политики. Причем, бюджетно-налоговая политика непосредственно воздействует на экономику. В то время как денежно – кредитная политика оказывает опосредованное влияние через механизм финансовых рынков.

^ 2 Вопрос Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет.

Основным инструментом экономики и осуществление того или иного варианта политики являются государственные доходы и расходы. Доходы представляют собой часть национального дохода и национального богатства, создаваемого государством, с целью создания финансовых условий для исполнения своих функции. Основными источниками и видами государственных доходов являются:

  1. Налоги

  2. Сборы и таможенные пошлины

  3. Социальные отчисления

  4. Неналоговые поступления

В государствах с рыночной экономикой источником государственных доходов являются:

  1. Налоги (на доходы, на недвижимость, на дарение)

  2. Доходы от предпринимательской деятельности государства (от сдачи государственного имущества в аренду, от деятельности предприятий, принадлежащих государству, от внешней экономической деятельности, от продаж лицензий и ценных бумаг)

  3. Поступление в государственный бюджет в виде кредитов, выдаваемых другими государствами или международными кредитными организациями.

Через расходы осуществляется воздействие государства на различные сферы экономической жизни и перераспределение расходов. Есть две категории расходов:

  1. Текущие

  2. Инвестиционные

Расходы государства осуществляются в следующих направлениях:

  1. Содержание государственного аппарата.

  2. Затраты на социальную сферу (социальные пособия пенсионерам, безработным и инвалидам, расходы на здравоохранение и образование)

  3. Расходы на военную безопасность (содержание армии)

  4. Расходы на экономические нужды (субсидии, дотации, кредиты, выдаваемые промышленным и с/х предприятиям, направленным на поднятие экономики)

  5. Государственное потребление (закупка товаров за рубежом)

  6. Выплаты по внешнему долгу.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный бюджет. Государственный бюджет с участием законодательной и исполнительной власти. По истечению срока, на который принимается государственный бюджет, обязаны предоставить отчет. В целом же, бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарном государстве, бюджетная система включается в себя государственный бюджет и местные бюджеты. В государстве с федеративным устройством выделяют три

  1. Государственный бюджет

  2. Местный бюджет

  3. Федеративный бюджет

Бюджеты всех уровней взаимосвязаны, то есть бюджет не обеспечивает финансирование минимума расходов, то средства выделяются из вышестоящего бюджета. Государственный бюджет представляет собой сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага, и средства другим группам. Кроме того, государство использует бюджет и существенно влияет на экономику, стимулирует производство. В виде заработной платы государственным служащим, стипендии, пенсии и других государственных пособий. Государственный Бюджет может характеризоваться дефицитом и профицитом. Если речь идет о дефицитном государственном бюджете, то это значит что в таком бюджете расходы превышают планируемые доходы. И соответственно снижаются и реальных доходы по основным статьям. Поэтому для покрытия бюджетного дефицита, государство прибегает к бюджетном финансированию, то есть заимствование средств. Под это заимствование выпускают облигации и другие ценные бумаги. Сумма накопленных задолжностей государства, образовавшихся в результате кредитного финансирования его бюджетных расходов, называется государственным долгом. При его расчете надо учитывать как дефициты, так и профициты, то есть когда доходы бюджеты превышают расходы. С учетом этого, государственный долго это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус сумма всех бюджетных профицитов. В зависимости от того, осуществляет ли государство займы внутри страны. Выделяют внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный дол фактически представляет собой задолжность государства перед физическими и юридическими лицам. То есть гражданами и предприятиями. Основную массу финн. Обязательств составляют рыночные долговые обязательства, к которым относятся

  1. Облигации федерального займа

  2. Облигации государственного сберегательного займа

  3. Облигации центрального банка

  4. Облигации внутреннего валютного займа.

Не рыночными обязательствами называют векселя министерства финансов, а так же задолжность правительства центрального банка. И к внутреннему государственному долгу относится задолжность по заработной плате. В то же время, необходимые для покрытия бюджетного дефицита средства, государства могут изыскивать за границу, и в результате этого образуется внешний государственный долг. Следовательно, внешний государственный долг-это задолжность государства перед правительствами других стран. Международными кредитными организациями и частными иностранными банками. В то де время, с точки зрения экономики, государственный долг приводит к ряду негативных последствий

  1. Поскольку значительная часть бюджетных средств уходит на выплату государственного долга, то государство не имеет возможности развивать собственную экономику ( путем вложения средств в производство) и эффективно выполнять социальный программы и обеспечивать социальную защиту малоимущих.

  2. Что бы ускорить выплату государственного долга или по крайней мере предотвратить его увеличение, государство оказывается вынужденным повышать ставки налогов, а это негативно сказывается на благосостоянии граждан, развитии производства и даже социальной обстановки в стране.

  3. Поскольку государство постоянно прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, то потенциальному инвестору, как отечественному так и зарубежному, оказывается более выгодно предоставлять займ, чем вкладывать деньги в производство..

  4. Выплата процентов по внутреннему долгу увеличивает расслоение внутри общества, поскольку, значительная часть государственных обязательств находится в руках состоятельных людей. Фактически, это означает, что государство не выполняет своей функции по перераспределению доходов, и возвращает богатым то, сто должно бы было отдать малоимущим.

^ 3 Вопрос. Бюджет на налоговое регулирование экономики.

Важным инструментом воздействия государства на экономику является его денежно кредитная или монетарная политика. Монетарная политика означает контроль за денежной массой в экономике. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада, и сдерживает его рост при подъеме. Главным проводником денежно кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. В экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы:

  1. Установление учетной ставки процента

  2. Установление нормы обязательных резервов.

Что касается учетной ставки процента, то как правило центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам. А последние, своим клиентам, за определенную плату, называемую процентом за кредит. Следовательно, учетная ставка процента это норма процентов, о которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Поэтому, повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым. Если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих брать их. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но с другой стороны усиливает спад производства, так как многие фирмы и предприятия лишаются возможности получать кредит. Поднимая процентную ставку, и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков и стимулирует их экономическую активность, что способствует подъему производства, но увеличение денежной массы в обращении усиливает инфляцию. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику, путем изменения учетной ставки процента, стимулирую или ограничивая производство и потребление. По закону, коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резерва в центральном банке, что бы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, Центральный банк, оказывает влияние на возможности банка предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении. Увеличение норм обязательных резервов, приводит к уменьшению денег у банков, для кредитования, что делает кредит дорогим, сокращает число заемщиков, и следовательно, уменьшает денежную массу в обращении. А уменьшение норм резервирования наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования, что ведет к увеличению денежной массы. Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействую на денежную массу в обращении позволяет экономике развиваться стабильно.

Деятельность государства. В области налогообложения, регулирования государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильности развития экономики. Предотвращение инфляции и обеспечение занятости населения. Поэтому налоговая политика, как и монетарная, так же является одним из инструментов воздействия государства на экономику. Налоги являются основными источниками доходной части государственного бюджета. Она представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги взимаются так е с доходов или имущества, то есть с прибыли от производства или выручки от продаж, заработной платы, а так же с объектов, которые принадлежат налогоплательщикам. Все то, с чего взимаются налоги, называются объектом налогообложения. А лицо, с которого берется налог, является налогоплательщиком, и представляет собой субъект налогообложения. Причем, налогоплательщиком может быть как физической лицо, так и юридической лицо. Размер налога определяется налоговой ставкой. То есть, процентов от дохода или стоимости имущества, которые налогоплательщик должен отчислить в пользу государства. Различают следующие основные виды налоговых ставок:

  1. Пропорциональные ставки. Это процент. Который взимается с объекта налогообложения без учета его размера.

  2. Твердая ставка. Это сумма, которая взимается с объекта независимо от его размера.

  3. Прогрессивная ставка. Это взимаемый с объекта налогообложения процент, который увеличивается вместе с увеличение облагаемого налогом объекта.

  4. Регрессивная ставка. Это взимаемый с объекта налогообложения процент, который уменьшается с увеличением размера налогообложения.

Выбор вида налоговой ставки является важным рычагом государства, при помощи которой он может уменьшить или увеличить дифференциацию внутри общества. В зависимости от уровня органов государственного управления, в распоряжение которых поступают налоговые сборы, она подразделяются на :

1.федеральные

2. региональные

3. местные.

В зависимости от способов определение налогооблагаемой базы, налоги подразделяются на прямые и косвенные. Основным прямым налогом является налог на прибыль предприятий и подоходный налог на физических лиц. По Российскому законодательству. Часть налога на прибыль предприятия поступает в федеральный бюджет, а часть в бюджет субъектов федерации. Подоходным налогам с физических лиц облагается весь совокупный доход физического лица, полученный им в течении календарного года, как на территории России так и за границей. Поэтому, по итогам календарного года, все граждане, получающие доходы обязаны подавать в налоговые органы по месту жительства налоговые декларации установленного образца. Кроме налога на прибыль и на доходы физических лиц, к прямым налогом относятся так же обязательные платежи во внебюджетные фонды, то есть фонд занятости, пенсионный фонд. Причем платят и работники и работодатели. К прямым г относятся налог на имущество. Косвенные налоги взимаются с определенных товаров и услуг, изначально они водятся в качестве надбавки к цене. Поэтому, косвенные налоги. Фактически являются налогами, взимаемыми с потребителя. Поскольку они взимаются в сфере реализации товаров и услуг. Основным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость. Им облагаются обороты по реализации на территории страны товаров и услуг. К Косвенным налогам относятся акцизы, то есть прямая надбавка к цене каждого единичного товара. На подакцизные товары наносится специальная маркировка, которая называется маркой акцизного сбора. К Косвенным налогам относятся и таможенные сборы. Они устанавливаются в качестве налога на импорт и экспорт. В современной экономике, государство очень активно использует налоговую политику для регулирования хозяйственной деятельности. Эта политика проводится путем изменением ставок налогообложения, предоставлением различных налоговых скидок и льгот. Кроме того, налоговая система выполняет ряд важных функции, а именно:

  1. За счет налогов формируется государственный бюджет

  2. Налоги поддерживают государство, которому необходимы средства для своего существования.

  3. Благодаря изменению ставок налогообложения, государство имеет возможность воздействовать на экономическую систему.

  4. Налоги позволяют государству перераспределять доходы, в условиях сильного расслоения общества, по средствам направления собранных средств на защиту малоимущих слоев населения.




Похожие:

№5: «Государство и экономика» iconТема 1 Социальная политика: ключевые вопросы теории и практики. План
Основные понятия, сопряженные с социальной политикой: экономика труда, социальная рыночная экономика, социальное государство
№5: «Государство и экономика» iconПрограмма партии «Гражданская платформа»
Свободный гражданин, справедливое общество, ответственное государство, эффективная экономика
№5: «Государство и экономика» icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
№5: «Государство и экономика» iconМюррей Ротбард Власть и рынок: государство и экономика Челябинск:...
Распространение налогового бремени и воздействие налогов. Часть I. Подоходные налоги
№5: «Государство и экономика» iconВасильева Лариса Ефимовна
Государство – закономерный этап развития общества. Государство является аппаратом управления общественными процессами. Для развития...
№5: «Государство и экономика» iconСборник задач для проведения практических занятий по дисциплинам: «Экономика предприятий»
«Экономика предприятий», «Экономика организаций», «Экономика фирмы» для студентов всех форм обучения
№5: «Государство и экономика» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа составлена к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой и ассистентом кафедры «Государство и...
№5: «Государство и экономика» iconТема Макроэкономика
Микро экономика анализирует отдельные структуры (домашнее хозяйство, фирмы, банки и т п.), макроэкономика рассматривает экономику...
№5: «Государство и экономика» iconПравоведение. Тест №1 Государство
Единое государство с монархической формой правления и высокой степенью централизации
№5: «Государство и экономика» icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница