Северский технологический институт


НазваниеСеверский технологический институт
страница1/8
Дата публикации04.05.2013
Размер1.24 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Экономика > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЕВЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой экономики

доцент

______ Недоспасова О.П.

«_____»________ 2011 г.

С.Н. Михеенко

МИКРОЭКОНОМИКА

Сборник задач

Практическое руководство

Северск 2011

УДК 330.101.542

ББК 65.012.1

М 695




Михеенко С.Н. Микроэкономика. Сборник задач: практическое руководство / С.Н. Михеенко – Северск: Изд – во СТИ НИЯУ МИФИ, 2011. – 104с.

Практическое руководство ориентировано на исследование основных проблем микроэкономики, таких как: потребности и ресурсы общества, конкуренция и монополия, издержки, объем производства и прибыль предприятия, рынки факторов производства и доходы на них.

Задача практического руководства ознакомить студентов с микроэкономическими особенностями современной экономики. Дать представления о содержании, целях и инструментах экономической теории, научить применять принципы экономического анализа для решения задач не только экономического, но и социального и политического плана.

Практическое руководство предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов инженерных специальностей вуза по курсу «Экономика» раздел «Микроэкономика».

В практическое руководство включены вопросы для обсуждения, тестовые задания и задачи по темам курса для подкрепления теоретических знаний.

Практическое руководство одобрено на заседании методического семинара кафедры Экономики (протокол № 3 от «07» декабря 2010г.)

Печатается в соответствии с планом выпуска учебно-методической литературы на 2011г., утвержденном Советом СТИ НИЯУ МИФИ.

Рег. № 1/11 от «10» января 2011 г.

Рецензент: И.В. Вотякова д-р. экон. наук, профессор кафедры СМиБУ

Редактор: Р.В. Фирсова
Подписано к печати_________Формат 60х84/32

Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2

Плоская печать. Усл. печ. л. 0,96 Уч. изд. л. 1,7

Тираж 50 экз. Заказ_____
Отпечатано в ИИО СТИ НИЯУ МИФИ

636036. Томская обл., г.Северск,

пр. Коммунистический. 65

Содержание





Введение……………………………………………………………...

4

1

Предмет и методы экономической теории…………………………

5

2

Экономические агенты, ресурсы и цели общества……..…………

10

3

Производственные возможности общества…………..……………

15

4

Поведение потребителя и потребительский выбор......……………

21

5

Рынок и рыночный механизм………..……...………………………

29

6

Спрос и предложение. Излишки производителя и потребителя.…

36

7

Эластичность спроса и предложения……..……..…………………

41

8

Конкуренция. Поведение конкурентов…………………………….

46

9

Рынок несовершенной конкуренции……………………………….

52

10

Монополия. Поведение монополистов………………….………….

57

11

Функционирование фирмы……………...…………………………..

62

12

Издержки производства и прибыль фирмы……..…………………

68

13

Рынок капитала……………………………………..………………..

79

14

Рынок труда……………………………………..……………………

83

15

Рынок земли…………………………...……………………………..

88

16

История экономического учения…...………………………………

93

17

Экономическая теория ХХ века….…………………………………

98




Литература……………………………………………………………

104

Введение

В практическом руководстве изложены основные положения раздела «Микроэкономика» курса «Экономика», включая такие вопросы, как: предмет и метод экономической теории; экономические агенты, собственность и цели общества; потребности, ресурсы и производственная структура общества, поведение потребителя и потребительский выбор, рыночный механизм; спрос, предложение и равновесие на рынке, излишки производителя и потребителя; эластичность спроса и предложения; рынки совершенной и несовершенной конкуренции; поведение монополиста; издержки, объем производства и прибыль фирмы; рынки факторов производства и доходы на них; рынок труда, земли и капитала; история экономических учений.

Полученные студентами на лекциях знания закрепляются на практических и семинарских занятиях при решении задач и тестовых заданий. Производя расчеты и оценку представленных вариантов экономических задач, студенты дополняют полученные теоретические знания.

Студенты инженерных специальностей имеют возможность посмотреть на разрабатываемые ими технические проекты глазами экономиста, увидеть реальные последствия принятых решений и сделать окончательный выбор их целесообразности. Решение задач и тестов по разделам курса «Микроэкономика» поможет студентам неэкономических специальностей вуза получить представление об основах и методах экономической теории, научиться применять принципы экономического анализа для решения задач практического характера.

Изучение практического руководства будет способствовать созданию целостного представления об экономической жизни общества, формированию экономического образа мышления, необходимого для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений, происходящих в современной жизни.

^ 1 Предмет и метод экономической теории

1.1 Вопросы для обсуждения

Основные этапы становления и развития экономической науки. Предмет экономики. Структура и задачи курса. Связь экономики с политикой. Основные функции экономической науки. Характерные черты экономической теории как науки.

Методы исследования экономических явлений. Формальная логика как основной метод экономической науки. Диалектический метод в экономике. Экономическое моделирование. Научная абстракция. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Экспериментирование. Связь теории с практикой.

^ 1.2 Практические задания

    1. К предмету изучения микроэкономики относятся:

  1. занятость населения в народном хозяйстве;

  2. спрос и предложение на рынке молока;

  3. производство в масштабе всей экономики;

  4. производство сахара и динамика его цены.

    1. К предмету изучения макроэкономики относятся:

  1. спрос и предложение на рынке обуви;

  2. производство и динамика цены мяса;

  3. производство в масштабе всей экономики;

  4. экспорт и импорт товаров и услуг.

    1. К макроэкономическим категориям относятся:

  1. связанные «пол» и «потолок» цены;

  2. гиперинфляция, экономический рост;

  3. валовой национальный доход, личный располагаемый доход;

  4. валовые постоянные издержки, валовая экономическая прибыль.

    1. К микроэкономическим категориям относятся:

  1. валовой национальный доход, личный располагаемый доход;

  2. связанные «пол» и «потолок» цены;

  3. валовые издержки, валовая экономическая прибыль;

  4. гиперинфляция, экономический рост.

    1. К экономическим законам относятся:

  1. закон о регулировании естественных монополий;

  2. закон спроса;

  3. налоговый кодекс;

  4. закон убывающей предельной полезности.

    1. _____ - это устойчивые связи и взаимосвязи экономических явлений в процессе производства, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

  1. экономические законы; в) экономические категории;

  2. закон природы; г) экономическая модель.

    1. Наиболее полным и корректным определением предмета науки экономики является следующее:

  1. экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т .д .);

  2. экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал;

  3. экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения своих безграничных потребностей;

  4. экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

    1. «Позитивная наука, — писал Дж. М.  Кейнс, — может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к …»:

  1. тому, что есть;

  2. оценочным суждениям;

  3. тому, что должно быть;

  4. положительным тенденциям в экономическом развитии.

    1. Экономические законы, действующие в рамках нескольких социально-экономических систем, называются:

  1. региональными; в) структурными;

  2. общими; г)частными.

    1. Выработка мероприятий экономической политики составляет ___________ функцию экономической теории.

  1. практическую; в) познавательную;

  2. методологическую; г) идеологическую.

    1. Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики.

1 формулировка экономического вывода на основе отдельных фактов.

2 формулировка экономического вывода на основе общих положений.

3 экономические явления исследуются так, как они существуют на самом деле.

4 перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное явление.

  1. метод индукции; в) позитивный анализ;

  2. метод дедукции; г) метод аналогии.

    1. Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики.

1 отвлечение в экономическом анализе от несущественного, неглавного.

2 рассмотрение экономического явления в ретроспективе.

3 в ходе экономического анализа даются рекомендации о желательном развитии.

4 в ходе анализа показаны сходства и различия в экономическом явлении.

  1. метод научной абстракции; в) нормативный метод;

  2. исторический метод; г) метод сравнения.

    1. Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики.

1 построение экономического умозаключения на основе последовательного и  обоснованного рассуждения.

2 соединение отдельных частей в процессе экономического познания в единое целое.

3 формализованное описание экономического явления с помощью математического аппарата.

4 познание, предполагающее умозаключение от общего к частному.

  1. метод экономико-математического моделирования;

  2. метод дедукции;

  3. логический метод;

  4. метод синтеза.

    1. Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики.

1 познание экономического явления на основе умозаключения от частного к общему.

2 познание экономического процесса на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей.

3 познание, предполагающее перенос свойств с известного экономического явления на неизвестное.

4 построение экономического умозаключения на основе последовательного и обоснованного рассуждения.

  1. метод индукции; в) метод анализа;

  2. метод аналогии; г) логический метод.

    1. Установите соответствие между отдельными методами и приемами исследования экономики.

1. метод индукции

2. метод дедукции

3. допущения «при прочих равных условиях»

4. гипотеза

  1. метод, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные;

  2. метод рассуждений, с помощью которого  гипотеза проверяется реальными фактами;

  3. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

  4. научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее и проверки на опыте и теоретического обоснования.

    1. Экономическая теория изучает:

  1. экономическое поведение людей;

  2. ограниченные ресурсы;

  3. производство благ и услуг;

  4. способы удовлетворения потребностей.

    1. К функциям экономической теории не относится __________ функция.

  1. практическая; в) распределительная;

  2. познавательная; г) методологическая.

    1. Индукция – это метод познания, основанный:

  1. на выделении сущностных характерных черт экономического явления;

  2. на умозаключениях от общего к частному;

  3. на разделении экономического явления на отдельные части;

  4. на умозаключениях от частного к общему.

    1. Перенос свойств с известного процесса или явления на неизвестные применяется в таком методе познания, как:

  1. дедукция; в) аналогия;

  2. анализ; г) индукция.

    1. Способ проверки гипотезы на истинность называется:

  1. аналогия; в) абстракция;

  2. верификация; г) фальсификация.

    1. Вознаграждение, которое получают экономисты за выдающийся вклад в развитие науки, называется:

  1. премия Сороса; в) Нобелевская премия;

  2. премия Сахарова; г) нет правильного ответа.

    1. Понятие метода включает в себя:

  1. набор фактических данных; в) способы познавательных средств;

  2. нет правильного ответа; г) структуру предмета.

    1. Моделью является:

  1. концепция потребителей; в) торговля на фондовой бирже;

  2. поведение человека; г) нет правильного ответа.

    1. Экономическая модель является:

  1. идеальным типом экономики;

  2. инструментом для прогнозированием;

  3. комплексом принципов;

  4. все перечисленное выше.

    1. Качество экономической модели определяется:

  1. точностью прогноза;

  2. количеством использованных фактов;

  3. масштабностью;

  4. сроком прогноза;

  5. нет правильного ответа.

    1. Экономическая теория изучает:

  1. что производить;

  2. как производить;

  3. для кого производить;

  4. проблемы рационального использования ограниченных ресурсов.

    1. Позитивная экономическая наука предполагает изучение:

  1. экономической реальности;

  2. экономической политики;

  3. макроэкономических показателей;

  4. экономики с точки зрения оценочных суждений.

    1. Индукция – это метод познания, основанный:

  1. на разделении экономического явления на отдельные части;

  2. на умозаключениях от общего к частному;

  3. на выделении сущностных характерных черт экономического явления;

  4. на умозаключениях от частного к общему.

    1. Перенос свойств с известного процесса или явления на неизвестные применяется в таком методе познания, как:

  1. индукция; в) аналогия;

  2. анализ; г) дедукция.

    1. Способ проверки гипотезы на истинность называется:

  1. абстракция; в) верификация;

  2. аналогия; г) фальсификация.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Северский технологический институт iconФгбоу впо российский химико-технологический университет им. Д. И....
Ш 176 «Баланс либеральных концептов и консервативных констант в программных документах «партии власти» в 1993-1998 гг.: исторический...
Северский технологический институт iconФгбоу впо российский химико-технологический университет им. Д. И....
Ш 176 «Баланс либеральных концептов и консервативных констант в программных документах «партии власти» в 1993-1998 гг.: исторический...
Северский технологический институт iconГосударственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...

Северский технологический институт iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный...
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Северский технологический институт iconГоу впо костромской государственный технологический университет Институт...
Общее знакомство с предприятием
Северский технологический институт iconРабочая программа учебной практики Специальность: 100103 «Социально-культурный...
Рецензенты: Бушманова Н. В., зав кафедрой туристского сервиса, к п н., доцент. Майкопский государственный технологический институт,...
Северский технологический институт iconСеверо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Целью данной дисциплины является обучение студентов концептуальному и логическому проектированию баз данных, защите данных, алгоритмам...
Северский технологический институт iconТранспортная компания «юг-бас»
Краснодар п. Северский, отдых на природе из г. Краснодар (Крепостная, Смоленская) ( 1 день)
Северский технологический институт iconНовосибирская региональная общественная организация общества «знание»...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Северский технологический институт iconВ. Н. Шевченко (БелГУ, Белгород)
Общая протяженность речной сети более 5000 км. Всего насчитывается 480 речек и ручьев, свыше 1100 прудов и 4 водохранилища. Рек длиною...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница