На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница1/12
Дата публикации13.05.2013
Размер1.36 Mb.
ТипОтчет
userdocs.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Государственный Университет – Высшая Школа Экономики


На правах рукописи


Ожидания на рынке труда и перспективы трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов

Аналитический отчёт по исследованию

в рамках практикума по экономической социологии

(март-май 2003 г.)


Выполнила группа в составе:

Куликова Алина,

Василашко Дмитрий,

Волик Артем,

Юдин Григорий
Научный руководитель:

Вадим Валерьевич Радаев

Москва 2003

Отчёт подготовлен по итогам первого этапа исследовательского проекта «Взаимные ожидания на рынке труда: перспективы трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов». Было проведено анкетирование 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Полученный материал позволил ответить на основные вопросы исследования: насколько ожидания молодых специалистов-социологов соответствуют реальности; что формирует восприятие рынка труда у социологов; какова роль образования, практических навыков, способов поиска работы в трудоустройстве. Исследование обнаруживает некоторые важные черты ситуации, сложившейся на рынке труда социологов.

Предназначается для студентов, выпускников, работников кадровых служб, специалистов в области образования и трудоустройства.

Авторы исследования выражают признательность за оказанную помощь и поддержку:

^ За предоставление контактной информации о студентах и выпускниках социологических факультетов г. Москвы

Бойкову Андрею Вячеславовичу, преподавателю ГУ-ВШЭ;

Буренко Дмитрию, выпускнику ГУУ;

Забаеву Ивану, выпускнику ГУ-ВШЭ;

Лапиной Василисе, выпускнице МГУ;

Опариной Евгении, студентке ГУУ;

Сырову Никите, выпускнику ГУУ;

Херсонской Марии, выпускнице РХТУ;

Хреновой Ирине, студентке МГУ;

Шацких Антону, выпускнику МГУ;

Научному Студенческому Обществу МГУ;

Сотрудникам учебной части факультета социологии ГУ-ВШЭ.

^ За проведение анкетного опроса на социологическом факультете РХТУ

Губиной Светлане Александровне, заведующей кафедрой социологии ИПУР;

Запольскому Антону, студенту РХТУ.

^ За конструктивные замечания

Сусоколову Александру Александровичу, заведующему лабораторией экономической социологии ГУ-ВШЭ.

А также всем, кто помогал при проектировании и проведении исследования.

Оглавление





Оглавление 5

1. Введение. 10

1.1. Проблемная ситуация. Предмет, объект, задачи и модель исследования. 10

1.2. Методы и выборка. 18

2. Описание выборочной совокупности по основным параметрам. 21

3. Влияние уровня полученного социологического образования на возможности трудоустройства социологов в московские организации. 25

3.1. Определение набора характеристик, влияющих на получение работы. 25

3.2. Выделение ВУЗа, в наибольшей степени наделяющего студентов необходимыми для трудоустройства характеристиками. 28

3.3. Выявление непосредственного влияния ВУЗа на трудоустройство. 28

3.4. Выявление отличий ВШЭ от остальных вузов. 29

4. Роль формальных и неформальных практик при трудоустройстве. 29

4.1. Формальные и неформальные способы трудоустройства студентов и выпускников московских вузов. 29

4.2. Предполагаемые способы поиска работы. 31

4.3. Сравнительный анализ использованных и предполагаемых способов поиска работы. 32

4.4. Эффективность трудоустройства студентов и выпускников различных вузов. 32

4.5. Удовлетворенность работой, оправданность ожиданий и способы трудоустройства. 33

4.6. Куда идут работать социологи, использовавшие формальные и неформальные контакты. 34

5. Модели поведения студентов и выпускников социологических факультетов в сфере трудоустройства. 35

5.1. Отбор переменных для формирования групп с различным человеческим капиталом. 35

5.2. Результаты кластерного анализа 36

5.3. Взаимосвязь между человеческим капиталом и учебным статусом респондента. 39

5.4. Взаимосвязь между человеческим капиталом и наличием постоянной работы. 40

5.5. Взаимосвязь между человеческим капиталом и длительностью опыта постоянной работы. 41

5.6. Взаимосвязь между человеческим капиталом, доходом и должностью. 42

5.7. Взаимосвязь между человеческим капиталом и полом респондента. 43

5.8. Взаимосвязь между человеческим капиталом и путями трудоустройства. 43

5.9. Описание моделей. 44

6. Ожидания студентов и выпускников социологических факультетов на рынке труда. 45

6.1. Ожидания и реальность: оправданные и неоправданные оценки молодых специалистов социологов. 45

6.2. Субъективная оценка опыта работы. 53

6.3. Формирование ожиданий. 54

7. Заключение. 58

7.1. Выводы. 58

7.2. Рекомендации. 61

7.3. Пути дальнейшего изучения в данной области. 62

8. Резюме. 64

Приложение 1. Использованная литература. 65

Приложение 2. Интерпретация и операционализация основных понятий. 68

Группа дисциплин 70



^

Список таблиц и диаграмм


Таблица 1.1. Примерные распределения проектируемой выборочной совокупности по вузам, курсу, году выпуска до исследования……………………………………………...16

Таблица 1.2. Распределения выборочной совокупности по вузам, курсу, году выпуска после исследования…………………………………………………………………………..17

Таблица 1.3. Распределение выборочной совокупности по наличию опыта постоянной работы (в чел. и в %)…………………………………………………………………………17

Таблица 2.1. Распределение опрошенных по полу и возрасту…………………………...18

Таблица 2.2. Медианные оценки знаний по основным группам дисциплин (в скобках указаны модальные значения)………………………………………………………………18

Таблица 2.3. Средние показатели количества компьютерных программ……………...19

Таблица 2.4. Распределение выпускников и студентов по владению иностранными языками………………………………………………………………………………………...19

Таблица 2.5. Распределение совокупности по путям трудоустройства (для тех, кто имеет опыт работы) (можно было выбрать несколько вариантов ответа)…………..19

Таблица 2.6. Наличие работы в зависимости от года обучения/года выпуска………...20

Таблица 2.7. Распределение по наличию опыта работы в зависимости от года обучения/выпуска……………………………………………………………………………………20

Таблица 2.8. Распределение по наличию опыта работы по специальности в зависимости от года обучения/выпуска……………………………………………………………….21

Таблица 2.9. Распределение по продолжительности опыта работы по специальности и вообще (в месяцах)…………………………………………………………………………….21

Диаграмма 2.1. Распределение опрошенных по направлениям деятельности организаций, в которых они работали (работают)………………………………………………..22

Таблица 3.1. Связь между характеристиками и критериями успешности трудоустройства………………………………………………………………………………………………23

Таблица 3.2. Связь между вузом респондента и критериями успешности на рынке труда…………………………………………………………………………………………….25

Таблица 3.3. Измерение меры связи между вузом респондента и критериями успешности на рынке труда……………………………………………………………………………26

Таблица 4.1. Распределение ответов по вузам в зависимости от способа поиска работы (бывшей или нынешней на момент проведения опроса) (предполагалась возможность нескольких ответов), N=66……………………………………………………………27

Таблица 4.2. Распределение ответов по вузам в зависимости от способа предполагаемого поиска дальнейшей работы (предполагалась возможность нескольких ответов)N=53…………………………………………………………………………………...........28

Таблица 5.1. Объемы групп чел. и в %)…………………………………………………….33

Таблица 5.2. Средние значения переменных по группам, использованных в классификации………………………………………………………………………………………...34

Таблица 5.3. Распределение групп по курсу и году выпуска (в чел. и % по строке и столбцу)…………………………………………………………………………………………35

Таблица 5.4. Взаимосвязь между ученическим статусом респондента и тремя типами ранжировок человеческого капитала (мера связи – ранговый коэффициент корреляции Кендала)…………………………………………………………………………………...35

Таблица 5.5. Средний возраст представителей различных групп……………………….36

Таблица 5.6. Распределение представителей различных групп по признаку наличия постоянного места работы на момент опроса……………………………………………..37

Таблица 5.7. Распределение представителей различных групп по признаку наличия опыта постоянной работы……………………………………………………………………38

Таблица 5.8. Средний уровень заработной платы представителей различных групп…………………………………………………………………………………………….39

Таблица 5.9. Взаимосвязь между должностным статусом и тремя моделями накопления человеческого капитала………………………………………………………………...39

Таблица 6.1. Распределение по характеристикам, которые предполагаются важными для работодателя (в порядке убывания, N=148)…………………………………………..42

Диаграмма 6.1. Распределение опрошенных по «вектору трудоустройства» (в процентах, N=168)……………………………………………………………………………………...45

Таблица 6.2. Распределение опрошенных по предполагаемым способам поиска работы (в порядке убывания, N=53)………………………………………………………..........46

^ Таблица 6.3. Эффективность способов поиска работы (в порядке убывания, N=71)..46

Диаграмма 6.2. Распределение значений шкалы депривации (в процентах, N=92)…..48

Таблица 6.4. Степень удовлетворённости пребыванием в последней организации, где работал респондент (N=120)………………………………………………………………….49

Таблица 6.5. Различия в опыте работы между носителями картин ожиданий………..52


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

На правах рукописи iconЭту энциклопедию в полном варианте можно просмотреть на сайте
Весь текст, содержавшийся здесь защищен законом об авторских правах, и основана на информации, которая также защищена законом об...
На правах рукописи icon«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали...
«Цель послания посланников и ниспослания Книг в том, чтобы люди придерживались справедливости в правах Аллаха и правах созданий»....
На правах рукописи icon«Чорні рукописи від лиця тривоги»

На правах рукописи icon«Чорні рукописи від лиця тривоги»

На правах рукописи iconОпыт показывает, что сотрудники милиции, когда останавливают граждан,...
Отники милиции, которых мы видим каждый день, могут задержать каждого из нас. Чтобы избежать возможных неприятных последствий этого,...
На правах рукописи iconМатериалы для подготовки : Килис Ю. А. Конспекты лекций (ваши рукописи)

На правах рукописи iconСердце Дикуля
С опозданием на год, но, кажется, понял, почему не получились первые два варианта нашей рукописи
На правах рукописи iconДекларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

На правах рукописи iconАндрей Ланьков. Северная Корея: вчера и сегодня
Интернет, в котором с любезной помощью Максима Мошкова и размещается переработанный вариант рукописи
На правах рукописи iconАвтор благодарит бывшего зам министра связи Таджикистана Леона Авнукова...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница