Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы


Скачать 134.4 Kb.
НазваниеСоциальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы
Дата публикации15.05.2013
Размер134.4 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Деятельность социальных работников главным образом осуществляется в рамках институтов социального обеспечения, образования, здравоохранения, охраны порядка и государственного управления — именно им социальная работа обязана своим нынешним профессиональным статусом, выполнение функций именно этих институтов составляет главное содержание ее деятельности социальных работников. Структура ключевых социальных институтов задает и организационные формы социальной работы.

Как мы уже отмечали, формы заботы о нуждающихся, существовали на всех этапах становления человеческого общества. В до-индустриальную эпоху моральная, экономическая помощь и поддержка были в основном прерогативой семьи и религиозных общин. Индустриализация изменила эту ситуацию. Работа в промышленности стала отнимать большую часть времени людей и сократила роль семьи как главного источника физической, экономической и эмоциональной поддержки. Как паллиатив, призванный компенсировать социальную дисфункцию семьи, начали создаваться общественно регулируемые формы социального обеспечения. Они должны были взять на себя часть ответственности за облегчение страданий беспомощных и нуждающихся. Американские исследователи отмечают, что деятельность институтов социального благосостояния выходит на первый план, когда человеческие потребности не могут удовлетворить четыре главных социальных института — семья, религия, экономика и политическая система. С этой точки зрения социальное обеспечение рассматривается как институт общественной поддержки и социальной защиты, выделившийся в процессе эволюции структуры индустриализированного общества в самостоятельную подсистему социальных действий в системе общественного разделения труда. В сложноструктурированном и урбанизированном обществе, базисом которого является рыночное хозяйство, основанное на конкуренции экономических агентов, существуют серьезные риски социальной дезинтеграции и дестабилизации, если в социальной системе отсутствуют механизмы компенсации негативных последствий конкуренции на рынках труда и капитала.

Конкуренция, несомненно, представляет собой главную движущую силу экономического прогресса, но в то же время лишенная противовесов в виде работающих механизмов согласования интересов различных социальных групп, демократического государственного устройства, развитой системы социальных гарантий, приводит к массовой безработице, разрушению семейных связей, неравным условиям жизненного старта для представителей различных социальных слоев и этнокультурных групп, лимитированным возможностям доступа к социальным ресурсам для людей, чья трудоспособность и материальный статус ограничены.

Институты социального обеспечения, таким образом, стали элементами социальной политики государства на определенном этапе исторического развития, взяв на себя функции снятия социального напряжения и предотвращения маргинализации определенных социальных групп и слоев населения. Это достигалось за счет организации различных видов помощи, необходимой для поддержания существования в обществе и сохранения человеческого достоинства людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такая изначальная установка на сокращение социальной депривации оформилась в виде так называемого «остаточного» (residual) подхода в оказании помощи, как его определили Х. Виленски и Н. Лебо [453, p. 138—147]. Подход основан на определении минимально приемлемого уровня доходов, состояния здоровья и/или социальной адаптации, выше которого социальная поддержка не требуется. Такая помощь предоставляется на временной основе и обычно стигматизирована в общественном мнении, имеет своеобразное негативное «клеймо», ассоциируемое с некоторой социальной несостоятельностью или даже неполноценностью и которое происходит из предположения о том, что человек несет персональную ответственность за те обстоятельства, в которых он оказался. Предполагается, что клиент, обращающийся за помощью, изначально не вписывается в некоторую социальную норму. Социальные агентства, действующие по этому принципу, помогают клиенту решать отдельные задачи, связанные с компенсацией каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, но прекращают помощь как только клиент достигнет «нормального», формально определенного, уровня социального функционирования. Такой подход доминировал на начальных этапах развития институтов социального обеспечения, но и в настоящее сохраняет свои позиции в общественном мнении и практике социальных институтов.

С началом постиндустриальной эры развития в развитых странах на смену «остаточному» подходу пришел и завоевывает все больше сторонников так называемый «институциональный» (или развивающий) подход. Суть его в том, что социальные услуги и помощь могут понадобиться большинству членов общества для более полного раскрытия своих возможностей. Традиционные социальные институты не в состоянии удовлетворить потребности людей не столько из-за их неадекватного функционирования, а в силу самой их природы и структуры. Например, без работы можно оказаться не из-за плохого функционирования экономических агентов или собственной профессиональной некомпетентности, а в силу произошедших на предприятии технологических изменений. Институциональный подход рассматривает социальные службы как основу благополучия всех людей. Как пользование благами цивилизации — водой или электричеством — не является чем-то предосудительным, так и обращение к услугам социальных служб не должно носить никакого отпечатка личной несостоятельности.

Современная практика институтов социального обеспечения материализуется в социальных программах широкого диапазона — от бесплатных обедов до психологической помощи во время эмоционального кризиса. Законодательные органы и федеральные власти кодифицируют такие программы в виде нормативных актов и подзаконных постановлений, а социальные агентства реализуют их как деятельность. Здесь следует оговориться, что «программа» в этом контексте, это не просто план мероприятий, а форма активности, включающая в себя не только нормативные акты, но и организованные формы деятельности по их осуществлению, а также организации и агентства, включенные в эту деятельность. Например, распространенной практикой можно считать ситуацию, когда для реализации какой-либо одобренной социальной программы (государственной или общественной) создаются специализированный агентства.

В настоящее время система социального обеспечения — это совокупность законодательных норм, программ и видов услуг, призванных обеспечить условия для удовлетворения базовых социальных потребностей людей и содействовать сохранению социального порядка и общественного благосостояния, включающая в себя все формы социального вмешательства, прямо или косвенно способствующего благополучию как индивида, так и общества в целом.
^ Социальное функционирование как основная категория социальной работы.
Социальная работа представляет собой социально инсти­туализированный способ оказания помощи людям, направлен­ный на оптимизацию их социального функционирования (как индивидуального, так и коллективного) и на разрешение их социальных проблем. Это достигается путем содействия вза­имному приспособлению личности (или группы) и социальной среды через предоставление им необходимых ресурсов и воз­можностей [342].

Можно отметить, что все приведенные выше теоретические рассуждения опи­раются на понятие «социальное функционирование», служа­щее смысловым центром всех определений. К сожалению, оно не представлено в тезаурусе отечественной социальной и пе­дагогической науки и напоминает стилистически неудачный вариант перевода одной из общенаучных категорий вроде «жизнедеятельность». Оно может показаться наукообразным, бюрократизированным способом описания самоочевидных вещей, желанием найти замену слабо поддающемуся формализации слову «жизнь» и неопределенному «жизнедеятельность». Но мы подчеркнем: это понятие появилось не случайно и его ис­пользование, по нашему мнению, имеет концептуальное зна­чение для практики социальной работы.

Считается общепринятым (и находит свое отражение в ци­тированных выше формулировках), что социальная работа должна фокусировать свое внимание на социальном функцио­нировании индивида или группы. При этом под социальным функционированием подразумевается способ, которым инди­виды и социальные общности (семья, местные сообщества и различные общественные ассоциации) организуют свою жиз­недеятельность и решают те или иные задачи, возникающие в процессе повседневного существования.

Чтобы составить представление об объеме и содержании понятия «социальное функционирование», обратимся к логи­ческой схеме М. Сипорина. Он предложил выделить уровни и сферы социального функционирования. Уровни функиони­рорвания задаются анализом феномена жизни человека в сво­его рода «вертикальном разрезе» [409, p. 21]:

^ 1. Среда обитания (Земля, планета).

2. Социокультурная система:

— международная,

— национально-государственная,

— социальные институты,

— община,

— организация,

— семья и другие первичные группы.

3. Индивид:

— личность,

— организм.

Горизонтальный срез феномена социального функциони­рования представляют сферы, т. е. основные области социаль­ной жизнедеятельности человека, в которых проходит повсе­дневное существование человека и удовлетворяются его ос­новные потребности. Ограниченные возможности или недос­таток ресурсов в какой-либо из них сразу же сказывается на социальном и психологическом благополучии человека или группы людей и определяет наличие проблемы, в решении ко­торой может понадобиться помощь социального работника. М. Сипорин предлагает выделить следующие основные сферы социального функционирования:

—семья (нуклеарная, расширенная, приемная);

—финансовые ресурсы;

—жилищные условия и домашнее хозяйство;

—работа;

—образование;

—здравоохранение;

—община и группы сверстников;

—правовая и политическая система;

—социальное обеспечение;

—религия;

—досуг.

В современной зарубежной литературе по социальной ра­боте рассматриваемое понятие чаще всего осмысливается с точки зрения теории социальных ролей и обычно обозначает выполнение или способность к выполнению ключевых роле­вых предписаний, накладываемых социальными группами, местными сообществами, культурой и субкультурой, к кото­рым принадлежит индивид.

Эффективность выполнения роли индивидом (например, роли отца или матери) связана с навыками использования раз­личных ресурсов, предоставляемых природой и социумом, и выполнением задач, позволяющих индивиду, его семье и зна­чимым другим в его окружении поддерживать свое существо­вание, развиваться, самореализовываться и, в конце концов, получать удовольствие от жизни. Выполнение социальной ро­ли оценивается человеком и обществом как адекватное и эф­фективное в сопоставлении с определенными норматив­ными образцами. Таким образом, социальное функционирова­ние может рассматриваться через призму того, способствует ли оно удовлетворению потребностей и вносит ли вклад в бла­го­состояние человека и общества [409, p. 17].

Задачи и роли, выполняемые индивидом определяются со­циальной ситуацией и представляют собой нормативные по­веденческие образцы, предписанные ожиданиями со стороны социума. Задача любой сложности (такая, например, как обу­чение навыкам пользования компьютером) соотносится с со­циальным действием, включена в социальный контекст, т. е. становится частью действия в ситуации, набором действий, которые позволяют достичь индивидуальных целей. Социаль­ная роль (например, студент) является формой представления нормативных задач, набором и образцом ожидаемых действий по ее решению и связанных с этим моделей поведения. Соци­альная роль традиционно в науках об обществе и человеке рассматривается как динамический аспект социального ста­туса, который, в свою очередь, описывается с точки зрения ролевых конструктов и определений, ролевого поведения и ролевых отношений с другими. Социальная ситуация (напри­мер, обучение в школе) определяет характер социального взаимодействия индивида и состоит из комбинаций действий людей и условий среды. Это определяет контекст целенаправ­ленных ролевых взаимодействий и функционирования инди­видов и социальных систем.

По мнению М. Сипорина, успешность социального функ­ционирования определяется балансом обмена, мерой соответ­ствия целей и условий деятельности и взаимной адаптации между людьми (рассматриваемыми индивидуально или в группе) и их социальной средой. Поэтому социальное функ­ционирование — это системное сочетание комплементарных транзакций (т. е. взаимонаправленных социальных действий) и обмена со средой, которое определяется потребностями, ре­сурсами, мотивацией, ожиданиями и компетентностью людей, с одной стороны, и требованиями и возможностями социаль­ной и природной среды — с другой.

Таким образом, социальное функционирование — это сложный социально-экологический, социально-психологиче­ский и системный феномен. Это динамическое образование, сложно детерминированный и взаимообусловленный процесс взаимодействия между индивидом, социальной системой и средой обитания. Положительное, адекватное функциониро­вание приносит удовлетворение и чувство полноценности су­ществования как индивиду, так и различным социальным общностям, группам и коллективам [409, p. 17—18].

Тем не менее, индивид или социальная система могут не справляться с выполнением своих ролей или не соответство­вать взаимным ожиданиям. Сложная конфигурация факторов, опре­деляющих характер социальной ситуации, может стать источ­ником фрустраций и социального отчуждения, препятст­вием реализации потребностей и целей как отдельной лично­сти, так и социальных систем. Такое дисфункциональное со­стояние представляет собой несоответствие, неравный обмен или эколо­гический дисбаланс между людьми и их социальной и природ­ной средой. Как для индивида, так и для социальной системы ожидания, связанные с социальной ситуацией или ак­туальные за­дачи повседневного существования могут оказаться слишком стрессогенными, противоречивыми и конфликт­ными, несвоевременными и неадекват­ными с точки зрения внешних и внутренних ресур­сов.

В каждой ситуации, где нужна помощь, социального ра­ботника интересует актуальная или потенциальная проблема в социальном функционировании индивида. Цель социальной работы в этом случаем может быть представлена следующим образом: помочь людям достичь более эффективного и психо­логически приемлемого уровня социального функционирова­ния через содействие в обретении необходимых для достиже­ния желаемой цели ресурсов. Если ресурсы индивида или со­циума неадекватны или их нет в наличии, то необходимо сти­мулировать их развитие или найти источники их получения. Причем диапазон ресурсов может быть самыми разнообраз­ными — от материальных (например, в виде денег и натураль­ной помощи) до организационных и внутриличностных (моти­вационные компоненты поведения).

Именно эти положения находят свое отражение в боль­шинстве дефиниций социальной работы. Наиболее часто ци­тируемые мы уже рассматривали выше. Хотелось бы лишь отметить что отсутствие последовательной концепции соци­альной работы объясняется во многом широтой и размыто­стью границ понятия «социальное функционирование», кото­рое в разных контекстах может относиться как к сугубо пси­хологическим и внутриличностным проблемам, так и макро­социальным явлениям.

Как отмечает У. Гордон, центральная точка социальной работы — это «…место встречи индивида и среды, где проис­ходит транзакция (т. е. взаимонаправленный обмен в контексте действий и деятельности) между личностью и социальной средой и где возникает или не возникает гармония со всеми вытекающими отсюда последствиями» [цит. по 350, с. 11].
^ Социальное вмешательство
Для универсального описания содержательной стороны деятельности социальных работников в зарубежной литера­туре используется термин «социальное вмешательство» (social inter­vention). Он описывает те виды деятельности, которые иниции­руются по просьбе клиента или его окружения и в со­трудниче­стве с ним или другими лицами, несущими ответст­венность за те или иные условия социального функциониро­вания клиента, в ответ на определенную проблемную ситуа­цию [334, p. 7]. Со­циальное вмешательство — не синоним те­рапии или лечения. Оно подчеркивает активное, целенаправ­ленное, спланирован­ное участие клиента и социального ра­ботника на все этапах процесса работы. Социальное вмеша­тельство подра­зумевает деятельность разного уровня. Она может включать ра­боту с ин­дивидом, группой, территориаль­ным сообществом или соци­альной системой и обычно предпо­лагает деятельность по изме­нению или ликвидации элементов социальной среды, по­рож­дающих те или иные проблемы в со­циальном функциони­рова­нии, так же как и индивидуально ориентированную дея­тель­ность, направленную на то, чтобы помочь людям эффек­тивно справиться с проблемой и реализо­вать свой потенциал.

Как профессиональная категория социальное вмешатель­ство, по замечанию У. Гордона, предполагает целенаправлен­ную деятельность, определяемую целями, ценностями, зна­ниями и умениями, которые в совокупности уникальны и идентифицируются с социальной работой как профессией [350, p. 14]. Иными словами, социальное вмешательство — это атрибутивная категория исключительно в системе профессио­нальных конструктов социальной работы.

Выбор стратегии вмешательства зависит от исходных тео­ретических посылок, которыми руководствуется социальный работник: один социальный работник может считать, что хро­нически безработный человек является таковым, например, в результате слабого «эго», другой — в результате неблагопри­ятной экономической ситуации или макроэкономической дис­функции. Подробнее этих вопросов мы коснемся, когда речь пойдет о различных подходах в рамках обсуждения концепций социальной работы.

Чаще всего понятие «социальное вмешательство» исполь­зуется в современной зарубежной литературе для описания динамических характеристик процесса социальной работы и в некотором смысле отождествляется с самим процессом. Стро­го говоря, по сложившейся традиции понятие «процесс соци­альной работы» зарубежными авторами не используется. Чаще речь идет о «процессе оказания помощи» (helping process) или о «процессах социальной работы» (social work processes). По­следний включает в себя, например, процессы вовлечения клиента в совместную работу, диагностику про­блемной си­туации, планирования совместных действий и их реализации, оценки результатов работы [250] и сводятся, та­ким образом, к комплексу процедур, применяемых на той или иной стадии работы. Некоторые авторы фактически отождест­вляют про­цесс социальной работы с ее методами. Например, Р. Смолли утверждает: «Использование метода социальной работы ведет к возникновению соответствующего процесса» [411, p. 16]. Ре­зультатом таких разночтений являются разно­гласия по поводу инвариантных компонентов процесса, харак­теризующего взаимодействие социального работника и кли­ента.

Социальная работа является разновидностью человеческой деятельности и, очевидно, имеет двусторонний характер. Она обязательно предполагает именно взаимодействие социаль­ного работника и клиента, протекающее в определенных усло­виях (социальных, материальных и психологических). Как бы не стремился социальный работник помочь человеку, если при этом не будет встречной активности самого клиента, помощь окажется малопродуктивной. Поэтому в процессе социальной работы происходит не просто воздействие работника на кли­ента, а именно их взаимодействие, реализуется единство про­фессиональных и личностных влияний социального работ­ника, возникновение самостоятельных усилий клиента по ре­шению определенных проблем, встающих перед ним в про­цессе жизнедеятельности, овладению определенными навы­ками самостоятельного решения жизненных задач.

Анализ социальной работы как процесса, как анализ любой человеческой деятельности должен включать информацию о целях, средствах, содержании и результатах подобного взаи­модействия.

Содержание процесса социальной работы определяется конкретной социальной и психологической проблемой, с ко­торой столкнулся клиент. Традиционно клиентом зарубежные социальные работники называют любого человека, группу или общину, которые нуждаются в помощи социального работ­ника и с которыми достигнуто соглашение о совместной ра­боте [409, p. 178].

Проблемой для социальной работы обычно является то или иное затруднение, возникающее в процессе социального функционирования клиента. Как правило, в качестве таковой рассматриваются различные препятствия, мешающие клиенту удовлетворить свои базовые индивидуально-личностные и со­циальные потребности в рамках нормативного (с точки зрения принятых в данном обществе норм и стандартов жизнедея­тельности) функционирования. Основной критерий социаль­ной проблемы — существенный разрыв между социальными стандартами и социальной действительностью.





Похожие:

Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconРефератов по дисциплине «Основы социальной работы»
Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconПлан Понятие семьи в теории социальной работы. Функции и типы семей
Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. – М., 2003
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconВопросы итогового экзамена по внутренним болезням для студентов 5 курса лечебного факультета
Ишемическая болезнь сердца. Социальное значение и эпидемиология. Классификация. Понятие о факторах риска
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы icon1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина Тема Методологические...
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы...
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconПримерная тематика курсовых работ по дисциплине Теория социальной работы
Сущность и формы социальной работы как профессионального вида социальной деятельности
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconСущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли понятие и роль...
Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующая на относительно постоянной...
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconСущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли понятие и роль...
Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующая на относительно постоянной...
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconКурбатова О. В. Социальное проектирование Учеб пособие Ростов-на\Д:...
...
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы icon1: Становление теории социальной работы как науки и области практики
...
Социальное благосостояние: понятие и его значение для социальной работы iconИнтервью как разновидность метода опроса
Понятие социальной группы и её значение в обществе. Классификация социальных групп
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница