1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора


Скачать 227.15 Kb.
Название1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора
Дата публикации16.05.2013
Размер227.15 Kb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Экономика > Реферат
ВВЕДЕНИЕ
В конспекте лекций излагаются важнейшие проблемы неотъемлемой части современной экономической теории – теории общественного сектора, в частности теории благосостояния, общественных благ и общественного выбора, общественных финансов. Вместе с тем в рамках курса большое внимание уделяется и прикладным аспектам экономики эффективного государства и его финансов.

Цель данного конспекта лекций – изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, описание особенностей его функционирования в переходной экономике России. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях переходной экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для того, чтобы сформировать эффективный механизм функционирования общественного сектора в переходной экономике, необходимо изучать опыт рыночных экономик и возможности его использования в развитии общественного сектора, который возник в административно – командной системе и который во многом унаследовал ее недостатки. Все это делает предлагаемый конспект лекций важным и актуальным для подготовки экономистов.

Важнейшей предпосылкой освоения этого курса является изучение курса экономической теории – главным образом микроэкономики и теории переходной экономики. Предполагается, что студент, начавший изучение курса «Экономика общественного сектора», знаком со многими понятиями и концепциями микроэкономики, в частности с такими, как теория спроса, теория предложения, теория потребительского поведения, теория поведения производителя (теория фирмы), модели рынков, концепция недостатков (институциональных изъяны) рыночной экономики, сущность переходной экономики, содержание и направления рыночных преобразований в переходной экономике.

Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

  1. 1. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным сбоям рыночного механизма относятся:

  1. возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

  2. проблема производства общественных благ

  3. наличие внешних, или побочных эффектов

  4. проблема ассиметричной информации

  5. неполные рынки

  6. макроэкономическая нестабильность

  7. неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма.^ Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.
^ 1.2. Понятие и причины существования общественного сектора в экономике
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

^ Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

^ Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.

Определяя предмет экономики общественного сектора, необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.

^ Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

^ Главные проблемы смешанной экономики:

  1. найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

  2. определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

Важнейшие направления экономической деятельности государства:

  1. обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей

  2. устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма

  3. осуществление государственной экономической политики


^ 1.3. Функции общественного сектора.
Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

1) стабилизация экономического развития; 2) распределение ресурсов (аллокативная); 3) распределение доходов (дистрибутивная)

^ Стабилизационная функция.

Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В результате должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для экономического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне

^ Функция распределения ресурсов.

Предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительный источник – налоговые льготы.

Специфика реализации распределительной функции в формирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы межбюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократического государства механизмы рыночного саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти по крайней мере до преодоления общего кризиса. Однако существует ряд ограничений для подобной централизации. Это проблемы, связанные с получением, владением и распределением информации и информационных потоков, необходимых для принятия оптимальных социальных, экономических и политических решений. В этих условиях государство должно идти по пути децентрализации, т.е. путем распределения и перераспределения полномочий по уровням государственного и местного управления.

^ Функция распределения доходов.

Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.
Тема 2 . Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора.
^ 2.1. Эффективность распределения ресурсов и благ по критерию Парето.
В экономической теории общественного сектора необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывается с позиций эффективности и справедливости, но главным образом – с позиций эффективности. В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают 2 фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, выступающие важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора.

Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны имена итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923, Лозаннская экономическая школа) и английского экономиста Артура Пигу (1877-1959, Кембриджская экономическая школа). Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, следует вспомнить вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной.

^ Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточный спрос и предложение, при этом рынки уравновешива-ются. В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизи-руют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль.

^ Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ.

^ Условие максимизации прибыли (оптимального объема произ-водства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.

^ Эффективность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.

Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения.

Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума.

При каких условиях имеет место Парето-эффективность? Различают 3 условия («условия Парето»): 1) «Условие эффективности обмена» состоит в том, что Парето – улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. 2) «Усло-вие эффективности производства» состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.3) «Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов» состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в произ-водстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Это условие высшего порядка, потому что сводит воедино потребление и производство в экономике.
^ 2. 2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
Рассмотренные выше условия представляют собой условия эффек-тивности по Парето. Рассмотрим рыночные структуры (состояние рынка), при которых действуют эти условия. Связующими звеньями между поня-тиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето-эффектив-ности являются 2 теоретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

^ Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Общее конкурентное равновесие предполагает оптимизацию потребительского поведения, максимизацию его полезности, оптимизацию поведения производителей и максимизацию прибыли. Между условиями общего конкурентного равновесия и условиями эффективности по Парето существует тесная связь. В частности, оптимизация потребительского поведения предполагает эффективность обмена, оптимизация поведения производителей - производственную эффективность, а вместе взятые, они предполагают эффективность высшего порядка, т.е. эффективность размещения ресурсов. Таким образом, равновесие на конкурентном рынке отвечает всем условиям Парето-эффективности.

^ Вторая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

В отличие от 1 теоремы 2 фундаментальная теорема экономики благосостояния требует дополнительной предпосылки об отсутствии возрастающей отдачи.

Какое отношение имеют эти теоремы к экономике общественного сектора? Какова их роль в экономической теории общественного сектора?

Если мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то положение 1 фундаментальной теоремы принимаются как действительные. В этих условиях, условиях эффективного распределения ресурсов, нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Однако 2 фундаментальная теорема свидетельствует о том, что государство может вмешаться в экономику с целью достижения более справедливого результата без снижения эффективности.

Вспомним, что любая точка на КПВ может быть достигнута в результате перераспределения ресурсов. При этом, как говорит 1 фундаментальная теорема, любое распределение ресурсов будет Парето-эффективным. Предположим, что в Точке Д на КПВ ресурсы распределены определенным образом и имеет место эффективность по Парето (рис.2.1). Ресурсы используются эффективно, но не справедливо, имеет место ярко выраженное неравномерное их распределение. Если общество предпочтет другое распределение ресурсов, например, в точке Д1, то оно тоже будет экономически эффективным, но не справедливым. При этом нет необходимости отказываться от рыночной экономической системы. Государству потребуется первоначальное распределение ресурсов, а рыночная экономика обеспечит их эффективное по Парето использование.

Рис. 2.1. КПВ и теоремы благосостояния.
UA

D1

D

UB
Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора.
^ 3.1. Общественный выбор. Теорема о невозможности.
В приведенных выше примерах имелось в виду Парето-улучшение при одном варианте перераспределения доходов. На самом деле возникает несколько вариантов перераспределения. В действительности чаще всего имеет место такое перераспределение с позиций справедливости, которое не ведет к Парето-улучшениям. И в этих ситуациях также существует не 1, а несколько вариантов перераспределения. При таком перераспределении в отличие от ситуации с Парето-улучшением будут как выигравшие, так и проигравшие. Для того, чтобы выбрать лучший вариант, нужен какой-то способ ранжирования этих вариантов, или, выражаясь экономическим языком, нужна функция общественного выбора.

^ Функция общественного выбора – это способ ранжирования доступных вариантов общественного выбора (правило коллективного выбора), она подобна потребительской функции, которая определяет предпочтения индивидуумов.

Способ ранжирования должен опираться на какие-то разумные и нравственно приемлемые принципы, следовать этим принципам. Эту проблему исследовал американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1972 г. Кеннет Эрроу (р.1921), который сформулировал свою известную теорему о невозможности. К Эрроу доказывал, что функция общественного выбора должна быть полной (законченной) и транзитивной в ранжировании вариантов, подчиняться следующим 4-м требованиям:

  1. Принцип Парето (единогласие): если хотя бы 1 индивидуум предпочитает вариант Х варианту У и никто не предпочитает вариант У варианту Х, то общество предпочитает вариант Х.

  2. Универсальность: функция общественного выбора должна действовать при любом сочетании индивидуальных предпочтений.

  3. Отсутствие «диктатора»: функция общественного выбора не должна зависеть от предпочтений и аранжировки одного индивидуума.

  4. Независимость от посторонних альтернатив: общественный выбор Х и У должен зависеть только от того, как индивидуумы оценивают эти 2 альтернативы по отношению друг к другу, и не зависеть от отношения индивидуумов к какой-то посторонней альтернативе Z.

^ Терема о невозможности утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.

Иллюстрация того, что названные выше критерии являются несовместимыми, возможна на примере ^ Парадокса Кондорсе. Французский философ и математик Ж.-А. Кондорсе в конце 18 века показал, что голосование по правилу простого большинства не гарантирует транзитивности (последовательности и непротиворечивости) коллективного выбора. Парадокс Кондорсе иллюстрирует теорему о невозможности К. Эрроу.
^ 3.2. Функции общественного благосостояния.
В теории общественного сектора существует идея о том, что можно избежать невозможности общественного выбора, если имеется какая-то общая шкала для измерения благосостояния, что означает также возможность межиндивидуальных сравнений благосостояния, т.е. сопоставления благосостояния индивидуумов. Межиндивидуальные сравнения благосостояния - это суждения об относительных величинах благосостояния различных индивидуумов.

Допущение о возможности межиндивидуальных сопоставлений благосостояния дает возможность построить функцию общественного благосостояния, которая соотносит благосостояние общества в целом с благосостоянием индивидуумов.

Понятие функции общественного благосостояния введено Бергсоном (1938 г.) и Самуэльсоном (1947 г.). В самом общем виде функция общественного благосостояния, или SWF записывается следующим образом: W = W(г1 ..., ri,..., гm), где г - это переменные, влияющие на значение общественного благосостояния. Чаще всего предполагается, что г - переменные исключительно экономические, но очевидно, что свое влияние может оказывать и множество других факторов (этических, социальных, политических и т.п.).

Функции общественного благосостояния можно разделить на 2 большие группы: 1) индивидуалистические; 2) патерналистские.

Если индивиды не могут правильно оценить, повышает или снижет их благосостояние определенное действие, то используется патерналистская функция. Однако наиболее распространены индивидуалистические функции, основанные на предположении о зависимости благосостояния общества от благосостояния отельных индивидов. Введение различных критериев оценки индивидуального и общественного благосостояния приводит к построению многочисленных функций общественного благосостояния.

^ 1) Утилитаристская функция Бентама – утраченная единица полезности бедного не меняет благосостояния общества, если превращается в дополнительную единицу полезности для богатого, и наоборот

^ 2) Утилитаристская функция Нэша – единица благосостояния бедного в создании благосостояния оценивается обществом весомее единицы благосостояния богатого.

^ 3) Эгалитарная функция Роулса (функция максимина) – общественное благополучие определяется только благосостоянием бедных индивидов и сколь угодно большое увеличение благосостояния богатых не может компенсировать сколь угодно малое снижение благосостояния бедных

^ 4) Максимаксная функция Ницше – справедливым является только такое распределении доходов, которое максимизирует благосостояние наиболее обеспеченных членов общества.

^ 5) Функция Бергсона – Самуэльсона - благосостояние общества зависит в целом от кардиналистской полезности, получаемой каждым членом сообщества. Рост благосостояния любого из них при неизменности положения остальных рассматривается как рост общественного благосостояния.

Реальная политика государства никогда не следует одной теоретико-этической концепции. В политике находят отражение различные тенденции.

Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора.
^ 6.1. Субъекты, объекты управления общественным сектором.
Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные – на ветви власти.

Уровни власти – это горизонтально упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделенные режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней зависит от количества и специализации должностных функций в организационной структуре.

Ветви власти (зоны управления) – вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную.
^ 6.2. Принципы и методы управления общественным сектором
Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

1) разделения властей; 2) комплементарности; 3) субсидиарности;

4) суверенности; 5) демократизма; 6) гомогенности

^ Принцип разделения властей, предполагает разделение государственной власти на 3 сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служит условием эффективного контроля за деятельность госаппарата.

^ Принцип комплиментарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

^ Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства.

^ Принцип демократизма нацеливает на активное участие городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным, соответствие и соподчиненность регионального законодательства федеральному.

Деятельность в сфере государственного и муниципального управления имеет свои особенности, заключающиеся главным образом в концентрации внимания на решении вопросов общественно значения. Соответственно, методология решения возникающих здесь проблем не может не включать в себя, наряду с критериями эффективности, также критерии публичности и социальной консолидации. В соответствии с этими требованиями, лицо, действующее в режиме публичной власти, при принятии решения должно отбирать общественно признанные варианты эффективного решения.

Особенность методов государственного и муниципального управления, является их тесная привязка к нормативно-бюджетной базе территориального образования, призванная обеспечить прозрачность и подконтрольность в деятельности органов управления, их ориентацию на удовлетворение потребностей граждан и реализацию общественного интереса.

Методы, используемы в режиме организации государственной и муниципальной власти, могут быть разделены на два вида: исследовательские и инструментальные. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов. В основе исследовательских методов лежит системный подход. К числу методов следует отнести методы моделирования, логический анализ, причинный анализ, социально-экономическое экспериментирование, тестирование, морфологический анализ, функциональное проектирование, методы экспертных оценок, факторный анализ и т.д.

К числу инструментальных методов можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
^ 6.3. Особенности финансирования в общественном секторе.

Эффективное использование общественных средств предполагает сопоставление затрат и результатов как программ государственного финансирования, так и проектов производственного характера

Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью,производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.

Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками

Производительность — это соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство.

Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор.

Очевидно, что экономичность, производительность и результативность тесно взаимосвязаны и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. По сути, они выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.
Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора.
^ 8.1. Теория экономики города.
Пространственные факторы играют огромную роль в реальной экономической жизни в силу резкой пространственной неоднородности. Преимущественно она сконцентрирована в фокусах социально-экономической активности, в совокупности представляющих ничтожно малую часть территории планеты. Поэтому понятие "город" для экономического анализа не менее значимо, чем такие основополагающие понятия как 'производитель" и 'потребитель". Эти обстоятельства обусловили возникновение 'пространственной экономики", выделившейся в особый раздел экономической науки еще в первой половине XX века. Дальнейшее ее развитие привело к формированию «новой экономики города (NUE)» в начале 60-х годов. С этого момента принято рассматривать теорию экономики города как самостоятельную научную дисциплину, важнейшей концепцией которой является концепция локальных общественных благ (ЛОБ). Она позволяет учесть в более явном виде предпочтения экономических агентов относительно муниципальных услуг, предоставляемых инфраструктурой города. В рамках теории экономики города город является самостоятельным экономическим агентом, наделенный своим имуществом, осуществляющий определенные социально-экономические функции и обладающий необходимым уровнем автономности в принятии решений.

При рассмотрении функций города, его производства, потребления,

инвестиций, необходимо обратить особое внимание на специфические услуги, предоставляемые городом. Сюда включается как обслуживание технического характера: общественный пассажирский транспорт и дорожная сеть города, система его водо-, электро-, тепло-, газоснабжения, очистные системы, противопожарная служба; так и административные и культурно-бытовые муниципальные услуги: правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений и т.д. Все перечислен-ные услуги относятся к локализованным общественным благам. Существенной чертой ЛОБ является пространственная ограниченность круга потенциальных пользователей. Например, городской пассажирский транспорт. Среди важнейших черт ЛОБ доминируют две экономические характеристики: 1) делимость - параметр, связанный одновременно с условиями производства и использования блага; 2) способность порождать пространственно ограниченные внешние эффекты (эффекты перелива).
^ 8.2. Муниципальное образование и муниципальная собственность.
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В настоящее время в РФ функционирует 24372 муниципальных образования. Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Это юридические признаки муниципальных образований.

Муниципальная собственность – собственность муниципального образования. В ее состав входят: муниципальные земли и другие природные, ресурсы;   муниципальные   предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансовые организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.  В  состав   муниципальной собственности входят также средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные   фонды, имущество организаций местного самоуправления. Собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, т. е. население, проживающее на территории муниципалитета.

Важнейшими элементами муниципального сектора экономики являются муниципальные унитарные предприятия. Как гласит ст.113 Гражданского Кодекса РФ, «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество». Имущество унитарного предприятия является неделимым, находящимся в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Опыт развития российских унитарных предприятий продемонстрировал крайнюю экономическую неэффективность этой организационно-правовой формы. Поэтому в стране возникла необходимость в резком сокращении унитарных предприятий и перераспределении их функций среди предприятий других форм собственности. При этом в ходе сокращения унитарных предприятий емкость муниципального сектора не только не сократится, но и может существенно возрасти. Ведь при передаче государственных и муниципальных функций частным предприятиям соответствующий статус этих функций сохраняется.

^ 8.3. Структура и функции местного бюджета.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней.

В настоящее время в составе доходов местных бюджетов налоги составляют чуть более трети от общей суммы (36,7% в 2005 году), а неналоговые доходы – (5,9%). Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы в местные бюджеты Российской Федерации равнялись 52,5% доходов местных бюджетов).
В составе налоговых доходов основной объем поступлений обеспечивается налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль организаций и местными налогами – земельным и налогом на имущество физических лиц
Наибольший объем в расходной части местных бюджетов составляют затраты на финансирование социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на образование – 36%, на здравоохранение и спорт – 15%, на поддержку ЖКХ – 20%. Расходы на управление равны 6% от общего объема расходов местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов в 2005 г. составили 18% от объема расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 40% от объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Похожие:

1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconСущность и виды общественных благ. Файл экономика общественного сектора пункт 1
Понятия и причины существования общественного сектора в экономике. Файл экономика общественного сектора пункт 2
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconПрограмма курса Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка...
Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка и государственное вмешательство в экономику
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора icon1. Необходимость и сущность финансов
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы...
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconТема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система
Тема. Объективная необходимость, сущность и функции финансов. Финансовая система. Финансовые ресурсы
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора icon1. Сущность и функции денег Цель лекции: Раскрыть сущность и необходимость...
Цель лекции: Раскрыть сущность и необходимость возникновения денег и их основные функции
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора icon1. Общественный сектор экономики
В соответствии с техническим заданием первые семь глав написаны на основе выбранного базового учебника «Экономика общественного сектора....
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconСтратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика
России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья...
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconЗадачи и функции национальной экономики как науки. Сущность и компоненты национальной экономики
Политика национальной безопасности и стратегические ориентиры развития национальной экономики
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconКраткий конспект лекций теория финансов 2012 Содержание Введение...
Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков. 21
1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора iconВопросы к государственному экзамену по специальности «Финансы и кредит»
Сущность и функции финансов. Финансовые отношения в системе общественного воспроизводства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница