Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи


Скачать 478.38 Kb.
НазваниеПособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи
страница1/5
Дата публикации19.05.2013
Размер478.38 Kb.
ТипБизнес-план
userdocs.ru > Экономика > Бизнес-план
  1   2   3   4   5
Пособие по бизнес-планированию

1. Понятие бизнес-плана, его цели и задачи
2. Структура бизнес-плана
3. Резюме
4. Характеристика организации и товаров
5. Анализ рынка и основных конкурентов
6. Производственный план
7. План маркетинга
8. План по рискам
9. Финансовый план
10. Оформление и презентация бизнес-плана

Понятие бизнес-плана, его цели и задачи

“Экономить в расчетах, оценивающих громадное экономическое мероприятие,

все равно, что экономить на прицеливании

при выстреле”.

^ О. Антонов
Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспек­тиву в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе произ­водственно-хозяйственной деятельности фирмы.

Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование является одним из важнейших составных элементов управления предприятием. Планирование - это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Бизнес-план - представляет собой рабочий документ как для вновь создаваемых, так и для действующих организаций, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово – хозяйственных задач.

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):

  • Каково текущее состояние бизнеса?

  • Каково желаемое состояние?

  • Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?






Рис. 1. Контуры бизнес-плана
Необходимой предпосылкой разработки эффективного бизнес-плана является анализ внутренней и внешней среды. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. (Презентация 1)
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает:

- при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых организаций на получение кредита,

- обосновании предложений по приватизации государственных организаций,

- открытии нового дела,

- определении профиля будущей организации и основных направлений ее коммерческой деятельности,

- перепрофилировании существующей организации,

- выборе новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций,

- составлении проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) приватизируемых и частных организаций,

- выходе на внешний рынок и привлечении иностранных инвестиций.
^ Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

^ Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;

  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

  • выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

  • определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

  • оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

  • предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.


^ Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.
^ Типовые ошибки бизнес-планирования:

Содержательные ошибки:

- неконкурентоспособная идея.

- продукт не рыночный.

- не сегментированы клиенты.

- не проработаны конкуренты.

- оптимистичный план продаж.

- недостаточное знание технологии производства.

- ошибки в финансовых расчетах.

- непроработаны риски.

^ Форматные ошибки:

- ошибки романтизма.

- избыточность информации.

- непрезентабельное оформление.
Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и опре­деление ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности (Презентация 2).

^ Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состо­янием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

В законодательстве нет пункта, касающегося бизнес-плана, благодаря чему мы наблюдаем такое разнообразие данного документа. А точнее - каждая фирма сама решает, какая будет структура, какие основные цели и так далее. И естественно бизнес-планы будут отличаться друг от друга.

Есть несколько возможных форматов: TACIS, Европейского Банка Реконструкции и Развития, UNIDO, постановления Правительства РФ от 22.11.97 №1470, Российского фонда технологического развития, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.
Есть прямая зависимость структуры от того, для чего бизнес-план составляют (Таблица №1):

Таблица №1

^ Разделы бизнес-плана

Разделы плана

Внешний заказчик

Внутренний заказчик

Конкурс (бюджетное финансирование)

Кредит (банковское финансирование)

Инвестиции (частные вложения)

Start-up (запуск нового предприятия)

Пересегментирование (резкие изменения на рынке)

Выпуск нового продукта (диверсификация)

Описание предприятия

+

+++

+










План маркетинга

+

+

+

+++

+

+

План производства

+

+

+

+




+

Организационный план

+

+

+

+

+

+++

Финансовый план

+

+

+++

+

+

+

Социальный эффект

+++
















Анализ рисков







+

+

+++




Перспективы

+




+

+




+

Отзывы и экспертиза

+

+










+

+++ особо важные разделы для данной группы заказчиков

Существует значительное число методических разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью и составом разделов. Рассмотрим содержание разделов бизнес-плана, в соответствии со структурой, приведенной ниже (Рис.2)


РЕЗЮМЕ.

Резюме является вступительным разделом бизнес-плана и, если взять его отдельно, может выполнять роль краткого инвестиционного предложения, которое можно рассылать своим партнерам и инвесторам на предварительной стадии переговоров.

Резюме - самая важная часть бизнес-плана, так как потенциальные инвесторы и партнеры читают её в первую очередь. Именно резюме, если оно написано правильно, дает возможность быстро понять суть создаваемого предприятия, а, заинтересовавшись, перейти к более подробному изучению других разделов бизнес-плана.

Цель раздела - убедить потенциальных партнеров и инвесторов в возможности делового сотрудничества и инвестирования в предлагаемое дело. Фактически краткое изложение (резюме) - это бизнес-план, сжатый до 2-3 страниц. Именно поэтому Резюме обязательно должно включить в себя обоснование идеи, концепции бизнеса на планируемый период .

Хотя данная информация и идет в начале бизнес-плана, она должна быть тщательно выверена после завершения работы над документом. Резюме составляется в последнюю очередь на основании ключевых фраз разделов плана, и сюда включается следующая информация:

  • цель и задачи бизнес-плана;

  • описание организации (обозначить идет ли речь о расширении действующего бизнеса либо о «start-up») , ее специализация;

  • сведения о квалификации управленческого персонала;

  • преимущества продукции организации на рынке;

  • текущее финансовое состояние организации, ресурсы;

  • возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии организации;

  • положение на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;

  • источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;

  • риски организации, их уровень;

  • экономическое обоснование и эффективность проекта.

Объем резюме для любого проекта не должен быть больше 2-3 страниц.

Характеристика организации и товаров.
Здесь указываются следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование организации, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;

  • организационно-правовая форма организации (Презентация №3);

  • размер уставного капитала;

  • учредители организации с указанием их доли в уставном капитале;

  • характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера;

  • основной вид деятельности организации;

  • формулировка миссии организации.

Цель этого раздела – познакомить читающего с организацией, представляющей бизнес-план. Оптимальный объем – до 1 страницы.

Если ваша компания уже существует на рынке, то в этом разделе вашего плана могут быть отражены следующие содержательные блоки:

  • Краткая история развития компании;

  • Основные виды деятельности;

  • Отличительные черты компании;

  • Основные достижения предприятия. Укажите, если есть какие-то награды, патенты, лицензии, сертификаты, ноу-хау;

  • Показатели финансовой эффективности предприятия;

  • Краткое описание основных клиентов.

Если вы находитесь на этапе «start-up» и только планируете создать организацию, то в этом разделе вам необходимо представить компетенции свои и вашей команды в соответствующей сфере:

  • Ваш (и членов команды) профессиональный опыт в избранной отрасли;

  • Профессиональные достижения ваши и членов вашей команды.


В описании продукта организации (товара) приводится область его применения, какую потребность удовлетворяет, а также второстепенные области применения. Продукт характеризуется с точки зрения его качества (надежности, простоты эксплуатации, процента брака и т.п.), внешнего оформления и упаковки, патентной защищенности. Описываются преимущества планируемого к производству товара, его сильные и слабые стороны в сравнении с другими товарами.

То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.

За основу можно взять следующий перечень вопросов:

  1. Какой именно товар (или услугу) Вы предложите покупателям?

  2. Какие потребности будет удовлетворять данный товар или данная услуга?

  3. Насколько тщательно разработана Ваша продукция? Есть ли у Вас патент на эту продукцию? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?

  4. В каких сферах ее можно использовать?

  5. В чем состоит преимущество Вашего товара (услуги) с точки зрения потециального покупателя?

  6. Почему покупатели отдадут предпочтения именно Вашему товару (услуге)?

  7. Какие недостатки может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете пытаться их преодолевать?

  8. Какие характеристики делают Ваш продукт уникальным?

  9. Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconСтруктура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана,...
Рвым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconИнструкция как составить бизнес-план самостоятельно Последовательность оформления бизнес-плана
Большое значение имеет титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет сам проект....
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconБизнес-плана Описание предприятия
Бизнес-план является формой представления результатов предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconКраткое содержание бизнес плана
Целью данного бизнес плана является: на основе комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия, создать новое, эффективно...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи icon1. Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия...
В настоящее время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconБизнес-плана является обоснование целесообразности проекта, ресурсообеспеченности,...
Специфическим видом планирования является составление бизнес- плана. Бизнес-план составляется при создании нового предприятия, кардинальных...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconКак разработать бизнес-план введение Краткое описание Бизнес и его...
Данный макет бизнес-плана представлен на основе проекта Тасис Европейским Союзом для Новых Независимых Государств (некоторые детали...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconБизнес-план Лекции для самостоятельного изучения Пример описания...
Необходимость, цели и задачи оценки эффективности предпринимательской деятельности
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в экономике»
...
Пособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи iconОглавление
Понятие, назначение и цель составления бизнес-плана
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница