Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили


Скачать 258.16 Kb.
НазваниеРекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили
страница1/3
Дата публикации19.05.2013
Размер258.16 Kb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Экономика > Задача
  1   2   3



Рекомендации

по организации предпрофильной подготовки

учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили

(обществознание).

Материалы разработаны:

Боголюбовым Л. Н., Городецкой .И.,

Кишенковой О.В., Котовой О.А.,

Лисковой Т.Е., Матвеевым А.И.,

Певцовой Е.А., Рутковской Е.Л.


Москва, 2003.

Введение.

Предлагаемые рекомендации помогут разработать и предложить на выбор учащимся 9-х классов перечень небольших элективных курсов (модулей), предназначенных для их предпрофильной подготовки. Каждый из них опирается на ранее изданную учебную литературу, из которой выбраны отдельные темы для ознакомления учащихся с различными областями обществознания.

Задача этих курсов (модулей) не в том, чтобы дать учащимся 9-х классов систематического знания, а в представлении им особенностей содержания и методов изучения обществоведческих дисциплин в классах гуманитарного и социально-экономического профилей. Каждый из девятиклассников сможет соотнести свои интересы и способности с предстоящей работой по избираемому профилю.

Ниже представлены материалы по следующим элективным курсам (модулям):

  1. «Экономика» (Городецкая Н.И.)

  2. «Социология» (Лискова Т. Е.)

  3. «Политология» (Боголюбов Л.Н.)

  4. «Политология» (Кишенкова О.В.)

  5. «Право» (Матвеев А.И.)

  6. «Право» (Певцова Е. А.)

  7. «Философия» (Рутковская Е.Л.)

  8. «Культурология» (Котова О.А.)


Городецкая Н.И.

Методические рекомендации к элективному курсу «Экономика»

для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса

(на основе учебника для 9,10 классов

^ В.С. Автономова «Введение в экономику»).

Подготовка направлена на расширение и углубление знаний учащихся об экономической сфере жизни общества, повышению мотивации к овладению экономическими знаниями в старших классах.

Модуль «Экономика» рассчитан на 8 часов (как вариант – 2 часа в неделю). Достоинством учебника является то, что он позволяет не только сформировать целостное представление об экономической науке тем учащимся, чье знакомство с экономикой в школе ограничивается вводным курсом, но и тем, для кого работа с учебником станет первым этапом специализированного изучения экономики.

Курс может быть спланирован следующим образом:

1.Экономика наука и хозяйство.

2. Производство – основа экономики.

3.Разнообразие экономических систем.

  1. Рациональный потребитель.

  2. Предпринимательская фирма, ее виды.

  3. Нужно ли экономике государство?

  4. Как регулировать экономику.

  5. Что мы узнали об экономике?

Предлагаемая структура и содержание модуля направлена на овладение учащимися:

  • знаниями существенных признаков понятия «экономическая наука», вопросов изучаемых ею, основных проявлений экономической жизни общества;

  • умениями характеризовать производство как основу экономики, ее основные факторы, результаты и условия эффективности;

  • умением различать и характеризовать различные типы экономических систем;

  • знаниями важнейшей составляющей экономической деятельности – потребления;

  • умением объяснять рациональное поведение основного действующего лица рыночной экономики – фирмы;

  • знаниями функций государства в экономике, механизмов государственного регулирования экономических процессов (налогообложение, государственные расходы).

Предлагаемое название уроков модуля в своей основе совпадает со следующими главами учебника: 1,2,6,7,9,12,13. Однако содержание и логика построения уроков в ряде случаев не совпадает с содержанием и структурой учебного текста. Это объясняется необходимостью перестройки содержания, обусловленной краткосрочностью характера предпрофильной подготовки и ее профориентационной функцией (содержание отдельных уроков перегруппировано или сокращено).

Предлагаемый вариант модуля содержит 8 уроков, которые создают общетеоретическую основу для последующего углубленного изучения экономики. Возможен вариант модуля на 10 часов, где 2 последних часа могут быть посвящены материалам национально-регионального компонента или повторительно-обобщающим занятиям.

Рекомендации включают раскрытие целей урока, основных вопросов содержания, а также советы по организации учебной деятельности учащихся, использованию учителем учебно-методических материалов. Рекомендации носят примерный характер, не ограничивающий творчество самого учителя.

^ Урок 1. ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО.

Назначение урока – познакомить учащихся с существенными признаками понятия «экономика», вопросами, изучаемыми экономической наукой.

^ Основные вопросы содержания: экономика – наука и хозяйство, безграничность потребностей и ограниченность возможностей, экономические блага, экономический выбор.

Учителю важно добиться, опираясь на знания учащихся различных экономических явлений из практической жизни, курсов истории и географии, понимания двойного значения понятия «экономика» как хозяйства и науки. Предложите учащимся пояснить каждое значение примерами или заполнить на доске таблицу со столбцами: «Экономика – это умение…», «Экономика – это знание о…». Полезно обсудить следующий вывод современных ученых: «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения».

Познакомиться и обсудить различные определения понятия «экономика» поможет выполнение учащимися практического задания (см. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. Раздел «Экономическое развитие современной цивилизации», зад. 125).

^ Организовав работу с учебным текстом, совместно с учащимися выделите основные проблемы, изучаемые экономической наукой.

Обсуждение проблемы экономического выбора целесообразно дополнить работой с источником. Текст «Проблема выбора в экономике» (Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»:8-9 кл. Подтема 21).

^ Урок 2. ПРОИЗВОДСТВО – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.

Назначение урока – сформировать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающего выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание материальных благ.

^ Основные вопросы содержания: производство, факторы производства, производительность, разделение труда.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом, в ходе которой они выделяют основные характеристики процесса производства: цели, ресурсы, результат (продукт). Полезно организовать анализ и обсуждение учащимися следующей схемы.

Основные факторы производства




Земля

Труд

Капитал




Полезные ископаемые




Квалификация работника




Машины, оборудование




Растительный мир




Способности и умения работника




Производственные здания




Вода и воздух



Здоровье работника




Инструменты


Изучение сущности понятия «производительность труда» на уроке можно дополнить организацией решения, например, следующего задания:

«На предприятии работает 20 рабочих, каждый из которых трудится 40 час. В неделю предприятие выпускает 800 мотоциклов в неделю. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

    1. Каждый пятый мотоцикл получает знак качества

    2. Технический контроль одного из 100 мотоциклов осуществляет компьютер

    3. 10 работников из 20 имеют высокую квалификацию

    4. выпускается 20 мотоциклов в час
  1   2   3

Похожие:

Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconНесколько лет назад впервые в школьной практике Любовь Александровна...
Разноуровневые многофункциональные задания позволяют организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку знаний и учебных...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconРекомендации по оформлению текста выпускных квалификационных работ,...
Экономического факультета. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт – Коломна : мгосги, 2010. – 41...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconМурманский государственный гуманитарный университет проектная деятельность студентов
«Социально- культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально- культурной деятельности»)
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconНа новый государственный образовательный стандарт основного общего...
Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом установленных...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconКонкурс проектно-исследовательских работ учащихся 7-10 классов "Недаром...
Объявляется конкурс проектно-исследовательских работ учащихся 7-10 классов "Недаром помнит вся Россия про день Бородина", посвященного ...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили icon«экономический анализ» для студентов 4 курса специальностям 080507. 65 «Менеджмент организации»
...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconМетодические рекомендации по проведению школьного тура олимпиады по истории 2012-213уч год
Олимпиады. Во-вторых, проведение первого этапа олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет...
Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconПримерные темы рефератов для учащихся 8-10 классов

Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на социально-экономический и гуманитарный профили iconСанкт-петербургский государственный университет экономический факультет
Экономический факультет и кафедра «Управления и планирования социально экономических процессов» Санкт Петербургского государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница