Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю


НазваниеРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю
страница1/6
Дата публикации19.05.2013
Размер0.79 Mb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


Ф 27-026
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и управлению качеством
______________ Ю.Э. Белых

___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № ПГЭ - __/__
ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»,
по специализации 1-25 01 07 -20 «Экономика и управление на предприятии услуг»

2012 г.

Программа разработана кафедрой

экономики и управления на предприятии
Зав. кафедрой _________ Карпов В.А.
Рецензенты:

___________ С.Е. Витун, заведующий кафедрой финансов и кредита УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат экономических наук, доцент
___________ В.И. Высокоморный, заведующий кафедрой экономики АПК УО «Гродненский государственный аграрный университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальностям факультета экономики и управления
Протокол № 5 от 28 августа 2012 г.

Рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления
Протокол № 8 от 19 сентября 2012 г.

Рекомендована к утверждению Советом университета
Протокол № __ от __ _______ __20___ г.

1 Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи государственного экзамена
Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломной работы, позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

Целью проведения государственного экзамена является определение уровня подготовки выпускника, претендующего на получение квалификации «экономист-менеджер» и соответствия его подготовки требованиям образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» высшего образования первой ступени.

Государственный экзамен по специальности 1-250107 «Экономика и управление на предприятии» и специализации 1-250107-20 «Экономика и управление на предприятии услуг» является междисциплинарным. На экзамен выносятся вопросы из следующих дисциплин: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика, экономика организации (предприятия), организация производства, менеджмент, планирование на предприятии, производственные технологии.

Государственный экзамен по специальности 1-250107 «Экономика и управление на предприятии», специализации 1-250107-20 «Экономика и управление на предприятии услуг» проводится в устной форме с использованием билетов. В билет включены два теоретических вопроса и производственная задача (ситуация)

Ответы студентов должны представлять данные в укрупненном виде, с акцентом на понимание основных процессов, важнейших связей, принципиальных классификаций.

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Итоговая оценка определяется большинством голосов.

Основная задача государственного экзамена по специальности и специализации – выявление способности студентов к решению теоретических и практических задач на междисциплинарном уровне. Специалист должен иметь высокий уровень гуманитарных, социальных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации при накоплении практических навыков осуществлять активную профессиональную деятельность в сфере экономики и управления на предприятии.
^ 1.2. Требования к компетентности выпускника (согласно образовательному стандарту специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»).
1.2.1 Общие требования к уровню подготовки:

  • Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

  • Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

  • Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним иностранным языком, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

^ 1.2.2 Требования к академическим компетенциям:

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

  • владеть системным и сравнительным анализом;

  • владеть исследовательскими навыками;

  • уметь работать самостоятельно;

  • быть способным порождать новые идеи (креативность);

  • владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

  • иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);

  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.


^ 1.2.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности;

  • быть способным к социальному взаимодействию;

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;

  • уметь работать в команде;

  • обладать критическим мышлением;

  • вести здоровый образ жизни.


^ 1.2.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

  • обеспечивать устойчивое плановое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия);

  • своевременно обновлять номенклатуру выпускаемых изделий на основе высоких технологий;

  • управлять персоналом подразделения организации (предприятия) организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами;

  • владеть современными техниками принятия управленческих решений;

  • использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;

  • осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины;

  • анализировать хозяйственную деятельность;

  • осуществлять организационную, проектно-конструкторскую и технологическую подготовку производства, а также постановку инновационных управленческих и экономических задач;

  • проводить деловые совещания и переговоры, переписку с зарубежными партнерами;

  • готовить распоряжения, проекты приказов, планов мероприятий и контрактов;

  • планировать карьеру персонала;

  • разрабатывать рациональную организационную структуру управления организацией (предприятием);

  • организовывать модернизацию и производство новых видов изделий.

планово-экономическая деятельность:

  • разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического и социального развития организации (предприятия) и его структурных подразделений;

  • планировать производство;

  • проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации (предприятия) и разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов, производственных мощностей с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

  • проводить систематический контроль за соблюдением подразделениями организации (предприятия) плановой дисциплины, ходом выполнения плановых заданий;

  • подготавливать данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа;

  • разрабатывать проекты цен на продукцию организации (предприятия), а также планово-расчетных цен на продукцию и услуги структурных подразделений;

  • составлять проекты плановых калькуляций на изделия (работы, услуги) и их структурные элементы, смет затрат на различные виды деятельности организации (предприятия);

  • обосновывать мероприятия по совершенствованию и расширению сферы действия коммерческого и внутрихозяйственного расчета;

  • рассчитывать экономический эффект от внедрения инновационных проектов;

  • разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемые в производстве;

  • определять конкурентоспособность товаров, услуг, работ и организации (предприятия) в целом;

информационно-аналитическая деятельность:

  • систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;

  • изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других организаций (предприятий);

  • выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;

  • проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

  • обосновывать мероприятия по внедрению передовых методов хозяйствования, методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживанию рабочих мест, созданию благоприятных условий труда;

  • разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации (предприятия) и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации;

  • изучать и распространять передовой опыт планово-экономической деятельности и структурных подразделений организации (предприятия);

  • уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных;

производственно-хозяйственная деятельность:

  • владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара;

  • уметь принимать обоснованные решения;

  • разрабатывать оперативные графики освоения новой продукции и осуществлять контроль за их выполнением;

  • составлять оперативные задания структурным подразделениям на изготовление и сдачу комплектующих изделий, запасных частей, товаров народного потребления, продукции, поставляемой на экспорт;

  • разрабатывать нормативы для оперативно-календарного планирования;

  • осуществлять оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;

  • планировать и анализировать производственную мощность, выявлять узкие места, готовить предложения по их устранению, вести учет простоев оборудования;

  • разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы оперативно-производственного планирования и текущего учета производства;

  • принимать меры к ликвидации задержек в ходе производства, неполадок, аварий;

  • проводить анализ производственной деятельности цехов по выполнению плана производства по объему, номенклатуре и ритмичности производства;

научно-исследовательская деятельность:

  • изучать и анализировать тенденции развития национальной экономики, ее отраслей и предприятий;

  • использовать экономические законы и закономерности в управлении инновациями и инвестициями;

  • проводить исследования в области методологии и методики планирования, ценообразования, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и его структурных подразделений;

  • обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурных подразделений;

  • разрабатывать нормативно-технические и методические материалы, регулирующие хозяйственную деятельность организации (предприятия), логистические операции;

  • разрабатывать стратегию и тактику осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия); исследовать механизм экологизации хозяйственных процессов;

инновационная деятельность:

  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам раз-вития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

  • определять цели инноваций и способы их достижения;

  • работать с научной, технической и патентной литературой;

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций.


Выпускник должен:

иметь представление

  • о приоритетных направлениях энергосбережения на предприятии и технических средствах контроля за рациональным использованием материальных ресурсов;

  • о технологии как базовом звене современного производства;

  • о важнейших экологических проблемах Республики Беларусь, влиянии ресурсов на экономическое развитие, о международном сотрудничестве в природоохранительной деятельности;

  • о системах права и хозяйственного законодательства в Республике Беларусь;

  • о принципах хозяйственно-правового регулирования;

  • о о финансах как объективной экономической категории, их сущности, функциях и роли в развитии экономики, социальной сферы, международно-экономических отношений и интеграции с другими странами;

  • об организации работы по безопасности труда;

знать

  • общие закономерности построения, функционирования и развития организаций;

  • методологические и методические подходы к разгосударствлению и приватизации;

  • основы бухгалтерского учета и аудита;

  • основные субъекты и факторы внешней среды и их влияние на стратегию и тактику предприятия;

  • особенности функционирования предприятий различных организационно-правовых форм в рыночной экономике;

  • формы и системы оплаты труда и области их применения;

  • методологию и методы инновационной и инвестиционной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

  • источники и факторы снижения себестоимости продукции и ее влияние на конкурентоспособность предприятия;

  • направления ускорения оборачиваемости оборотных средств;

  • структуру инвестиций и направления повышения их эффективности на различных стадиях инвестиционного цикла;

  • пути повышения прибыли и рентабельности хозяйствующих субъектов;

  • принципы хозяйственного и коммерческого расчета;

владеть

  • методами системного анализа экономических процессов;

  • методами экономического анализа хозяйственных ситуаций;

  • техникой принятия управленческих решений;

  • методами организации производства и труда;

  • методами управления персоналом;

  • методами анализа хозяйственной деятельности;

  • основными методами организации коммерческой деятельности предприятия;

  • основами предпринимательской деятельности;

  • внутрифирменным планированием;

  • методами управления инвестиционными проектами;

  • способами нормирования и определения потребности в производственных ресурсах предприятия;

  • методами определения конкурентоспособности продукции и предприятия;

  • методами расчета и анализа экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.



^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. 1. Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика
Экономическая система общества

Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы. Критерии влияния экономических систем. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Типология экономических систем, институциональный, формационный и технологический подходы. Модели рыночной экономики.
^ Основы микроэкономического анализа спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. Функция спроса и кривая спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Закон убывающей предельной полезности. Величина спроса и объем спроса. Изменение спроса и изменение величины спроса.

Рыночное предложение. Неценовые факторы предложения. Функция предложения и кривая предложения. Величина предложения и объем предложения. Изменение предложения и изменение величины предложения.

Рыночное равновесие. Механизм достижения рыночного равновесия: подходы Вальраса и Маршалла. Рыночная цена и ее функции. Излишек потребителя и излишек производителя. Государственное регулирование рынка. Прямое и косвенное регулирование рыночной цены. Последствия государственного регулирования рынка.

Понятие эластичности в экономике. Эластичность спроса по цене и другие виды эластичности спроса. Факторы эластичности спроса. Измерение эластичности спроса. Дуговая и точечная эластичность спроса. Применение теории эластичности спроса в экономике современного предприятия.

Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Измерение эластичности предложения. Дуговая и точечная эластичность предложения. Эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном рыночных периодах. Применение теории эластичности предложения в экономике современного предприятия.

Влияние ценовой эластичности спроса на расходы потребителя и выручку производителя. Классификация товаров в зависимости от перекрестной эластичности и эластичности спроса по доходу.
^ Производство и его факторы

Потребности и производство, их взаимосвязь. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Классификация и характеристика ресурсов. Труд. Земля. Капитал. Предпринимательские способности. Проблемы выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей. Альтернативные (вмененные) издержки. Сравнительные преимущества и специализация. Экономическая эффективность.
^ Основные макроэкономические показатели

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП). Их содержание, назначение, методика расчета. Расчет ВВП по расходам и доходам. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Национальный доход, содержание, структура, порядок расчета. Национальное богатство, его состав и структура.

^ Формы общественного хозяйства

Формы общественного хозяйства, их характеристика и влияние на развитие общества. Натуральное хозяйство: основные черты, современные проявления. Товарное производство, основные черты, условия возникновения и развития. Возникновение и эволюция денег. Функции и виды денег. Закон денежного обращения. Экономические законы товарного производства.
^ Экономическое развитие и экономический рост

Сущность понятий экономическое развитие и экономический рост, их соотношение. Показатели уровня и динамики экономического развития и роста. Источники и факторы экономического роста. Типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Модели экономического роста. Регулирование экономического роста. Экономический (деловой) цикл.
^ Денежный рынок. Денежно-кредитная система.

Денежный рынок. Спрос на деньги. Структура денежного предложения. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые организации. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Бюджетно-налоговая политика, ее виды и инструменты

Бюджетный дефицит и проблема государственного долга. Понятие и виды бюджетного дефицита. Способы финансирования дефицита госбюджета. Понятие государственного долга. Управление государственным долгом. Роль фискальной политики в стабилизации экономики. Фискальная экспансия и рестрикция. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Встроенные стабилизаторы экономики.
^ Инфляция, экономическая сущность, причины возникновения, экономические и социальные последствия

Инфляция как экономическое и социальное явление. Причины возникновения и формы проявления. Виды инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционная спираль. Последствия инфляции. Инфляция как макроэкономическая проблема. Антиинфляционная политика и способы её реализации.
^ Международная экономическая интеграция

Экономическая сущность, предпосылки возникновения, современное состояние. Место в современной глобализации экономики. Факторы, влияющие на интенсивность интеграционных процессов. Эффективность процессов экономической интеграции. Интеграционная политика Республики Беларусь.
Динамика и структура внешней торговли Республики Беларусь

Роль внешней торговли в развитии национальной экономики и повышении её эффективности. Динамика внешнеторгового оборота. Отраслевая и географическая структура внешней торговли. Проблемы во внешней торговле РБ. СЭЗ и их роль в развитии внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconУчреждение образования «гродненский государственный университет имени...
Информационно-измерительная техника, 1-36 01 04 – Оборудование и технология высокоэффективных процессов обработки материалов, 1-53...
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный университет» утверждаю
Советом педагогического факультета учреждения образования «Барановичский государственный университет»
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный...
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный...
Составил(а): О. А. Абрамович ст преподаватель кафедры гражданского права и процесса
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный...
План семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» для специальности 1-03 04 04-02 «Практическая психология. Технология (обслуживающий...
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный...
Программа предназначена для студентов факультета экономики и права. Учебная программа разработана в соответствии с образовательными...
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconМинистерство образования республики беларусь уо «витебский государственный...

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconМинистерство образования республики беларусь уо "витебский государственный...
Бошукова Е. В. Прокуратура Путова Н. В. Первомайского р-на Филипченко Е. Н. г. Витебска
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный...
Она позволяет овладеть первоначальными навыками сбора фактического материала по конкретной теме, умением применять знания, полученные...
Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В воронежский государственный университет принимаются граждане Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница