Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка


НазваниеЕ. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка
страница1/14
Дата публикации13.03.2013
Размер2.67 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования и науки УкраИнЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени МихаилаТуган-Барановского

Кафедра маркетинга и коммерческого дела

Е.Б. Казакова

ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА

Курс лекций

для самостоятельной работы студентов ФМТТД специальностей 6.050108 «Маркетинг», 7. 050301 “Товароведение и коммерческая деятельность” дневной и заочной форм обучения


Донецк 2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Раздел 1. Суть и характеристика товарного рынка 6

1.1. Понятие, экономическое содержание
и классификация рынков 6

1.2. Особенности товарного рынка 8
Раздел 2. Суть и содержание инфраструктуры товарного рынка 13

2.1. Суть инфраструктуры рынка 13

2.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры
товарного рынка 16
Раздел 3. Роль коммерческо-посреднических организаций
в развитии инфраструктуры
23

3.1. Агентские фирмы 23

3.2. Дилерские и дистрибьюторские фирмы 25

3.3. Брокерские организации 27

3.4. Бартерные фирмы 29

3.5. Комиссионеры и консигнаторы 30

3.6. Торгово-промышленные палаты 31
Раздел 4. Роль торговых предприятий в развитии
инфраструктуры товарного рынка
34

4.1. Предприятия оптовой торговли 34

4.2. Оптовые и мелкооптовые магазины 38

4.3. Оптовые и розничные рынки 40

4.4. Предприятия розничной торговли 41

4.5. Товарные биржи 44

4.6. Торговые дома 47

4.7. Предприятия комиссионной торговли 50

4.8. Фирмы консигнационной торговли 55

4.9. Ярмарки 56

4.10. Аукционы 59
Раздел 5. Организация посреднической деятельности
на товарном рынке
63

5.1. Организация оптовых закупок товаров 63

5.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям 67

5.3. Кооперация в оптовой торговле 68
Раздел 6. Производственная и транспортно-экспедиционная
деятельность
73

6.1. Суть производственной деятельности в сфере
обращения 73

6.2. Характеристика транспортно-экспедиционной
деятельности 77
Раздел 7. Торгово-посредническая деятельность
на товарном рынке
85

7.1. Принципы организации торгово-посреднической
деятельности на товарном рынке 85

7.2. Определение объемов торгово-посреднической
деятельности 88
Раздел 8. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ
^ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
92

8.1. Банковская система 92

8.2. Специализированные финансовые учреждения 99

8.3. Клиринговые учреждения 101

8.4. Фондовые и валютные биржи 103

8.5. Страховые организации 108
Раздел 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
^ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
117

9.1. Прокатные организации 117

9.2. Лизинговые организации 119

9.3. Инжиниринговые фирмы…………………………….… 125

9.4. Консультационные фирмы 128
Раздел 10. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
^ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТОВАРНОГО РЫНКА
134

10.1. Маркетинговые и информационно-коммерческие
центры 134

10.2. Выставки 136

10.3. Рекламные организации 140
Раздел 11. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
^ В ИНФРАСТРУКТУРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА
145

11.1. Счетная палата 145

11.2. Органы инспекции налоговой системы 146

11.3. Органы инспекции торговли 149

11.4. Таможенные службы 153

11.5. Аудиторские организации 155
^ ТЕСТЫ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ 160
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономической ситуации особая роль отводится товарному рынку, что отображает взаимодействие всех звеньев в процессе движения товара. Функционирующая система товарного рынка владеет собственной инфраструктурой, что является обязательным компонентом рыночной экономики.

Инфраструктура товарного рынка является совокупностью организационно-правовых форм, которые опосредствуют движение материальных ресурсов и деловых отношений и связывают эти отношения в единое целое.

Инфраструктура товарного рынка способствует взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четким является этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны.

Элементы инфраструктуры товарного рынка являются объективной необходимостью рыночных отношений, их значение растет по мере развития и совершенствования этих отношений.

Методические рекомендации содержат разделы, которые включены в типовую программу по дисциплине «Инфраструктура товарного рынка»:

1. Суть и характеристика товарного рынка.

2. Суть и содержание инфраструктуры товарного рынка.

3. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.

4. Макроорганизация оптовой торговли.

5. Предприятия оптовой торговли.

6. Организация посреднической деятельности на товарном рынке.

7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность.

8. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке.

9. Информационная и организационно-коммерческая деятельность.

10. Розничная торговля.

11. Организаторы оптового обращения товаров и услуг.

12. Организации по оказанию услуг.

13. Контролирующие организации.

Цель Методических рекомендаций – систематизировать проблемы состояния и развития каждого из элементов, которые формируют основу рыночной инфраструктуры с учетом современного состояния экономики Украины. В них раскрыта суть и состав инфраструктуры товарного рынка, роль и функции ее основных элементов, организация и направления деятельности торгово-посреднических предприятий. Особое внимание уделено специфическим особенностям работы оптовых посредников в современных условиях ведения хозяйства.

Издание настоящих рекомендаций позволит ликвидировать дефицит литературы по данной проблеме на книжном рынке.
Раздел 1. СУТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА
1.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
Рыночная экономика является такой формой организации экономической жизни общества, в которой производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.

Рынок – это механизм формирования и движения воспроизводственных процессов, форма связи производства и потребления, а также разных видов коммерческо-хозяйственной деятельности посредством купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и т.п.

Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того, чтобы осуществился обмен, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сторон, которые вступают в обмен, должно быть как минимум две – продавец и покупатель.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то таким, что могло бы заинтересовать другую сторону.

3. Каждая сторона должна быть способной осуществить коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желании иметь дело с другой стороной.

Рынок в своем развитии прошел путь от примитивных базаров к современным организованным рынкам. История развития рынка позволяет выделить четыре типа рынка:

1) неразвитый;

2) свободный;

3) регулируемый;

4) деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения имеют случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное количество участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства, неограниченная свобода перемещения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.п.);

6) каждый субъект свободной конкуренции не может непосредственно влиять на решение другого неэкономичными методами;

7) цены устанавливаются стихийно, в процессе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственной регуляции.

Однако свободный рынок – это абстракция: и для прошлого, и для настоящего характерна регуляция рынка, поскольку условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится каким-либо способом смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы уничтожить мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Избыточное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Основные черты деформации рынка в условиях админи­стративно-командной или директивной системы ведения хозяйства следующие:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, которые организуют свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) избыточная централизация распределения товарных ресурсов, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя и торговца;

4) несбалансированность спроса и предложения;

5) избыточный рост цен, несдерживаемая инфляция, нарушение денежного обмена, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.п.;

6) расцвет теневой экономики;

7) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений; отсутствие мотивации для эффективного труда, риска в хозяйственной деятельности;

8) расцвет бартерных операций вместо развитых товарно-денежных отношений;

9) отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать соответ­ствующие условия для перехода к рыночному ведению хозяйства и последующему его развитию, в частности:

1) обеспечение свободы хозяйственной деятельности;

2) наличие в экономике разных форм собственности;

3) формирование механизма свободного ценообразования;

4) свободное маневрирование ресурсами;

5) наличие рыночной инфраструктуры;

6) полнота и доступ к информации;

7) последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

8) обеспечение со стороны государства социальных гарантий общинам;

9) сохранение, вместе с распространением рыночных отношений, значительного нерыночного сектора экономики.

^ 1.2. Особенности товарного рынка
Товарный рынок – это сфера товарного обмена, где посредством купли-продажи товаров реализуются общественные потребности. Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами товарного рынка выступает товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и т.п.

Товар – это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен с целью продажи тем, кто в нем нуждается.

Субъектами товарного рынка выступают:

1) продавцы – производители; торговые посредники; государственные и социально-бытовые учреждения; общественные учреждения и ассоциации; население;

2) покупатели – производственные потребители, в частности те, которые перерабатывают товары на другой продукт; торговые посредники; конечные массовые потребители товара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения); индивидуальные конечные потребители (население).

Необходимо различать две категории продавцов и покупателей – индивидуальные и массовые:

• индивидуальные продавцы – отдельные индивидуумы и их семьи, которые не создали зарегистрированного производственного или торгового предприятия;

• массовые продавцы – любые предприятия и фирмы, которые сбывают товар собственного производства; перепродают товар, предоставляют платные услуги;

• индивидуальные покупатели – отдельные индивидуумы и семьи, которые покупают товар для последующей перепродажи или собственного потребления;

• массовые покупатели – любые предприятия, фирмы, организации и учреждения, покупающие товар для перепродажи или потребления.

Практика рыночной экономики показывает, что товарный рынок имеет существенные преимущества:

1) препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;

2) объединяет интересы продавцов и потребителей без какого-либо давления на любую из сторон;

3) освобождает экономику от товарного дефицита, который противоречит интересам общества;

4) расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;

5) заинтересовывает производителей в удовлетворении потребностей, которые выражаются через спрос.

^ Товарный рынок позволяет:

1) следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему;

2) побуждать производителей к выпуску новых, более совершенных товаров;

3) рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю в достаточном объеме, нужном ассортименте, в необходимое время;

4) сохранять товарные запасы;

5) предоставлять соответствующие услуги;

6) расширять и совершенствовать хозяйственные связи.

Товарный рынок выступает как альтернатива одному из элементов административно-командной системы – фондовому распределению товаров.

^ Организационно-экономическими условиями функционирования товарного рынка являются:

1) наличие конкуренции товаропроизводителей;

2) свободное ценообразование;

3) возможность свободного перемещения материальных, финансовых и трудовых ресурсов из одной отрасли в другую;

4) наличие у каждого товаропроизводителя всесторонней информации о состоянии рынка, предложении и спросе, уровне цен и их динамике, нормы прибыли;

5) полная самостоятельность, независимость участников рыночных отношений один от другого и их экономическая ответственность.

^ Роль товарного рынка определяется следующими факторами:

1) рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;

2) качество и конкурентоспособность товаров, которые влияют на спрос и предложение;

3) приспособление структуры производимых товаров и их объема через цену к платежеспособному спросу;

4) оздоровление рыночной среды путем освобождения её от недееспособных и убыточных предприятий.

Товарный рынок является совокупностью процессов, в результате которых осуществляется купля-продажа и обмен товаров, и потребитель получает то, в чем он нуждается. В основе этих процессов лежит модель товарного рынка, основными компонентами которой является: потребность, спрос, предложение, продукт (товар), цена, операция, обмен (рис. 1.1).

Потребность – это необходимость в товарах, которая определяется экономическим и социальным уровнем людей, а также культурными, географическими, историческими и другими факторами.

^ Спрос означает желание, намерение покупателей приобрести данный товар и ограничивается их покупательной способностью.

Предложение является сосредоточенной массой товаров, которые поступают на рынок с целью продажи.

^ Продукт (товар) по своей природе имеет определенные свойства, которые удовлетворяют конкретные потребности покупателей.

Цена – это стоимость произведенного товара и затраты на его продвижение к покупателю, выраженные в деньгах; она может колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также динамики рыночных цен.



Рис. 1.1. Компоненты модели товарного рынка
Операции – действия относительно установления соглашения между двумя и больше заинтересованными сторонами в осуществлении купли-продажи продукции.

Обмен – акт получения желаемого продукта.

Элементы модели товарного рынка связаны между собой соответствующей зависимостью.

Рынок потребительских товаров имеет следующие характерные признаки:

оригинальный спрос, который определяется непосредственно из потребностей потребителей. Изменения потребностей могут быть действенными непосредственно и кратковременно;

большое количество потенциальных покупателей, которое может насчитывать от нескольких тысяч (аппараты для радиолюбителей) до нескольких миллионов (продукты питания);

большое количество небольших (малых) единичных покупок. В сфере потребительских товаров при потребности, которая часто возникает, не существует договора на поставку (исключение – газетный абонемент), поэтому при большом количестве покупателей это приводит к множеству отдельных покупок;

анонимность рынка. Непосредственные контакты между производителями и потребителями на рынке потребительских товаров скорее являются исключением;

относительно невысокий уровень информированности о рынке у потенциальных потребителей. Кроме того, спонтанные покупки, как правило, не предусматривают выполнения действий покупателем относительно приема и обработки информации.

Для рынка товаров производственно-технического назначения характерны:

1) значительно больше, чем на рынке потребительских товаров, зависимость от внутренней и внешней политики;

2) производственная потребность – спрос в данном случае формируется из спроса на потребительских рынках (например, на сбыт определенной марки листовой стали влияет сбыт автомобилей);

3) большие суммы заказов, безналичные расчеты, более строгий и более действенный государственный, в частности таможенный контроль;

4) относительно небольшое количество потенциальных покупателей (круг их достаточно узок, а возможности – значительны);

5) покупатели, как правило, высокие профессионалы, специалисты в своей отрасли;

6) деловые долгосрочные связи продавцов с покупателями;

7) обоснованные и формальные решения о покупке – большая часть организационных решений о покупках осуществляется при участии соответствующих специалистов и с учетом постоянных правил;

8) более долговременные процессы принятия решений о покупке многими людьми;

9) высокая гибкость спроса в зависимости от времени, в отличии от потребительских товаров, – средства производства под воздействием технического прогресса испытывают изменения, широко распространяются и удешевляются;

10) меньше, чем у потребительских товаров, гибкость спроса в зависимости от цены – промышленные предприятия не могут отказаться от закупок сырья и оборудования даже при условии их удорожания или быстро перестроиться на более дешевые средства производства;

11) выборочное размещение потребителей в границах ограниченных территорий – промышленных и сельскохозяйственных районов, больших населенных пунктов, мест залегания полезных ископаемых;

12) меньший оборот денег, вкладываемых в средства производства – предприятие может не обновлять оборудования годами;

13) наличие постоянной обратной связи, которая идет от потребителя к продавцу в виде рекламаций по поводу качества продукции, сведений статистического характера, передачи производителям предложений по усовершенствованию изделий и т.п.;

14) утилизация для целей производства собственных изделий и использования полученного таким образом вторичного сырья.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается роль рынка в процессе общественного воссоздания?

2. Какие условия функционирования свободного рынка?

3. Охарактеризуйте экономические функции рынка.

4. Дайте определение товарного рынка и укажите основные условия его функционирования.

5. Перечислите главные признаки рынка товаров.

6. Опишите основные элементы модели товарного рынка и их взаимозависимость.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconТ. Лири, М. Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах
...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconИнфраструктура предприятий
Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая обеспечивает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми,...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconУчебная программа курса по выбору для направления подготовки 030500....
России с другими государствами. Соответственно, началось формирование законодательной базы, регулирующей торговую деятельность. В...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconФормулы Формула цены Формула Фишера ( расчет массы денежного обращения)...
Национальная экономика в условиях рынка может быть представлена в виде совокупности рынков (рынка товаров и услуг, рынка факторов...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconМаркетинг как объект управления. Отечественные маркетинговые управленческие...
Равление маркетингом непосредственным образом связано либо с формированием рынка вообще, либо рынка конкретной фирмы, либо рынка...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconПрактическая работа №6 Анализ отрасли и рынка. Оценка конкуренции Цель работы
Ход работы: в разделе бизнес-плана «Анализа рынка» Вы должны описать свою отрасль и продемонстрировать знание рынка, свои исследования...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка icon100. Система регулирования деятельности рынка ценных бумаг
Система регулирования деятельности рынка ценных бумаг — это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconОбзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы...
Под «моделью взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования» в данной работе будет пониматься сформированный...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка iconОпределение абсолютной доли рынка для каждой сбе
Формула: абсолютная доля рынка (см п. 1) / доля рынка компании – конкурента = абсолютная доля рынка / (объем продаж конкурента/емкость...
Е. Б. Казакова инфраструктура товарного рынка icon1: Сущность рынка ценных бумаг в экономической системе
Важным моментом для развития отечественного рынка должно стать формирование цивилизованного рынка ценных бумаг. Глобализация экономики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница