7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны


Скачать 257.16 Kb.
Название7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны
страница1/2
Дата публикации06.06.2013
Размер257.16 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2
Тема 7. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Экономические последствия второй мировой войны

Вторая мировая война (1939–1945 гг.) стала крупнейшей экономической катастрофой.

людские потери

уничтожение нац. богатства на сумму > 316 млрд. долл.

деформация структуры экономики

повреждение инфраструктуры

финансовая дестабилизация

усиление экономической мощи США

укрепление положения Швеции и Швейцарии

создание двух конкурирующих военных и политико-экономических блоков (мировой капиталистической и социалистической систем)

крушение колониализма
После войны США давали 60 % промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % – нефти, 53 % – выплавки стали, 17 % – производства зерна, 63 % – кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации - Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). До этого - в апреле 1944 г. было провозглашено создание МВФ. Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

Страны Западной Европы оказались в тяжелом экономическом состоянии. Так, если в США ВНП (без учета инфляции) в период между 1938 и 1945 гг. увеличился со 100 до 165 пунктов, то в Западной Европе за этот же период среднее значение индекса понизилось со 100 до 87. Показатель для Японии был еще более низким.

Индекс ВНП в постоянных ценах после второй мировой войны (1938 г.=100)



Сразу же после войны Соединенные штаты смогли быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы:

1) хорошая организация государственного управления;

2) программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

3) быстрый рост частного потребления;

4) расширение инвестиций в запасы и оборудование;

5) государственная политика экспорта благ и услуг.

Укрепление экономического положения США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую стратегию «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 гг., послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя западноевропейским странам краткосрочные кредиты, сумма которых к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн. долл. Однако начало «холодной войны» потребовало смены тактики. Так появился знаменитый план Маршалла, выдвинутый 5 июня 1947 г.

Основное содержание плана Маршалла

Участники

Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, позже ФРГ

Цели

Противостояние восточному блоку, обеспечение экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи, создание рынка сбыта для наукоемкого производства США

Основные направления плана

модернизация инфраструктуры, увеличение объемов производства, рационализация структуры экономики, рационализация производства с/х и легкой промышленности, денежная и финансовая стабилизация

Инструменты

финансовая помощь (17 млрд. долл.) в виде дотаций, займов или финансирование поставок под гарантии американского правительства, консультационные услуги

Результаты

Создание европейской организации экономического сотрудничества (1948), либерализация торговли и платежей, увеличение производства продукции в базовых отраслях с 1947 по 1950 гг. на 50%, повышение конкурентоспособности европейских товаров на внешних рынках, изменение структуры экспорта европейских стран (увеличение доли промышленных товаров).

^ Национальные программы возрождения экономики

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающе выглядела Германия. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Высокая инфляция. Согласованные на Потсдамской конференции 1945 г. принципы послевоенного устройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., в том числе в виде оборудования.

Основной целью реформирования экономики Германии стало формирование социально ориентированного рыночного хозяйства. Его теоретические основы были разработаны еще в 30-е гг. представителями фрайбургской школы:

♦ господство в экономике частной собственности;

♦ поддержание конкуренции без монополии;

♦ принцип свободного ценообразования;

♦ стабильность денежного обращения;

♦ экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей.

Начало функционирования модели социального рыночного хозяйства в Западной Германии относится к середине 1948 года, когда начала осуществляться хозяйственная реформа Эрхарда. Она состояла из двух частей: денежной и ценовой реформ.

Еще в начале 1948 г. по американскому образцу был основан Банк немецких земель. В Германии стала складываться двухуровневая система, в которой Центральный банк был наделен следующими функциями:

♦ учет векселей;

♦ операции на свободном рынке;

♦ регулирование денежного рынка (определение резервов коммерческих банков);

♦ все платежные операции с заграницей;

♦ эмиссия денег.

21 июня 1948 г. с объявления рейхсмарок недействительными началось осуществление денежной реформы. Замена рейхсмарок дойчмарками по курсу 100: 6,5 привела к тому, что 93,5 % денежной массы уничтожилось. При этом зарплата и пенсии пересчитывались в соотношении 1:1, что стимулировало труд и гарантировало прожиточный минимум. Половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 10:1, вторая половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 20:1. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 10:1. Обязательства банков и других учреждений старой Германии в основном аннулировались.

4 июня 1948 г. обнародован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен. Отменялось регулирование цен кроме как на ряд продуктов питания, некоторые виды сырья (уголь, чугун, сталь, минеральные удобрения), а также на жилье и энергоносители. Отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения. Но государство вплоть до обратимости западногерманской марки в начале 50-х гг. сохраняло за собой монополию во внешней торговле. Несколько позже для обеспечения условий свободного развития предпринимательства была проведена налоговая реформа: снижение ставок подоходного налога, налогов на предпринимательскую деятельность и прибыль корпораций. Максимальная сумма налоговых ставок снизилась с 95 до 65 %.

Эти меры стимулировали процесс образования внутренних источников капиталовложений, которые в дальнейшем обусловили «немецкое экономическое чудо». «Экономическое чудо» – процесс, характеризующийся быстрыми темпами экономического роста определенного государства при не менее быстром улучшении жизненного уровня его населения.

Если индекс промышленного производства Германии в 1948 г. составлял лишь 63 % по сравнению с 1936 г., то в 1950 г. он достиг 113,7, а в 1951 г. – 136. Реальная заработная плата росла в течение всего времени с начала экономической реформы темпами, превышающими 5 % в год.

В Японии восстановление народного хозяйства происходило медленнее и трудней. Причины:

♦ отсутствием рынков быстро развивающихся стран;

♦ длительным периодом обновления институциональной системы по американскому образцу.

Сразу после окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. В развитии экономики страны в условиях оккупации можно выделить два основных периода:

1. 1945–1946 гг. – демилитаризация и демократизация.

2. 1947–1950 гг. – выработка курса реформ и начало их реализации.

Первый период - изменения в социальной и институциональной сфере. В марте 1946 г. проводится конфискационная по своему характеру денежная реформа, которая свелась фактически к изъятию свободных наличных денег у населения при ограничении выдачи денег со счетов (500 иен ежемесячно). В октябре 1946 г. аграрная реформа лишила владений крупных помещиков, не использовавших свои земли, и просто разукрупнила большие хозяйства, хотя и используемые их владельцами. Земледельцы-арендаторы получили земли в собственность. Там, где система аренды сохранилась, денежная плата владельцам была заменена натуральной. Разрушению также подверглись крупные земельные кланы (дзайбацу), контролирующие тяжелую промышленность и банковскую сферу. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний. Особую роль для развития японской экономики сыграло решение о запрещение иметь собственную армию. Это обстоятельство повлекло за собой необходимость более глубокой перестройки экономики, чем в Германии, и дало дополнительные источники финансирования.

После принятия в 1947 г. новой японской Конституции США начали осуществлять новую политику по стимулированию экономического роста страны, которая в 1949 г. приняла форму «плана экономической стабилизации» Японии. Известным американским финансистом Д. Доджем был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 % увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установления государственного контроля над ценами и т. д. По рекомендации Д. Доджа были внесены существенные изменения в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый «эквивалентный» фонд, который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, поставлявшихся ранее в порядке помощи. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 долл. США. Важную роль в процессе восстановления экономики Японии сыграла война в Корее. Поступления от американских военных заказов в 1950–1953 гг. достигли 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов.

В результате в 1949–1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более, чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950–1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945–1949 гг. Таким образом, за оккупационный период японская экономика смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. Японская модификация кейнсианской концепции обеспечила стадию индустриализации страны в 50-70-е гг.

Основные тенденции развития мировой экономики в 1950-1970-е гг

В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом свидетельствуют следующие данные:

^ Сравнительный анализ ВНП (США=100 %)



Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывания».

«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

Содержание стратегии «навёрстывания».

1. Стимулирование спроса:

♦ увеличение уровня потребления населения;

♦ нехватка квалифицированной рабочей силы;

♦ принятие социальных программ.

2. Стимулирование предложения:

♦ резерв рабочей силы в традиционных отраслях;

♦ структурная перестройка;

♦ рост вложенных инвестиций;

♦ увеличение производительности труда.

Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.

НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.

Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте «индустрии знаний».

^ Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.

Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.



Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

^ Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.

В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953–1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.

Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:

♦ быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;

♦ рост структурной безработицы;

♦ разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;

♦ снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе «новых рубежей», предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т. д. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т. д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40 % федерального бюджета.

Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.

Особенности экономической политики Р. Никсона

Этапы политики

Содержание

авг.-нояб. 1971

Замораживание цен и зарплаты на 90 дней. Дополнительный 10% налог на импорт. Прекращение обмена долларов на золото.

нояб. 1971 – янв. 1973

Контроль над ценами и зарплатой. Девальвация доллара.

янв. – июнь 1973

отмена прямого госконтроля над ценами и зарплатой;

замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля

июль 1973 – апрель 1974

снятие ограничений с объемов производства сельхозпродукции

сокращение социальных расходов

Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., вызвавшим мировой экономический кризис 1973–1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в другим странах, но по своим показателям он уступал «Великой депрессии».

Особенности мирового экономического кризиса 1973–1975 гг. В США:

♦ свёртывание производства на фоне роста цен и неконтролируемой инфляции;

♦ рост безработицы;

♦ переплетение циклического кризиса с сырьевым, структурным и финансовым.

Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что способствовало ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершение к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981 г. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.

Реализация «плана Маршалла» позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.

Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:

♦ основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);

♦ уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);

♦ широкое использование программирования экономики.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.

Основные черты «дирижизма»:

♦ прямые административные методы вмешательства в экономику;

♦ активная предпринимательская деятельность государства;

♦ сильный государственный сектор;

♦ прямое финансирование капиталовложений;

♦ индикативное планирование.

Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947–1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954–1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен третьим планом (1958–1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971–1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976–1980 гг.) провозглашалась политика «промышленной переориентации», предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.

Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, атомная, автомобильная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 г. она снизилась до 15 %. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение гос. расходов, в т.ч. по социальным статьям, позволило создать золото-валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране преимущества во внешней торговле, что в свою очередь вызвало рост производства. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение осложнилось, что было связано со следующими факторами:

♦ усилением инфляции;

♦ увеличением утечки капиталов за границу;

♦ дефицитом внешнеторгового баланса страны.

Это привело к тому, что Франция за 1973–1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.

Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).

50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:

♦ влияние НТР;

♦ гонка вооружений в условиях «холодной войны»;

♦ изменение мирохозяйственных связей.

В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании
  1   2

Похожие:

7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconЛекция №11. Экономическое развитие стран во второй половине 20 века. План
Германия должна была выплачивать репарацию для покрытия убытков во время войны; 6 следствия начала холодной войны 1946, образование...
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconВопросы к зачету по курсу «великая отечественная война советского...
Актуальность и необходимость изучения Второй мировой и Великой Отечественной войн. Периодизация Второй мировой войны
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconПересмотр итогов Второй мировой войны удар по безопасности Европы
Не допустить таких изменений в XXI веке, сохранить незыблемость границ, сложившихся после Второй мировой войны – первостепенная задача...
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconЛекция №36 Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны Завоевание Индией независимости
Индии и Паки­стана. После окончания Второй мировой войны Индия пережи­вала подъем национально-освободительного движения. Англий­ские...
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconСамостоятельная работа не тему: «Национальная стандартизация зарубежных стран»
Исторически стандартизация получила развитие в Японии после Второй мировой войны
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconТесты тема № Сущность мирового хозяйства, закономерности и тенденции...
После Второй мировой войны вплоть до 70-х гг мировая экономика в целом находилась в состоянии
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны icon1. Особенности антикризисного государственного управления в странах...
Тема Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconТестовы задания по теме 18 «Образование независимых государств после Второй мировой войны»
В. Общий процесс демократизации политической и государственной жизни в метрополиях
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconИнформационное письмо
Второй мировой войне, посвященной средствам массовой информации, активно освещавшим в годы Второй мировой войны работу тружеников...
7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны iconВопросы к экзамену по новейшей истории стран европы и америки (1945 2012 гг.)
Итоги Второй мировой войны для США. Внутренняя и внешняя политика администрации Г. Трумэна (1945-1953 гг.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница