Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса


Скачать 465.21 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса
страница1/2
Дата публикации06.06.2013
Размер465.21 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
userdocs.ru > Экономика > Планы семинарских занятий
  1   2

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство по образованию.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

«24» марта 2011 г.

Зав. кафедрой

___________А.А. Борисов

Программа дисциплины


История мировой экономики
для направления 080500.62 Менеджмент

(первый уровень высшего профессионального образования)

Пермь 2011 год



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка-обоснование к изучению курса «История экономики»

2. Программа курса «История мировой экономики»

3. Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики»

4. Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса

5. Список основной литературыI. Пояснительная записка

  1. Автор программы: кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Офицеров-Бельский Д.В.

  2. Требования к студентам: программа курса предполагает знакомство с вводным курсом зарубежной истории в объеме школьной программы.

Аннотация: Изучение курса «История мировой экономики» служит основой для изучения таких курсов как «История экономических учений», «Российская экономика» и другими дисциплинами гуманитарного блока. В связи с этим изучение истории экономики имеет большое значение в овладении каждым студентом своей специальностью, его профессиональном формировании и требует добросовестного и творческого отношения.

  1. Цель курса - дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории на основе теории модернизации и направлениях развития мировой экономики, выделяя место России в этом процессе.

В процессе изучения предполагается рассмотрение в исторической перспективе также и экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций.

^ 4. Учебная задача курса:

формирование у студентов системы знаний о экономической истории, целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик, основных исторических понятиях, раскрывающих содержание и логику процессов происходящих в нём, прежде всего исторических.
В результате изучения курса студент должен:
Знать

  • предмет и метод истории экономики;

  • периодизацию истории экономики;

  • место истории экономики в системе экономических наук;

  • хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;

  • основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.


Уметь

  • свободно ориентироваться в истории экономических и политических процессов;

  • уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой экономической истории и аналогичных процессов в России;

  • применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.


Иметь представление

  • о предмете исторической науки;

  • о ее понятийно-категориальном аппарате и методологии;

  • о ключевых проблемах мирового историко-экономического процесса.


Обладать навыками

  • аналитического изложения материала;

  • устных выступлений и публичных дискуссий.




  1. Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на основе оценки знаний и активности студента, проявляемых на семинарских занятиях, а также по результатам проверки обязательных рейтинговых работ (эссе).

^ Итоговый контроль знаний проводится в виде устного зачета.

Итоговая оценка формируется на основе Положения о рейтинге, принятом в ПФ ГУ-ВШЭ.

  1. Содержание программы.



Тема 1. ^ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ И МЕТОДОЛОГИЮ ПРЕДМЕТА

Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук.

Марксистская и неомарксистская интерпретации истории мировой экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация.

Мир-системный подход И. Валлерстайна.

Теория модернизации во второй пол. XX - нач. XXI вв. Критика теории модернизации и эволюция парадигмы.

Источники и историография экономической истории.
Тема 2.^ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА

Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя.

Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство.

Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации.
Тема 3 ^ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В ЕВРОПЕ И АЗИИ

Экономическое развитие Франкского государства. Франция – классическая страна феодализма. Наследие Каролингов и структура феодального землевладения. Влияние католических орденов на экономический быт. Основные формы крепостнической зависимости. Аграрные и механические инновации. Иммунитет и феодальная раздробленность. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма.

Формирование лотарингской оси и полюсов экономического роста в Западной Европе. Эволюция государственности в XI-XII вв. Значение крестовых походов для образования левантийского и ганзейского кругов международной торговли. Коммунальные революции и экономика вольных городов.

Арабские завоевания VII в., экономика, наука и культура арабских государств. Торговая экспансия арабских купцов средневековья.

Монгольские завоевания XIII века. Принципы взаимоотношений монголов и покоренных народов. Влияние монгольских завоевательных походов на экономики покоренных народов и на международную торговлю.

Феодально-бюрократические государства (Китай, Япония, Османская империя) как пример наиболее успешного развития традиционных обществ на Востоке. Кризис феодального уклада на Востоке в новое время. Патриархальные государства (Северная Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия): особенности управления и цикличность развития. Потестарные и догосударственные образования как родоплеменная периферия феодально-бюрократических и патриархальных государств, консерватизм как основная черта их политического и социального функционирования.

Статус города и горожан. Вопрос о зачатках капитализма: соотношение эндегенных и экзогенных факторов. Проблема «отставания» стран Востока от Запада.
Тема 4. ^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. «Революция цен» и ее значение.

Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз.

Становление экономики индустриального типа в США. Социальные и экономические предпосылки и последствия войны северо-американских колоний за независимость. Промышленный переворот в США. Фермерский путь развития капитализма севера США. Плантационное рабство на юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861-1865г. Становление капитализма свободной конкуренции в Японии.

Проблемы общего и особенного в экономическом развитии в эпоху капитализма свободной конкуренции.
Тема 5. ^ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира.

Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России.

Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX - начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства.

Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности.
Тема 6. ^ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРОВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 - 1939 гг.)

Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор. Возрождение экономики Германии.

Планы Дауэса Ч. и О.Юнга.

«Великая депрессия» 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий.

Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение. Экономическая политика Италии в 1920-30-е годы. Экономическая политика в Германии в 1920-30-е годы.

План экономии английского банкира Дж.Мэя.

Экономическая политика французского правительства Народного фронта.
Тема 7. ^ ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское «Экономическое чудо» и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы

Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции

Особенности развития британской экономики в послевоенный период

Тема 8. ^ РАЗВИТЫЕ ЭКОНОМИКИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

«Микрочиповая революция» 1980-х годов в развитых странах.

Состояние японской экономики в 1980-е годы. Кризисные явления в японской экономике 1989-н/в. Японский опыт антикризисных мер – недостатки политики низких процентных ставок в качестве стимулирующих мер. «Корпорации-зомби».

Понятие глобализации. Концепции глобализации. Институты глобализации: МВФ, Группа Всемирного Банка, ВТО. Влияние глобализации на международные экономические отношения и на экономики различного типа. Глобализация и распространение технологий и инноваций. Глобализация и регионализация. Негативные последствия глобализации в трактовке антиглобалистов (альтерглобалистов).

Экономика США на рубеже XX-XXI веков. Рост значения и перекапитализация высокотехнологичных отраслей. Крах доткомов в 2001 г. Сфера услуг в экономике США. Производство и сельское хозяйство в американской экономике. Влияние кризиса 2007-н/в на экономику США.

Экономики стран ЕС. Введение евро. Влияние кризиса 2007-н/в на европейские экономики.


^ Календарно-тематический план занятий




п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Всего часов

Лекции

Семина-ры

Всего

1

Введение в историю экономики и методологию предмета

2




2

4

5

2

Основные черты развития первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства

2




2

4

5

3

Основные черты развития феодального способа производства в Европе и Азии

2




2

4

3

4

Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции

2




2

4

4

5

Экономическое развитие на рубеже XIX-XX вв.

2




2

4

4

6

Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 - 1939 гг.)

2




2

4

6

7

Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны

2




2

4

8

8

Развитые экономики на рубеже XX-XXI веков

2




2

4

6

9

Докапиталистическая экономика в Европе, Азии и в Новом Свете




2

2

6

8

10

Эволюция колониализма в XV-XX вв.




2

2

6

8

11

Экономическое развитие США в кон. XVIII–нач. XX вв. (до 1929 г.)




2

2

8

8

12

Восточно-азиатские экономики во вт. пол. XX-нач. XXI вв.




2

2

8

8

13

Кризисные явления в капиталистических экономиках в XVII-XX вв.




4

4

8

12

14

Cпециализированные экономики в XX- XXI веках.




4

4

8

12




Итого:

16

16

32

76

108



^ III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


  1. Литература:

Базовый учебник

История мировой экономики. Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. – М., Юнита-Дана, 2008 (или любое переиздание).
Основная
Агапова И.И. История экономики. М., Юристъ, 2001.

Бартенёв С.А. Экономическая история. М., Экономистъ, 2004.

Березин И. С. Краткая история экономического развития. Учебное пособие. – М.: РДЛ, 1998.

Березин И.С. Краткая история экономического развития. М., Русская деловая литература, 1999.

Бор М.З. История мировой экономики: конспект лекций. М.: Издательство Дело и Сервис, 1998. – 2с

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. т. 3. – М. Прогресс, 1988.

Бродель Ф. Средиземноморское море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. В 3-х ч. – М.: Языки славянской культуры. 2002

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1.: Пространство и история. – М.: Издательство Сабашниковых, 1994.

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 2. – М.: Издательство Сабашниковых , 1994

Всемирная история (любое издание).

Гайдар Е. Гибель империи. - М.: Дело, 2006.

Гайдар Е. Долгое время. – М.: Дело, 2005.

Галаган А.А. От купца до банкира (история российского предпринимательства). М., Ось-89, 1997.

Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Мн., Интерпрессервис, 2003.

Государственная экономическая политика США: современные тенденции. Отв. ред. В.Б. Супян. М., Наука, 2002.

Государство и рынок: американская модель. Под ред. М.А. Портного и В.Б. Супяна. М., Анкил, 1999.

Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х гг. М., Наука, 1989.

Григорьев А.Д. Эффективность общественного производства в США, Японии и ФРГ. Соревнование двух систем. М., Наука, 1988.

Гурьев А.Н., Памфилов С.Ф. История России: Кредитная система – М.: ЮКИС, 1995. – 336с

Давыдов А.Ю. Финансовый рынок США в глобальной экономике. Ж-л США и Канада:ЭПК, № 7, 2008.

Думная Н.Н., Карамыслова О.В. История русской экономической мысли в лицах, М – 2007.

Заславская М.Д. История экономики. М., МГИУ, 2004.

Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. 1998г., №3.

Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах. Ж-л США и Канада:ЭПК, № 7, 2008.

История и философия экономики. Пособие для аспирантов / Под ред. Агаповой И. И., Егорова А. Ю., Конотопова М. В. – М., КноРус, 2008.

История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг.: Учебное пособие / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995

История народного хозяйства зарубежных стран (после Второй мировой войны). Под ред. А.Н.Марковой. М., ВЗФЭИ, 1992.

История социалистической экономики СССР в 7 томах / Под ред. Виноградова В.А. – М.: Наука, 1976 – 1980

История экономики / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-е изд. – М.: Инфра – М, 2007. – 416 с.

История экономики Учебник/Под ред. Проф О.Д.Кузнецовой и проф. И.Н Шапкина.- М.:ИНФРА-М,2001.

История экономической мысли в России. М., Закон и право, 1996.

Конотопов М. В. История экономики России – М., КноРус, 2008.

Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М., Логос, 2004.

Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. М., Логос, 2004.

Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности – Челябинск, Социум, 2008.

Л.Ф. Лебедева. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М., Наука, 2000.

Лейберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. – М.: Инфа – М, 1997. – 12с 6. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. Чепурина М. Н. Издание 2–е, стереотипное. – М.: Информационно – издательский Дом и Юстицинформ, 1998. – 432с

Лойберг М. Я. История экономики. – М.: ИНФРА-М, 1997

Международная экономика, учебное пособие, Овчинников Г.П., 1999г.

Международные экономические организации, справочник, Герчикова И.Н., 2001г.

Международные экономические отношения, учебник, Рыбалкин В.Е., 3 издание, 1999г.

Мировая экономика и международные отношения, журнал, Диверсификация промышленных предприятий США, статья, Баев И., Кожин С., №10, 2001г.

Мировая экономика и международные отношения, журнал, Поддержка малого предпринимательства в США, статья, Юсупова Н., №5, 2001г.

Мировая экономика и международные отношения, журнал, Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США, статья, Богатуров А., №2, 2001г.

Мировая экономика и международные отношения, журнал, США, статья, Маринкевич В., Кириченко Э., №8, 2001г.

Мировая экономика, учебник, Булатов А.С., 2002г.

Мировая экономика, учебник, Ломакин В.К., 2000г.

Мировая экономика, учебник, Николаева И.П., 2000г.

Мировая экономика, учебник, Халевинская Е.Д., Крозе И., 1999г.

Мировая экономика. Экономика зарубежных стран, учебник, Колесов В.П., Осьмова М.Н., 2000г.

На пороге ХХI века, доклад о мировом развитии 1999-2000гг., издательство Весь мир.

Портной М.А. Механизмы глобального влияния денежно-кредитной политики США. Ж-л США и Канада:ЭПК, № 5, 2008.

Роговский Е.А., Васильев В.С. Опасная финансовая турбулентность. Ж-л США и Канада:ЭПК, № 3, 6, 2008.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: 2007

Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М., Наука, 1999.

Страгис Ю.П. История экономики. – М., Проспект, 2007

Страны и регионы 2000, статистический справочник Всемирного банка, перевод с английского: Миневрин И.Г., 2001г.

Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХ1 века. М., Анкил, 2001.

Супян В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития. Ж-л США и Канада: ЭПК, № 6, 2008.

Супян В.Б. США в мировой экономике в начале ХХ1 века. Ж-л США и Канада:ЭПК, № 1, 2008.

Супян В.Б. США и Россия: мирохозяйственные позиции и перспективы экономических отношений. Ж-л Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2008.

Супян В.Б. США: человеческий потенциал и экономика в начале ХХ1 века. Ж-л Человек и труд, №№ 4,6, 2008.

США в 2000 году. Отв. ред. С.М. Рогов, М.Г. Носов. М., Наука, 2001.

США на рубеже веков. Отв. ред. С.М. Рогов. М., Наука, 2001.

Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., Юстицинформ, 2004.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., «Филинъ», 1999.

Черняков Б.А. Американское фермерство: ХХI век. М., Художественная литература, 2002.

Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия – М., «Эксмо», 2007

Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны

Экономика США. Под ред. В.Б. Супяна. Учебник, М., Экономистъ, 2008.

Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под ред. Голубовича В.И. – М.: НКФ Экоперспектива 1996, - 432с

Экономическая история капиталистических стран / Под ред. В.Т.Чунтулова и В.Г.Сарычева. М., Высшая школа, 1985.

Экономическая история капиталистических стран / Под ред. Полянского Ф.Я., Жасмина. В.А. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Экономическая история капиталистических стран / Под ред. Ф.Я.Полянского и В.А.Жамина. М, МГУ, 1986.

Экономическая история социалистических стран / Под ред. Жасмина В.А. М.: Экономика, 1985. – 40с

Экономическая история СССР / Под ред. Чунтулова В.Т. – М.: Высшая школа, 1987.

Экономическая история: хрестоматия / Под ред. Кузьмичева А. Д., Бородкина Л. И. – М., ГУ ВШЭ, 2008.

Язьков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 года. Анабасис, 2003.

www.worldstat.ru , статистический сайт.
Дополнительная

Аганбегян А. Г. Программа коренной перестройки // ЭКО. 1987. № 11.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Наука, 1993 .

Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

Ван дер Вес Г. История мировой экономики. 1945—1990. М.: Наука, 1994.

Вебер М. Аграрная история Древнего мира. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

Гайдар Е. Т. Аномалии экономического роста//Вопросы экономики.1996№ 12

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.:РЛД, 1991.

Евразия. Исторические взгляды российской эмиграции: Сб. статей. М., 1991.

Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV—XIX вв. М.: Наука, 1991.

История Европы. По европейской инициативе Ф.Делуша: Пер. с фр. Минск: Высшая школа, М.: Просвещение, 1996.

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика. 1989.

Корнаи Я. Трансформационный спад // Вопросы экономики. 1996. № 3.

Лапицкий М. И, Деятельный без принуждения. – М., 2002.

Лапицкий М. И. Труд и бизнес в зеркале религий. – М., 1998.

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992, гл.9.

М. Вебер История хозяйства (любое издание).

Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 3. М.: Прогресс, 1993.

Модернизация: Зарубежный опыт и Россия. М.: Инфомарт, 1994.

Норт Д. Институты и экономический рост // ТНЕ818. 1993. Вып. 2.

Нуреев Р.М. Докапиталистические способы производства. М.,1991

Онищук С.В. Исторические типы общественного производства. Политическая экономия исторического процесса. М.: ИФВЛ РАН, 1995.

Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М., 1994.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Пер. с голландского. М.: РОССПЭН, 1998.

Пайпс Р. Собственность и свобода. – М.: МШПИ, 2001..

Розати Д. Пять лет рыночных преобразований в Восточной Европе // МэиМО. 1996. № 4.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

Самосознание Европейской культуры XX века. М., 1991.

Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность, средние века, современность. М.: ИВИ РАН, 1997.

Юданов А. Ю. Вторая «шоковая терапия» // МэиМО. 1994. № 5.

^ 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

В течение изучения данного курса формами текущего контроля является такие виды работы как эссе и реферат.

Тематика эссе – в приложении 2.

Тематика рефератов – в приложении 3.


  1. Методические рекомендации преподавателю

Курс «История экономики» предлагается читать в тесной связи с курсом «Отечественная история». Целесообразно коротко рассмотреть теоретические проблемы курса в лекциях, уделяя важное внимание сравнительному анализу. Курс «История мировой экономики» предлагается читать в тесной связи с курсом «Отечественная история».

Целесообразно коротко рассмотреть теоретические проблемы курса в лекциях, а затем вернуться к этому материалу на семинарских занятиях, уделяя важное внимание сравнительному анализу. Тематические сообщения, подготовленные студентами заранее, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Тематика эссе и рефератов составлена с учетом постепенного освоения студентами все более глубокого уровня материала. Для подготовки к экзамену студенты получают список вопросов для самоконтроля. (Приложение 4).


  1. ^ Методические рекомендации (материалы) студенту:

Семинарские занятия являются, исходя из специфики кафедры, с одной стороны, основной формой работы преподавателя со студентами, а с другой - формой контроля самостоятельной работы студентов.

^ Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

  • следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе рекомендованной в плане семинарского занятия. А также поработать с электронным ридером по дисциплине.

  • Начать подготовку к семинарскому занятию следует со знакомства с первоисточниками, если речь идет об изучении какой-либо культуры (цивилизации). Затем, необходимо ознакомиться с событийным фоном темы (проблемы), включающим в себя имена, события, даты.

  • Целесообразно, не ограничиваясь предложенной литературой, провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты) и периодику.

  • Желательно, чтобы студент имел собственное видение предложенной проблемы (темы) и предложил те или иные варианты ее решения.

  • Семинарское занятие может включать в себя заслушивание заранее подготовленных докладов и сообщений - как в классической форме, так и в виде презентаций.


Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, кафедра особое внимание уделяет такому жанру, как эссе.

Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным, изложением. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

В период изучения курса «Экономической истории» каждый студент также должен выполнить реферативную работу.

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Обыкновенно реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм.
^ Требования к эссе и рефератам.

Цель эссе и рефератов – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, анализа и сопоставления имеющихся точек зрения относительно конкретных научных и практических проблем, а также творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Объем эссе – ^ 5-7 стр. машинописного теста. Работа должна содержать :

введение (2 - 3 абзаца), в котором формулируется актуальность или цель написания работы, выбор и обоснование темы, определение рамок, в которых будет рассмотрена тема;

основную часть, где непосредственно и раскрывается тема, приводится анализ материалов по теме, сопоставление данных, аргументация, проводится сравнительный анализ, самостоятельный анализ автора, высказывается точка зрения автора по данной теме, и т.д.;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы или решение поставленной проблемы.

Возможно написание эссе в свободной творческой форме, при сохранении этих же критериев оценки. Вместо эссе по личному согласованию с преподавателем может быть подготовлена и представлена на практическом занятии мультимедийная презентация ppt. Критерии оценки – те же. Продолжительность сопутствующего доклада – 15 минут.

Объем реферата – 6-8 стр. машинописного теста. Работа обязательно должна содержать :

введение (до 1 страницы), в котором помимо актуальности темы также определяется круг литературы и источников, послуживших основой для реферативной работы;

основную часть, в которой автор представляет позиции относительно рассматриваемой проблематики, распространенные в научной и аналитической литературе, представляя одновременно и свое видение вопроса;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы относительно доминирующих подходов к объяснению или решению рассматриваемой темы и мнение автора относительно слабых и сильных сторон существующих подходов.

За каждый день опоздания при сдаче эссе и реферата оценка снижается на 1 балл, однако работа должна быть сдана, даже если опоздание не дает возможности оценить ее выше, чем на 0 баллов.

При обнаружении случаев плагиата студент получает право переделать работу, но ее минимальный объем в этом случае составляет 10 стр. машинописного теста. При этом продолжает действовать принцип снижения оценки за опоздание.

Работы обязательно должны быть сданы на кафедру как в бумажном (через старосту группы), так и в электронном виде преподавателю по адресу: DmitriyBelskiy@gmail.com .
^ Основные критерии оценки знаний на итоговом устном экзамене:

  • знания базовых понятий и основных теорий;

  • умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;

  • применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;

  • умение формировать и аргументировать личную позицию;

  • наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;

  • общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.


^ 5. Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подготовке к семинарским занятиям, при написании эссе и рефератов целесообразно пользоваться Интернетом, электронными ридерами; при этом принципиально важно сохранить самостоятельное видение предмета или темы и отбирать лишь ту информацию, которая способствует их лучшему и опять же самостоятельному раскрытию.

В целях обеспечения успешности выступлений студентов с творческими работами и снятия возможных технических проблем предлагается следовать рекомендациям КЦ ПФ ГУ-ВШЭ по подготовке студенческих работ (S:\Common\Компьютерный центр\Рекомендации по подготовке презентаций.doc)
Приложение 1

^ Факультет «Менеджмент»
Планы семинарских занятий по дисциплине

«История экономики»
  1   2

Похожие:

Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconПрограмма дисциплины экономическая история для направления 080100....
Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconС учетом этого и составлены планы семинарских занятий по курсу «Основы...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, профессором кафедры социологии и управления персоналом
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских...
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной...
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconТест проверки знаний по Темам 1,2 курса «История психологии»
Соотнесите название метода историко-психологических исследований с его описанием
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconПланы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов...
З. Д. Ильина, А. Ю. Бунин, Е. А. Добросердова, О. В. Лебедева / Под ред д и н., проф. З. Д. Ильиной. 2-е изд., перераб и доп.– Курск:...
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса icon1. Понятие
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconПланы семинарских занятий 2 планы семинарских занятий для студентов...
Цель: Изучить структуру окружающей среды, основные среды жизни. Изучить типы биотических взаимоотношений
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconТематика семинарских занятий по курсу «организационная культура»
Цель семинарских занятий: развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой,...
Планы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса iconПланы семинарских занятий и темы рефератов по курсу Истории России
Учебник «История России хх–ххi вв.» А. А. Левандовского, С. В. Мироненко, Ю. А. Щетинова (М.: "Просвещение", четыре издания в 2007–2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница