Экономика


НазваниеЭкономика
страница1/6
Дата публикации07.06.2013
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для студентов заочного факультета

направления подготовки 080100 «Экономика»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

2012

Рекомендовано научно-методическим советом университета

Методические указания по изучению курса «Экономическая теория» для направления подготовки 080100 «Экономика». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 59 с.


Ответственный редактор: канд. экон. наук, доц^ . Переверзева С..

Составители:

канд. экон. наук, доц. Гаврилов А.Н.

канд. экон. наук, доц. Переверзева С.В.


Рецензент: канд. экон. наук, проф. Маховикова Г.А.


©Издательство СПбГУЭФ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….4

  2. Формы контроля знаний и система оценок ……...……..…………....7

3. Методические указания по выполнению контрольной работы….......8

4. Методические указания по написанию курсовой работы…............. 44

5. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………… 50

6. Список основной и дополнительной литературы………………….. 53

7. Приложения……………………………………………………………55


  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления 080100 «Экономика».

В ней содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, которые определяют функционирование и развитие экономики страны как на уровне отдельного домашнего хозяйства, фирмы, и национальной экономики, так и в целом на уровне мирового хозяйства. Для этого требуется изучить особенности функционирования различных типов экономических систем.

Целью данного курса является формирование у студентов комплекса базовых экономических знаний и навыков, необходимых для изучения и освоения дисциплин, необходимых для изучения и освоения специальных экономических дисциплин. Важно, чтобы студенты в ходе обучения овладевали теоретическими концепциями, могли самостоятельно анализировать различные экономические явления и научно обосновывать эффективные управленческие решения.

Поставленная цель подразделяется на теоретическую и практическую. Теоретической целью является формирование у студентов целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых микро-, макро- и мегаэкономических проблемах и подходах к их анализу с позиций основных школ экономической науки. Практическая цель состоит в выработке у обучающихся навыков использования инструментов микроэкономической и макроэкономической политики и принятия решений в конкретной институциональной среде.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

  • сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире;

  • сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов;

  • формировать представление о механизме функционирования рыночной экономики;

  • развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты;

  • выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях.

Данная программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 080100 «Экономика», квалификация «бакалавр».

Изучение дисциплины «Экономическая теория» создает условия для освоения большого числа изучаемых после неё дисциплин, таких как: иностранный язык профессиональный, микроэкономика, бухгалтерский учет, менеджмент, правовое обеспечение хозяйственной деятельности, статистика, институциональная экономика, экономика фирмы, анализ хозяйственной деятельности, макроэкономика, эконометрика, деньги, кредит, банки, экономика труда, финансы, теория выборки и оценка рисков, финансовая статистика, финансовая математика, философия, мировая экономика и международные экономические отношения, история экономических учений, государственное регулирование экономики, маркетинг, экономика России, бизнес-планирование, рынок ценных бумаг, экономика общественного сектора, анализ хозяйственной конъюнктуры.

Материал данной дисциплины состоит из 21 темы, сгруппированных в пять разделов, посвященных различным сторонам и аспектам экономической теории.


^ Раздел I. Общие основы экономического развития общества.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

Тема 2. Исходные категории общественного производства.

Тема 3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.

Тема 4. Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег.

Раздел II. Основы теории рыночной экономики.

Тема 5. Сущность, функции, структура рыночных отношений.

Тема 6. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Тема 7. Экономическое поведение производителя, предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал. Теория рисков

Тема 8. Издержки производства.

Раздел III. Доходы от факторов производства.

Тема 9. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты.

Тема 10. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения.

Тема 11. Теория региональных отношений.

Раздел IV.Закономерности функционирования национальной экономики.

Тема 12. Цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство.

Тема 13. Потребление, сбережение, накопление и инвестиции.

Тема 14. Экономический рост и теория экономического равновесия.

Тема 15. Цикличность развития экономических систем. Макроэкономическая дестабилизация.

Тема 16. Система национальных рынков.

Раздел V. Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики.

Тема 17. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства.

Тема 18. Инфляция и ее влияние на экономическое развитие.

Тема19. Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.

Тема 20. Совокупные доходы населения и социальная политика.

Тема 21.Теория глобализации мировой экономики.


Изучение тем I раздела позволяет студентам получить представление о предмете и методе экономической теории, исходных категориях теории производства и собственности. Особое внимание уделяется эволюции натурального хозяйства, товарного производства, различным теоретическим подходам к оценке свойств товара. Изучаются происхождение, сущность, функции и формы денег, законы денежного обращения.

В итоге изучения тем II раздела студенты должны усвоить содержание, функции, классификации и модели рынка. Механизм функционирования рынка изучается в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Спрос и предложение товара интерпретируются в графической форме. Изучается теория предпринимательской деятельности и теория рисков. Особое внимание уделяется эволюции понятия капитала, кругообороту и обороту предпринимательского капитала, показателям эффективного использования ресурсов фирмы.

В III разделе изучается факторное распределение доходов, которое предполагает знание экономических теорий прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты. Здесь же рассматривается домохозяйство, как субъект микроэкономики, и поведение потребителя, как агента экономической деятельности. Углубленно изучается теория территориальной организации хозяйственной деятельности экономических субъектов и проблемы региональной политики России.

В IV разделе представлены закономерности функционирования национальной экономики в целом. Изучаются цели и инструменты макроэкономической политики, совокупный спрос и совокупное предложение, сбережения и инвестиции. В теории экономического роста излагаются движущие силы, пределы, типы, факторы и модели экономического роста. Рассматриваются основные модели рыночного равновесия и инструменты государственного вмешательства в экономические процессы. При изучении цикличности развития экономической системы внимание обращается на эволюцию теорий волнообразного и циклического движения экономики, основные характеристики цикла и его отдельных фаз.

V раздел содержит теоретические вопросы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики. Изучается денежный рынок, кредитная система и ее институты, рынок ценных бумаг, финансовая система, государственный бюджет, государственный долг, система налогов, кривая Лаффера. При изучении социальной политики государства исследуются совокупные доходы населения, виды неравенства доходов, кривая Лоренца, закон Энгеля, коэффициент Джини. Государство исследуется как субъект национальной и мировой экономики. Даются начальные представления об этапах становления и основных чертах мирового хозяйства; глобализации, интернационализации мировой экономики, эволюции мировой валютной системы.

^ 2.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНОК
В процессе обучения и проверки знаний студентов используется так называемая балльно-рейтинговая система. Суть данной системы состоит в том, что каждая форма контроля знаний студентов оценивается преподавателем в баллах, а итоговая оценка по курсу определяется на основе суммирования полученных баллов, при условии, что студент по каждой форме контроля набрал количество баллов, не менее зачетного минимума.

В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти три формы контроля знаний: выполнить контрольную работу, написать курсовую работу, сдать экзамен по всему курсу.

Курсовая работа вынесена за пределы балльно-рейтинговой системы и оценивается отдельно. Подобности изложены в п. 4.5.

Система оценок результатов полученных при прохождении других форм контроля представлена в таблице.




точки

Форма

контроля

Зачетный максимум

Зачетный

минимум

I

Контрольная работа

40

22

II

Экзамен

60

33


Итоговая оценка по курсу определяется по формуле:

Rитог = Rконтр.работа + Rэкзамен,
где:

Rитог - итоговое количество баллов для определения итоговой оценки;

Rконтр.работа - количество баллов, набранных студентом за контрольную работу;

Rэкзамен - количество баллов, набранных студентом на экзамене.

Экзамен проводится в устной форме.
Шкала баллов для определения итоговых оценок:

От 86% до 100% (86 – 100 баллов)  «5».

От 71% до 85% (71 – 85 баллов)  «^ 4».

От 55% до 70% (55 – 70 баллов)  «3».

Менее 55% (55 баллов)  «2».
Пример расчета итоговой оценки:

Контрольная работа – 26 баллов;

Экзамен – 35 баллов;

Rитог = 26+35 =61 (т.е. удовлетворительно).

^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1 Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из двух частей.

Первая часть содержит 12 тестов по разным темам курса. При работе с тестами важно помнить, что среди предлагаемых ответов на поставленный вопрос неверные ответы подобраны так, чтобы правильные ответы не были очевидны. Поэтому следует внимательно прочитать и хорошо понять вопрос: ответ, являющийся неверным для данного вопроса, может быть верным при небольшом смысловом изменении вопроса.

Вторая часть включает 4 задачи. Для решения задачи необходимо: внимательно прочитать условие; определить к какому разделу экономической теории относится данная задача и какая экономико-математическая модель используется; установить взаимосвязи и иерархию между показателями; понять с помощью каких инструментов и в какой последовательности эти взаимосвязи формируются. Это, в свою очередь, позволит составить четкий алгоритм решения задачи от первой и до последней вычислительной операции - что необходимо определить в задаче, какими данными мы для этого располагаем и какие функциональные зависимости будем использовать для получения искомого результата.

^ 3.2 Критерии оценки контрольной работы. Работа оценивается по правильности ответов на тестовые задания и количеству решенных задач.

Выполнение тестового задания предполагает выбор одного или нескольких правильных вариантов ответа из предлагаемых вариантов с обязательным обоснованием такого выбора. Ответ на тест должен представлять собой краткое изложение содержания рассматриваемой проблемы. Правильность решения теста оценивается по всей совокупности ответов. При наличии формально правильного варианта ответа, но при отсутствии его обоснования поясняющего Ваш выбор тест зачтен не будет. В случае правильного, но неполного ответа на тест оценка по нему будет снижена.

При решении задачи необходимо привести правильный ответ и ход решения задачи, обосновать его теоретически. Решение задачи должно быть приведено в полном объеме, включая все необходимые для получения правильного ответа преобразования. В том случае, если решение приведено не в полном объеме или из данного решения не следует правильный ответ, задача не будет зачтена.

По работе, выполненной в полном объеме и соответствующей установленным требованиям, проставляется общая оценка в баллах.

При этом каждое задание в контрольной работе оценивается в определенное количество баллов:

тесты с 1 по 12 – от 0 до 2 баллов;

задачи с 1 по 4 – от 0 до 4 баллов.

Максимальное число баллов, которые студент может получить за контрольную работу – 40 баллов, минимальное (необходимое для зачета) – 22 баллов.

^ 3.3 Требования к оформлению работы. Работа должна быть представлена в печатном виде - шрифтом Times New Roman, размером 14, через 1,5 интервала, иметь правильно оформленные титульный лист, содержание работы и основную часть. Пример правильно оформленного титульного листа см. Приложение 1. Пример правильно оформленного содержания работы см. Приложение 2.

Основная часть работы должна включать в себя часть 1(тесты) и часть 2 (задачи) в соответствии со структурой контрольной работы.

Прежде чем дать ответ на предложенное задание (тест или задачу), сначала следует записать вопрос теста или условие задачи, а затем записать ответ на тест или решение задачи. Ответы на вопросы тестов и решение задач должны располагаться в том же порядке, что и задания. Пример правильно оформленного задания см. Приложение 3.

На страницах работы необходимо оставить поля для заметок преподавателя, страницы пронумеровываются.

Работа должна быть подписана, указана дата ее выполнения, номер варианта.

^ 3.4 Порядок распределения вариантов контрольной работы. В настоящих методических указаниях представлены десять вариантов контрольных работ. Студент выполняет тот вариант контрольной работы, который соответствует начальной букве его фамилии.


Начальная буква фамилии студента

Вариант

А, Б

1

В, Г

2

Д, Е, Ж

3

З, И

4

К, Л, М

5

Н, О

6

П, Р

7

С, Т

8

У, Ф, Х, Ц, Ч,

9

Ш, Щ, Э, Ю, Я

10

^ 3.5 Сроки выполнения работы. Контрольная работа представляется на кафедру ОЭТ в срок не позднее, чем за месяц до даты экзамена по предмету «Экономическая теория».

Поступление контрольной работы на кафедру фиксируется в специальном журнале.

Студенты, не представившие контрольную работу или не получившие по ней зачетный минимум, к экзамену по экономической теории не допускаются.
^ 3.6 Методические указания по решению задач.
Раздел II. Основы теории рыночной экономики.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Экономика icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
Экономика iconСборник задач для проведения практических занятий по дисциплинам: «Экономика предприятий»
«Экономика предприятий», «Экономика организаций», «Экономика фирмы» для студентов всех форм обучения
Экономика icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика iconЛекция рыночная экономика
Рыночная экономика характеризуется определённым набором плюсов и минусов. Чем сложнее система, тем больше и того и другого. Поэтому...
Экономика icon1. Экономика, экономические отношения Экономика
Экономика- обычно понимают систему общественного производства, т е процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому...
Экономика iconТема: Экономика и экономические системы
Экономика. Тема 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Экономика iconСтроительный комплекс
Как совокупность производственных отношений общества («Экономика капитализма, Экономика социализма»)
Экономика iconЭкономика
Экономика – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
Экономика iconТема: экономика и ее роль в жизни общества
Сущность понятия «экономика». Экономическая наука и ее структура. Функции экономики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница