Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург


Скачать 207.49 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург
Дата публикации15.03.2013
Размер207.49 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики


Кафедра «Экономика природопользования и сервис экосистем»


Экология




Методические указания

по выполнению контрольной работы
для студентов всех специальностей


Санкт-Петербург

2008

Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса», протокол №9 от 14.05.2002 г.
Утверждены Методическим Советом ИЭУПС, протокол №10
от 20.06.2002 г.

Экология. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей. – СПб.: Изд-во
СПбГУСЭ, 2008. – 19 с.
Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей.


Составители: д.м.н., проф. О.И. Копытенкова., к.м.н., доц. Н.А. Бондарь, д.м.н., проф. Т.Б. Балтрукова, к.х.н., доц. Р.А. Овчинникова, к.б.н., доц. Л.Е. Колесноков, к.м.н. Л.В. Опарина,
доц. И.Х. Эмиров, доц. Г.П. Подвигин, к.м.н., доц. О.Н. Танюхина.


Рецензенты: д.м.н., проф. В.В. Семенова;

д.м.н., проф. А.С. Нехорошев

Содержание


Введение 4

Цель и задачи контрольной работы 4

^ Задание на выполнение контрольной работы 5

Содержание основных разделов контрольной работы 8

Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы 10


Общие указания по выполнению и
оформлению контрольной работы 12


Список литературы 14

Приложения 15

Введение


Методические указания предназначены для подготовки специалистов в области сервиса. Курс экологии призван формировать у студентов экологического мировоззрение и развивать познавательную деятельность в вопросах взаимоотношения отдельных организмов или видов между собой и окружающей средой, определить роль человека в биосфере.

Современное производство и природопользование невозможно без экологической оптимизации. Каждый специалист, не будучи профессиональным экологом, обязан владеть определенной суммой знаний об устройстве, законах и функционировании природы.

Курс экологии в плане становления научного мировоззрения студентов способствует формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучать восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, и в условиях профессиональной деятельности.

Связь курса с будущей профессией студентов обеспечивается изучением экологических проблем, связанным с направлениями профессиональной деятельности.

Для студентов заочного отделения требования к изучению дисциплины излагаются в установочных лекциях, теоретический материал - в обзорных лекциях, и обсуждается на семинарских занятиях. Основной объем знаний приобретается при самостоятельном изучении учебной и научной литературы, оформлении рефератов и выполнении контрольных работ.

При подготовке к написанию контрольной работы рекомендуется ознакомиться с основными положениями, представленными в программе, а так же выбрать тему (приложение 3).
^

Цель и задачи контрольной работы


Цель: сформировать у студентов систему знаний в области основных закономерностей гармоничного взаимодействия общества и природы.

Задачи:

  • раскрыть потребности общества в условиях усиливающегося процесса деградации окружающей среды;

  • ознакомиться с законами, регламентирующими взаимодействие природы и общества;

  • дать представление о фундаментальных свойства живых систем, уровнях биологической организации, организме как самовоспроизводящейся открытой системе, связанной со средой обменом веществ, энергии и информации;

  • рассмотреть воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду и воздействие загрязненной окружающей среды на здоровье населения, а также гигиеническое нормирование химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания.

  • определить роль среды обитания в формировании здоровья настоящего и будущих поколений;

  • раскрыть содержание вновь разрабатываемых экологических механизмов природопользования и природоохранной системы в современных условиях рыночной экономики.

Зачет и защита контрольной работы – является контролем знаний, характеризующим уровень теоретической и практической подготовки студента, степень овладения методологией и методикой анализа актуальных проблем экологии. Положительная оценка знаний свидетельствует об умении студента формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, творчески применять законы взаимодействия природы и общества и научные принципы оптимального управления процессами, делать обоснованные выводы и принимать соответствующие эффективные решения.
^

Задания на выполнение контрольных работ


Контрольная работа выполняется в форме реферата. Перед выполнением контрольной работы следует освоить следующий материал. Уяснить основные понятия и термины, принятые в экологии. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов. Связь состояния природной среды с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания. Формирование правовых и этических норм отношения человека к природе. Экологическое мировоззрение. Фундаментальные свойства живых систем.

Разнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз. Адаптация. Толерантность и резистентность. Экологическая валентность. Особенности зависимости организма от среды.

Представление о физико-химических характеристиках среды обитания организмов; особенности водной, почвенной и воздушной сред. Лимитирующие факторы. Правило Либиха, закон Шелфорда. Представление об экологической нише. Биотестирование и биоиндикация как методы контроля качества среды.

Популяции. Определение понятий "биологический вид" и "популяция". Популяция как элемент экосистемы. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, скорость популяционного роста.

Сообщества. Биоценозы (сообщества), их классификация и функциональная структура. Типы взаимоотношений между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, биотрофия (хищничество). Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества.

Определение понятия "экосистема". Составные компоненты экосистем, основные факторы, обеспечивающие их существование. Сукцессия.

Основные этапы использования вещества и энергии в экосистемах. Пищевые цепи. "Пирамида продукций" и "пирамида биомасс".

Значение почвы как особого биокосного тела. Водные экосистемы и их основные особенности. Емкость и устойчивость экосистем. Экологическое равновесие. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

Биосфера, ее структура. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере.

Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Эффект самоочищения. Представления о ноосфере (В.И. Вернадский).

Преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное воздействие человека на природу. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как факторы, лимитирующие развитие человечества.

Классификация природных ресурсов; особенности использования и охраны исчерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов.

Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Среда обитания человека, разнообразие условий. Экологические факторы и здоровье человека. Базовые потребности и качество жизни. Жизнь в агро- и урбоэкосистемах; жизнь в экстремальных условиях. Виды и особенности антропогенных воздействий на природу.

Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственное производство как экологически обусловленный биосферный процесс. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Формы и масштабы сельскохозяйственного загрязнения биосферы.

Урбанизация и ее влияние на биосферу. Город как новая среда обитания человека и животных. Пути решения проблем урбанизации. Отдых людей и охрана природы. Воздействие промышленности и транспорта на окружающую среду.

Правовые аспекты охраны природы. Юридические и экономические санкции к производствам, загрязняющим среду. Законодательные акты СССР и России, Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международные соглашения об охране биосферы.

Состояние и прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Методы контроля качества окружающей среды.

Биосферные заповедники и другие охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования. Специфическая ресурсная значимость охраняемых территорий. Заповедное дело в России. Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

Отходы производства и бытовые отходы, их размещение, детоксикация и реутилизация. Проблемы и методы очистки промышленных стоков и выбросов. Биотехнологические методы очистки и биологические методы контроля качества очистных мероприятий.
^

Приоритетные профессиональные аспекты
прикладной экологии


Экономические специальности. Экологический менеджмент. Проблемы экологического менеджмента в период становления и развития рыночных отношений. Организация экологического контроля, надзора и управления в РФ. Экономические основы экологического менеджмента.

Дизайн и технологии сервиса. Принципы комплексного мониторинга производственной среды. Физические, химические, психофизиологические, производственно - профессиональные факторы. Воздействие неблагоприятных факторов на организм человека. Методы борьбы с неблагоприятными факторами.

Сервис технических систем. Эколого-гигиенический мониторинг окружающей среды в структуре промышленно-транспортной экологии. Воздействие на окружающую среду промышленных и транспортных объектов, технологий, парка машин и дорожной сети.

Социальные технологии. Структура и устойчивость социоприродных экосистем. Общая стратегия построения общества устойчивого развития. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Национальная и экологическая безопасность России.
^

Содержание основных разделов
контрольной работы


В работе раскрываются основные аспекты избранной темы, уровень ее разработанности в литературе, наличие необходимых источников для ее изучения, обосновывается значимость проведенной работы, излагается основной материал, формулируются выдвигаемые автором выводы (приложение 2).

1. Титульный лист оформляется согласно Приложению 1.

2. Оглавление. В оглавлении приводится полное наименование всех разделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается их начало.

3. Введение. Во введении (1страница) раскрывается актуальность темы, ее значение, уровень научной и практической разработки, цели работы.

При характеристике уровня научной разработки темы недостаточно только перечислить названия книг, брошюр, статей (ссылки на литературные источники обязательны), необходимо дать краткий обобщающий анализ содержания используемой литературы (какие теоретические вопросы получили разработку; опыт, заслуживающий особого внимания; с какими выводами, положениями автор работы не может согласиться и почему).

^ 4. Основная часть. Первый раздел (до 8-10 стр.), как правило, посвящается изложению теории избранной студентом проблемы, где должны быть раскрыты факторы и причины, обусловливающие возрастание значения данной проблемы, основополагающие принципы, на основе которых решаются изучаемые вопросы на современном этапе развития.

Раскрытие главных аспектов и положений работы осуществляется с учетом фактического материала (реальная экологическая характеристика региона), анализа соответствующих документов, конституционно-правовых и нормативно-законодательных актов, цифровых данных, результатов социологических исследований публикаций в печати, а также на основе личного опыта практической деятельности.

Желательно, чтобы в работе были подняты конкретные вопросы практической деятельности. При этом следует избегать простого описания фактов. Необходимо, чтобы содержание работы имело творческий характер, нацеливало на решение проблем в будущем.

5. Заключение. В заключении (1-2- стр.) указывается полнота выполнения поставленных задач, даются краткие конкретные выводы по выполненной работе, оценивается социально-экологическая и/или экономическая эффективность от внедрения разработанных решений, связь решаемой задачи с государственной стратегией по оздоровлению окружающей природной среды и населения России.

^ 6. Список использованной в курсовой работе литературы. В списке указываются все использованные литературные источники в соответствии с ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа: общие требования и правила", а в тексте работы даются ссылки на них (допускаются постраничные сноски либо в круглых скобках указывается номер соответствующего источника, указанного в списке использованных источников).

Целесообразно придерживаться следующей последовательности перечисления источников:

  • законы и иные документы органов власти, партий, общественных организаций и движений;

  • специальная литература (монографии, сборники, брошюры, статьи и т.д.);

  • периодическая печать (газеты, журналы);

  • материалы архивов и текущего делопроизводства.

Образец оформления списка литературы дан в Приложении 4.

7. Приложения. В приложения к работе выносится вспомогательный материал, необходимый для полноты раскрытия темы: промежуточные таблицы и графики и т.д.
^

Методические рекомендации
по выполнению контрольных работ


При подготовке контрольной работы по разделу общей экологии студенту следует усвоить задачи, предмет, методы, структуру экологии и основные определения, на то, что экология – это наука об отношениях отдельных организмов или их групп между собой и с окружающей средой. Необходимо акцентировать внимание на проблемы, возникшие в результате антропогенной деятельности обусловившие актуальность связи экологии с техническими и социальными науками, на то, что экология приобретает черты мировоззрения на современное состояние объективного мира и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, на основные жизненные позиции людей, их идеалы, ценностные ориентиры, принципы познания и деятельности.

Студентам предлагается отразить исторические и научные представления о взаимодействии человека с природой и критически оценить антропоцентрическое, натурцентрическое, гуманистическое направления и способы формирования экологического мышления. Рекомендуется проанализировать принципы и нормы отношения человека к природе, которые выражаются в запретах, требованиях, предписаниях, идеалах общества, предлагаемые современными учеными и проповедуемые различными религиями. Это принципы экологической этики: гуманистический, партнерства, ненасилия, «благоговения перед жизнью». Студенты составляют представление: о связи природной среды с социальными процессами; о проблемах, определяющих понятие «экологический кризис».

При подготовке контрольной работы по темам характеризующим закономерности взаимодействия организмов и среды обитания следует учесть, что, несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности и законы (Либиха, Шелфорда) их воздействия на живые организмы. Студенты должны оценить этическую, охранную и экономическую значимость знаний экологических законов в вопросах защиты и оптимизации окружающей природной среды.

Среди законов, определяющих взаимодействие индивида или особи с окружающей его средой, студентам следует уяснить правило соответствия условий среды генетической предопределенности организма.

Студентам полезно осмыслить законы экологии Б. Коммонера и продумать примеры, объясняющие эти законы.

При подготовке контрольной работы по одной из тем, раздела экологии человека следует обратить внимание на то, что Экология человека является комплексной научной дисциплиной, изучающей общие законы взаимоотношений биосферы и антропосистемы, влияние природной и антропогенной окружающей среды на человека и человеческую популяцию. Экология человека как наука базируется на учении В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Освоение данного раздела Экологии требует понимания основ антропологии (взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей его средой) и социологии.

В контрольной работе следует осветить: задачи экологии человека, классификации экологических факторов; роль человека в процессе преобразования природы; экологические проблемы сохранения здоровья и жизнеспособности населения планеты Земля. Необходимо оценить положительные (формирующие) и отрицательные (разрушающие) факторы образа жизни человека в современном обществе.

При подготовке контрольной работы по темам техногенного изменения среды обитания следует обратить внимание на то, что природа планеты за вторую половину XX столетия претерпела сильные негативные изменения. Это и урбанизация, приводящая к уничтожению естественных экосистем, уменьшению видового разнообразия, и хищническое истребление природных ресурсов сопровождающиеся усложнением инженерных систем, использование которых приводит к загрязнению окружающей среды химическими и энергетическими «выбросами» (сбросами).

Использование учебной и научной литературы позволит дать оценку факторов ухудшения экологической обстановки, мер по стабилизации и снижению степени неблагополучия территории.

Студентам следует отразить в работе, что оценка экологического неблагополучия и принятие управленческого решения требует знания правовых основ, отражающих порядок создания и правовой режим зон бедствия и чрезвычайной экологической ситуации и нормативных документов.

При подготовке контрольной работы по темам инженерной охраны окружающей среды следует обратить внимание на то, что для решения экологических проблем необходим переход к экологизации экономики и производства.

В контрольной работе должны быть выделены приоритеты среди мероприятий по управлению качеством окружающей среды. При подготовке контрольной работы следует использовать знания принципов нормирования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (производственные площадки, населенные пункты и т.д.), воде (хозяйственно-питьевое водоснабжение, рыбохозяйственные водоемы, места купания и т.д.) и почве, принципов установления предельно-допустимых сбросов (ПДС) и выбросов (ПДВ).

Студентам необходимо изложить основы технических мер защиты окружающей природной среды. Следует критически отнестись к эффективности безотходных и малоотходных технологий, систем очистки и переработки производственных и хозяйственно-бытовых отходов.
^

Общие указания по выполнению и
оформлению контрольной работы


Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. Текст печатается на компьютерном принтере на бумаге форматом А4 на одной стороне листа соответственно через 1,5 (Word) интервала. Размер шрифта 12 (объем 20 стр.). На листе должны быть поля: левое -
30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее -25 мм. Допускается представление контрольной работы в рукописном виде. В этом случае, контрольная работа в рукописном должна быть написана четким разборчивым почерком и изложена на 30 страницах.

Абзацные отступления равняются 5-6 знакам. Заголовки отделяются сверху и снизу одним интервалом и печатаются заглавными буквами (можно курсивом либо полужирным шрифтом). Каждая структурная часть (введение, разделы, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Все страницы нумеруются. Общая нумерация страниц работы открывается с титульного листа, но порядковый номер на нем не ставится. На всех последующих страницах порядковый номер размещается в центре верхнего поля.

В постраничных сносках и в списке использованных литературных источников необходимо полнее указывать все данные, вплоть до страниц цитируемого или описываемого текста.

Обязательное условие высокого качества контрольной работы - грамотность, строгая логика изложения, правильность языково-стилистического оформления. Текст должен быть тщательно выверен автором после его напечатания. Следует сверить точность числовых, фактических данных, записи цитат, информации об источниках, устранить ошибки и опечатки. Ответственность за достоверность используемой информации несет автор.

После полного завершения контрольной работы он подписывается автором на последней странице и регистрируется в деканате (Санкт-Петербург) учебном отделе (в филиалах и региональных представительствах) за 10 дней до защиты.
^

Список рекомендуемой литературы

Основная литература


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2001.

  2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». – М.: Республика, 1992.

  3. Акимова Т.А. и Хаскин. Экология: Учебник для ВУЗов. – М., 2000.

  4. Стадницкий Г.В., Радионов А.И. Экология. – СПб.: Химия, 1997.

  5. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000.

  6. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2000.
^

Дополнительная литература


  1. Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.

  2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере//Усп. совр. биол., 1994 – Т. 18-№2. – с. 113-120.

  3. Гумилев Л.Н. Этногинез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

  4. Коммонер Б. Замыкающий круг. – Л.: 1974.

  5. Одум Ю. Экология: В 2Т.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.

  6. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. – Женева: Публикации Центра «За наше будущее», 1999.

  7. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999.

  8. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: АСАДЕМА, 2000.

  9. Лукин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2000.

  10. Лукин В.Н. Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: «Высшая школа, 2001.
Приложение 1
^

Правила оформления контрольной работы

Титульный лист

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики


Кафедра «Экология»


^

«Роль экологических факторов в динамике численности организмов»



Работа выполнена студентом 1 курса

специальность 060800 _____ группы

Ромашовым Иваном Ивановичем

Работу проверил____________________

Калининград

2002
Приложение 2



^

План работы


  1. Введение (актуальность, цель и задачи).

  2. Содержание основного раздела (посвящается изложению теории избранной студентом темы, в которой подробно раскрываются различные точки зрения и учения). Каждое теоретическое положение подтверждается практическими примерами из литературы или опыта. Материалы могут быть иллюстрированы рисунками, графиками, диаграммами, статистические материалы представляются в таблицах 3.Заключение.

  3. Выводы

  4. Список использованной литературы


Приложение 3

Номер темы контрольной работы должен совпадать с порядковым номером буквы, на которую начинается фамилия студента (согласно таблице).
Таблица


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

17-18

18-19

19-20

20-21

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я







21-22

22-23

23-24

24-25

25-26

26-27

1-2

3-4









^

Тематика контрольных работ


  1. Натурцентрические и антропоцентрические взаимодействия человека и природы.

  2. Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество - природа».

  3. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.

  4. Роль экологических факторов в динамике численности организмов.

  5. Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и катастрофы. Понятия «риск», «опасность».

  6. Природные и стихийные бедствия.

  7. Атомная энергетика и экологические последствия аварий на АЭС.

  8. Промышленные аварии и катастрофы и их влияние на окружающую среду.

  9. Природные и стихийные бедствия и их влияние на экологическую ситуацию.

  10. Война и ее эколого-социальные последствия.

  11. Экологическая и гигиеническая оценка факторов окружающей среды.

  12. Порядок создания и правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

  13. Правовой механизм обеспечения экологической безопасности

  14. Роль закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в определении экономического ущерба.

  15. Принципы нормирования вредных веществ в атмосфере, гидросфере, литосфере.

  16. Международное экологическое сотрудничество по охране окружающей среды на современном этапе.

  17. Экологический менеджмент и его функции.

  18. Экономическое обоснование охраны окружающей среды курортной и рекреационной зон.

  19. Экономическое обоснование охраны окружающей среды гостиничных и туристских комплексов.

  20. Инженерные методы охраны окружающей среды от техногенных загрязнений.

  21. Принципы нормирования вредных веществ в атмосфере, гидросфере, литосфере.

  22. Санитарная очистка городов.

  23. Международное экологическое сотрудничество.

  24. Техногенные источники загрязнения окружающей среды.

  25. Определение экономического ущерба от экологических последствий загрязнения атмосферного воздуха.

  26. Определение экономического ущерба от экологических последствий загрязнения сточных вод.

  27. Экономическое обоснование охраны окружающей среды курортной и рекреационной зон.

  28. Определение экономического ущерба от экологических последствий загрязнения атмосферного воздуха.

  29. Определение экономического ущерба от экологических последствий загрязнения сточных вод.


Приложение 4
^

Оформление списка использованной литературы


При оформлении указанного списка следует иметь в виду:

  • единообразие сносок на литературу и другие источники;

  • соблюдение соответствующих требований к их оформлению;

  • указание места издания полностью, кроме сокращения названия двух городов: Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург – СПб.;

  • печатание постраничных сносок через один интервал. В качестве повторных сносок могут применяться усеченные ссылки. Например, если в первоначальной сноске было: Шилов А.С. Валеологические службы государственной власти. Учебное пособие. - М.: РАГС, 1998. - С. 12-14, то в повторной сноске: Шилов А.С. Указ. соч. С. 24.

В постраничных сносках возможно указание заимствованных источников, из которого взята ссылка. Тогда их следует предварить словами "Цит. по:" или "См.:"
^

Примеры описания сносок


Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1995.

О правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон №2-ФЗК от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997, Т. 51. Ст. 5712.

Об охране окружающей природной среды. Закон Российской Федерации // Ведомости Съезда нар. деп. РФ и Верховного Совета РФ. 1991, №9. Ст. 475.

О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году. Государственный доклад. - М., 1998.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // СЗРФ. 1996, №5. Ст. 1572.

Экология
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей





Подп. к печати 02.06.2008

Формат 6084 1/16

Усл. печ. л. 0,67

Уч.-изд. л. 1,25

Доп.тираж 1000 экз.

Изд. № 004

Заказ №000





РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР №040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

Отпечатано в ЦОП ООО «Альфа», 196084, СПб, ул. Заставская, 33, лит ТА


Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Утверждены на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», протокол №3 от 8 октября 2003 г
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 33 Общие указания 33
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Макроэкономика: методические указания к выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» по...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению курсовой и контрольной работы...
По выполнению курсовой и контрольной работы по «административному праву» для студентов, обучающихся по специальности 030900. 62 «юриспруденция»,...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Одобрены на заседании кафедры Гуманитарных и социокультурных дисциплин, протокол № от г
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconПестриков В. М., Петров Г. А.,Тихов С. В., С
Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы
Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к выполнению лабораторной работы «Исследование естественного освещения в рабочих...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Основы...
Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» для студентов заочного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница