Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности


Скачать 60.21 Kb.
НазваниеСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности
Дата публикации12.06.2013
Размер60.21 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
Сыщикова Елена Николаевна – лектор.

Лекция 1. 03.09.12

Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности.

1. Структура национальной экономики.
Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-техническая система. В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле». Все процессы (социально-экономические), протекающие в структуре национальной экономики страны, будут охватывать:
трудовые, финансовые, природные, материальные ресурсы.
В совокупности, все ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, представляют собой единый процесс воспроизводства, которые можно свести к 4ём основным типам деятельности:
производство – распределение – обмен – потребление.
Экономические условия национального хозяйствования включают в себя законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. Принято выделять следующие виды экономических структур:
1. Воспроизводственная. Может быть выделена по критерию – характер и виды осуществляемой хозяйственной активности (в рамках той, или иной экономической системы). При таком подходе, национальная экономика будет включать в себя:
- домашнее хозяйство,
- предпринимательство,
- государство.
2. Территориальная. Данный вид структуры определяет деление национальной экономики на экономические районы.
3. Отраслевая. Деление на определённые отрасли. Отрасль – это совокупность производственных объединений (предприятий), для которых характерны: единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность научно-технической базы, особенность состава трудовых кадров, а также условия труда.
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых комплексов, но и межотраслевых.
Порядок развития отраслевого деления хозяйства сверху вниз:
1. Отрасль хозяйства.
2. Комплексная отрасль того или иного производства (например, промышленности).
3. Отрасль промышленности, или производства.
4. Подотрасль.
2. Сущность и виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями, или организациями по производству, оказанию услуг, или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары, или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц. Субъектами предпринимательства могут быть: частные лица, или предприятия.
По виду и назначению, предпринимательская деятельность может быть: 1. Производственная, 2. Коммерческая, 3. Финансовая (купли-продажа ценных бумаг), 4. Консультативная деятельность.
Ассоциативные формы предпринимательства.
1. Холдинг – это компания, в состав которой входят контрольные пакеты акций других компаний (как правило, дочерних).
2. Синдикат – это объединение предпринимателей, или производителей товаров с целью их реализации, а также осуществление единой ценовой политики.
3. Картель – это форма объединения производителей (или потребителей) гласное, или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, организаций, фирм и т.д. с целью становления определённых объёмов производства. Цель создания картелей – это увеличение прибыли посредством устранения и ограничения конкуренции, как внутри объединения, так и подавление внешней конкуренции.
4. Трест – это форма объединения предприятий, при которой они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и действуют по единому плану. Характерна высокая степень централизации управления.
5. Концерн – это форма договорного объединения предприятий различных отраслей на основе общности интересов. Предприятия сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но не могут входить в состав других концернов.
6. Консорциум – это организационная форма временного объединения предприятий. Например, для осуществления капиталоёмкого проекта.
3. Сущность предприятия и цели его функционирования.
Найти определение (формальное) предприятия. Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность социальных (людских ресурсов), финансовых, материальных ресурсов, определённым образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации ставят перед собой увеличения прибыли. Некоммерческие – достижения других социальных целей.
Основные признаки юридического лица (коммерческой организации):

Признак

Содержание

1. Имущественная обособленность.

Имущество предприятия, или организации обособлено от имущества его учредителей.

2. Организационное единство.

Относительно устойчивое соединение элементов в упорядоченное единство, с определённой внутренней структурой, единой волей и системой управления, которые закреплены в учредительных документах.

3. Самостоятельная имущественная ответственность.

По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Иногда, в силу закона, или договора, субсидиарную ответственность несут учредители и участники предприятия.

4. Наименование.

Собственное фирменное, неповторимое наименование, с указанием организационно-правовой формы, а также зарегистрированная в установленном порядке.

5. Возможность приобретать гражданские права, нести обязанности, и быть истцом, или ответчиком в суде.

Сама фирма, или организация, а не её учредители и участники выступает субъектом всех приобретённых прав и обязанностей, а также действует на основании устава или договора.

6. Признак коммерческой организации. Юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности.

Лекция 2. 03.09.12

Продолжение.

Управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Различают следующие виды целей (в зависимости от жизненного цикла предприятия):
1. Экономические цели: получение прибыли, повышение качества продукции, увеличение доли рынка, выживание в долгосрочной перспективе.
2. Социальные: удовлетворённость от работы, самореализация (развитие персонала), повышение заработной платы, карьерный рост, социальная защищённость.
На выбор целей предприятия оказывают влияние факторы:
1. Наличие и объём спроса на вашу продукцию.
2. Уровень рентабельности продукции.
3. Капиталоёмкость продукции.
4. Наличие инженерных решений для изготовления новой, или модифицированной продукции.
5. Наличие высококвалифицированных кадров.
Классификация предприятий по масштабам производства: малые, средние и крупные.
Предельные значения выручки от реализации за предшествующий год, без учёта налога на добавленную стоимость. Микропредприятия – 60 млн. рублей, малые предприятия – 400 млн. рублей, средние – 1000 млн. руб.
Основные организационные формы:
1. Для коммерческих: товарищество и общество, производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия.
2. Некоммерческие: благотворительные фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы.
Хозяйственные товарищества бывают полные и «на вере» (коммандитные). Хозяйственные общества – общества с ограниченной, дополнительной ответственностью, акционерные (открытого и закрытого типа) общества. Унитарные предприятия: государственные и предприятия. Посмотреть в гражданском характеристику каждого.
4. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
В современных условиях, предприятие принято рассматривать как открытую систему, т.е. когда главные предпосылки его успешной деятельности отыскиваются не внутри, а вне его, успех функционирования предприятия связан с тем, как оно умеет приспосабливаться к своему внешнему окружению.
Внешняя среда включает в себя микро и макро среду. Макро среда может быть: экономическая, политическая, социальная (демографическая), природная, информационная, научно-техническая, культурная. Микросреда: конкуренты, потребители, посредники, инвесторы, поставщики и т.д.
Внутренняя среда: производственная, управленческая, экономическая. Производственная: ресурсы, производственная структура, технология производства, оборудование и методы организации. Управленческая среда: структура системы управления, управленческие кадры, информационные потоки, технические средства управления. Экономические результаты: экономичность, производительность, качество продукции.
Внутренняя среда предприятия – это совокупность производственной, управленческой, экономической сред. Внешняя среда предприятия – это совокупность экономических, политических, правовых, научных, технических, коммуникационных, природных, географических (и т.д.) факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.
Конституция – законы – местные акты, законы – уставы – договоры – регламенты – приказы от руководителей и т.д.
6. Продукция предприятия.
Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.
Услуга – это вид деятельности, результат которой не имеет конкретной натурально-вещественной формы.
Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации.
Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия.
Реализованная продукция – характеризует стоимость объёма продукции, поступившей в данном периоде на рынок для реализации и подлежащая оплате потребителями.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Похожие:

Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconЛичность как субъект и объект политических отношений
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием...
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconКонтрольные вопросы по курсу «Организация коммерческой деятельности»
...
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconЛекция «Предприятие как субъект экономической деятельности»
В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница