Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс


НазваниеПоурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс
страница1/16
Дата публикации15.03.2013
Размер1.89 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Экономика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Поурочные разработки
к учебнику
«ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век»
8 класс


КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



ОТ АВТОРОВ

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Урок 1. Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.

Урок 2. Внешняя политика в 1801—1812 гг.

Урок 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Урок 4. Отечественная война 1812 г.

Урок 5. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813—1825 гг.

Урок 6. Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг.

Урок 7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Урок 8. Общественное движение при Александре  I

Урок 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок 10. Внутренняя политика Николая I

Урок 11. Социально-экономическое развитие в 1820—1850-е гг.

Урок 12. Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.

Урок 13. Общественное движение в годы правления Николая I

Урок 14. Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя

Урок 15. Образование и наука

Урок 16. Русские первооткрыватели и путешественники

Урок 17. Художественная культура

Урок 18. Быт и обычаи

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Урок 19. Накануне отмены крепостного права

Урок 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Урок 21. Либеральные реформы 60—70-х гг.

Урок 22. Претворение реформ в жизнь

Урок 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Урок 24. Общественное движение: либералы и консерваторы

Урок 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

Урок 26. Революционное народничество второй половины 60-х  — начала 80-х гг. XIX в.

Урок 27. Внешняя политика Александра II

Урок 28. Русско-турецкая война

Урок 29. Начало царствования Александра III

Урок 30. Внутренняя политика Александра III

Урок 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Урок 32. Положение основных слоев общества: крестьянство и дворянство

Урок 33. Положение основных слоев общества: буржуазия, пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество

Урок 34. Общественное движение в 80—90-х гг.

Урок 35. Внешняя политика Александра III

Урок 36. Просвещение и наука

Урок 37. Литература и изобразительное искусство

Урок 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Урок 39. Быт: новые черты жизни города и деревни





ОТ АВТОРА

Уважаемые коллеги!
Данное учебное пособие содержит поурочные разработки школьного курса истории России XIX в. применительно к выходящему с 2000 г. в издательстве «Просвещение» учебнику для 8 класса «История России. XIX век». Одновременно с «Поурочными разработками» выходит «Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век». Авторы ставили перед собой задачу помочь учителю выбрать оптимальный вариант комплексного использования возможностей учебника и рабочей тетради в организации учебного процесса.

В пособии определяются образовательные цели и планы уроков, содержится перечень основных знаний и понятий, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения нового материала, а также список исторических деятелей, о которых учащимся необходимо знать, даются рекомендации по оборудованию уроков, список литературы для учителей, материалы, дополняющие содержание учебника. Приводятся также вопросы и задания для проведения бесед, тесты, темы для докладов и сообщений учащихся. С учетом существующих сегодня разнообразных методических подходов к проведению уроков авторы сочли возможным предложить различные их варианты.

Мы надеемся, что предлагаемый вашему вниманию материал поможет провести уроки по истории России XIX в. на высоком научном и методическом уровне, с учетом конкретных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

^ ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Урок 1. Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.

Цель урока: сформировать представление об основных направ╜лениях внутренней политики Александра I и условиях, определив╜ших ее характер.

План урока: 1. Личность императора Александра I. 2. «Не╜гласный комитет». 3. Первые преобразования.

Основные понятия: либерализм; самодержавная власть; мани╜фест; реформа; амнистия; министерство; «вольные хлебопашцы».

^ Основные даты: 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1802 г. — реформа высших органов власти; 1803 г. — реформа на╜родного просвещения; 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.

Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский; В. П. Кочубей.

^ Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косули╜на Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

^ Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994; Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995; Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 1997; Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.

^ Методические приемы организации урока

Начать урок целесообразно с рассказа учителя о личности императора Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, отношениях с отцом. В ходе рассказа можно привлечь уже знакомый учащимся учебный материал по истории царствования Павла I, задать им вопросы, нацеленные на проверку и закрепление знаний по этому материалу.

Затем можно задать вопросы: какие пути развития открывались перед страной после переворота 1801 г.? Какую политическую линию в силу особенностей личных качеств мог предложить обществу Александр I?

Важно показать учащимся роль Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I.

Ф. С. Лагарп — швейцарец по происхождению, профессио╜нальный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Ве╜ликой французской революции и республиканской форме правле╜ния, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаво╜ритизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, же╜лание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екате╜рины II он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.

Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром со╜хранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Алек╜сандра Лагарп предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неогра╜ниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераз╜дельно до того момента, когда под Вашим руководством будут за╜вершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа.

Центральное место в рассказе учителя должна занять деятель╜ность «Негласного комитета». Раскрывать содержание этого во╜проса предпочтительно через характеристики входивших в его состав государственных деятелей.

^ Граф Павел Александрович Строганов (1772—1817) родился в Париже и был крестником будущего императора Павла. В 1786 г. был зачислен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1787 г. вмес╜те со своим воспитателем Ш. Ж. Роммом (ставшим в годы Вели╜кой французской революции видным ее деятелем, автором «рес╜публиканского календаря», одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом клуб «Друзей закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его деятельность не про╜шла незамеченной для Екатерины II: Павел Александрович был вы╜зван в Россию и отправлен в ссылку в подмосковное село Братце╜во. Лишь после смерти императрицы и вступления на престол своего крестного отца Павла I Строганов смог вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота 11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в ко╜торой предлагал учредить «Негласный комитет» из числа сторон╜ников государственных преобразований с целью предварительно╜го обсуждения реформаторских законопроектов. Он стал не только автором создания «Негласного комитета», но и самым активным его участником. Предлагал упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации народного образования, при которой низшие учебные заведения носят общеобразовательный характер, а специальное образование приобреталось в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные дипломатические по╜ручения царя. Однако после отказа Александра I от либерального курса в знак протеста отошел от политической деятельности и по╜ступил на военную службу простым волонтером (имея чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. его единственного сына Павел Александрович вышел в от╜ставку и вскоре умер.

^ Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племян╜ником графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспи╜тывался. В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на во╜енную службу в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив на себя внимание великого князя Алексан╜дра. Участвовал в подавлении Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти в отставку и покинуть Рос╜сию. В Лондоне он в течение четырех лет слушал лекции в универ╜ситете. После возвращения в Россию был одним из активных уча╜стников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре стал и одним из самых авторитетных членов «Негласного комитета». В ча╜стности, предложил идею реформирования коллегий в министер╜ства. Выполнял также и ответственные дипломатические поруче╜ния. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г. В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и Комитет министров, был пожалован титулом графа.

^ Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил большую и сложную жизнь. Он был представителем одного из са╜мых знатных и влиятельных польских родов. После третьего раз╜дела Речи Посполитой был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота 1801 г. был возвра╜щен императором Александром в Петербург, где стал вначале то╜варищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией династической унией. Однако последовавшее сближение России с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский вышел в отставку с поста министра. Он оставался сена╜тором, членом Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошел в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал за присоединение к Царст╜ву Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы внешнеполити╜ческого ведомства. После подавления восстания эмигрировал в Париж, где провел остаток жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции.

^ Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего князя А. А. Безбородко, в доме которого воспитывал╜ся. Служил в русской миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 гг. состоял русским посланником в Турции. В 1798 г. назна╜чен вице-канцлером Коллегии иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошел в состав «Негласного комитета», где показал себя сторонником умеренных реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802—1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре 1826 г. возгла╜вил учрежденный Николаем I Особый комитет для подготовки про╜ектов государственных преобразований. В 1827 г. стал председате╜лем Государственного совета и Комитета министров.

Вопросы и задания для собеседования: 1. Какие альтернати╜вы стояли перед страной в начале XIX в.? 2. Дайте оценку личности Александра I. 3. Как черты характера молодого императора вли╜яли на его политический курс? 4. В чем вы видите главное назна╜чение «Негласного комитета»? 5. Как вы можете оценить его роль? 6. Дайте общую оценку первым преобразованиям Александра I.

Темы докладов и сообщений: 1. Александр I: человек и государь. 2. «Негласный комитет»: первые проекты и их значение. 3. Реформа государственного управления 1802 г. 4. Значение ре╜формы народного просвещения 1803 г. 5. Указ о «вольных хлебо╜пашцах» и его значение.

Домашнее задание: § 1 учебника, вопросы и задания к нему; вписать в словарь новые термины; самостоятельно изучить матери╜алы параграфа; выполнить задания из рабочей тетради.

^ Урок 2. Внешняя политика в 1801—1812 гг.

Цель урока: показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

План урока: 1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции. 2. Россия на Кавказе. 3. Россия в войнах 1806—1807 гг. 4. Тильзитский мир и его последствия. 5. Война со Швецией 1808—1809 гг. 6. Русско-турецкая война 1806—1812 гг. 7. Война с Ираном 1804—1813 гг. 8. Разрыв франко-русского союза.

Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.

Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.

Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; П. С. Котляревский; И. В. Гудович.

Оборудование урока: учебник: ^ Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconЛитература и источники ко всему курсу а учебники основные История России XVIII xix веков
История России XIX – начала XX вв.: Учебник. 4-е изд., перераб и доп. /Отв ред. В. А. Федоров. М., 2006
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconОглавление
«На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век. Символисты...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconКонцепции современного естествознания.  В. Н. Лавриненко
История Отечества ХХ век. 11 класс В. П. Дмитренко, В. Д. Есаков, В. А. Шестаков, 1999 -170р
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconИсточниковедение отечественной истории
Мгу им. М. В. Ломоносова. Область научных интересов: политическая и экономическая история России XIX -xx вв источниковедение, историография,...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconФ. Энгельс принципы коммунизма
Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс icon4 группа История современной России
...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс icon4 группа История современной России
...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс icon4 группа История современной России
...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс icon71. История создания и развития патологической физиологии в России
России. В середине XIX века в российской патологии сформировалось экспериментальное направление (получившее позднее название «патологическая...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. Xix век» 8 класс iconXix век время революционных изменений во многих областях жизни. Англия...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница