1. Предмет и задачи курса История экономики


Название1. Предмет и задачи курса История экономики
страница1/12
Дата публикации05.03.2013
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1.Предмет и задачи курса История экономики изучает процесс экономического развития общества в исторической перспективе. Экономическая история состоит из истории хозяйства различных народов. Задачей истории экономики является определение особенностей экономического развития отдельных стран, а также, общих черт и закономерностей развития хозяйства. История экономики как наука находится на границе двух дисциплин – истории и экономики. Как самостоятельная наука она выделилась в конце XIX в. Социально-экономические процессы, изучались и ранее, однако с этого времени произошел качественный рывок в исследованиях, посвященных экономической истории. Тогда же в России появились работы В.Ульянова, М. Туган-Барановского, П.Милюкова, посвященные истории развития хозяйства в России. На западе появились работы по экономической истории М.Вебера, В.Зомбарта, А.Тойнби. Экономическая история тесно связана с общей гражданской историей, историей науки, культуры и т. д. Экономическая история связана также с политической экономией, планированием народного хозяйства, экономической географией, экономикой промышленности и сельского хозяйства, транспорта, торговли, труда, финансами и кредитом. Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую, ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую
^ История экономики зучает конкретные факты и явления экономического развития каждой страны, ее экономику в развитии и исторической последовательности соответственно той или иной форме или типу общественных производственных отношений, развитие материального производства в конкретных исторических условиях во всех его сферах и отраслях, составляющих в комплексе народное хозяйство каждой страны, прошедшее различные исторические способы производства.
На базе знания экономических законов общественного развития история экономики изучает всю экономику страны, ее конкретные сферы и отрасли, типы и формы хозяйств, складывающиеся и развивающиеся на определенных исторических этапах развития общества, их социальную и организационно-техническую структуру.
Следовательно, предметом истории экономики как науки является изучение развития производства, способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, развития производительных сил в исторически определенных формах производственных отношений.

^ 2.Эволюция первобытнообщинного хозяйства Все народы мира прошли через первобытнообщинный строй.
Исходя из материалов, служивших для изготовления орудий труда, историю человечества принято делить на каменный, бронзовый и железный века. Первобытный способ производства в основном хронологически совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода: 1) древний каменный век, или палеолит, - 2,5 млн - 12 тыс. лет назад; 2) средний каменный век, или мезолит, - XII - VIII тыс. до н.э. ; 3) новый каменный век, или неолит, - VIII- III тыс. до н.э.
Если в основу периодизации положить такой критерий, как тип хозяйства, то можно выделить господство 1) присваивающего хозяйства 2) производящего хозяйства.
С каменным веком в принципе совпадает этап присваивающего хозяйства, но в неолите совершился переход к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, хотя их зачатки возникли у некоторых народов еще в палеолите и мезолите.
Этот переход имел поистине всемирно-историческое значение, и вслед за английским археологом В. Г. Чайлдом его стали называть "неолитической революцией".
Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства, обусловленная крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил.
Распределение материальных благ было уравнительным.
Самыми древними сферами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Если материальные свидетельства собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом загонная. Нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе преобладал один из видов животных.
Одним из переломных моментов явилось овладение огнем.
Самые древние следы использования огня находятся в пещере Чжоукоудянь близ Пекина. Ее обитатели жили здесь примерно 400-500 тыс. лет назад. Но появилась и новая версия, по которой человек начал использовать огонь на 1 млн лет раньше, чем считалось до сих пор. При изучении стоянки Чесованья в Кении, обитатели которой жили 1,4 млн лет назад, обнаружены комочки обожженной глины; полагают, что в данном случае речь может идти об остатках обычного костра.
Овладение огнем отделило человека от мира животных.
Человек научился также изготавливать орудия труда. Хотя и медленно, но они совершенствовались. Уже в раннем палеолите, по данным некоторых археологов, набор орудий соответствовал 30-40 функциям, большая часть из них была связана с охотничьей деятельностью. Сделаны они в основном в технике оббивки. В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенствования охотничьего оружия: изобретается лук (германский археолог А. Руст полагает, что лук был изобретен 15 тыс. лет назад) , совершенствуется копьеметалка. Появились новые приемы охоты - индивидуальная охота на средних и мелких животных.
В мезолите хозяйство и орудия труда стали более разнообразными. Характерная черта мезолита - уменьшение размеров орудий, появление микролитов - орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрическую форму.
Они служили наконечниками стрел, дротиков, но могли использоваться и в качестве деталей составных орудий.
Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных, причем ее эффективность обусловила одомашнивание и начало использования на охоте собаки. Сохранилась тенденция к увеличению роли рыболовства, в некоторых регионах возник морской зверобойный промысел. Рыбу били из луков, острогой, ловили на крючок.
В большем объеме, чем раньше, использовалась растительная пища. Получили распространение специальные орудия - зернотерки, ступы, песты. Общины, насчитывавшие от 30 до 100 человек, становились более подвижными. Стремясь полнее использовать пищевые ресурсы, они начали мигрировать, посещая в конкретные периоды года постоянные места, где к этому времени созревали определенные плоды или появлялся какой-либо вид животных. Складывался сезонно-оседлый образ жизни, хотя оставались и бродячие общины.
В период неолита совершенствовались старые и вырабатывались новые технические приемы. Появившиеся ранее шлифовка и сверление приобрели особое значение в связи с необходимостью рубки и обработки дерева. Потребность в каменных орудиях вызвала разработку подземных отложений кремня, появились шахты. Началось широкое использование обсидиана - твердого вулканического стекла с очень острым режущим краем, причем орудия из него находят за много сотен километров от месторождения. Стали применяться полое сверло, шлифованные топоры и тесла, жатвенные ножи, лодки-долбленки, лыжи, сани, посуда и разные изделия из обожженной глины.
Древнейший гончарный круг медленного вращения появился в Месопотамии и Иране в конце VI - первой половине V тыс. до н.э., Юго-Западной Европе - во второй половине V - первой половине IV тыс. до н.э. Именно в неолите впервые появились настоящие серпы и мотыги. Плетение корзин, начавшееся еще в верхнем палеолите, послужило предпосылкой таких усовершенствований, как сети, верши, ловушки, капканы; на той же основе возникло ткачество, о чем свидетельствуют находки древнейших веретен и каменных пряслиц. В позднем неолите - бронзовом веке, в отдельных областях появились ткацкие станки - горизонтальные (Египет) и вертикальные (Передняя Азия, Европа) .
В период неолита человек стал использовать металл. Древнейшая кузнечная обработка меди зафиксирована в ряде поселков Передней Азии с VIII тыс. до н.э., а в V-IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Иране возникло древнейшее бронзолитейное производство.
Главным завоеванием неолита стал переход к производящему хозяйству, предоставившему человеку новое могущественное средство производства - землю. "Неолитическая революция" не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи, С развитием земледелия появилась довольно ощутимая гарантированная прибавка к обычному рациону. Она и определила экономическую, выгоду первоначального земледелия, тем более что его продукцию нетрудно хранить долгое время Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых, на наш взгляд, были следующие.1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь.2. Рост населения. Некоторые ученые говорят даже о "демографическом стрессе", хотя производство пищи могло быть причиной и следствием демографического сдвига.3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний.4. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства. Человек разводил такие растения, как пшеница, ячмень, горох, чечевица горькая, вика, маис, финиковая пальма, банановое и хлебное дерево и др., домашних животных - овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь.
Где впервые произошел переход к производящему хозяйству? Некоторые исследователи искали один-единственный очаг возникновения земледелия, однако общепризнанной является концепция полицентризма "неолитической революции".
Выделено несколько очагов возникновения земледелия. В обобщенном виде их можно представить так: 10-6 тыс. лет до н.э. - Северо-Западный Таиланд; 8-6 тыс. -- Передняя Азия и Восточное Средиземноморье; 7-6 тыс. -- Индокитай; 6-5 тыс. Иран и Средняя Азия; 5-4 тыс. - долина Нила; 5-3 тыс. Индия; 4-1 тыс. - Индонезия, Китай, Центральная Америка, Перу.
Переход к земледелию и скотоводству был очень длительным процессом. Например, если первые свидетельства производящего хозяйства на юго-востоке Европы относятся к рубежу VII - VI тыс. до н.э., то на севере - к середине IV тыс. до н.э. Понадобилось почти три тысячелетия, чтобы производящее хозяйство пересекло Европу с юга на север. Для Европы вычисляют даже скорость продвижения земледельческих племен - примерно 5,5 км в год, или за одно поколение от 100 до 150 км.
Переход к новому типу хозяйства решил проблему пищи. У людей появились невиданные ресурсы времени, в исторической перспективе он открывал возможность для образования частной собственности и возникновения государства. Причем кочевое скотоводство как разновидность производящего хозяйства не позволяло обществу подняться выше раннеклассовых отношений, только земледелие или комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство помогло человеку перешагнуть рубеж классообразования.
Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.) . Первоначально ремесленники сочетали свой труд с земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в Европе) , производство орудий труда усложнялось и было под силу лишь специалистам.
Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей от сельскохозяйственной деятельности.
Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.
Прогресс в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные предпосылки для обмена между группами, специализировавшимися в том или ином виде хозяйства. С помощью обмена люди стремились получить прежде всего какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента разные народы использовали различные вещи, чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль "первобытных денег". Нередко итогом обменных отношений было ускорение развития более отсталых обществ.
Довольно длительный период обмен осуществлялся без каких-либо специальных торговцев, но и они постепенно выделялись в особую прослойку. Например, в начале III тыс. до н.э. в некоторых поселках Ирана и Северной Сирии обитали целые общины месопотамских торговцев. Так вызревало следующее крупное разделение труда.
В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности. Возраставшая производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой внутри коллектива, обычно семьей, затем отдельными лицами.
Возникновение частной собственности привело к разложению первобытного строя, распаду родовой общины

^ 3. Эволюция рабовладельческого хозяйства Рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм. Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в передовых для того времени странах Азии, Европы и Африки вплоть до 3—5 вв. н. э.; своего высшего развития достиг в Древней Греции и Риме. В период т. н. древней истории (т. е. от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма) Рабовладельческий строй был единственной формой классовых отношений, однако рабовладельческие общества сосуществовали со множеством обществ, ещё не вышедших из первобытнообщинного строя, и оказывали на них сильнейшее влияние, способствуя преобразованию их в классовые рабовладельческие общества. Этот процесс характерен для всей древней истории, он завершился образованием огромной Римской империи — самого большого рабовладельческого государства. Ряд народов (германцы, славяне и др.), выступивших на историческую арену после падения Рабовладельческий строй (после 5 в. н. э.), миновал эту формацию, перейдя из первобытнообщинного строя непосредственно в феодальный.
Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования. «До того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Но на достигнутой теперь ступени “хозяйственного положения” военнопленные приобретали известную стоимость; их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом... Рабство было открыто. Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т.к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Развитие рабовладения в сочетании с обострением противоречий между имущей племенной верхушкой и массой рядовых общинников закономерно привело к возникновению классового рабовладельческого государства. История представляет чуть ли не бесконечный спектр разных форм рабства и типов рабской зависимости, внешне очень различающихся друг от друга в разных обществах и в разные времена. Тем не менее среди этих черт могут быть выделены главные органические черты рабства: 1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства); он — одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина; 2) раб не имеет собственности на средства производства; 3) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения. Так, раб, посаженный на пекулий и даже обрабатывающий его путём эксплуатации других рабов, остаётся рабом, ибо и пекулий, и все средства производства, и рабы раба представляют собой собственность рабовладельца, распоряжающегося окончательно и безапелляционно и самим рабом, и всем, чем он владеет. Наряду с этими главными признаками рабства существуют дополнительные, характерные для того или иного периода и общества признаки, исчезающие или появляющиеся, иногда очень яркие и наглядные. Например, юридическое положение раба в обществе или, вернее, степень его бесправия согласно юридическому статусу или обычному праву; бытовое положение раба (наличие или отсутствие семьи и т.д., её права, если они есть); профессия и занятия раба (раб в эргастерии, раб на пекулии и т.п.). Нередко какой-нибудь из этих дополнительных признаков принимается за главный, и тогда понятие «раб» существенно изменяется, получается множество несовпадающих, а иногда противоречащих друг другу дефиниций понятия «раб». Совокупность главных, или базисных, остающихся всегда неизменными признаков в сочетании с дополнительными признаками, меняющимися в зависимости от места и времени, образует скользящую шкалу признаков рабства.
В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства: 1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства: 2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями. К патриархальному рабству относится т. н. домашнее рабство (которое нередко определяют как услуги в состоянии рабства и за которым не признают экономической значимости; однако, как правильно указал советский историк Г. Ф. Ильин, этот неверный вывод зиждется на модернизации понятия «домашнее хозяйство»). В древности в «домашнее хозяйство» входило много (за исключением полевых работ) производственных процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом, изготовление молочных и мучных продуктов, доставка воды, заготовка топлива, изготовление керамики и т.п.). Поэтому использование труда раба в «домашнем хозяйстве» свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном хозяйстве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло экспроприацию личности раба, как это явствует из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками (Законы Хаммурапи, Хеттские законы, Второзаконие). Оба вида рабства (патриархальное и античное) не были однородны. На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Рабовладельческий строй основные базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внешние формы. Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.
Народы Древнего Востока первыми вступили в стадию Рабовладельческого строя; в странах Древнего Востока рабовладельческая формация начинается с раннего, или патриархального, рабства (до возникновения товарного хозяйства было ещё далеко). Некоторые страны Древнего Востока (например, Египет времени Нового царства, Месопотамия времени III династии Ура и Старовавилонского царства) развили формы рабства, приближающиеся к античным. В Индии расцвет Рабовладельческого строя приходится на 5—1 вв. до н. э., в Китае на 5 в. до н. э. — 1 в. н. э., причём и здесь патриархальные формы рабства сосуществовали с античными. Рабство в Греции и Риме также сначала было патриархальным, но быстрые темпы развития ряда государств античного мира способствовали превращению его из патриархального в античное (например, в Афинах), в некоторых же полисах оно надолго оставалось патриархальным (Спарта и др.). Греция 5—4 вв. до н. э., Рим 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. представляют собой классические образцы развитого Рабовладельческого строя
Относительно распространения Рабовладельческий строй существуют и иные точки зрения: одни ограничивают распространение Рабовладельческий строй исключительно территории Древней Греции и Древнего Рима; другие говорят о параллельном существовании рабовладельческой формации на Западе и азиатского способа производства на Востоке; некоторые утверждают, что азиатский способ производства имел повсеместное распространение; иные возрождают концепцию «вечного феодализма» на Востоке, выдвигавшуюся в 20—30-е гг. 20 в., и др. Эти точки зрения были сформулированы в ходе дискуссии в 60-х гг., однако не нашли достаточного обоснования в исторической литературе.
При Рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при Рабовладельческом строе объясняется, во-первых, тем, что источник энергии — мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место др. способу производства.
  Класс рабовладельцев и класс рабов не были однородны; хозяйства рабовладельцев различались как размером недвижимой собственности, так и количеством рабов. Среди рабов огромное большинство использовалось как источник мускульной энергии, необходимой в различных отраслях экономической жизни (землепашестве, скотоводстве, строительных и транспортных работах и др.). Отсутствие статистики в древности не позволяет точно установить численность рабов; известно, что в Греции и тем более Риме количество рабов было велико, например греческий автор Афиней (2 в. н. э.), ссылаясь на писателя 3 в. до н. э. Ктесикла, сообщает, что, согласно переписи 309 до н. э., в Афинах было 400 тыс. рабов на 21 тыс. граждан и 100 тыс. метеков.  В большинстве греч. и италийских полисов крестьяне были свободны, во многих случаях их закабалению препятствовало законодательство. Кризис полиса и концентрация недвижимого имущества и многочисленных рабов в руках немногих рабовладельцев привели к ухудшению положения мелких свободных производителей, поставив их в разного рода зависимость от рабовладельцев. Рабовладельцы экономически и внеэкономически стремились подчинить этих мелких производителей и эксплуатировать их. Фактически положение «свободных крестьян» (например, в Индии, птолемеевском Египте и др.) мало чем отличалось от положения рабов 2-го типа. В период распространения колоната различия между свободной беднотой и рабами начали сглаживаться, и на позднем этапе Рабовладельческий строй (в период перехода к феодализму) народные массы выступали более сплочённо против рабовладельцев.
Целям закрепления эксплуатации рабов служили аппарат государственной власти, правовые институты, религия и др. формы идеологии..
Процесс вытеснения Рабовладельческий строй со всемирной исторической арены феодальной формацией являлся процессом длительным, сложным и мучительным, изобиловавшим множеством разнообразных кровавых конфликтов. Он не был мирной эволюцией или плавным переходом от Рабовладельческий строй к феодализму. По своему характеру это — революционный процесс, однако его никак нельзя считать «революцией рабов». Классовая борьба при Рабовладельческий строй достигла большой напряжённости, доказательством тому служат сведения о массовых побегах рабов и рабских восстаниях (Спартака и др.). Гибель рабовладельческого способа производства в конечном итоге была обусловлена его экономической бесперспективностью, ибо непосредственные производители — рабы — не были заинтересованы в поднятии производства. «Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд. ... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло»
 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. Предмет и задачи курса История экономики icon1. Предмет, метод и задачи курса «история экономики». История экономики
История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней
1. Предмет и задачи курса История экономики iconПредмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»
Классификация типов национальных хозяйственных систем. Американская модель смешанной экономики
1. Предмет и задачи курса История экономики icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
1. Предмет и задачи курса История экономики icon1. Предмет и задачи курса История Казахстан
Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме....
1. Предмет и задачи курса История экономики iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
1. Предмет и задачи курса История экономики iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
1. Предмет и задачи курса История экономики icon1 Понятие о гигиене. Предмет, цели, задачи и актуальность гигиены....
Краткая история становления гигиенических знаний. Предмет, цели и задачи гигиены физи­ческой культуры и спорта
1. Предмет и задачи курса История экономики iconПредмет и значение курса экономики предприятия
В российской экономической науке и хозяйственной деятельности и которая изучает экономические процессы применительно к отдельному...
1. Предмет и задачи курса История экономики iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «история отечества»
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография
1. Предмет и задачи курса История экономики icon1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая...
«Основы экологии и экономика природопользования» дисциплина на стыке экологии и экономики. Является обязательной при подготовке любых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница