Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей


Скачать 187.6 Kb.
НазваниеМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей
Дата публикации15.03.2013
Размер187.6 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания


7.8.1.6.
Методические указания по отдельным видам занятий
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

по курсу Экономика

для студентов технических специальностей
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной темы и должны быть направлены на:

1.Формирование у студентов творческого профессиолнального мышления, более четкого представления о профессиональной деятельности работников в области экономики.

2. Приобретение умения и навыков выступлений в качестве докладчиков и оппонентов, овладение воросами теории.

3. Проверка, углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в результатете самостоятельной работы.
Вопросы, выносимые на семинарские занятия по темам дисциплины

^

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ




План семинарского занятия





  1. Зарождение экономической теории и основные этапы становления политической экономии как науки.

  2. Экономические категории и законы: понятие и классификация.

.


^ Основные понятия. Экономика, политическая экономия, функции политической экономии, система экономических наук, экономикс, экономическая категория, экономический закон, производство, факторы производства, труд, рабочая сила, предмет труда, средства труда, орудия труда, средства производства, производительные силы, производственные отношения, способ производства, собственность, потребности, экономические интересы, результат производства.
Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ РЫНКА.

^ ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

План семинарского занятия
1. Условия возникновения и основные черты товарного производства.

  1. Товар и его свойства. Стоимость и цена. Альтернативные теории фор-

мирования стоимости и цены.

  1. Сущность и функции денег, их эволюция. Особенности современного

денежного обращения. Теории денег.

4. Рынок: сущность, структура, функции и атрибуты.

  1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Основные модели рын-

ков. Антимонопольное законодательство.

^ Основные понятия. Натуральное хозяйство, товарное производство, разделение труда, кооперирование, специализация, экономическая обособленность производителя, товар, потребительная стоимость, полезность, меновая стоимость, стоимость, цена, теории стоимости, деньги, функции денег, золото, демонетизация золота, количество денег, необходимое для обращения, инфляция, теории денег, спрос, предложение, конъюнктура рынка, законы рынка, функции рынка, маркетинг, конкуренция, инфраструктура рынка, модели рынка, монополия, олигополия, монопсония.
ТЕМА 3. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
^

План семинарского занятия





  1. Фирма (предприятие) как субъект экономических отношений. Предпринимательство и его виды.

  2. Предпринимательский капитал и его оборот. Показатели эффективности использования основного и оборотного капитала.

  3. Процесс производства на фирме и его результат. Производственная функция.

  4. Понятие издержек производства и их виды. Себестоимость, структура себестоимости и ее отраслевые особенности.

  5. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Закон убывающей производительности факторов производства. Рост отдачи от масштабов производства и его источник.

  6. Доходы и прибыль фирмы. Норма прибыли. Распределение и использование прибыли.

  7. Ценообразование в условиях рыночной экономики. Ценообразующие факторы. Система цен.


^ Основные понятия.Фирма (предприятие), предпринимательство, организационно-правовые формы предпринимательства, капитал, функциональные формы капитала, кругооборот капитала, оборот капитала, основной капитал, оборотный капитал, физический износ основного капитала, моральный износ основного капитала и его формы, амортизация, фондоотдача, фондоемкость, скорость обращения капитала, производственная функция, издержки производства и их виды, издержки обращения и их особенности, себестоимость и ее структура, закон убывающей производительности переменного фактора производства, рост отдачи от масштабов производства, доходы и прибыль фирмы, норма прибыли, ценообразующие факторы в условиях рыночной экономики, оптовые цены, розничные цены, трансфертные цены, транспортные тарифы.
Тема 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
^

План семинарского занятия





  1. Общественное воспроизводство: сущность и типы.

  2. Результат общественного воспроизводства и его показатели.

  3. Экономический рост: понятие, факторы, типы, показатели. Эффективность общественного воспроизводства и ее показатели.

  4. Равновесие и цикличность развития экономики. Экономические кризисы. Экономический цикл и его фазы. Антикризисная политика государства.



Основные понятия. Производство, воспроизводство, воспроизводство рабочей силы, воспроизводство природных ресурсов, воспроизводство производительных сил, воспроизводство производственных отношений, национальное богатство, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, доход граждан, социальная структура общества, экономический рост, факторы экономического роста, типы экономического роста, показатели экономического роста, уровень жизни, качество жизни, эффективность общественного производства, научно-технический прогресс, экономический цикл, фазы экономического цикла, экономический кризис, материальная основа продолжительности цикла, виды экономических циклов по продолжительности, стагнация, рецессия, стагфляция, структурные кризисы, аграрные кризисы, антикризисная политика государства.



^ ТЕМА 5. РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
План семинарского занятия




  1. Рынок труда и его характеристика. Безработица: формы, причины, последствия.

  2. Заработная плата: сущность, функции, формы и системы оплаты труда.

  3. Доходы населения в условиях рыночной экономики и их источники. Социальная политика государства в формировании доходов населения и ее эффективность.


^ Основные понятия. Рынок труда, рабочая сила, структура рынка труда, механизм рынка труда, занятое население, трудоспособное население, экономически активное население, безработица, формы безработицы, социально-экономические последствия безработицы, биржа труда, гибкий рынок, государственное регулирование рынка труда, заработная плата, формы и системы оплаты труда, номинальная и реальная заработная плата, тарифная система, человеческий капитал, доход, источники доходов в условиях рыночной экономики, социальная политика и ее основные направления в условиях рыночной экономики.
Тема 6. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЫНОК ЗЕМЛИ

План семинарского занятия


  1. Сущность аграрных отношений и их специфика. Многообразие форм земельной собственности.

  2. Рентные отношения. Виды земельной ренты.

  3. Рынок земли. Ипотека.


Основные понятия. Аграрные отношения, земельная собственность, землевладение, землепользование, аграрно-промышленный комплекс, рентные отношения, арендная плата, рента, дифференциальная рента I и II рода, абсолютная рента, монопольная рента, рента в добывающей промышленности, рента со строительных участков, рынок земли, цена земли, ипотека, аграрная политика.
Тема 7. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

План семинарского занятия


  1. Финансовый рынок: понятие, структура и инструменты.

  2. Финансовые институты и их функции.

  3. Возникновение, сущность и функции банков. Банковская система. Операции банков.

  4. Кредитная система, ее объективные предпосылки и функции.


Основные понятия. Финансовый рынок, ссудный капитал, ссудный процент, ценные бумаги, реальный капитал, фиктивный капитал, дивиденд, ликвидность ценной бумаги, денежные ценные бумаги, фондовые ценные бумаги, акции, облигации, производные ценные бумаги, структура финансового рынка, фондовая биржа, аукцион, финансовые институты, банк, виды банков, операции банков, центральный банк и его функции, коммерческие банки и их функции, кредит, принципы кредитования, формы кредита.
^

Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ

План семинарского занятия





  1. Модели взаимоотношений государства и экономики в представлени различных экономических школ (А. Смит, Дж. Кейнс, современные подходы).

  2. Экономические функции правительства в условиях рынка.

  3. Методы и основные инструменты государственного регулирования рыночной экономики.


^ Основные понятия. Рынок, функции рынка, противоречия рынка, общественные блага, субъект рыночной экономики, государство, модели экономических систем, частная собственность, государственная собственность, государственный сектор в экономике, государственное регулирование экономики (ГРЭ), индикативное планирование, разгосударствление, приватизация, национализация, государственное программирование, субъекты и объекты ГРЭ, цели, методы и основные инструменты ГРЭ.

^

Тема 9. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА


План семинарского занятия


  1. Необходимость, сущность и функции финансов. Основные звенья финансовой системы.

  2. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит: причины и источники покрытия. Государственный долг.

  3. Налоги и налоговая политика в условиях рынка.


^ Основные понятия. Финансы, финансовая политика, звенья финансовой системы, государственный бюджет и его структура, дефицит государственного бюджета, государственный долг – внутренний и внешний, внебюджетные фонды, государственные займы, денежная эмиссия, эмиссионный банк, казначейство, налог, налоговая система и ее функции, прямые налоги, косвенные налоги, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

^

Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВСЕМИРНОГО

ХОЗЯЙСТВА


План семинарского занятия


  1. Характеристика всемирного хозяйства и основные черты его развития. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы.

  2. Международное разделение труда и формы мировых экономических отношений.

  3. Международная валютная система и основные этапы ее становления.


^ Основные понятия. Всемирное хозяйство, мировой рынок, международное разделение труда, теория сравнительных преимуществ, протекционизм, фритредерство, торговый баланс, экспорт, импорт, таможенные пошлины, платежный баланс, валюта, валютный курс, международные организации, регулирующие мировую торговлю и валютно-финансовую сферу.
^ Практические занятия
На практическом занятии происходит повторение и отработка определенных материалов или действий (решение) для закрепления их в сознании студентов.

Задачи





  1. Спрос на товар – функция вида: Qd = 20 – 4p.
    Предложение товара – функция вида: Qs = – 4 + 4p.
    При каких ценах товар будет дефицитен?
    Как велик будет товарный дефицит при цене р = 2?
    При каких ценах товар будет неликвиден? Выводы обосновать.

  2. Спрос на товар – функция вида: Qd = 26 – 2р.
    Предложение товара – функция вида: Qs = – 4 + 4р.
    Какова равновесная цена и каков равновесный объем продаж?
    Как велик потребительский излишек при равновесной цене, если равновесие имеет место?

  3. При повышении железнодорожного тарифа на проезд в пригородном сообщении с 20 до 25 рублей спрос на билеты на пригородный автобус увеличился с 500 до 600 билетов в сутки.

Как Вы это объясните? Как велика перекрестная эластичность спроса?

Имело ли смысл повышать железнодорожный тариф, если спрос на услуги железнодорожного транспорта по данному тарифу снизился с 10000 до 7500 билетов в сутки?

  1. Спрос на товар – функция вида: Qd = 30 – 6р.

Предложение товара - функция вида: Qs = – 10 + 4р.

Можно ли составить представление о степени выгодности продаж для фирм-продуцентов при равновесной цене? Если да, то как велик выигрыш фирм от продаж?

  1. Плитка шоколада в Санкт- Петербурге продается в розницу по цене 9 р. 60 к. При этом полные штучные издержки продуцентов и торговых посредников составляют 8 рублей. Та же плитка шоколада в Мурманске стоит 10 р. 80 к. Известно, что дополнительные транспортные штучные издержки в Мурманске составляют 1 р. Имеет ли место ценовая дискриминация мурманчан? Изменится ли Ваше мнение, если плитка шоколада будет продаваться в Мурманске за 12 р.? Ответ обосновать расчетом.

  2. Спрос на товар – функция вида: Qd = 24 –3р.

Предложение товара – функция вида: Qs = – 4+р.

Введен штучный акцизный налог в размере 1 у.е., уплачиваемый продавцом.

Какие изменения произойдут в равновесном состоянии рынка?

Оправдано ли введение акцизного налога? Выводы подтвердить расчетами.

  1. При увеличении цены товара с 5 у.е. до 7у.е. спрос на него сократился с 50 шт до 40 шт. Эластичен ли спрос при цене 5? Оправдана ли стратегия повышения цен?

  2. Средняя норма амортизации основных средств составляет 10 % в год. Какова скорость кругооборота (число оборотов в год)? Как она (скорость) изменится, если средняя норма амортизации повысится до 12 % в год. Каков в том или другом случае период полного кругооборота стоимости основных средств?

  3. Постоянные издержки железной дороги составляют 800 млн. р. в год. Средняя доходная ставка равна 2 р. в расчете на 10 приведенных ткм. Штучные переменные издержки составляют 0,1 р. в расчете на 1ткм. Какой объем перевозок обеспечит безубыточность? Как велика прибыль при объеме перевозок, равном 10 млрд. приведенных ткм?

  4. Железная дорога в базисном периоде имеет объем пассажирских перевозок, равный 2 млрд. пасс-км. При этом постоянные издержки составляют 300 млн. рублей, а переменные 2 р. в расчете на 10 пасс-км. Средняя доходная ставка составляет 3 р. в расчете на 10 пасс-км. Имеется возможность увеличить объем перевозок на 10 %. Выгодно ли такое увеличение железной дороге? Ответ обосновать расчетом.

  5. Вуз организует подготовку специалистов на базе бюджетного финансирования и на коммерческой основе (за счет средств студентов вечерне- заочной формы обучения). Постоянные издержки вуза составляют 4 млн. р. в год. Переменные издержки вуза составляют 4 тыс. р. в год в расчете на одного студента.

Известно, что вуз имеет годовую выручку по вечерне-заочной форме

обучения 10 млн. р. и прибыль, равную 2 млн. р. в год.

Сколько студентов обучалось на коммерческой основе?

Как изменятся финансовые результаты, если на коммерческой основе

будет обучаться 1200 студентов?

Как Вы объясните изменение этих результатов?

  1. При объеме перевозок 5 млрд. приведенных ткм. полные издержки составляют 500 млн. р. Известно, что предельные издержки постоянны. Найти постоянные и переменные издержки при объеме перевозок, равном 7 млрд. приведенных ткм., при условии, что FC = VC.

  1. Ткацкая фабрика купила шерсть за 300р., изготовила из нее ткань продала ее швейному ателье за 400 р. Ателье изготовило из этой ткани костюмы и реализовало их покупателям за 650 р. Определите добавленную стоимость и изменение валового национального продукта (ВНП).

  2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов фирмы за последние три года увеличилась с 20 до 25 млн. р., а выпуск продукции за этот же период времени возрос с 22 до 30 млн. р. Как изменились показатели фондоотдачи и фондоемкости?

  1. Численность населения в России в 1997 году составляла 147,5 млн. человек, а численность занятого населения - 65,4 млн. человек. Определите коэффициент занятости населения.

  2. Цены на товары и услуги выросли в 150 раз, а заработная плата увеличилась в 100 раз. На сколько процентов упала реальная заработная плата?

  3. Охарактеризуйте номинальные и реальные доходы. Решите следующую задачу. Как изменится величина реального дохода, если

  • номинальный доход увеличился на 10%, а уровень цен вырос на 7%;

  • номинальный доход равен 30 тыс. ед., а индекс цен в этом же году составил 106.

  1. Земельный участок дает ренту в 1000 долл. ежегодно. Норма ссудного процента = 5. Рассчитайте цену земли.

  2. Владелец участка земли сдал его в бессрочную аренду с ежегодной рентой 110 тыс. ед. Ставка процента = 10. Найти дисконтированный доход.

  3. Владелец дачи сдает ее на три года и требует по 1,1 тыс. долл. в конце каждого года. Ставка процента = 10.

а) Найти дисконтированный доход.

б) Какая сумма будет у владельца через три года?

в) Выгодно ли принять предложение жильцов заплатить вперед 2,7 тыс.

долл., если доходы от аренды не потребляются?

  1. Общее собрание акционеров решило распределить прибыль акционерного общества (5 млн. ден. Ед). следующим образом: большую часть прибыли выделить в фонд развития предприятия; вторую часть, равную половине первой, – использовать для строительства жилья работникам предприятия; третью, равную второй, – пустить на выплату дивидендов акционерам. Одновременно было решено выпустить акции для продажи на бирже ценных бумаг на сумму, равную выделенной на выплату дивидендов, в количестве 300 обыкновенных и 200 привилегированных акций (стоимость привилегированной акции на 1000 ден. ед. больше стоимости обыкновенной).

Необходимо рассчитать : 1) Сколько денег было выделено на каждое направление?

2) Какова стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции?

  1. Банковские депозиты выросли на 200 млн. р. Норма резервирования на этот момент составляла 20%. Каково потенциально возможное увеличение предложения денег?

  2. Норма обязательных резервов равна 0,15. Избыточные резервы отсутствуют. Спрос на наличность составляет 40% от объема депозитов. Сумма резервов равна 60 млрд. р. Чему равно предложение денег?

  3. Суммарные резервы банковской системы с безналичными ссудами равны 10. Во сколько раз увеличится ссудный потенциал банковской системы, если резервную норму уменьшить с 10 до 5%, а суммарные чековые вклады составляют: а) 40; б) 80?

  1. Объем товаров и услуг в стране составляет в продажных ценах 100 млрд. долл. Обращающаяся денежная масса составляет 20 млрд. долл. при скорости кругооборота денег, составляющей 6 оборотов в год. Государство эмитировало и разместило ценные бумаги на сумму 3 млрд. долл. С какой целью оно так поступило? Свои суждения подтвердите расчетами.

  2. Налогооблагаемая прибыль предприятия в базисном периоде составляет 50 млн. р., а в анализируемом периоде она выросла до 60 млн.р. Базисная ставка налога на прибыль 30%. Задаваясь самостоятельно подобранными шкалами прогрессии и регрессии, покажите размер налоговых обязательств в динамике при пропорциональном, прогрессивном и регрессивном налоговом обложении.

  3. Спрос равен 7 – р, предложение равно р – 3, субсидия равна 2, где р –цена. Как распределится эта субсидия между потребителем и производителем? Используйте график.

  1. Страна ^ А, используя все имеющиеся у нее ресурсы, может произвести 100 единиц товара Х или 60 единиц товара Y.

Страна В может произвести 80 единиц товара Х или 80 единиц товара Y.

а) На выпуске какого товара может специализироваться страна А и

страна В?

б) Покажите границы, в пределах которых могут устанавливаться цены

в торговле между этими странами.

  1. В городах А и В производится два вида товаров – костюмы и платья. В таблице показано, сколько костюмов и платьев производится в ателье двух городов за 1 день.

а) При отсутствии торговли между городами какова относительная цена

платья в обоих городах?

Товар

Город А

Город В

Костюмы

3

2

Платья

3

1

б) Какой из городов имеет сравнительное преимущество в производстве платьев?

в) Если города начнут торговать друг с другом, что будет экспортировать каждый из них?

г) В каких пределах установится соотношение цен на платья и костюмы

в условиях свободной торговли между городами?

  1. Функция спроса на товар N в стране А имеет вид ^ D= 80 – 20 р. Функция предложения представлена как S = -70 + 40 р. Функция спроса и предложения в стране В представлены, соответственно, как Dв = 60 – 10 р и Sв = 30 + 20 р. Определите уровень мировой цены (р) и объемы продаж при установлении торговых отношений между этими странами.


^

Примеры решения типовых задач



Задача 1

Железная дорога имеет объем перевозок Q = 8 млрд. приведенных ткм в год. Средняя доходная ставка составляет 0,3 р./ткм. Текущие издержки дороги ТС = 1,5 млрд р. в год, в т. ч. постоянные FC = 0,5 млрд р. в год.

Определите финансовое положение дороги. При каком объеме перевозок обеспечивается безубыточность железной дороги? Достигается ли финансовое устойчивость при объеме перевозок Q = 5 млрд приведенных ткм? При Q = 10 млрд приведенных ткм?
Решение

Финансовое положение дороги в первую очередь оценивается наличием прибыли. Прибыль определяется как разница между валовым доходом и текущими издержками ( П = Вд - ТИ). Отсюда прибыль будет равна П = 0,3*8-1,5 = 0,9 млрд руб. Тогда при Q = 8 млрд приведенных ткм железная дорога имеет прибыль 900 млн руб, а рентабельность составит 0,9/1,5*100% = 60%.

Объем перевозок на условиях безубыточности определяется по формуле:

Qбез = FC:D-AVC,

где D – средняя доходная ставка,

AVC – средние переменые издержки.

Переменные издержки VC при объеме перевозок Q = 8 млрд приведенных ткм составля.т:

VC = 1,5-0,5 = 1 млрд. р.

Тогда АVC = 1/8 = 0,125 р./ткм.

Qбез = 0,8*8^9/(0.3-0.125) = 5.16 млрд приведенных ткм.

При объеме перевозок Q = 5 млрд. привед. ткм финансовой устойчивости нет, т. к. П = 0,3*5-1,5=0

При объеме перевозок 10 млрд привед. ткм она обеспечена

П = 0,3*10-1,5=1,5
Задача 2

Функция спроса на контрактные услуги факультета Qd =45 –2 р,

функция предложения Qs =3 р – 5, где р- цена по контракту за один год обучения (тыс. р).

Рассчитайте “потребительский излишек” при равновесной цене. Определите сохраняется ли потребительский излишек при цене 15 тыс р? Если сохраняется, то каков его размер ?
Решение

Находим равновесную цену приравняв Qd = Qs, отсюда

45 –2р = 3р – 5 5р=50 р=10 тыс руб в год .

Равновесный объем продаж (прием студентов на коммерческой основе) Qd =45 –2р = 45-2*10 = 25 студентов. На цену 10 тыс руб в год охотно согласятся многие студенты. Но найдется цена, на которую не согласится любой студент. Этой цене соответствует Qd =0

Qd =45 –2р =0 2р=45 р = 22,5 тыс руб (запретительная цена)

«Потребительский излишек» это 0,5*25(22,5-10) = 12,5*12,5 = 156,25 – доход заказчиков вузовских услуг. Многие из них способны платить в принципе и больше 10 тыс руб, но заплатят именно 10 тыс руб, неприемлима лишь цена в 22,5 тыс руб.

При цене 15 тыс руб «потребительский излишек» уменьшится, но все же сохранится.

25x = (22.5-10)/(22.5-15)= 12.5/7.5

x = 25*7.5/12.5=187.5/12.5=15 чел,

отсюда «потребительский излишек» - 0,5*15*(22,5-15)=56,25 тыс руб.

Задача 3


Средние штучные издержки фирм-продавцов товаров составляют 90 ден.ед. Объем рыночного предложения Qs=900 ден.ед. товара. Спрос предъявлен на 500 ед. Норма накопления в продажной цене установлена на уровне 12% к издержкам. Обоснуйте продажную цену. Определите и объясните финансовые результаты деятельности фирм.
Решение

Продажная цена определяется как р= 90 + 0,12* 100 = 102 ден. ед/шт.

Выручка от реализации: TR = p* Q = 102 * 500 = 51 000 ден. ед.

Реализовано 500 ед., а произведено 900 ед., таким образом 400 ед. лишь «связывает» затраты без результатов. Издержки на всю партию равны 90 * 900 = 81 000 ден.ед.

Финансовый результат: убыток в 30 000 ден.ед. У = 51 000 – 81 000 = - 30 000 ден.ед.

Таковы последствия « производства ради производства»!

Задача 4


Предприятие целлюлозно-бумажной промышленности приобрело древесину на 2,5 млн.руб, последовательно изготовив из нее целлюлозу на сумму 4 млн.руб, а затем бумагу, использованную на производство тетрадей, на сумму 6 млн.руб. Тетради проданы студентам. Найдите изменение ВНП.
Решение

ВНП – рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за год. Приращение ВНП составит: Δ ВНП = стоимость древесины – добавленная стоимость в производстве целлюлозы и минус добавленная стоимость в производстве бумаги и тетрадей = 2,5 + (4 – 2,5) + (6 – 4) = 6 млн.руб. Промежуточная продукция не включается в состав ВНП.

Задача 5


Рост ВНП за год составил 112%. Агрегированный индекс цен за этот период составил 110%. Определите реальный прирост ВНП.
Решение

Реальный объем ВНП (ВНПр) равен номинальному ВНПн деленному на дефлятор (Д).

ВНПр = == 1,018, т.е. реальный ВНП увеличился только на 1,8% (1,018 – 1,000) * 100 =1,018.

Задача 6


Ссудный потенциал банка неизменно составляет 20. Резервная норма равна 10%. Найти абсолютное изменение суммы чековых вкладов, если резервы увеличились вдвое, а обязательные резервы – втрое.
Решение

Функция предложения «банковских» денег имеет вид: М= К*В.

где М – общий объем денежной массы;

В – сумма наличных денег на руках у населения;

К – мультипликатор денежного предложения, показывающий во сколько раз увеличивается каждая вложенная в банк денежная единица.

К = 1 / сч.

Где сч. – норма резервирования денег коммерческими банками.

При норме резервирования 10% (сч. = 0,1), К = 10. Резервы банка – ссуды по условию задачи равны 20. При увеличении обязательных резервов в три раза, сч. составляет 30%. Резервы банка увеличились вдвое, тогда стоимость ссуд составит 40 (20 * 2). Следовательно, баланс банка примет вид:

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Резервы обязательные

20

Чековые вклады

60

Ссуды

40









Задача 7


В результате повышения цены товара с 6 условных денежных единиц до 8, объем спроса (Qd) сократился с 10 млн. ден.ед., до 8 млн. Определите эластичность спроса по цене.
Решение

Эластичность спроса по цене (Еd) – это отношение величины изменения объема покупок к величине изменения цены, т.е.

Еd=

Процент изменения цены рассчитывается путем деления изменения цены на первоначальную цену ΔР= (6 – 8) / 6 = 0,33.

Процентное изменение спроса определяется путем деления величины изменения спроса на исходный спрос:

Δ Qd = (10-8) /10 = 0,2, тогда

Еd = : = 0,2 : 0,33 = 0,6.

Спрос считается эластичным, если Еd › 1, т.е. спрос растет или падает быстрее изменения цены, и неэластичным , если Ed ‹ 1, т.е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяется цена.

В данной задаче спрос неэластичен, т.к. Ed ‹ 1.
Задача 8

Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков. Определите перекрестную эластичность.
Решение

На эластичность спроса оказывают влияние: 1) наличие товаров-заменителей; 2)наличие товаров, дополняющих их. При наличии таких факторов определяется перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности (Епер) характеризует зависимость спроса на данный товар в зависимости от изменения цены на другой товар, выступающий по отношению к первому товару как взаимозаменяющий или взаимодополняющий.

Коэффициент перекрестной эластичности имеет более узкую среду применения по сравнению с коэффициентом эластичности по цене. Коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение (Епер) › 0 по взаимозаменяемым товарам и отрицательное значение по взаимодополняемым товарам.

Расчет производится по формуле:

Епер= : = .

Подставляя значения в формулу получим:

Есахар/чай= : = - 1: 1 = - 1 (взаимодополняющие)

Екофе/чай= : =2 (взаимозаменяемые)

Еспички/чай== : = 0 (независимые)


Похожие:

Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические указания и задачи к выполнению практических занятий...
Высшая математика [Текс] + [Электронный ресурс]: методические указания и задачи к выполнению практических занятий для студентов I...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconС учетом этого и составлены планы семинарских занятий по курсу «Основы...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, профессором кафедры социологии и управления персоналом
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические указания по организации самостоятельной работы и аудиторных...
Методические указания предназначены для студентов первого курса, обучающихся на специальности 141403. 65 «Атомные станции: проектирование,...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconПланы семинарских занятий 2 планы семинарских занятий для студентов...
Цель: Изучить структуру окружающей среды, основные среды жизни. Изучить типы биотических взаимоотношений
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconСеверский технологический институт
Руководство предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов инженерных специальностей вуза по...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические указания по курсу «Финансовый менеджмент» для студентов...
Методические указания для практических занятий по курсу «Финансовый менеджмент» разработаны в соответствии с программой курса для...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских (практических) занятий по курсу Экономика для студентов технических специальностей iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине «экономика строительства»
«Экономика строительства» для студентов направления подготовки: 010104 – «Профессиональное обучение: строительство» дневной и заочной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница