Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией


НазваниеВозникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией
страница1/39
Дата публикации16.03.2013
Размер7.46 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39




АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ АФРИКИ

АФРИКА:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОТСТАЛОСТИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1974




Под редакцией Ю. М. КОБИЩАНОВА,

Л. Е. КУББЕЛЯ (ответственный редактор) и И. В. СЛЕДЗЕВСКОГО

Сборник содержит статьи, посвященные особенностям исторического развития стран Африки, которые обусловили возникновение так называемой отсталости африканских обществ в экономической, политической и социальной сферах. Рассматриваются такие вопросы, как складывание общественного разделения труда в обществах, ведущих натуральное xq- зяйство; историческая специфика перехода от доклассового к классовому обществу в Тропической Африке; ход и особенности формирования колониальной экономики как особого типа экономической структуры; некоторые формы эксплуатации в бывших французских колониях Африки.

© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974.




Светлой памяти Сергея Руфовича Смирнова

^ ОТ АВТОРОВ

Предлагаемая вниманию читателей книга ие является ни коллективной монографией в традиционном смысле слова, ни сборником статей, более или менее разнообразных по теме, отбору материала и т. д. Это очерки, объединенные общностью рассматриваемых проблем н принципиальным единодушием в их решении или, иначе говоря, единством концепции и замысла, при значительной свободе авторов в выборе конкретного объекта исследования во времени и пространстве. Ни один из очерков не претендует ни на полный охват материала по всему Африканскому материку, ни на исчерпывающее освещение темы, однако все они ставят одни и те же ключевые вопросы социально-экономического развития Африки в тот или иной период ее истории, Рассматривая такие вопросы, Ю. М. Кобищанов концентрирует свое внимание на Северо-Восточной Африке и Тропической Африке южнее экватора, Е. П. Дятел — на отдельных народах Южной и Восточной Африки, И. В. Следзевский — на Западной Африке, В. В. Анненков — на Сенегале. Ю. М. Кобищанов использует преимущественно материал докjлониалъного времени, тогда как остальные авторы привлекают в основном материал колониального и пост- колониального периодов.

Монографическое, а не очерковое исследование причин исторической отсталости Африки в целом в настоящее время невозможно из-за фрагментарности наших знаний в области социальной истории этого материка и из-за недостатка конкретно-исторических и статистико-экономических работ.

В центре внимания всех очерков находится проблема формационного анализа африканских обществ как до, так и после их порабощения колониальными державами. Ставятся вопросы социально- экономического развития Африки в колониальный период, в частности исследуется сущность колониальной монополии и ее влияние на развитие мелкотоварного уклада в африканских обществах, ана

3




лизируется характер этого уклада (на примере Сенегала). Вместе с тем авторы считают, что понять причины отсталости современной Африки и найти пути ее преодоления можно, лишь рассмотрев механизм социально-экономического развития, сложившийся в Африке под влиянием колониализма, диспропорций в общественном воспроизводстве и специфических типов многоукладности, включающей и традиционные структуры, ведущие свое происхождение от доколониальных времен. В связи с этим подвергнуты исследованию причины особой застойности первобытных обществ Африки и рассматриваются вопросы характера и темпов развития Африки в доколониальный период и особенностей становления феодальной формации в Тропической Африке.

При изучении всего этого сложного комплекса проблем авторы неизбежно должны были коснуться основных понятий политэкономии первобытнообщинной и феодальной формаций и капиталистической формации в ее колониальном варианте. В решении этих вопросов авторы неизменно руководствуются учением марксизма-ленинизма как единым диалектическим целым, ибо лишь таким образом можно дать достойный отпор как ревизионизму, так и догматизму.

Марксистско-ленинский анализ социально-экономических проблем исторического развития африканских дбществ требует также и преодоления не изжитого до конца формального подхода к изучению общественных явлений, при котором конкретные закономерности развития дедуктивно выводятся из общих понятий; явления, типичные для одних структур, произвольно переносятся в другие структуры и т. п.

Авторы надеются, что с выходом книги в свет продолжится плодотворное обсуждение поднятых в ней Boпросов, начатое советскими историками в последние годы, что будет способствовать более глубокому анализу актуальных проблем развивающихся стран.


Ю. М. Кобищанов

^ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ИСТОРИИ АФРИКИ

История создается людьми внутри определенной конкретно-исторической сферы, пределы которой обусловлены уровнем развития данного общества или совокупности обществ. Конкретно-историческая сфера, или исторический мир,— это такая совокупность обществ, в которой происходят исторические события, совершаются исторические факты, влияющие на жизнь данного общества. Например, начало культивации маиса, помидоров, табака, американских сортов хлопчатника и фасоли были важными событиями истории доколумбовой Америки. Однако фактами африканской истории они стали лишь после целой цепи событий, происходивших за пределами Африканского материка и до поры до времени не оказывавших абсолютно никакого влияния па жизнь африканских народов. Сначала это было развитие производства у народов доколумбовой Америки и Южной и Западной Европы, затем открытие Нового Света Колумбом, его колонизация европейцами, начало португальского, а затем голландского и английского проникновения в Африку и т. д. Лишь установив через португальцев и других европейцев связь с Новым Светом, африканцы соединили свой исторический мир с этим историческим миром, лежащим по другую сторону Атлантики.

Пределы исторического мира, или конкретно-исторической сферы, менялись с течением времени, от одной

5




эпохи к другой. В основном это был процесс постепенного расширения конкретно-исторических сфер и слияния их между собой.

Узок и примитивен был исторический мир людей первобытнообщинной формации; изолированные от большинства человечества, что было неизбежно при тех. средствах передвижения и тех общественных отношениях, которые у них были, эти люди знали о существовании лишь собственной общины и немногих других соседних общин, оказывавших некоторое влияние на их жизнь. Они не имели ни объективных возможностей,, ни побудительных причин расширить свой кругозор,, чрезвычайно бедный идеями и знаниями об ойкумене. В их искусстве и религии лишь случайно отражались контакты с более далекими народами, даже если эти последние обладали значительно более развитой культурой, но запечатлевались (чаще всего в фантастической форме) такие события всемирно-исторического значения, как установление родового строя, переход к земледелию, приручение диких животных и т. д.

Не широк и не 'Сложен был и традиционный мир африканских крестьян, которые вели мелконатуралыюе потребительское хозяйство. Однако управлявшие ими и эксплуатировавшие их феодалы были связаны с правителями государств, во владениях которых эти крестьяне жили; при дворах правителей, в городах находились купцы, посещавшие чужие земли или прибывавшие из далеких стран. Эти правители имели мирные либо военные политические отношения с целым рядом ближайших и более отдаленных государств и т. д.

В настоящее же время исторический мир любого народа охватывает всю Землю, а с развитием космонавтики вышел и за ее пределы.

Исторический мир, таким образом, есть понятие историческое. Он представляет собой систему обществ и цивилизаций, тесно связанных друг с другом, которые сами являются фактами историческими. Цивилизацией мы называем, принимая определение, предложенное Л. Н. Гумилевым, суперэтническую общность [104, стр. 150; 105, стр. 114; 106, стр. 98 и сл.], характеризующуюся известным социально-экономическим и культурным единством, находящим выражение в самосознании ее членов. Таким образом, цивилизация — это система

6




обществ, складывавшаяся исторически. Меньшую степень единства мы находим в системах цивилизаций, хотя на практике не всегда можно определить, имеем ли мы дело с одной цивилизацией или с целой системой, либо со складывающейся системой цивилизаций. Цивилизации и системы цивилизаций зарождались, развивались и сливались друг с другом либо распадались и гибли. Обширнейшую и наиболее развитую систему цивилизаций уже с середины I тысячелетия до н. э. представлял собой евразийский мир, протянувшийся от Западной Европы до Дальнего Востока и захвативший Северную Африку.

Как справедливо заметил Д. А. Ольдерогге, Африку южнее Сахары нельзя считать «всего лишь окраиной Старого Света, народы которой лишь пользовались достижениями великих культур Древнего Востока» {193, стр. 180]. Это автономный исторический мир с ярко выраженными особенностями развития производства (например, преобладание мотыжного земледелия на протяжении тысячелетий вплоть до настоящего времени), социальной структуры, форм политической организации, духовной культуры. Определенное, хотя и ограниченное единство Тропической Африки, историческая ■общность судьбы ее народов нашли одно из своих выражений в известном антропологическом единстве этого исторического региона. Другое выражение этого единства — определенное, также ограниченное сходство уровня социально-экономического развития основных пародов Тропической Африки, близость его путей и темпов.

Известная, хотя и ограниченная общность африканских цивилизаций не может быть объяснена одним только спонтанным и изолированным развитием в сходных экологических условиях, особенно если учесть не только сходство, но и разнообразие этих условий. Эта общность является результатом взаимодействия трех главных исторических моментов: 1) генетической общности основных народов Тропической Африки, связанной с их расселением по просторам материка из общих центров и поддерживаемой постоянными контактами с соседними более или менее родственными народами;

  1. ' контактов с евразийской системой цивилизаций, притом главным образом с одними и теми же ближайшими

7




к Тропической Африке странами, отчасти — с Индией: и Европой, в средние века — с арабо-мусульманским миром и т. д., и, кроме того, контактов многих африканских народов с ведущими цивилизациями самой Тропической Африки (мероитской, христианско-нубийской, аксумской, христианско-эфиопской, западносуданской, йорубской, суахилийской, цивилизацией Зимбабве и др.); 3) дальнейшего развития африканских обществ и культур, включающих в себя сходные автохтонные и заимствованные элементы в сходных экологических и исторических условиях.

Основные законы социального развития общи для всего человечества, и пути развития обществ Африки южнее Сахары в основном не отличались от путей человеческого прогресса в остальных частях ойкумены. Поэтому нет ничего искусственного в принципе сопоставления африканских обществ с иеафриканскими и объяснения первых из вторых и наоборот. Только путем такого сопоставления мы можем выявить местные особенности. В то же время некоторые черты африканских культур обладают неповторимым своеобразием и функционально компенсируют отсутствие или неразвитость иных черт, характерных для цивилизации Евразии. При таком сопоставлении мы неизбежно приходим к выводу об относительном отставании Тропической Африки, составляющей основную часть Африки южнее Сахары, от системы цивилизаций Евразии — Северной Африки. Ниже будут показаны формы и временные рамки этого отставания. При этом некоторые черты африканских обществ и культур нельзя объяснить одной только отсталостью, а, скорее, развитием в своеобразных условиях. Следует подчеркнуть, что отсталой Тропическая Африка и вся Африка южнее Сахары являлась лишь по сравнению с Евразией, но не с доколумбовой'Америкой, Сибирью до русской колонизации, Океанией и тем более Австралией.

^ ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

Историческая регионализация закономерна, поскольку она пытается выявить общности более широкие или более узкие, чем отдельное общество. Регионализацию

8




можно проводить по какому-то одному признаку (этнолингвистическому, расовому, духовно-культурному, материально-культурному). Но в этом случае мы увидим, что контуры карт, построенных по какому-либо одному, даже весьма существенному, признаку, не совпадают или мало совпадают друг с другом. Можно проводить регионализацию по совокупности ряда признаков, как это обычно делают этнографы. В таком случае обнаружится ограниченное соответствие между признаками, «негрская раса», «бантоидные языки», «мотыжное земледелие», «негро-африканская музыка» и пр. Подобные совпадения обусловлены исторически, но они весьма ограничены, так как зависят от сочетания многих конкретных исторических условий.

Более перспективным нам представляется другой путь —• выделение исторических регионов и центров на основании каких-то основных исторических общностей. Эти общности — контактные зоны, иначе— системы цивилизаций (культур), внутри которых происходит взаимовлияние разных цивилизаций и хозяйственно-культурных типов.

Наиболее общие подразделения обусловлены самой природой.

^ ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕГИОНЫ

Африка находится в восточном полушарии Земли, или в Старом Свете, большую часть которого занимает огромный материк Евразии. Африканский материк (наименее расчлененный из континентов) и расположенный далеко на восток от него огромный островной мир Аустронезии примыкают к Евразии с юга, отделенные от нее широкими морями и соединенные с ней узкими перешейками: соответственно Суэцким и Кра. Америка же отделена как от Африки, так и от Евразии и Аустронезии просторами двух величайших океанов: Тихого и Атлантического. До эпохи великих географических открытий, за которой последовали эпохи работорговли и колонизации, Африка если и была связана с Америкой, то весьма слабо, несравненно меньше, чем с Евразией. Исторические контакты с этой последней имели для Африки огромное значение.

9




На континенте Евразии четко выделяются четыре огромных полуострова: Западная Европа, Левант вместе с Аравийским и Малоазиатским полуостровами, Индостан, Индокитай. К Леванту по своим физикотеографиг ческим условиям приближаются лежащие непосредственно на запад от него территории Северной и Северо- Восточной Африки вместе с Эфиопским нагорьем и равнинами Африканского Рога (Сомали). От Леванта эту часть Африки отделяют только неширокие Средиземное и Красное моря и Аденский залив, от Южной Европы — только Средиземное море. Исторически страны Северной и Северо-Восточной Африки были тесно связаны не столько с внутренними районами континента, сколько с Левантом и Южной Европой. Из Леванта в эти страны но морям и по суше совершались переселения народов: семитоязычных финикийцев, сабеев, евреев, арабов; из Европы — индоевропейских по языку древних греков, римлян, вандалов, аланов, византийцев и др. Впрочем, византийцы, как позднее мамлюки и турки, происходили частью из Европы, частью — из Леванта.

В отличие от островной Аустронезии и сравнительно богатых полуостровами и островами Евразии и Америки, Африка очень слабо расчленена морями и заливами. Четыре главных полуострова: Магриб, Африканский Рог, Западная Африка и Южная Африка, очень слабо обозначены. Островов мало. Мадагаскар, Коморские острова и прибрежные острова Сахеля — единственные в африканской части Индийского океана — по своей истории принадлежат не столько Африке, сколько Аустронезии и Евразии. Канарские острова и о-в Фернандо-По до европейской колонизации представляли собой заповедные уголки неолита, изолированные от континента. Другие же архипелаги не были заселены. Таким образом, история Африки носила сугубо континентальный характер. Водные преграды преодолевались преимущественно не со стороны этого материка, а из других регионов мира (Южной Азии, Аустронезии, Китая, Европы, а также из Северной Африки). Поэтому для самой Африки они играли роль четко обозначенных рубежей.

Другого рода естественные преграды — пустыни

1 В данном случае имеется в виду не только экологическая зона абсолютной пустыни, но и зоны кустарни^вых пустынь, злаковокустарниковых пустынь, полупустынь и опустыненных саванн.

10




протянувшиеся в районе северного тропика поперек материка от берега Атлантического океана до берега Красного моря и Аденского залива, а ,в районе южного тропика глубоко врезающиеся в глубь материка от берегов Атлантики, — делят Африку на три субконтинента: Северную Африку, лежащую между Сахарой и Средиземным морем, Южную Африку, расположенную южнее пустынь Намиб и Калахари, и Тропическую Африку — между ними. Тропическая Африка — самый большой и самый гетерогенный из этих трех субконтинентов. Каждому из них соответствует особая ботаническая область: Северной Африке — Голарктическая, занимающая также большую часть Европы и Азии; Южной Африке — Капская область (по мнению некоторых ученых, она представляет собой лишь подобласть следующей области); Тропической Африке — Эфиопская область. Труднопроходимый влажный тропический лес (гилея), протянувшийся в экваториальной полосе от берегов Атлантики до области Великих африканских озер, представляет собой еще одну естественную преграду, разделяющую Тропическую Африку почти пополам. В то же время вместе с обрамляющими пояс гилеи листопадно-вечнозелеными лесами эта лесная экваториальная область составляет один из главных естественных регионов материка 2. В итоге естественные преграды делят Африканский материк на семь естественных регионов, каждый из которых представляет совокупность нескольких близких между собой экологических зон: 1) африканское Средиземноморье; 2) северные пустыни (Сахара, Аравийская, Нубийская, Данакильская, Сомалийская); 3) северные саванны, речные долины и нагорья; 4) экваториальные леса; 5) южные саванны и речные долины; 6) южные пустыни (Намиб, Калахари); 7) Капская область. Эти регионы располагаются на карте Африки в широтном направлении, заходя друг в друга «языками» и «пятнами». Так, отдельные «языки» и «пятна» экваториальных лесов (влажных тропических и смешанных листопадно-вечно

2 На заре истории зона лесов занимала большую часть Тропической Африки и представляла собой еще менее преодолимый барьер, чем зарождавшаяся Сахара. Горные леса Эфиопии смыкались с болотами Верхнего Нила и Чада, большая часть Восточной Африки и Западного Судана являлась лесной территорией.

11




зеленых) заходят далеко на северо-запад вдоль северного берега Гвинейского залива, а также частично сох-, раняются до сих пор или существовали в историческое время на берегах Индийского океана. «Языки» и «пятна» северных пустынь в виде полупустынь и опустыненных саванн проникают в глубь Восточной Африки далеко на юг, в виде Данакильской и 'Сомалийской пустынь, засушливых саванн Южной Эфиопии, Кении, Танзании. Тропические саванны на востоке материка образуют естественный «мост» между третьим, пятым и седьмым регионами. Еще один такой «мост» — долина Нила—соединяет первый регион с третьим; роль «моста», соединяющего последний с Аравией, играет также узкое Красное море.

Второй, четвертый и шестой регионы лежат в малоблагоприятных для производственной деятельности людей природно-климатических зонах, так как включают в себя безлюдные и труднопроходимые пространства абсолютной, кустарниковой и злако-кустарниковой пустынь, полупустыни и гилеи; первый и седьмой регионы включают в себя экологические зоны наибольшего благоприятствования, а третий и пятый — зоны среднего и выше среднего благоприятствования хозяйственной деятельности человека.

Внутри основных естественных регионов выделяются субрегионы. Так, на северо-востоке Тропической Африки внутри естественного региона пустынь четко выделяются области Нубийской, Данакильской и Сомалийской пустынь,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией icon"наука" главная редакция восточной литературы научно-издательский центр "ладомир"
«Законы Ману» (manavadharma sastra) самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconМ. Мид культура и мир детства
Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ан СССР и Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» начиная с 1983...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией icon"наука" главная редакция восточной литературы научно-издательский центр "ладомир"
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconКраткое предуведомление
Вашему вниманию книга вышла в 1995 году в издательстве "Восточная литература" (бывш. Главная Редакция Восточной литературы издательства...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconДиалектика • Санкт-Петербург • Киев Москва' ббк (Ю)88. 6 Б75
...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconСодержание
Литературы, том 9 (c) Издательство "Художественная литература", Москва, 1975. Перевод с древнеисланлского А. Корсуна Редакция перевода...
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconЛ. С. Барютин и др под редакцией Казанцева,Миндели,2-е издание переработ...
Список рекомендуемой литературы по дисциплине: «Управление инновационными процессами»
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconМоскра издательство досааф 1974
Подготовка автомобильных двигателей к со­ревнованиям. М. Изд-во досааф, 1974 160 с с ил
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconСписок литературы под редакцией И. И. Елисеевой Эконометрика, М,: Финансы и статистика, -2001 г
Под редакцией И. И. Елисеевой Практикум по эконометрике, М,: Финансы и статистика, -2001 г
Возникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная редакция восточной литературы москва 1974 Под редакцией iconО. И. Чистякова Издательство бек москва, 1998
Под редакцией доктора юридических наук, профессора, члена-корреспондента Академии естественных наук Российской Федерации, лауреата...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница