Программа учебной дисциплины Общая теория статистики


НазваниеПрограмма учебной дисциплины Общая теория статистики
страница1/6
Дата публикации17.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский институт (филиал)

Программа учебной дисциплины

Общая теория статистики

Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 «Экономика»

Профиль – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Финансы и кредит»

«Экономика и управление на предприятии»

Квалификации выпускника - бакалавр

Челябинск 2011
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: для качественной подготовки специалистов для органов государственной и муниципальной власти, а также бизнес-структур и общественных организаций ознакомить с основными понятиями статистики, системой статистических показателей, характеризующих условия и результаты деятельности организаций.

Задачи: овладеть простейшими методами экономико-статистического анализа, с помощью которых можно в дальнейшем анализировать состояние дел организаций, разрабатывать варианты управленческих решений и давать оценку поставленных перед организацией целей.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс статистики – неотъемлемая составная часть профессионального цикла (базовая часть) образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономики (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности;

- способности собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

- способности анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- способности критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

  • исчисления обобщающих статистических показателей;

  • методологию экономическо-статистического анализа;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.


Уметь:

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

  • анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

Владеть:

  • понятийным аппаратом истории статистической науки;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации о социально-экономических явлениях и процессов.

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

1. Предмет, метод и задачи статистики

1.1 Научные основы статистики.

1.2 Этапы статистического исследования социально-экономических явлений.

1.3 Методы статистики.

1.4 Статистическое измерение, методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов.

1.5 Организация статистики. Переход на международную систему учета и статистики.

1.6 Международные статистические организации.
2. Статистическое наблюдение, сводка и группировка данных

2.1 Понятие о статистическом наблюдении.

2.2 Программно-методологические и организационные вопросы сбора информации, их совершенствование.

2.3 Организационные формы и виды статистического наблюдения.

2.4 Способы статистического наблюдения.

2.5 Статистическая сводка, ее содержание и задачи.

2.6 Значение группировок в статистическом исследовании, виды группировок, их применение в статистике.

2.7 Использование результатов сводки для анализа социально-экономических процессов.

3. Абсолютные и относительные величины

3.1 Виды абсолютных величин, единицы измерения и способы получения.

3.2 Относительные величины, их виды, способы расчета (относительные величины планового задания, структуры, динамики, интенсивности, координации, сравнения и методы их исчисления и анализа).

3.3 Взаимосвязь абсолютных и относительных величин, необходимость их комплексного применения.

3.4 Методы международного сравнения абсолютных и относительных величин.

3.5 Графические методы представления абсолютных и относительных величин.
4.Средние величины и показатели вариации

4.1 Средняя в статистике, ее сущность и условия применения.

4.2 Расчет средней по данным вариационного ряда распределения.

4.3 Понятие вариации признака в совокупности и значение ее изучения.

4.4 Показатели вариации признака (размах вариации, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

4.5 Использование средних и показателей вариации в экономическом анализе.
5. Выборочное наблюдение

5.1 Теоретические основы выборочного наблюдения.

5.2 Генеральная и выборочная совокупности, их обобщающие характеристики.

5.3 Средняя и предельная ошибки выборки для варьирующего и альтернативного признаков. 5.4 Виды выборки и расчет ошибок выборки.

5.5 Практика применения выборочного метода в статистике.

5.6 Выборочные методы изучения общественного мнения.
6. Ряды динамики

6.1 Виды рядов динамики и их особенности.

6.2 Аналитические показатели анализа ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

6.3 Средние показатели ряда динамики.

6.4 Методы выявления основной тенденции развития в рядах динамики.

6.5 Методы изучения сезонных явлений.

6.6 Графическое изображение рядов динамики.

6.7 Корреляционная зависимость между уровнями различных рядов динамики.

6.8 Статистическое прогнозирование на основе рядов динамики.
7. Индексы

7.1 Понятие об индексах в статистике. Классификация индексов.

7.2 Индивидуальные и общие индексы.

7.3 Агрегатный индекс.

7.4 Индексы Г. Пааше, Э. Ласпейреса, их применение.

7.5 Среднеарифметический и среднегармонический индексы.

7.6 Индексы переменного, постоянного составов и структурных сдвигов.

7.7 Взаимосвязи индексов.

7.8 Использование индексов в экономическом анализе.

7.9 Использование индексов в макроэкономических исследованиях.
8. Статистические методы изучения взаимосвязей

8.1 Виды и формы связей.

8.2 Основные статистические методы изучения взаимосвязей: метод параллельных рядов, аналитические группировки, графический метод, балансовый метод.

8.3 Корреляционно-регрессивный метод анализа.

8.4 Понятие однофакторной и многофакторной моделей связи.

8.5 Показатели тесноты корреляционной связи: линейный коэффициент корреляции, индекс корреляции, эмпирическое и теоретическое корреляционное отношение.

8.6 Показатели тесноты связи альтернативных признаков.

8.7 Особенности многомерных методов изучения связи.

8.8 Статистическое моделирование и прогнозирование.


5. Варианты контрольных работ

Вариант №1

1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
^ 2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
3. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей С. целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
4. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

б) пол - мужской;

в) возраст - 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время - да;

д) национальность - русская;

е) родной язык - русский;

ж) образование - среднее специальное;

з) место работы - детский сад;

и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
5. Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные):

(млн руб.)
















Объем










Собственный

капитал

Привлеченные

ресурсы

Балансовая

прибыль

вложений

Ссудная

N п/п

Сумма

в государственные




активов










ценные бумаги

задолженность











































1

645,6

12,0

27,1

8,1

3,5

30,8

2

636,9

70,4

56,3

9,5

12,6

25,7

3

629,0

41,0

95,7

38,4

13,3

26,4

4

619,6

120,8

44,8

38,4

4,4

25,3

5

616,4

49,4

108,7

13,4

15,0

20,9

6

614,4

50,3

108,1

30,1

19,1

47,3

7

608,6

70,0

76,1

37,8

19,2

43,7

8

601,1

52,4

26,3

41,1

3,7

29,1

9

600,2

42,0

46,0

9,3

5,2

56,1

10

600,0

27,3

24,4

39,3

13,1

24,9

11

592,9

72,0

65,5

8,6

16,7

39,6

12

591,7

22,4

76,0

40,5

7,5

59,6

13

585,5

39,3

106,9

45,3

6,7

44,9

14

578,6

70,0

89,5

8,4

11,2

32,2

15

577,5

22,9

84,0

12,8

19,3

45,1

16

553,7

119,3

89,4

44,7

19,4

24,5

17

543,6

49,6

93,8

8,8

5,7

31,1

18

542,0

88,6

26,7

32,2

7,8

37,1

19

517,0

43,7

108,1

20,3

8,3

23,1

20

516,7

90,5

25,2

12,2

9,7

15,8


Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив четыре группы с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconЛитература по курсу “ Общая теория статистики” Общая теория статистики
Общая теория статистики. Под ред. А. Я. Боярского, Г. А. Громыко. 2е изд. М.: Издательство Моск ун-та. 1985г
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики icon«обшая теория статистики»
Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2001
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconПримерная программа учебной дисциплины история мировой культуры
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconРабочая программа учебной дисциплины б. 11 «Уголовный процесс» Кафедра...
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconЛариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая...
Литература: Чечек Д. М. «АЮ»; Сорокин «апп»; Старилов Л. Н. «Административная юстиция, теория и история»; Николаева, Соловьев «Административная...
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconУчебная программа дисциплины
...
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) теория бухгалтерского учета...
Бухгалтерский учет и контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «Теория государства и права»
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...
Программа учебной дисциплины Общая теория статистики iconГромыко Г. Л. Общая теория статистики: Практикум
Вместо заключения приведем шуточное по виду и все же серьезное стихотворение о статистике1
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница