6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.)


Название6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.)
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3

6.3. Экономические системы стран региона, исламская экономическая система (Баженова Е.Ю.)

6.3. Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е.Ю.)

Процесс производства, распределения и потребления благ в обществе оказывается всегда организованным тем или иным способом, который и определяет конкретный тип экономической системы, т.е. особым образом упорядоченной системы связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Экономическая система – это общая сумма действующих законов, традиций, моральных ценностей, государственных (правительственных) структур в экономике, которые общество использует для выявления и учета производственных и личных потребностей и для распределения материальных и людских ресурсов по видам деятельности.

Экономическую систему можно также определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему.

Любые экономические процессы протекают на конкретной территории, а экономические системы имеют свою пространственную определенность. Конечно же экономика концентрирует свое внимание не на пространстве вообще, а на освоенном человеком пространстве (территории) – ойкумене (от греч. Oikuménē) - термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли. Причем в данном случае речь идет в первую очередь о хозяйственном освоении пространства.

^ Хозяйственное освоение пространства неразрывно связано с общественным разделением труда, которое лежит в основе территориальной организации общества, включая территориальную организацию производительных сил. Общественное разделение труда (ОРТ) рассматривается на различных уровнях (общее, частное и единичное), а также в двух аспектах – отраслевом (профессиональном) и территориальном (географическом). Так, например, общее разделение труда означает выделение таких наиболее крупных элементов профессионального структурирования хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и т.д.; частное разделение труда – разделение крупных родов общественного производства на виды и подвиды (машиностроение – сельскохозяйственное машиностроение и т.д.); единичное разделение труда – разделение труда внутри первичной ячейки общественного производства – предприятия (например, основное и вспомогательное производства).

ОРТ непосредственно проявляется в обмене результатами труда, специализации и кооперации. Причем это справедливо как для отраслевого, так и территориального его видов. Развитие территориального разделения труда определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:

  1. различия в географическом положении территории (так, различия в географическом положении территорий – центральное, периферийное, соседское, приморское – оказывают существенное влияние на ее специализацию, развивая или наоборот сдерживая те или иные виды производства товаров и услуг);

  2. обеспеченность территории природными ресурсами и особенности ее природных условий;

  3. обеспеченность территории трудовыми ресурсами;

  4. уровень социально-экономического развития и научно-технического развития;

  5. инфраструктурная обеспеченность территории;

  6. этно-исторические и социокультурные особенности населения территории.

Развитие общества и хозяйства, а также конкретно-исторические условия трансформируют данные факторы, меняя их приоритетность, приводят к возникновению новых факторов.

Территориальное разделение труда отражает степень экономической освоенности пространства и выражается в закреплении отдельных отраслей за определенными территориями. Таким образом, территориальное разделение труда выступает фактором пространственного структурирования экономической деятельности путем, во-первых, выделения из хозяйственной деятельности различных её видов и разновидностей, во-вторых, их территориального обособления, и, наконец, взаимосвязи различных видов деятельности в единую территориально локализованную систему.

Ключевые предпосылки соответствующего структурирования экономического пространства территории, возникновения соответствующих элементов и форм пространственной организации экономики, могут быть описаны следующими тезисами:

  • человеческая деятельность осуществляется в конкретном пространстве, на конкретной территории, а ресурсы, продукты, рынки локализуются в определенных местах этой территории;

  • ресурсы, их производство и потребление распределены в пространстве неравномерно, причем часть ресурсов, обладая свойством иммобильности, объективно предопределяют пространственную дифференциацию факторов и условий развития;

  • ресурсы ограничены, а их использование обладает определенной альтернативностью, что обусловливает существование проблемы их эффективного распределения и использования (потребления).

Отраслевой аспект общественного разделения труда также реализуется в конкретных - отраслевых формах структурирования и организации хозяйства. Исходным понятием здесь выступает понятие отрасли хозяйства, понимаемой как совокупность предприятий или организаций, производящих однородные товары или услуги (обувная промышленность, зерноводство, высшее образование). Различные отраслевые и межотраслевые сочетания предприятий и производств образуют конкретные отраслевые формы организации хозяйства: отраслевые комплексы (легкая промышленность, пищевая промышленность, растениеводство) и межотраслевые комплексы – совокупность отраслевых комплексов, производящих идентичную группу товаров или услуг, имеющих сходную технологию производства и выполняющих общую народнохозяйственную функцию (топливно-энергетический, металлургический, военно-промышленный, агропромышленный и т.п. комплексы). Кроме того, выделяют секторальную структуру хозяйства – группы отраслевых и межотраслевых комплексов, объединяемых по типу используемого сырья и/или по стадии его переработки. Традиционно выделяют:

  • первичный сектор хозяйства – обеспечивает экономику продуктами непосредственно-природного происхождения (охота, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых);

  • вторичный сектор хозяйства – перерабатывает продукцию первичного сектора (обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство);

  • третичный сектор хозяйства – сфера услуг, обеспечивающая функционирование первых двух секторов, а также их взаимосвязь с потребителями товаров и услуг (инфраструктурная роль); кроме того, данный сектор получает и самостоятельное, равноправное значение. Традиционно к данному сектору относят транспорт, связь, торговлю, финансы, бытовое обслуживание);

  • четвертичный сектор – сектор управления и администрирования;

  • пятеричный сектор - включает творческие, научные, социальные виды деятельности (наука, искусство, образование, здравоохранение и т.п.).

Соотношение данных секторов в совокупном общественном продукте позволяет определить уровень и тип развития экономики территории (индустриальный, постиндустриальный). При этом официальной статистикой учитывается только три первых сектора.

Сочетание отраслевого и территориального аспектов общественного разделения труда и соответствующее структурирование экономического пространства возможно в таких формах, как территориально-производственные комплексы (ТПК), кластеры. Территориально-производственный комплекс (ТПК) – сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. Считается, что ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с опорой на природно-ресурсный потенциал.

Кластер (или сетевая промышленная группа) – группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса и характеризующихся общностью направлений деятельности и взаимодополнением друг друга.

В экономической литературе наибольшее распространение получила классификация экономических систем по двум признакам:

1) по форме собственности на средства производства;

2) по способу координации и управления экономической деятельности.

Эти способы могут быть сведены в три основные группы:

• основанные на традициях и обычаях (традиционная экономическая система);

• основанные на командно-административных методах (командная экономическая система);

• основанные на рыночном механизме (рыночная экономическая система).

Как известно, современные экономические системы представляют собой смешанные экономические системы, включающие элементы и традиционной, и командной, и рыночной систем.

Выделяют три модели смешанной экономики по той роли и тем функциям, которые выполняет государство в таких экономиках. Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей. Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции. В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В разных странах сложились свои национальные модели смешанной экономики. Выделяют некоторые наиболее типичные страновые экономические модели. В экономической литературе им обычно дают название по той стране, где данная экономическая модель наиболее ярко выражена. Так, выделяют шведскую, японскую, американскую модели, модель социального хозяйства ФРГ, южно-корейскую модель.

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современной экономической литературе встречается термин «исламская экономика», под которой главным образом понимается система взглядов на экономические отношения с исламских позиций, и в такой интерпретации этот термин тождественен понятиям «исламская экономическая модель» или «концепция исламской экономики» (Р.И. Беккин).

Впервые термин «исламская экономика» появился в книге мусульманского ученого из Индии Саййида Маназира Ахсана Гилани «Исламская экономика», которая была опубликована на урду в 1947 г. В этой книге автор говорил о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Более чем через 15 лет после издания этой книги в мире появились первые исламские финансовые институты, а сам термин в научной литературе утвердился лишь с середины 1970-х годов.

В современной литературе существуют различные толкования понятия «исламская экономика». В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Умера Чапры, исламская экономика - это отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями - без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества.

Исламская экономика, как отмечает известный российский исследователь этой модели Р.И. Беккин, рассматривается и понимается в литературе как:

  • экономическая политика, основанная на Коране и сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин);

  • общественная наука, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей (М.А. Маннан);

  • ответ мусульманских мыслителей на экономические вызовы их времени (М.Н. Сиддики);

  • модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе (С.Н.Х. Накви);

  • учение о поведении мусульманина, который управляет ресурсами, представляющими собой доверительную собственность Аллаха в целях достижения благоденствия (М. Ариф);

  • знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами (Хасан аз Заман).

Под исламской экономикой будем понимать способ организации хозяйственной жизни общества, который основан на положениях Корана и сунны, а также выводах мусульманско-правовой доктрины. При этом следует учитывать, что особенности исламской экономической модели наиболее четко и рельефно проявляются в финансовой сфере, поскольку именно в ней возможно было реализовать альтернативу процентному финансированию. Исламскую финансовую систему можно определить как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате - мусульманском праве (Р.И. Беккин).

Говоря об исламской финансовой системе как составной части исламской экономики, следует иметь в виду, что речь идет не о финансовой системе в традиционном понимании, а о системе как совокупности институтов и инструментов. Только в одной стране мира – Судане – финансовый сектор полностью исламизирован, в большинстве же стран исламские финансовые институты являются частью существующей традиционной финансовой системы. К институтам исламской экономики можно отнести следующие:

  1. исламские банки;

  2. исламские инвестиционные фонды;

  3. исламские страховые компании (такафул). Такафул (араб. – взаимное предоставление гарантии) – система исламского страхования, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненное любому из них (включая прежде всего денежное возмещение);

  4. исламские ценные бумаги (сукук). Сукук – это облигации, которые структурируются в соответствии с требованиями шариата (в широком смысле). Сакк (ед.ч. от сукук) – документ (сертификат), удостоверяющий право его владельца на долю в праве общей собственности на имущество, посредством использования которого (через куплю-продажу при выпуске мурабаха-суккук, куплю-продажу с последующей сдачей в аренду в случае иджара-суккук, и др.) осуществляется финансирование, или на долю в финансируемом через выпуск суккук проекте (мушарака-суккук, мудараба-суккук);

  5. вакф (в переводе с арабского - ограничение, связывание) - представляет собой неотчуждаемое имущество, переданное на цели, определенные его учредителем. Институт вакфа – типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходят к бенефициариям, а распоряжение ограничено волеизъявлением учредителя вакфа;

  6. исламские налоги (закят). Закят – налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины;

  7. золотой динар.

Исламская финансовая система регулируется и унифицируется следующими международными финансовыми институтами:

  • Исламский банк развития (ИБР);

  • Международный совет по исламским финансовым услугам;

  • Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ);

  • Международная организация по исламским финансовым рынкам.

В настоящее время изучается возможность создания единой системы управления исламским рынком ценных бумаг.

Все государства, в которых в новейшее время были предприняты попытки построить исламскую финансовую систему или развивать её отдельные финансовые институты, Р.И. Беккин предлагает разделить на 3 группы:

  1. с монистической моделью, где исламизация проводилась в масштабах всей финансовой системы (Иран, Пакистан, Судан). Её основные признаки:

  • поэтапный или единовременный отказ всех банков в государстве от использования ссудного процента в своих операциях;

  • на сферу внешнеэкономических отношений запрет ссудного процента не распространяется. При этом государство должно прилагать все усилия для скорейшего погашения государственного долга и процентов по нему;

  • реформы по исламизации финансового сектора в основном затрагивают макроэкономический уровень. Микрофинансовые институты практически не были охвачены исламизацией и продолжают использовать ссудный процент в своей деятельности;

  • запрет ссудного процента может быть установлен на законодательном уровне либо в виде специального закона, либо в виде подзаконного акта;

  1. с дуалистической моделью, при которой традиционные и исламские финансовые институты сосуществуют в одном правовом поле. При этом деятельность исламских финансовых институтов регулируется специальным законодательством или за ними признан особый статус (Бахрейн, Киргизия, Малайзия и др.). Её основные черты:

  • государство оказывает политическую поддержку исламским банкам и другим исламским финансовым институтам;

  • традиционный и исламский финансовые секторы существуют параллельно;

  • деятельность исламских финансовых институтов, как правило, регулируется специальным законом. В то же время исламские банки и страховые компании оперируют в одном правом поле с традиционными банками и страховыми компаниями;

  • традиционные банки и страховые компании предлагают клиентам исламские финансовые продукты, открывают исламские «окна»;

  1. с традиционной моделью, в рамках которой за исламскими финансовыми институтами не признается особого статуса (Великобритания, США, Турция, Россия). Её основные черты:

  • отсутствие специального законодательства, регулирующего статус исламских финансовых институтов;

  • исламские банки рассматриваются в законодательстве либо как обычные банки, либо как небанковские кредитные организации;

  • в силу требований действующего законодательства исламские финансовые институты ограничены в возможностях применения некоторых исламских методов финансирования.

В целом можно выделить семь следующих характерных черт исламской экономики, которые в сжатом виде сформулировал Мухаммад Ниджатулла Сиддики:

  1. ^ Деньги не ссужаются под процент. Нагляден один пример: когда Банк Японии выдавал ссуды банкам при нулевой ставке процента (иногда повышая ее лишь до 0,5%) этот опыт принято было расценивать как отрицательный, но только до тех пор, пока и американская финансовая система не пошла по тому же пути.

  2. Стабильность. Исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов. В мировой же финансовой системе в целом лишь 20-я часть денежной массы подкреплена реальными активами, 95% всех денежных трансакций не относится к коммерческим сделкам, они являются чисто спекулятивными. Последствиями такого отрыва финансового сектора от реального, как известно, являются кризисы, которые в последние годы отличаются глобальностью по масштабам, глубиной и повышением частоты возникновения.

  3. ^ Равномерное кредитование всех отраслей экономики с акцентом на те отрасли, которые производят товары первой необходимости и базисные услуги.

  4. Предпочтение долгосрочному финансированию при принятии инвестиционных решений, особенно при участии в уставном капитале других предприятий.

  5. Содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике.

  6. ^ Социальная ответственность и благотворительность как обязательные условия деятельности исламских финансовых институтов. Государства, основанные на принципах ИЭМ, несут ответственность перед населением. В них наблюдается сокращение разрыва между богатыми и бедными, долгового времени, лежащего на правительстве. Исследование Международного Валютного Фонда, проведенное в 1987 г., подтвердило, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют более справедливому распределению ресурсов. В исследовании было также отмечено, что исламская банковская система в меньшей степени, чем западная или традиционная, подвержена рискам, связанным с проблемами ликвидности платежеспособности.

  7. Жизнеспособность. Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг.

Данные статистики свидетельствуют о стремительном развитии в мире исламской экономики, ее отдельных институтов и механизмов. В 2007 г. в мире существовало 362 исламские организации (коммерческие и инвестиционные банки – около 200, с общим капиталом около $7,3 млрд. в 1997 г., компании, страховые компании) и 163 компании, управляющие по исламским принципам (А. Потапов, К. Никишина). Такие структуры развиваются как внутри мусульманских стран, так и имеют межрегиональный статус, выполняя интеграционную функцию. Исламский банк развития объединяет 54 страны-участницы. Его уставной капитал за время существования вырос в 7,5 раз, а его оплаченная часть – в 9 раз (Н. Школяр). Суммарный размер активов исламских экономических институтов составил более $500 млрд., что примерно соответствует 1% мирового ВВП (М. Иванов). Рынок исламских ценных бумаг – суккука, оценивается в полмиллиарда долларов, и с 2004 г. этот рынок методично удваивал объемы продаж (И. Пономарев).

Стремительно развиваются сектора экономики, направленные на удовлетворение религиозных потребностей мусульман. Рынок халяльной продукции, куда входят как продовольственные продукты, так и непродовольственные товары, оценивается специалистами примерно в 2,1 триллиона долларов США. Этот рынок обеспечивает 1,6 миллиарда мусульманского населения планеты. В Великобритании рынок халяльных продуктов ежегодно растет на 15% (в сравнении со средними темпами рынка 1%).

Ведущие страны мира (Арабского Востока и Африки, Австралия, Канада, Шри-Ланка, США, Казахстан и др.) и крупные западные фирмы (IBM, General Motors, Daewoo) становятся центрами исламской экономики, прибегают к услугам исламских банков. В XXI в. Лондон закрепил за собой право называться мировым центром исламских финансов наряду с традиционно исламскими столицами. Непосредственно в Великобритании специально для клиентов-мусульман действует исламский банк - Islamic Bank of Britain, а некоторые банки оказывают услуги, отвечающие требованиям шариата, например, Saudi British Bank (SABB), подразделения Lloyds TSB и HSBC. Международная финансовая корпорация (IFC), которая в России финансирует ипотечные программы банков, предоставила SABB $50 млн. для развития «исламской» ипотеки. Ее рынок, по оценкам Кингстонской бизнес школы (Kingston Business School), только в Британии превышает 7 млрд. долларов. Не отстают и законодатели - в 2003 г. казначейство Великобритании изменило правила гербового сбора, чтобы избежать повторного обложения при покупке недвижимости по исламским схемам (Г.Ф. Габдрахманова). Эксперты оценивают неиспользуемый инвестиционный потенциал мусульманского мира в $150-200 млрд. Воспринимая эти показатели, важно понимать, что исламская экономка (исламская экономическая модель) развивается в сложившейся системе мирового разделения труда и мировой экономической и политической конъюнктуры.

Исследователи исламской экономики выделяют следующие социальные причины её развития как модели построения хозяйственных отношений в современном мире (Г. Габдрахманова, Е. Данилова, С. Филатов и др.).

1. В последние десятилетия наблюдается усиление религиозного фактора в современном мире. Это выражается в детерриториализации религии. Религия в современном мире играет важную роль в процессах идентификации и интеграции людей. В отношении ислама ситуацию усиливает его политизация: наблюдается секуляризация государственных режимов, легализуются мусульманские общества, постепенно упрочиваются позиции группы, придерживающейся исламских принципов. Наиболее значительное влияние исламских партий в сторону исламизации экономики стран проявилось в Турции и Иране. В связи с усилением «исламского фактора» отдельные ученые даже прогнозируют «столкновение цивилизаций».

2. Большое значение играют факторы общемирового порядка. Ислам, по мнению исследователей, оказывает наиболее сильное сопротивление процессам односторонней глобализации. Остальные религиозные идеологии принимают (более или менее болезненно) новые правила игры. По мнению С. Филатова, причины кроются в содержании исламского учения: в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ею ценностям и институтам. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма мусульманская религия требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека.

3. Развитие демографических и миграционных процессов привело к численному увеличению, распылению мусульман в мире, при сохранении между ними устойчивых социальных сетей. Сегодня ислам меняет облик многих стран, привнося традиционные жизненные стандарты. Наблюдается тенденция принятия ислама нетрадиционными сообществами. Так, в США и европейских государствах ислам распространяется не только среди выходцев с Филиппин, из Аравии или Африки, но и среди потомков мигрантов из Европы и постоянных жителей. Принимающее сообщество вынуждено считаться с «новыми» культурами.

4. Стремительное экономическое развитие исламских стран, в сотрудничестве с которыми заинтересованы мировые державы. Ирак до начала экономической блокады 1991 г., Иран, Малайзия, вся Юго-Восточная Азия сегодня весьма успешны в экономическом и социальном плане. Кроме того, население этих стран не собирается отказываться от основных постулатов собственных культур и с разной степенью успешности исламизирует хозяйственную жизнь. Экономическая политика этих стран является «воинственной», охранительной и националистической. Хотя важно подчеркнуть, что любые географические привязки неприменимы к исламской экономике. Исламская экономика – это изначально транснациональное явление, не имеющее привязки к какому-либо конкретному государству или государствам.

5. В условиях актуализации экономического фактора в развитии современного общества, важное значение приобретает потенциал религиозных этик, возможности его использования. Ислам, наряду с иудаизмом и протестантизмом, считается экономически ориентированной этикой, поскольку значительное внимание уделяет хозяйственной жизни. Все религии обладают общей этической базой хозяйствования: главное свойство собственности состоит в том, что первичным, истинным собственником является Бог, как бы его ни обозначали в различных религиозных системах. Человек, обретая некий актив на срок своей жизни, принимает на себя функцию доверительного управляющего, что предполагает от него следование воле собственника. Таким образом, хозяйственная деятельность человека, использующая переданный ему ресурс, должна быть богоугодной с точки зрения целей и методов производства добавленной стоимости. Экономический результат должен приносить благо как управляющему, так и обществу, в котором он функционирует. Кроме того, религии имеют единый подход к трудовому ресурсу: установка на богоугодность свободного труда, справедливые трудовые отношения, экономически оправданная ставка вознаграждения за труд в отсутствие эксплуатации. Хотя этический императив в религиозных учениях совпадает по ряду фундаментальных установок (например, взимание и предоставление процентов по займу осуждается не только в исламе, в Торе также формулируется отрицательное отношение к ростовщичеству, правда только внутри еврейской общины), вероучения расходятся по многим принципиальным позициям своих экономических доктрин и возможностям адаптации к новым условиям.

6. В условиях мирового финансового кризиса все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском новых форм экономики. Исследования показывают, как сегодня люди пытаются выработать новые формы поведения, найти новые смыслы жизни. Новая экономика будет означать и новую систему ценностей. Религия может сыграть очень большую роль в процессе экономической и ценностной перестройки.

Существует ли исламская экономка в России? В строгом экономическом смысле – нет. В России на сегодняшний день нет ни одного исламского финансового института. В декабре 2006 г. было объявлено об отзыве лицензии у «Бадр-Форте Банка» - единственного в России банка, использовавшего в своей работе исламские технологии ведения бизнеса. Правда, некоторые исламские финансовые продукты предлагаются. Например, в части такафула (страхования).

Первым шагом осознания российским государством возможностей исламской экономики можно считать признание им существования «Системы Халяль». 17 февраля 2009 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – Система Халяль (Halal)», которую разработали Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан». Агентство зарегистрировало знак соответствия, в связи чем, все предприятия, выпускающие Халяль, должны маркировать свою продукцию. Добровольная сертификация продукции Халяль позволяет официально признать на государственном уровне в странах, входящих в Организацию исламская конференция, продукцию российских предприятий от мяса до медикаментов, прошедших соответствующую сертификацию.

Сегодня можно говорить о формировании в России на микроуровне халяль-хозяйства. Оно выстраивается вокруг двух групп: истинных мусульман, и непрактикующих мусульман и немусульман. Халяль-хозяйства среди истинных мусульман можно сегментировать на следующие группы:

  • создание рынка мусульманской одежды. Сегодня расширяется производство мусульманской одежды, увеличивается число специализированных магазинов, создаются специальные интернет-сайты, издаются журналы мод, проводятся показы моделей. Акторы этого рынка стилизуют внешнюю идентификацию мусульман;

  • организация турфирмами и религиозными организациями отдыха для мусульман и паломнических туров по святым местам;

  • специальные услуги мобильной связи, когда операторы мобильной связи рекламируют услуги для мусульман: чтение Аятов, SMS-сообщения о времени Намаза и т.д.;

  • оказание отдельных традиционных услуг специально для мусульман, например, открываются стоматологические клиники.

Вторая группа – непрактикующие мусульмане и немусульмане, является, наряду с истинными мусульманами, потребителями:

  • религиозной символики (амулеты - дуа, дога, подарочные варианты Корана и его отдельных Аятов, эмблемы мечетей, прежде всего мечети Кул-Шариф);

  • религиозной литературы;

  • косметической и гигиенической продукции, фармакологических препаратов под маркой «Халяль»;

  • ритуалообразующих компонентов (в мечетях за оговоренную оплату стало практиковаться проведение религиозных обрядов с последующей выдачей свидетельств о браке, имянаречении, организация застольев);

  • рынок халяльных мясных продуктов. Это наиболее бурно развивающийся сегмент исламской экономики на микроуровне. Этот рынок включает в себя два сегмента. Во-первых – праздничная халяль: в дни празднования священного для мусульман праздника Курбан-байрам организуется продажа специально откормленного для забоя скота. Получает широкое распространение обряд жертвоприношения во время локальных («Кляу», «Курбаннык»), семейно-родственных («Назэр-курбан») праздников. Во-вторых, халяль-индустрия: сегодня в специализированных магазинах при мечетях, а также на прилавках рынков, магазинов, супермаркетов представлена мясная продукция под маркой «Мусульманская» или «Халяль». Это мясо, птица, пельмени, колбасы и другие мясные изделия.

Исламская экономика как элемент экономической культуры российских мусульман всегда существовала и развивалась внутри уммы. Эта особенность сохранилась и после распада СССР. Сегодня развитие исламской экономики в России идет по вектору «снизу вверх». Однако на макроуровне исламская экономика воспринимается главным образом с позиций необходимости укрепления экономических связей РФ с исламским миром. В этом плане экономические взаимоотношения России с мусульманскими странами строятся, прежде всего, в энергетической и военно-технической областях. В нефтегазовой сфере Россия и мусульманский мир являются скорее конкурентами, чем союзниками.

Если обратиться к рассматриваемым странам Черноморско-Каспийского региона (страны Закавказья, Турция и Иран), то наиболее отчетливо исламская модель экономики представлена в Иране, в которой все стороны жизни во многом определяются распространением традиционных форм хозяйств, исламом. Кроме того, элементы исламской экономики вполне отчетливо прослеживаются в Азербайджане, хотя и далеко не в таких масштабах, как в Иране.
  1   2   3

Похожие:

6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconКлассификация экономических систем
Национальная экономическая система и национальные модели экономики (общее и особенное)
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управленческие решения»
Модели принятия решений и их сравнительная характеристика (рациональная модель, модель Саймона, модель Марча, модель Минцберга, модель...
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconВарианты задания для контрольной работы по дисциплине «Проектирование...
В каждом из предложенных вариантов требуется при помощи case-средства Rational Rose построить модель программного обеспечения. Процесс...
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconЭкономическая теория
Основными понятиями в формационном подходе при изучении экономических систем являются
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconМодели социальных систем
Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconПонятие моделирования (модель, моделирование, подобие). Материальные модели
Модель Под моделью понимается объект любой природы, который способен замещать исследуемый объект так, что его изучение дает новую...
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Ценообразование во внешней торговле»
Цена как экономическая категория. Экономическая природа цены. Взаимосвязь экономических законов и цен
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconТемы эссе для студентов магистратуры Университета «Дубна» по курсу...
Экономическая теория – экономическая политика – хозяйственная практика: взаимосвязь и взаимовлияние
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconНастоящим соглашением Модель и Фотограф (каждый как указано в подписи...
Данное соглашение ( "Соглашение") относится ко всем фотографиям Модели и/или имущества Модели ( "Имущество"), снятым в день(дни)...
6 Модели экономических систем стран региона. Исламская экономическая модель (Баженова Е. Ю.) iconНастоящим соглашением Модель и Фотограф (каждый как указано в подписи...
Данное соглашение ( "Соглашение") относится ко всем фотографиям Модели и/или имущества Модели ( "Имущество"), снятым в день(дни)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница