Лекция введение в экономическую теорию


НазваниеЛекция введение в экономическую теорию
страница1/5
Дата публикации14.07.2013
Размер0.72 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1. Предмет экономической теории и её функции.

2. Методы экономической теории.

3. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

4. Основные этапы развития экономической теории.

5. Уровни экономического анализа. Экономические отношения и их типы.

6. Позитивная и нормативная экономика.

7. Экономические законы и экономические категории.

8. Измерение экономических величин.
Задание 1. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1. Фундаментальные вопросы экономики.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

4. Позитивный подход к экономике.

5. Нормативный подход к экономике.

6. Экономическая модель.

7. Номинальные величины.

8. Реальные величины.

9. Индексы.
A. Та часть экономической теории, которая изучает факты и зависимости между ними.

Б. Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

B. Раздел экономической теории, имеющий дело с исследованием экономики как единого целого. В нем анализируются проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, бедности и т. п.

Г. Упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зависимости.

Д. Экономические показатели, выраженные в неизменных ценах.

Е. Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические показатели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж. Та часть экономической теории, которая излагает оценочные суждения о том, хороши или плохи экономические решения и экономическая политика.

З. Раздел экономики, изучающий поведение индивидуумов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И. Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.
Лекция 2. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ПРОБЛЕМЫ

^ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Потребности, блага и их классификация. Кругооборот экономических благ. Общественные блага и внешние эффекты (+см. Лекцию 16).

^ 2. Экономические ресурсы, их виды и свойства. Ограниченность экономических ресурсов. Рациональное поведение. Первый и второй законы Госсена. Закон Визера.

^ 3. Основные вопросы экономики. Экономический выбор. Закон Энгеля.

4. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации).
Задание 10. К терминам найдите соответствующие определения:

1. Техника.

2. Альтернативная стоимость.

3. Предметы труда.

4. Производственные возможности.

5. Факторы производства.
а) работники, средства труда и предметы труда;

б) наибольший объем выпуска продукции при полном использовании ресурсов;

в) количество благ, которое необходимо отдать взамен продуктов, пользующихся предпочтением;

г) создание людьми орудий труда, с помощью которых производятся экономические блага;

д) вещи, которые подвергаются обработке в процессе труда.
Задание 11. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение. Термины:

1. Ограниченность ресурсов.

2. Экономические блага.

3. Свободные блага.

4. Факторы производства.

5. Природные ресурсы.

6. Капитал.

7. Трудовые ресурсы.

8. Рациональное поведение.

9. Цена выбора (альтернативные издержки).

10. Кривая производственных возможностей.
Определения:

A. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

B. Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов: трудовые ресурсы, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.


Лекция 3. СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

^ 1. Сущность отношений собственности (две трактовки, три концепции). Два основных типа отношений собственности.

2. Типы и формы собственности в Российской Федерации.

^ 3. Современные экономические системы мира: основные классификации; виды и модели экономических систем.

4. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Задание 1. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
Термины:

1. Командно-административная (плановая) система.

2. Рыночная система.

3. Рынок.

4. Разделение труда.

5. Частная собственность.

6. Конкуренция.

7. Домашнее хозяйство.

8. Фирма.

9. Положительные внешние эффекты.

10. Отрицательные внешние эффекты.

11. Частные блага.

12. Общественные блага.

13. Смешанная экономика.
Определения:

А. Форма организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе которой совершается купля-продажа предметов торговли.

Б. Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым или для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности.

В. Субъект рыночной экономики, представленный отдельным человеком или семьей, являющийся собственником факторов производства и не участвующий в производстве товаров и услуг.

Г. Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.

Д. Метод организации производства, когда отдельный производитель или группа производителей выполняют строго установленный вид работ или специализируются на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

Е. Борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Ж. Субъект рыночной экономики, использующий факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи на рынке для получения прибыли.

3. Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.

И. Экономические блага, обладающие свойствами делимости, возможности отлучить потребителя от их потребления по причине его неплатежеспособности и невозможности потребления другими лицами, если они используются кем-то еще.

К. Эффект, возникающий, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Л. Рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

М. Эффект, возникающий, когда часть затрат, связанных с совершением рыночной сделки между двумя сторонами, несет третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Н. Экономические блага, обладающие свойствами неделимости, совместного потребления и невозможности исключить из потребления неплатежеспособных лиц.


Лекция 4. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

^ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Основные формы организации общественного хозяйства

2. Товар и его свойства.

3. Возникновение, сущность и функции денег.

^ 4. Рынок: сущность, условия возникновения, функции. Рыночная экономика.

5. Структура и инфраструктура рыночной экономики.

Глава 5. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.
^ 1. Спрос и предложение как экономические категории. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Законы спроса и предложения. Факторы, влияющие на величину спроса и предложения.

3. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены.

^ 4. Эластичность спроса. Дуговая эластичность.

5. Эластичность предложения.
Задание 1а. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
Термины:

1. Спрос.

2. Величина спроса.

3. Закон спроса.

4. Эффект дохода.

5. Эффект замещения.

6. Принцип убывания маржинальной полезности.

7. Эффект Гиффена.

8. Детерминанты спроса.

9. Низшие товары.

10. Нормальные товары.

11. Товары-субституты.

12. Товары-комплементы.

13. Предложение.

14. Величина предложения.

15. Закон предложения.

16. Детерминанты предложения.

17. Равновесная цена.

18. Равновесное количество товара.

19. Товарный дефицит.

20. Излишек товаров.

21. Эластичность.

22. Эластичность спроса по цене.

23. Эластичный спрос.

24. Неэластичный спрос.

25. Спрос с единичной эластичностью.

26. Абсолютно (совершенно) эластичный спрос.

27. Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос.

28. Коэффициент эластичности спроса по цене.

29. Выручка от продажи товара (доход).

30. Эластичность предложения по цене.

31. Эластичное предложение.

32. Неэластичное предложение.

33. Коэффициент эластичности предложения по цене.
Определения:

A. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден для потребления.

Б. Желание и способность покупателей приобретать товары.

B. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса.

Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами.

Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.

Е. Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.

Ё. Числовой показатель, определяющий степень изменения величины предложения товара в ответ на изменение его цены. Может быть меньше единицы – при неэластичном предложении и больше единицы – если предложение эластично.

Ж. Явление, которое возникает, когда вследствие снижения цены товара происходит относительное увеличение дохода покупателя, позволяющее последнему приобрести большее количество товара.

3. Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.

И. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы товара приносит потребителю меньшую полезность, чем потребление предыдущей.

Й. Спрос, величина которого совершенно не изменяется с изменением цены данного товара или услуги.

К. Закон, в соответствии с которым величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Л. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него.

М. Явление, которое возникает, когда покупатель отдает предпочтение более дешевому товару, вытесняющему при выборе покупки товар, ставший относительно дороже.

Н. Количество товара, которое фирма способна и готова продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.

О. Факторы, вызывающие изменение предложения и сдвиг кривой предложения.

П. Намерение и способность продавцов поставлять товары на рынок для их продажи.

Р. Закон, в соответствии с которым величина предложения товара находится в прямой зависимости от цены этого товара.

С. Ситуация, возникающая, когда величина предложения товара превышает величину спроса вследствие того, что цена товара выше равновесной цены.

Т. Цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

У. Цена, по которой покупатели купят все товары, которые продавцы согласны продать.

Ф. Количество товара, которое покупается по равновесной цене.

Х. Явление, возникающее, когда величина спроса на товар превышает величину предложения вследствие того, что цена товара оказывается ниже равновесной цены.

Ц. Числовой показатель, отражающий степень изменения величины спроса на товары и услуги в ответ на изменение цены, может быть больше, меньше или равен единице.

Ч. Спрос, при котором степень изменения цены данного товара больше, чем степень изменения величины спроса на этот товар. При этом выручка от продажи товара возрастает, если его цена повышается.

Ш. Степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, когда первая переменная находится в функциональной зависимости от второй.

Щ. Цена проданных товаров или услуг, умноженная на их количество.

Ъ. Предложение, при котором степень изменения его величины меньше степени изменения цены предлагаемого товара.

Ы. Спрос, при котором степень изменения величины спроса на товар равна степени изменения его цены, так что выручка от продажи этого товара не изменяется при повышении или снижении его цены.

Ь. Предложение, при котором степень изменения его вели чины превышает степень изменения цены предлагаемого товара.

Э. Процент изменения величины спроса на товары или услуги, приходящийся на один процент изменения их рыночной цены.

Ю. Спрос, при котором его величина изменяется до плюс бесконечности при самом незначительном снижении цены или падает до нуля при самом незначительном ее повышении.

Я. Спрос на товар или услугу, который изменяется в большей степени, чем степень изменения цены данного товара или услуги. При этом выручка от продажи товара на рынке возрастает, если цена на него снижается.

W. Степень изменения величины предложения товара в ответ на изменение его цены.

Лекция 6. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

^ 1. Полезность как экономическая категория. «Парадокс воды и бриллиантов».

2. Теория потребительского поведения. Правило максимизации полезности.

^ 3. Теория предельной полезности: количественный подход.

4. Теория потребительского выбора: ординалистский подход. Кривые безразличия и их типы. Бюджетное ограничение.

5. Равновесие потребителя.

6. Дополнительные понятия: а) концепция потребительского излишка; б) временной аспект в теории потребительского поведения (к п.2); в) взаимосвязь теории потребительского выбора и теории предельной полезности.
Задание 1 Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

Понятия:

1. Полезность.

2. Общая полезность.

3. Предельная полезность.

4. Закон убывающей предельной полезности.

5. Кривая общей полезности.

6. Кривая предельной полезности.

7. Кардиналистский подход измерения полезности.

8. Ординалистский подход.

9. Кривая безразличия.

10. Карта безразличия.

11. Предельная норма замещения.

12. Форма кривых безразличия.

13. Бюджетное ограничение.

14. Бюджетная линия.

15. Реальный доход.

16. Номинальный доход.

17. Потребительское равновесие.

18. Кривая индивидуального спроса.
Определения:

A. С ростом объема потребляемых благ предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Б. Удовлетворение, получаемое человеком от потребления всего имеющегося у него количества благ.

B. Количественная оценка полезности блага.

Г. Удовлетворение, получаемое при потреблении благ и услуг.

Д. Графическая характеристика приращения общей полезности, имеющая отрицательный наклон.

Е. Прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.

Ж. Графическая характеристика закономерности, при которой по мере увеличения потребляемого количества блага общая полезность благ возрастает.

З. Графическая характеристика различных уровней полезности блага.

И. Графическая характеристика степени заменяемости и дополняемости благ.

К. Качественная (порядковая) характеристика полезности приобретаемых благ.

Л. Соотношение, в соответствии с которым потребитель одно благо может заменить другим благом, при неизменном уровне полезности данных благ для данного потребителя.

М. Геометрическая интерпретация различных комбинаций двух благ с одинаковой полезностью.

Н. Количество товаров и услуг, приобретаемое потребителем на свой номинальный доход.

О. Достижение потребителем максимальной общей полезности на весь свой доход.

П. Ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода.

Р. Денежный доход потребителя.

С. Графическая интерпретация набора, состоящего из двух благ, которые могут быть приобретены на данный доход.

Т. Графическая интерпретация зависимости объема спроса от цены для отдельного потребителя.

^ Лекции 07, 08. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

  1   2   3   4   5

Похожие:

Лекция введение в экономическую теорию iconЛекция введение в экономическую теорию
Особенное разделение труда, межотраслевой комплекс, экономическая мезоинтеграция (фпг)
Лекция введение в экономическую теорию iconЛекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию
Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы: что, как, для кого
Лекция введение в экономическую теорию icon1. Введение в экономическую теорию
Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?
Лекция введение в экономическую теорию iconТема введение в экономическую теорию
Предыстория и основные этапы становления экономической теории как науки: донаучный этап, меркантилизм, физиократия, классическая...
Лекция введение в экономическую теорию iconСио К. К. С 34 Управленческая экономика: Пер с англ
Рекомендуется студентам экономических и технических вузов, изучающим экономическую теорию, слушателям программ мва
Лекция введение в экономическую теорию icon1 "Введение в экономическую информатику"
Авторский коллектив нтз: к э н. Кижнер А. И. Финансовая академия при Правительстве РФ
Лекция введение в экономическую теорию iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция введение в экономическую теорию iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Лекция введение в экономическую теорию iconВведение в политическую теорию
Понятие и характеристики политического режима. Политический режим и форма правления. Типология политических режимов
Лекция введение в экономическую теорию iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница