Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк»


НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк»
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики

и образования





Кафедра экономики и организации

сельскохозяйственного производства

УТВЕРЖДАЮ.

Проректор по УР

А. ПАТРУШЕВ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК»

^ Для студентов экономического факультета


Челябинск

2007

Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины "Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК". Рекомендованы студентам экономического факультета для самостоятельной работы по указанной дисциплине.

Составитель

^ Дорошенко Ю.А. – канд. экон. наук, доцент (ЧГАУ)

Рецензенты

Южаков В.А. – канд. экон. наук, зам. нач. ГУСХиП администрации Челябинской области по экономике

^ Вагина О.Н. – канд. экон. наук, доцент (ЧГАУ)

Ответственный за выпуск

Панус Ю.В. – зав. кафедрой Экономики и организация сельскохозяйственного производства

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАУ


 Челябинский государственный агроинженерный университет,

2007.

^ 1. Общие положения
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки специалистов, позволяющим формировать их творческую активность и обеспечивать профессиональное становление.

Под самостоятельной работой студентов понимается такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, выражая в той или иной форме результаты умственных действий обучаемых в достижении поставленной в задании цели.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине могут быть:

1) работа с учебной, нормативной, правовой и научной литературой, направленная на усвоение новых знаний, их обобщение и систематизацию;

2) овладение навыками работы на компьютере, включая изучение специализированного программного обеспечения;

3) подготовка вспомогательных документов (конспектов, рефератов, докладов, аналитических записок и др.) к семинарским и практическим занятиям;

4) научно-исследовательская работа, позволяющая овладеть научными методами познания и навыками постановки и проведения самостоятельных исследований;

5) подготовка к экзамену, заключающаяся в обобщении и систематизации полученных знаний по объему и качеству, а также в умении применять их в учебной и практической деятельности;

6) развитие знаний и умений при прохождении производственной практики.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине проводится в соответствии с методической картой (таблица).

Каждому студенту рекомендуется:

- в кратчайшие сроки изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, выборочно ознакомиться с содержанием публикаций по изучаемой дисциплине в периодической литературе экономического профиля;

- определить направление углубленного изучения дисциплины, сформулировать темы аналитических обзоров, реферата или научно-исследовательской работы;
- составить индивидуальную программу занятий и согласовать ее с преподавателем;

- вести тетрадь самостоятельной работы студента, в которой отражать промежуточные итоги;

- в течение семестра выполнить требуемые работы и защитить их.
Таблица – Методическая карта самостоятельной работы студентов


Наименование работы

Часы

Форма контроля

Подготовка к семинарским и практическим занятиям

22

Выборочный опрос, индивидуальная защита

Освоение нормативных законодательных актов и методических разработок по изучаемой дисциплине

10

Устный опрос

Подготовка аналитического обзора о деятельности кооперативного или интеграционного формирования в Уральском регионе и/или экономических связях между структурными подразделениями интегрированных формирований

15

Аналитический
обзор, публичная защита

Подготовка аналитического обзора о проблемах кооперации или интеграции в АПК

15

То же

Написание реферата по отдельной теме или разделу курса

20

Реферат, публичная защита

Участие в конкурсе научно-исследовательских работ, выступление на студенческой научно-практической конференции




Подготовка конкурсных документов, статья в сборник работ

Всего

82





Критерии оценки самостоятельной работы студентов, помимо полноты самих знаний, включают в себя наличие общей эрудиции, логики, умение творчески относиться к предмету исследования, нестандартно мыслить и предлагать новые оригинальные решения экономических проблем в условиях недостатка рыночной информации.
^ 2 Содержание самостоятельной работы
2.1 Подготовка к семинарским и практическим занятиям (22 часа)
Семинар (лат. Siminarium "рассадник") в переносном смысле – рассадник знаний, школа. Семинаром считается такой вид занятий, в процессе которого обучаемые в форме диалога между собой и преподавателем обсуждают поставленные вопросы или решают научные проблемы с целью глубокого изучения учебного материала.

Целями учебных семинаров являются: систематизация, углубление, закрепление и расширение знаний, полученных на лекции или в процессе самостоятельного изучения теоретического материала, а также формирование образцов действий специалистов.

Семинарские занятия позволяют студентам выработать умение мыслить самостоятельно, ясно и четко излагать свои мысли, умело вести дискуссию, грамотно оппонировать.

Темы семинарских занятий приведены в приложении А. При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется такая последовательность действий:

- ознакомление с темой и основными вопросами семинарского занятия;

- проработка записей лекций или материала учебника, соответствующих теме семинарского занятия;

- изучение рекомендуемой литературы (приложение Б и В);

- самостоятельный поиск дополнительной литературы, в том числе в Internet;

- подготовка тезисов своего выступления.

На двухчасовом семинаре рассматриваются обычно два-три узловых вопроса, каждый из которых может разбиваться на несколько подвопросов. При выступлении от студентов требуется не пересказ материала, законспектированного на лекции или почерпнутого из литературных источников, а творческое его осмысление, сопоставление различных точек зрения и формулировка собственного решения. Поэтому необходимо помнить, что подготовка к занятию потребует значительного времени на подбор дополнительного материала, изучение всех имеющихся литературных источников и творческую переработку полученных знаний.


Если студент при самостоятельной подготовке к семинарскому занятию испытывает затруднения по отдельным вопросам, ему следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Выступающих студентов могут дополнить студенты-слушатели. Они анализируют каждое выступление, выделяя в ходе дискуссии:

- структуру излагаемого материала;

- логику рассуждений;

- убедительность, аргументированность и доказательность;

- стилевую выдержанность;

- эмоциональную окраску.

Преподаватель оценивает как выступающих студентов, так и их оппонентов. При этом учитывается глубина знаний, умение излагать свои мысли, способность к анализу, обобщениям и самостоятельным выводам.

Кроме того, преподавателем в ходе занятия могут быть сформулированы две-три альтернативные оценки каких-либо событий или явлений, с тем чтобы обучаемые могли проанализировать их, сделать осознанный выбор и аргументированно доказать свой вывод.

Подготовка к практическим занятиям подразумевает достижение уровня "продвинутый пользователь" применительно к офисному приложению Microsoft Excel. На самих занятиях студенты выполняют расчеты в соответствии с методическими указаниями, анализируют полученные результаты и делают выводы. Каждая работа защищается перед преподавателем.

2.2 Освоение нормативных законодательных актов (10 часов)
В течение отведенного времени студенты изучают данные нормативные правовые документы (приложение Г), конспектируют их основные положения. В ходе устного опроса (с предъявлением конспекта) подтверждают усвоение материала с приведением примеров из практической деятельности сельскохозяйственных предприятий Челябинской области.

Конспект пишется в произвольной форме. Время подготовки – первая четверть семестра.


2.3 Подготовка аналитического обзора по результатам анализа производственно-финансовой деятельности интеграционного формирования в Уральском регионе и изучению методик регулирования экономических связей между структурными подразделениями интегрированных структур
Базируясь на информации, полученной в период прохождения производственной практики, и данных, публикуемых в научных периодических изданиях (приложение Д), студенты должны оценить состояние и перспективы развития таких интеграционных формирований, как ОАО "Союз-Пищепром", ОАО "Ситно", ОАО "Злак", ОАО "Ариант", ОАО "Макфа", и других предприятий Челябинской области, а также раскрыть существующие экономические связи между структурными подразделениями интегрированных структур.

Аналитический обзор выполняется в произвольной форме. Время подготовки – вторая четверть семестра.
2.4 Подготовка аналитического обзора по проблемам кооперации или интеграции в АПК
Изучив рекомендованную литературу, студенты готовят аналитический обзор, отражающий понятия и сущность интеграционных процессов и явлений, дают его общую характеристику (функции, принципы, особенности, историю развития и современное состояние) и раскрывают основные моменты его деятельности (модель, методику, алгоритм, механизм и т.д.). В заключении делают выводы по новизне, обоснованности, достоверности рассматриваемых материалов. В публичной дискуссии защищают свои выводы.

Аналитический обзор выполняется в произвольной форме. Время подготовки – третья четверть семестра.
2.5 Подготовка реферата по отдельной теме или разделу курса
Реферат представляет собой детальную проработку одного из разделов учебной программы.

Реферат – сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Выполнение реферата содействует более глубокому усвоению студентами изучаемой дисциплины, повышению общей теоретической подготовки и получению специальных знаний, не нашедших отражения в основном курсе, а также развитию у студентов навыков научной работы.

С этой целью студентам рекомендуется:

- в течение всего срока работы над рефератом проявлять активность, самостоятельность, целеустремленность, направленные на профессиональное становление;

- в кратчайшие сроки изучить рекомендованную дополнительную литературу и материалы, найденные самостоятельно, в том числе в Internet, а также воспользоваться первичной документацией предприятия, на котором студент проходил производственную практику (для очников) или работает (для заочников);

- по завершении ознакомительной работы самостоятельно выбрать тему реферата, рассматривая примерную тематику, приведенную в приложении Ж, только как рекомендацию;

- составить план (структуру) реферата и согласовать его с преподавателем;

- по завершении работы представить реферат, оформленный в соответствии с требованиями стандарта предприятия, на проверку;

- публично защитить реферат.

Объем реферата примерно 20-25 машинописных или 25-30 рукописных страниц. Он должен быть аккуратно оформлен, разборчиво написан от руки, либо напечатан машинописным способом (через 1,5 интервала).

Реферат выполняется в определенной последовательности:

- подбор и изучение литературы;

- выбор темы, предмета (объекта) исследования и формулировка цели работы;

- составление плана;

- сбор и обработка практических материалов;

- написание реферата, формулировка выводов, оценок, гипотез и предложений;

- оформление реферата в соответствии со стандартом предприятия;

- сдача готовой работы на рецензирование;

- защита реферата.

Реферат состоит из введения, трех-четырех вопросов по теме реферата, заключения и списка использованной литературы.

Во введении (1-2 страницы) обосновывается актуальность темы реферата, определяется цель и предмет (объект) изучения, перечисляются задачи, которые будут рассматриваться студентом при изложении материалов темы.

При написании основной части реферата (15-20 стр.) рекомендуется использовать разнообразные источники, начиная от газет и журналов и заканчивая научной и учебной литературой. Данный раздел должен отражать понятие и сущность рассматриваемого явления, общую характеристику (функции, принципы, особенности, история развития и современное состояние) и подходы к исследованию его деятельности (модель, методика, алгоритм, механизм и т.д.).

В работу включается иллюстративный материал (схемы, диаграммы, графики, рисунки), нормативные правовые документы (методики, положения, договоры, контракты и др.). Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичных документах.

Заключение (рекомендации и предложения – 2-3 стр.) представляет собой итог выполненной работы, где студент высказывает свое мнение по рассматриваемой тематике, делает выводы (оценки, предложения), принимает или отвергает гипотезы, выявляет тенденции, строит прогнозы и т.д., опираясь на такие критерии, как новизна, обоснованность, достоверность.

Заканчивается реферат списком (1 стр.) использованной литературы (минимум 7 источников, год издания не ранее 5 лет).

Реферат после проверки преподавателем и в случае необходимости соответствующей доработки подлежит публичной защите в группе или на потоке. Время написания – последняя четверть семестра.

Приложение А
Тематика семинарских занятий
Семинарское занятие 1
Понятие и развитие сельскохозяйственной кооперации в России
(2 часа)
1. Социально-экономические предпосылки возникновения кооперации в Западной Европе. Понятие и сущность кооперации.

2. Исторические этапы развития сельскохозяйственной кооперации в России.

3. Место сельскохозяйственных кооперативов в структуре аграрной экономики.
Семинарское занятие 2
Законодательная база по сельскохозяйственной кооперации
(2 часа)
1. Нормативные акты по развитию кооперации в сельском хозяйстве России до 1917 года.

2. Развитие законодательной базы по сельскохозяйственной кооперации в России в 20-е годы XX века.

3. Классификация кооперативов в Гражданском кодексе РФ.

4. Взаимосвязь кооперации с разделением труда и концентрацией производства.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине...
Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины "Кооперация и агропромышленная интеграция в апк". Предназначены...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Международная экономика»
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Международная экономика» (для студентов дневного и заочного отделения,...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы и аудиторных...
Методические указания предназначены для студентов первого курса, обучающихся на специальности 141403. 65 «Атомные станции: проектирование,...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права» (составитель ст преподаватель Н. У. Сариева...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Страхование» («Страховое дело») / дгту, Ростов н/Д, 2010
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания и контрольные задания для самостоятельной работы...
Акульшина Т. С., Стебко Т. В. Теория вероятностей и математическая статистика. Методические указания и контрольные задания. Для самостоятельной...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconМетодические указания и задания для самостоятельной работы для студентов...
Методические указания и задания для самостоятельной работы для студентов специальности 06. 02. 00
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в апк» iconПланирование и контроллинг Методические указания для организации...
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью»/...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница