Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009


НазваниеМатериалы для подготовки к экзамену Москва 2009
страница1/7
Дата публикации16.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипМатериалы для подготовки
userdocs.ru > Экономика > Материалы для подготовки
  1   2   3   4   5   6   7


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Кафедра экономической теории и актуальных проблем экономики

Учебно-методические материалы



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


Материалы для подготовки к экзамену

Москва 2009

Введение
Итоговый междисциплинарный и комплексный государственный экзамены являются составной частью итоговой государственной аттестации студентов-выпускников по специальностям «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» и в них входят вопросы по дисциплине «Экономическая теория».

Настоящие учебно-методические материалы предназначены для подготовки к комплексному государственному и итоговому междисциплинарному экзамену студентов, завершающих свое обучение по вышеназванным специальностям в части экономической теории и ее составных частей (макроэкономика и микроэкономика).

Цель издания этих материалов – повысить качество подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.

Основными задачами при подготовке к итоговой аттестации являются следующие задачи:

- сосредоточить внимание студентов-выпускников на изучении наиболее сложных проблемных вопросов экономической теории;

- систематизировать полученные ранее знания по основным разделам экономической теории;

- сформировать у студентов систему представлений об основных понятиях современной экономики.

В учебно-методических материалах рассматриваются определённые вопросы, схемы ответов на них с большей или меньшей степенью детализации, а также перечень литературы, которая позволит подготовить развернутые ответы на каждый из рассмотренных вопросов.

Материалы подготовил к.э.н., доцент Мысаченко В.И.
^ Тема 1. Основные макроэкономические показатели, их роль и значение для государственного регулирования экономики (ГРЭ)
1.1Валовый внутренний продукт ВВП

^ Валовый внутренний продукт – это показатель рыночной стоимости конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени.

Так как ВВП рыночная стоимость, следовательно, он измеряется в денежных единицах; значит в ВВП входит стоимость тех товаров и услуг, которые оценены рынком (в ВВП входит всё то, что реализовано). Т.к. речь идет о конечных товарах и услугах, то значит, в ВВП отражена стоимость только готовых к потреблению товаров. Стоимость конечной продукции подсчитывается через суммирование добавленной стоимости, которая создается на предприятиях. Добавленная стоимость – это разница между доходом от реализации продукции предприятия и расходами на приобретение сырья, энергии и полуфабрикатов. Таким образом, ВВП исключает подсчёт стоимости промежуточной продукции. Показатель ВВП не отражает экономическое благосостояние страны, он отражает экономическую мощь.

Есть несколько методов подсчета ВВП

Метод 1: по расходам.

Этот метод можно показать следующим образом:

Y = C + Ig + G + Nx,

где: Y – ВВП;

С – Личные потребительские расходы (расходы на товары текущего направления + расходы на товары длительного пользования + расходы на услуги);

Ig – Валовые частные инвестиции. Валовые – значит совокупные. Частные – значит в частном секторе экономики. Инвестиции – реальные капиталовложения (приобретение машин, земель, оборудования и т.д.).

Валовые частные инвестиции состоят из двух слагаемых: Чистые инвестиции – это капиталовложения в реальную экономику, в связи с чем, в ней происходит прирост зданий, сооружений, машин, оборудования. Но если такого прироста не будет происходить, то это означает, что чистых инвестиций не было, а был только амортизационные расходы. Амортизация – это капиталовложения в новые здания, машины, оборудования, взамен устаревших;

G – Государственные закупки товаров и услуг. Все расходы государства направлены на товары, услуги, ресурсы, которые необходимы для функционирования государственного сектора экономики. Государство также выступает монополистом по потреблению тех или иных товаров и услуг, к примеру, вооружений;

Nx – чистый экспорт. Чистый экспорт – показатель, который подсчитывается как разница между экспортом и импортом. Из стоимости экспорта вычитается стоимость импорта – это и есть чистый экспорт (расходы иностранных потребителей на отечественную продукцию). Чистый экспорт положителен, если стоимость его будет выше стоимости импорта.

Растущая экономика – это экономика, где есть чистые инвестиции, если их нет, то экономика производит продукцию в неизменных объёмах.

^ Таким образом, мы имеем главное экономическое тождество:

Y = C + Ig + G + Nx

Метод 2: расчёт ВВП по доходам.

ВВП состоит из трёх компонентов:

1 компонент: сумма факторных доходов в масштабах национальной экономики;

2 компонент: амортизация;

3 компонент: косвенные налоги.

Факторные доходы (образуют национальный доход):

  • Заработная плата, рента, прибыль, процент. Получены от реализации факторов производства: труд – заработная плата; капитал – процент; предпринимательство- прибыль; земля – рента.

Другие макроэкономические показатели:

Чистый Внутренний Продукт (ЧВП):
ЧВП = ВВП – амортизации
Этот показатель отражает ту стоимость производственных товаров и услуг, которую может потребить национальная экономика. Таким образом, в ЧВП содержаться только чистые инвестиции.

Национальный доход (НД):
НД = ЧВП – Косвенные Налоги (КН)
Этот показатель отражает эффективность использования ресурсов в стране, потому что он содержит факторные доходы.

Личный Располагаемый Доход (ЛРД):
ЛРД = НД – 1,2,3 + трансфертные платежи,
где: 1 – взносы на социальное страхование.

2 – налог на прибыль предприятий.

3 – нераспределенная прибыль корпораций (эта та прибыль, которая не распределяется между акционерами), которая направляется на модернизацию или расширение предприятия (реинвестиции).
^ 1.2 Инфляция и макроэкономические показатели:

Реальный ВВП = ВВП номинальный / Дефлятор (Д)

Реальный ВВП – это номинальный ВВП скорректированный с учетом инфляции.

^ Реальные макроэкономические показатели – это скорректированные с учетом инфляция номинальные макроэкономические показатели. Темп инфляции отражается в дефляторе.

^ Дефлятор – это индекс цен ВВП. Дефлятор – отражает индекс цен в экономике за определенный период времени (как изменились цены на товары и услуги за определенный период времени). Дефлятор – индекс цен, который отражает изменение цен по всем товарам за какой-то определенный период времени.

Например: Дефлятор = 110% за 2006 год, это означает, темп инфляции равен = 10%. Номинальный ВВП вырастет за год как минимум на 10%

Дефляция – противоположная сторона инфляции.

Если дефлятор был меньше 100%, то это значит, что реальный ВВП будет больше номинального ВВП.

Когда имеет место инфляция, номинальный ВВП растет, как правило, за счет роста уровня цен и еще не факт, растет ли он за счет прироста объема производства.

Есть индексы, которые отражают изменение уровня цен не по всем товарам, а только по определенной группе. И если речь идет об изменении цен на потребительские товары, то их отражает индекс потребительский цен (ИПЦ).

Таким образом, дефлятор – отражает изменение цен по всем товарам, которые производятся в экономике, а индекс потребительских цен – отражает изменение цен только по потребительским товарам.

^ Потребительские товары – это те товары, которые потребляются домашним хозяйствами. Изменение цен по ним улавливает индекс потребительских цен - ИПЦ.

Реальная заработная плата = номинальная заработная плата / ИПЦ.
^ 1.3. Безработица и ВВП

Безработица – это такое состояние рынка труда, когда величина предложение превышает величину спроса, т.е. при безработице часть трудоспособного населения не задействовано. Значит в экономики не полная занятость.

В этих условиях фактический ВВП будет отличаться от потенциального ВВП.

Безработица – отражает только незанятость трудовых ресурсов.

^ Фактический ВВП – это ВВП при неполной занятости – это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики.

Потенциальный ВВП – это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики помогут быть на много выше реальных. Тогда, фактический ВВП отстает от потенциального ВВП.

Артур Оукен вывел математическую зависимость, которая показывает, насколько будет происходить отставание фактического ВВП от потенциального ВВП.

Y – Y* / У = -2.5 (u-u*),

где: u -текущий уровень безработицы;

u* - естественная норма безработицы;

Y - фактический ВВП;

Y*потенциальный ВВП.

Если текущий уровень безработицы u больше естественной нормы безработицы u* на 1% тогда фактический ВВП Y отстает от потенциального Y* на 2.5% таким образом цена одного процента безработицы – спад в экономики на 2.5%.

Кроме показателя ВВП существует показатель ВНП.

^ ВНП больше ВВП на величину расходов, связанных с использование ресурсов за рубежом.

ВВП используется страной для того, чтобы решать проблемы внутреннего развития. А ВНП используется для международных сопоставлений.

Показатели ВВП и ВНП имеют недостатки:

  1. Эти показатели количественные, но не качественные;

  2. Эти показатели не учитывают, что с экономическим ростом загрязняется среда;

  3. Эти показатели не учитывают рост свободного времени работающих (если в начале 20 века рабочая неделя составляла более 50 часов, то в Европе уже в новое время 30-35 часов);

  4. Отражают только рыночные операции, то есть работу домохозяйки, услуги знакомого стоматолога – эти показатели отражать не будут;

  5. Эти показатели вообще не учитывают деятельность, которая осуществляется в теневом секторе экономики.


^ Тема 2. Необходимость ГРЭ и его границы
Объективность необходимости ГРЭ объясняется ограниченностью рыночных отношений. Ограниченность рынка:

– во-первых, это в некоторых случаях не эффективное распределение ресурсов, следовательно, в экономики появляются внешние эффекты (это ситуации, когда третья сторона получает неожиданный ущерб или неожиданную выгоду) (третья сторона – сторона, которая не участвует в рыночных операциях). Внешние эффекты регулируются государством;

- во-вторых, ограниченность рыночных отношений – заключается в том, что рынок очень жестко распределяет доходы, т.е. доходы получает тот, кто участвует в рыночных отношениях;

- в-третьих, ограниченность заключается в том, что рынок реагирует только на частный спрос. Он будет удовлетворять частные потребности, производя частные блага. Общественные блага – это те блага, за которые индивиды не готовы платить деньги и рынок их не удовлетворяет;

- в-четвёртых, ограниченность заключается в том, что рынок все время стремиться к монополизму;

- в-пятых, рынок развивается не стабильно и для него характерна нестабильность цен;

- в-шестых, рынок не формирует законодательство в экономике.

Поэтому государство выполняет те функции в экономике, которые компенсируют эту ограниченность рынка.
^ Функции государства в экономике

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность и права домохозяйств.

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и стабильность национальной валюты;

в) производство общественных благ. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальных гарантий для граждан. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
^ Границы государственного регулирования экономики

1. Недопустимо прямое распределение ресурсов: труд, капитал, технологии, земля - все эти ресурсы распределяются преимущественно рыночным механизмом. Т.к. для нашей страны присуще рыночное распределение ресурсов, каждый из выпускников института самостоятельно будет искать место работы, т.е. посредствам рыночного механизма.

2. Не допускается планирование в масштабах национальной экономики, т.е. никаких планов экономического развития России, где предопределяется деятельность предприятий нет. Планирование деятельности предприятий осуществляется на предприятиях, т.е.за счет внутрифирменного планирования.

В бытность СССР вся страна развивалась по плану, который составлялся в масштабах национальной экономики. Если страна находится в состоянии войны – то централизованное управление просто необходимо. В условиях мирной жизни такое планирование и управление неэффективны.

3. Не допускается длительное регулирование цен. Любое регулирование цен государством приводит к деформации рыночного механизма, т.е. к хроническим избыткам или хроническим дефицитам продукции.

4. Любое регулирование, даже использование косвенных методов, влечет за собой побочные эффекты. Любое регулирование должно происходить тогда, когда оно необходимо.

Пример: если в целях регулирования снижается учетная ставка Центрального банка, это регулирование называется денежно- кредитным регулированием, тогда происходит расширение денежной массы. Денежная масса расширяется, банковские ставки понижаются, совокупный спрос увеличивается, происходит рост деловой активности в экономике. Однако, одновременно, повышается общий уровень цен в стране.
Тема 3. Цели и методы ГРЭ. Особенности ГРЭ в России
^ 3.1 Цели и их содержание

  1. Экономический рост (ЭР) – а) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое, прежде всего, такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход; б) рост производственных возможностей в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии;

  2. Полная занятость – использование всех пригодных ресурсов в экономике;

  3. Стабильный уровень цен, который складывается при наличии нормальной инфляции (до 5% в год);

  4. Равновесный платежный баланс, т.е. баланс, в котором дефицит текущего платежного баланса (или положительное сальдо) уравновешивается положительным сальдо движения капитала (или дефицитом);

  5. Чистая окружающая среда;

  6. Стандарт благосостояния – достойный уровень жизни граждан страны.

Вышеперечисленные цели в основном противоречивы.

Так экономический рост всегда сопровождается ростом уровня цен, вот почему цель экономического роста и стабильности цен несовместимо. Кроме того, с экономическим ростом, как правило, окружающая среда ухудшается.
^ 3.2 Методы государственного регулирования

Все методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.

1. Прямые методы государственного регулирования экономики:

Все административные методы имеют одно общее свойство. Они существенно снижают свободу экономического выбора; ссужают поле экономического выбора до такой степени, что выбора иногда нет. А если выбора нет – необходимо осуществлять действия в указанном направлении. (Постановления правительства, указы президента, различные постановления министерств и ведомств).

Прямое регулирование осуществляется следующим образом:

а) в виде государственных стандартов: производственные, технические, экологические, санитарные;

б) антимонопольное регулирование: оно направлено на поддержание конкуренции на основе антимонопольного законодательства. Все антимонопольные законы, которые существуют в различных странах, преследуют цель - поддержание отношений конкуренций. Без этого рыночная экономика состояться не может;

в) государственные планы по поддержанию структурных изменений в экономике, а также планы по стимулированию внедрения научно технических достижений. Данные планы существуют потому, что сами предприятия не имеют средств, достаточных для внедрения достижений научно-технической революции.

Кроме того, прямые методы - это дотации и субсидии предприятиям.

^ 2. Косвенные методы регулирования экономики:

У всех косвенных методов есть общее свойство – расширение свободы экономического выбора. Т.е. те, чья деятельность регулируется со стороны государства, благодаря этим методам обладают большей степенью выбора, у них есть различные варианты действий (в то время, как в прямом регулировании – одно направленние).

- Первый метод - денежно-кредитное регулирование (ДКР): осуществляется Центральным Банком. ЦБ - это национальный банк. ЦБ – это абсолютно независимый орган, на принятия решения в котором не может никто повлиять.

ДКР - это регулирование, направленное на изменение объема и структуры денежной массы, а также на совершенствование деятельности финансово-кредитных учреждений (ФКУ);

- Второй метод - бюджетно-налоговое регулирование (БНР):

БНР - это регулирование совокупного спроса через бюджетные доходы и расходы.

^ Рассмотрим основное макроэкономическое тождество:

C + Ig + G + Nx= Y

C, Ig, G, Nx – основные слагаемые совокупного спроса в экономике т.е. AD.

(БНР направленно на регулирование АD (совокупного спроса). Если AD будет расти - темпы экономического роста будут также расти и наоборот.

Если государство повышает свои расходы - это сразу вызывает рост AD. Если государство понижает свои расходы - это сразу окажет свое влияние на снижение совокупного спроса.

Если государство снижает налогообложение с физических лиц - это сразу приведет к увеличению расходов домохозяйств. Расходы домохозяйств увеличиваются в связи с ростом располагаемых доходов. В итоге AD растет. Для обратного воздействия налогов необходимо всего лишь увеличить уровень налогообложения.

Если уровень налогообложения предприятий увеличивается, тогда располагаемые доходы предприятий будут сокращаться, а это неминуемо приведёт к снижению расходов предприятий, что вызовет снижение совокупного спроса (AD).

Экспортные субсидии стимулируют экспорт. Значит, чистый экспорт сразу же увеличиться (Xn) а это вызовет рост совокупного спроса (AD).

Третий метод – тарифное регулирование внешней торговли: тарифное регулирование направлено на ограничение импорта и на стимулирование экспорта, через использование таможенных пошлин.

Вывод: Регулирование экономики осуществляется через прямые и косвенные методы. Прямое регулирование деформирует рыночный механизм, поэтому для регулирования экономики используются преимущественного косвенные методы.

Две точки зрения на государственное регулирование:

- Неокейнсианская точка зрения на государственное регулирование. Данная точка зрения - экономике нужно постоянное активное регулирование, т.к. кейнсианство считает, что экономика – нестабильная, неустойчивая экономическая система;

- Неоклассическая точка зрения государственного регулирования. Данная экономическая школа считает, что на экономику должно осуществляться минимальное воздействие со стороны государства. Эта экономичная школа исходит из того, что экономика - это здоровый, устойчивый организм. Экономика имеет саморегулирующие механизмы, потому что она основана на рынке. А любой рынок имеет такое свойство, как стремление к равновесию. Это свойство, стремление к равновесию - есть всего лишь свойство, которое говорит о том, что покупатель и продавец всегда найдут на рынке компромисс.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconВопросы к государственному экзамену для студентов специальности 270102 в 2009/2010 учебном году
Конструкции фундаментов в открытых котлованах на естественном основании (типы фундаментов, материалы)
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconМатериалы для подготовки и покраски автомобиля
Для качественной покраски автомобиля следует применять качественные материалы это аксиома. Это касается не только самой краски, но...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconХарьковский национальный медицинский университет
Материалы по анатомии человека для подготовки к практическим занятиям, итоговому модульному контролю «Модуль Анатомия опорно-двигательного...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconМатериалы для подготовки к экзамену по дисциплине современные проблемы...
Это не учебное пособие, не лекции и не ответы на вопросы. Это материал, над которым надо работать
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconМатериалы для подготовки к комплексному экзамену для студентов 4...
В результате дорожно-транспортного происшествия пострадало 12 человек. У одного из пострадавших травма несовместимая с жизнью: открытая,...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconУчебно-методические материалы «Основы социального государства»
«Социальная работа» (приказ №709 от 12. 2009 г.), «Сервис» (приказ №627 от 18. 11. 2009 г.) и «Туризм» (приказ №489 от 28. 10. 2009...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconВопросы к экзамену по курсу "Электротехнические материалы и техника...
Проводниковые материалы высокой проводимости. Характеристики и область применения
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconМатериалы для подготовки к семинарским занятиям гродно 2009
Идя по пути достижения стоящих перед ним целей, человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые требуют от него объективно оценивать...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconПамятка для студентов уважаемые студенты! Для подготовки к семинару
Необходимо изучать материалы, опубликованные в рекомендуемых журналах и газетах; материалы информационных радио- и телепередач; официальные...
Материалы для подготовки к экзамену Москва 2009 iconДля подготовки к экзамену по дисциплине «Судебное разбирательство»...
Суд – участник судебного разбирательства: полномочия, характеристика процессуального статуса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница