Лекция рыночная экономика


Скачать 116.72 Kb.
НазваниеЛекция рыночная экономика
Дата публикации18.07.2013
Размер116.72 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
Лекция 4. рыночная экономика.

5. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Любое явление экономической жизни, как и любое явление общества и природы, не может быть только положительным или только отрицательным. Рыночная экономика характеризуется определённым набором плюсов и минусов. Чем сложнее система, тем больше и того и другого. Поэтому современная экономика обладает и значительными достоинствами и серьёзными недостатками.

Рыночная сделка предполагает участие двух сторон - покупателя и продавца. Если в сделке появляются третьи лица, возникают внешние эффекты или экстерналии.
Достоинства и недостатки рыночной экономики


Достоинства



Недостатки

Конкуренция за товары и ресурсы, стимулирующая снижение цен и повышение эффективности производства.

Сокращение конкуренции за счёт развития монопольных тенденций. Монополизация значительной части рынков в современной экономике.


Эффективное распределение и использование ресурсов.


Неэффективное распределение ресурсов из-за наличия положительных и отрицательных внешних эффектов.


Полное и качественное удовлетворение потребностей, высокий уровень жизни и высокие потребительские стандарты современного общества.

Искусственное формирование спроса, манипулирование покупателем, формирование общества потребления, в котором спрос определяется не столько естественными потребностями человека, сколько задачами сбыта произведённой продукции.


Саморегулирование рыночной экономики, самостоятельное разрешение возникающих проблем и адаптация к изменяющейся ситуации.

Циклический механизм саморегулирования, неизбежность кризисной перестройки экономической системы, что болезненно и для общества в целом и для каждого отдельного человека.


Высокие темпы экономического роста.

Использование природных ресурсов растёт темпами, значительно превышающими скорость их естественного восстановления. Высокие темпы роста подрывают ресурсную базу.



Применение достижений НТП, тесная связь науки с производством.

Рынку нужны только достижения прикладной науки, отсутствует заинтересованность в финансировании фундаментальных исследований, не дающих быструю отдачу.


Справедливое с точки зрения экономической эффективности факторное распределение доходов.

Дифференциация доходов, неравенство, возникновение социальной нестабильности в обществе.


Свобода выбора производителей и потребителей. Самостоятельность каждого субъекта рыночных отношений.

Несогласованность личных и общественных интересов, возможность злоупотребления свободой и экономической независимостью в угоду эгоистическим интересам отдельных индивидов.



Положительные внешние эффекты - это ситуации, когда все издержки несет производитель, а часть выгод приобретают третьи лица. Возникают тогда, когда невозможно или слишком дорого взимать плату с каждого потребителя блага. Положительные экстерналии появляются при потреблении услуг коллективного пользования. Их называют общественными или квазиобщественными благами (квази - почти). Примеры общественных благ: уличное освещение, общественный транспорт, охрана общественного порядка и т.п.

Отрицательные внешние эффекты - ситуации, когда все выгоды присваивает производитель, а часть издержек перекладывается на третьих лиц. Самый яркий пример отрицательных экстерналий - загрязнение окружающей среды. Отрицательные экстерналии приводят к перепроизводству благ и нерациональному использованию ресурсов.

Положительные экстерналии приводят к недопроизводству благ, необходимых обществу. Их производство не выгодно частным предпринимателям, потому что они не могут полностью компенсировать свои издержки. Проблема решается с помощью государственных органов власти. Они могут:

  1. Компенсировать частнику недополученную выгоду.

  2. Производить общественные блага на государственных (муниципальных) предприятиях. Компенсировать издержки за счет налогов на всех граждан, независимо от того, кто в каком объеме пользуется этими благами.

^ Лекция 5. Спрос и предложение. Эластичность.


  1. Спрос. Закон спроса.

Любые сделки, которые заключают хозяйствующие агенты, в современной экономике называют трансакциями. Издержки, связанные с осуществлением сделки - трансакционными Основной вид сделок, происходящих на рынке, - это взаимодействие между покупателем и продавцом по поводу обмена благ любого вида.

Покупатель испытывает потребности, то есть желание получить физическое или моральное удовлетворение от использования блага. Рынок реагирует не на потребность вообще, а только на платежеспособную потребность.

Потребность, представленная на рынке и подкреплённая деньгами, получила название спроса. ^ Спрос - это количество товаров или услуг, которые будут куплены по определённой цене за определённый промежуток времени при прочих равных условиях. Спрос - это перечень цен и соответствующих им значений количества, который может быть выражен:

- уравнением P = b – a ∙ Q

По математической логике цена является аргументом, а спрос - функцией от цены Q = b – a ∙ P (объяснить)

- таблицей (шкала спроса)

P, руб.

100

200

300

400

500

600

Q, шт.

8

4

2,5

2

1,5

1


- графически (кривая спроса).

График спроса может быть линейным. Для линейного уравнения P = b – a ∙ Q «b» - это точка пересечения с осью У (Q = 0)

«а» - угол наклона графика спроса. Наклон отрицательный, значит «а» с минусом.



D - demand - спрос Р - price - цена Q - quantity - количество

Движение от одного столбца шкалы к другому или от одной точки кривой спроса к другой называется изменением величины (объёма) спроса. Оно отражает зависимость величины спроса от цены на товар.

Изменение спроса – это переход к другой шкале или другому графику спроса.



При увеличении спроса кривая сдвигается вправо вверх, при уменьшении - влево вниз.
Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов:

  1. Изменение доходов населения. Прямая связь - доходы растут, спрос тоже растёт. (Доходы зависят от налогов и дотаций).

  2. Число покупателей. Прямая связь. (Сюда же структура населения).

  3. Изменение вкусов и предпочтений.

  4. Цены на сопряжённые товары.

  1. субституты - взаимозаменяемые товары. Прямая связь между ценой на один и спросом на другой.

Сок и лимонад. При росте цены на сок увеличится спрос на лимонад. При снижении цены на сок уменьшится спрос на лимонад.

  1. комплементы - взаимодополняющие товары. Обратная связь между ценой на один и спросом на другой.

^ Машины и бензин. При росте цен на машины уменьшается спрос на бензин. При снижении цен на машины растет спрос на бензин.

  1. Ожидания потребителей. Основные - инфляционные ожидания.


Закон спроса отражает обратную связь между величиной спроса и ценой блага и формулируется следующим образом: если цена товара повышается (при этом все прочие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Закон спроса иллюстрируется графически наклоном кривой спроса слева направо вниз.
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется:

- Эффектом дохода. При снижении цены на определённый товар покупатель по отношению к этому товару становится богаче, его доход как бы возрастает, и он может приобрести больше единиц товара.

- Эффектом замены. Эффект замены - при снижении цены на один товар он становится относительно дешевле по сравнению с товарами. Покупатель старается приобретать больше единиц именно этого товара.

- Законом убывающей предельной полезности. Это самое правильное объяснение.

В одном акте потребления каждая следующая единица потребляемого блага приносит человеку меньшую полезность, чем предыдущая.



Пример с мороженым. Каждая следующая порция приносит меньшее удовольствие, чем предыдущая. Полезность 5-й порции - нулевая. Считается, что рациональный потребитель во вред себе не потребляет. Но можно съесть 6-ю порцию и заболеть ангиной. Поэтому иногда график предельной полезности рисуют пересекающим ось Х.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Кривая индивидуального спроса отражает зависимость объема спроса на товар от его цены для единичного потребителя. Рыночный спрос - это сумма индивидуального спроса различных потребителей.

^ 2. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие.
Предложение - это такое количество товаров и услуг, которое производитель готов реализовать на рынке по определённой цене за определённый промежуток времени при прочих равных условиях.

Предложение также как и спрос, может быть задано:

- уравнением P = b + a ∙ Q или Q = b + a ∙ P

- таблицей (шкала предложения)

P, руб.

100

200

300

400

500

600

Q, шт.

0

2

4

5

5,8

6,5


- графически (кривая предложения). S - supply - предложение



Для линейного уравнения P = b + a ∙ Q

«b» - это точка пересечения с осью У (Q = 0)

«а» - угол наклона графика спроса. Наклон положительный, значит «а» с плюсом.

Движение от одного столбца шкалы к другому или от одной точки кривой предложения к другой называется изменением величины (объёма) предложения. Величина предложения меняется в зависимости от цены на товар. Изменение предложения - это переход к другой шкале или к другому графику предложения.



Предложение меняется под действием неценовых факторов:

1. Изменение издержек производства:

1.1. Технологии

1.2 Цены на ресурсы

1.3. Налоги и дотации.

  1. Число продавцов.

  2. Цены на сопряжённые товары.

  3. Ожидания производителей.

Закон предложения отражает прямую связь между ценой и объёмом. Чем выше цена на товар, тем больше его будет предложено к продаже при прочих равных условиях в данный момент времени.

Положительный наклон кривой предложения объясняется повышением предельных издержек в краткосрочном периоде.

Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - предложение всех производителей на рынке. Определяется путём суммирования индивидуальных предложений.
Рыночное равновесие.

Если наложить друг на друга графики спроса и предложения, то в одной общей точке кривые пересекутся. Точка пересечения кривых называется точкой рыночного равновесия. Она характеризуется равновесным объёмом и равновесной ценой.

При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

Существуют четыре основные варианта отклонения спроса и предложения от рыночного равновесия:

1.Увеличение спроса. 2. Уменьшение спроса.





















3. Увеличение предложения. 4. Уменьшение предложения.



  1. При увеличении спроса увеличивается цена и объём приобретаемых товаров. Равновесие устанавливается на более высоком уровне.

  2. При уменьшении спроса - снижается как цена, так и объём. Равновесие - на более низком уровне.

  3. При увеличении предложения - цена снижается, а объём увеличивается.

  4. При уменьшении предложения - объём уменьшается, а цена растёт.

Отклонения от равновесия возникают тогда, когда спрос и предложение не меняются, а цена держится на уровне выше или ниже равновесного.

Если цена выше равновесной, то Qs > Qd. Возникает перепроизводство, излишек товаров.

Если цена ниже равновесной Qd > Qs. Формируется дефицит.


Цену на уровне выше равновесного держат монополии.

На уровне, ниже равновесного - государство (на социально значимые товары, например, жилье).
^ 3. Эластичность спроса и предложения.
В математике эластичность - это степень реакции одной величины на изменение другой. (Например - степень реакции функции на изменение аргумента.). Эластичность - величина безразмерная, так как происходит сравнение относительных величин.

Эластичность спроса или предложения показывает, как изменяется объем спроса или предложения при изменении цены на 1 %.



Эластичность спроса всегда отрицательна, поэтому она определяется по модулю.

Спрос может быть:

  • Абсолютно неэластичным - вертикальная прямая.

  • Неэластичным



  • Единичной эластичности



  • Эластичным



  • Абсолютно эластичным - горизонтальная линия.

Крайние значения - это теоретические абстракции. Абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса в реальной жизни не бывает.
Эластичность спроса зависит от характера товаров.

Низкая эластичность у спроса на предметы первой необходимости, от потребления которых человек не может отказаться. (Продукты питания, медикаменты, расходы на транспорт, коммунальные услуги и т.п.)

Спрос единичной эластичности предъявляется на одежду, обувь и другие потребительские блага, имеющие средние сроки службы (от месяца до года).

Спрос эластичен для товаров длительного пользования.

Знание эластичности спроса необходимо в первую очередь продавцам, от нее зависит изменение дохода ∆ TR = ∆ Q ∙ ∆ P

Для товаров с низкой эластичностью спроса повышение цены приводит к росту дохода. Для товаров с высокой эластичностью, наоборот, доход растет при снижении цены. (На этом основаны все сезонные распродажи).
Эластичность предложения показывает, как изменится объем предложения при изменении цены на 1 %. Она всегда положительна.

Предложение также может быть абсолютно неэластичным, неэластичным, единичной эластичности, эластичным и абсолютно эластичным.

Эластичность предложения определяется периодом времени, в течение которого осуществляется производство. По продолжительности выделяют:

1) краткосрочный

2) среднесрочный

3) долгосрочный периоды

В краткосрочном периоде фирма в ответ на рост спроса может только незначительно увеличить предложение. Например, используя запасы сырья на складе, заставляя людей работать сверхурочно. Предложение остается неэластичным.

В среднесрочном периоде можно нанять дополнительных работников, организовать еще одну смену, закупить больше сырья и т.п. Выпуск продукции возрастает в соответствии с ростом цены. Предложение имеет единичную эластичность.

В долгосрочном периоде фирма увеличивает мощности: строит новые цеха, берет кредиты на расширение выпуска и модернизацию, совершенствует технологии. Объем производства (предложения) растет быстрее, чем цена. Предложение эластично.





Похожие:

Лекция рыночная экономика iconЛекция Рыночная экономика
Производящее хозяйство возникло примерно 10 тыс лет назад в период Неолитической революции (≈ 8 тыс лет до н э.). Оно включает две...
Лекция рыночная экономика iconТема 1 Социальная политика: ключевые вопросы теории и практики. План
Основные понятия, сопряженные с социальной политикой: экономика труда, социальная рыночная экономика, социальное государство
Лекция рыночная экономика iconРыночная экономика это система экономических отношений по поводу...
Рыночная экономика это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в...
Лекция рыночная экономика iconСеминарское занятие 1 Сравнительная педагогика как наука. Тенденции...
Терминологический диктант: социализация, демография, фактор, образование, развитие, социум, тенденции, глобальный, рыночная экономика,...
Лекция рыночная экономика iconФм – это специфическая система управления денежными потоками, движением...
Рыночная экономика определила для финансов новое место в системе хозяйствования.  Подавляющее большинство рыночных регуляторов относится...
Лекция рыночная экономика icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
Лекция рыночная экономика iconЛекция: Экономика а. 101

Лекция рыночная экономика iconЛекция №7 экономика 16 апреля 2007 год в следующий раз, 23 апреля...
Это позапрошлая, прошлая лекция. Издержки, теория потребления, потребительского выбора, рынки совершенной и несовершенной конкуренции,...
Лекция рыночная экономика iconВы начинаете изучать дисциплину «Логистика». Курс является базовым...
Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение...
Лекция рыночная экономика iconЛекция 3
Реклама может быть интерпретирована и как вид социальной деятельности, и как социальный институт, и как вид коммуникации и как средство...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница