11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система


Название11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система
страница1/7
Дата публикации19.07.2013
Размер1.15 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Раздел III. Внебюджетные фонды как форма организации государственных и муниципальных финансов
См. Подготовку см. курс Страхование, Бюджет и бюджетная система
Тема 11. Система социального страхования, способы ее организации
См. Подготовку см. курс Страхование, Бюджет и бюджетная система
Тема 12. Общая характеристика государственных внебюджетных фондов
12.1. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

12.1.1.Необходимость и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

12.1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и смешанная сис­тема пенсионного обеспечения.

12.1.3 Фонд социального страхования Российской Федерации.

12.1.4 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Тема 13. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
См. Подготовку см. курс Страхование, Бюджет и бюджетная система


Раздел III. Внебюджетные фонды как форма организации государственных и муниципальных финансов
Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной сис­темы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пен­сии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Пенсии – ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к суще­ствованию.

Пенсионная система – совокупность созданных государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспе­чения в виде пенсий.

Пенсионный фонд Российской Федерации – государственное учреждение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспе­чения защиты прав граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) – вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для от­дельных категорий трудящихся – длительного выполнения опреде­ленной профессиональной деятельности.

Страховой стаж – суммарная продолжительность периода ра­боты и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в це­лях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных на­коплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и обеспе­чивающий работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию (по временной нетрудо­способности; по материнству и детству; оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение; на санаторно-курортное лечение работающих и их детей).

Фонды обязательного медицинского страхования – фонды денеж­ных средств (федеральный и территориальные), образуемые вне фе­дерального и региональных бюджетов, предназначенные для фи­нансового обеспечения всем гражданам страны равных возможно­стей в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
12.1 Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
^ 12.1.1 Необходимость и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации
Государственный внебюджетный фонд. Реформирование финансовой системы Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена государственных финансов – внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд (ГВФ) – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъек­тов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера

Обособленность государственных внебюджетных фондов не ис­ключает в необходимых случаях консолидирования их в государст­венном бюджете.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Государственные внебюджетные социальные фонды. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов обусловлена переходом России с начала 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождающимся в течение последнего десятилетия прошлого века глубоким экономическим кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни населения. Задача общества поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социаль­ных фондов, позволяющих государству выполнять задачи и функции по реализации конституционных прав граждан на социальное обеспе­чение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кор­мильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Впервые государственные внебюджетные социальные фонды бы­ли созданы в России в 1992 г. При их образовании ставились задачи:

  • «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных рас­ходов;

  • вывести из-под контроля законодательных органов власти значительные финансовые ресурсы, предоставив их в полное распоряжение исполнительных органов власти. Для решения этих задач государственные внебюджетные социальные фон­ды были законодательно выведены из бюджетной системы страны. Лишь в 1998 г. под влиянием общественности и дав­лением представительных органов власти был принят Бюд­жетный кодекс Российской Федерации, зафиксировавший государственные внебюджетные социальные фонды в каче­стве важнейшего элемента бюджетной системы страны.

Федеральные и территориальные экономические внебюджетные фонды. Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992–1994 гг. были созданы десятки федеральных (отрас­левых, межотраслевых, ведомственных и т.д.) и сотни территориаль­ных экономических внебюджетных фондов.

С помощью государственных внебюджетных экономических фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий, например строительства сети дорог общего пользования, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, расходов на экологию и воспроизводство минерально-сырьевой базы и на другие цели. В начальный период перехода к рыночным отношениям были созданы федеральный и территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок; федеральный экологический фонд; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации и многие другие. Через них, минуя официальные гласные бюджеты, прошли огромные средства, используемые различивши должностными лицами в основном на коммерческие цели. Фактиче­ски они способствовали реализации генеральной цели правительства 1992 г. – становлению капиталистической системы через ускоренное образование капиталистов – людей, живущих за счет собственного капитала. Для большинства других субъектов страны (основная масса населения, предприятия, государство) деятельность фондов обора­чивалась финансовыми потерями, что фиксировалось в многочис­ленных проверках деятельности внебюджетных фондов.

По мере становления крупных собственников в условиях кон­куренции внебюджетные экономические фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. начался обратный процесс их устранения. Он осуществлялся разными путями, в числе которых:

  • законодательное прекращение деятельности отраслевых и ведомственных ГВФ;

  • преобразование ГВФ исполнительных органов власти в целе­вые бюджетные фонды;

  • слияние целевых бюджетных фондов с бюджетами.

Целевые бюджетные фонды. В результате в 1999–2000 гг. феде­ральный бюджет содержал девять целевых фондов, а с 2002 г. – толь­ко один: Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии. В настоящее время и этот фонд упразднен. Внебюджетные фонды территорий также были преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых затем были упразднены.

Статус внебюджетных к настоящему времени сохранили только государственные внебюджетные социальные фонды. Поскольку государственные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования, то обычно в названии фонда указана цель расходо­вания средств.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Феде­рации (гл. 17, ст. 144) в состав бюджетов государственных внебюд­жетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. К ним относятся:

  • бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

  • бюджет Фонда социального страхования Российской Феде­рации;

  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фон­дов. Это бюджеты территориальных фондов обязательного медицин­ского страхования.

Система социального страхования в Российской Федерации представлена на рис. К.М.1.5.
Рис. К.М.1.5. Система социального страхования в Российской Федерации

В организационном отношении государственные внебюджетные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные организации. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существен­но отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предпри­ятий и организаций. Государственные внебюджетные фонды орга­низуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат.

Через внебюджетные фонды проходит довольно существенная часть денежных ресурсов государства (примерно около половины Средств федерального бюджета).

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Они составляются органами управления указан­ных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представленными одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федера­ции рассматриваются в трех чтениях и принимаются Государствен­ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Сове­том Федерации в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финан­совый год и плановый период.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов. Они представляются органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законода­тельных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются два этих закона одновременно.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные по­ступления, прочие доходы.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляют­ся исключительно на цели, определенные законодательством Рос­сийской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социально­го, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов терри­ториальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейша.

^ 12.1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и смешанная система пенсионного обеспечения
Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан в Российской Федерации. Пенсион­ный фонд как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. До этого периода пенсионное обеспе­чение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета СССР. Главной причиной образования Пенсионного фон­да РФ явилась необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу расхо­дов и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расхода­ми самостоятельными источниками доходов. Пенсионный фонд входит в одно из важнейших звеньев государственных финансов и представляет собой основную материальную базу пенсионной сис­темы Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Феде­рации – крупнейший из государственных внебюджетных фондов, на его долю приходится 3/4 средств этих фондов.

Пенсионный фонд Российской Федерации – государственное учреж­дение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации; фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспе­чения защиты прав граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие по­тери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для от­дельных категорий трудящихся – длительного выполнения опреде­ленной профессиональной деятельности.

Деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верхов­ного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в редакции Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

Деятельностью Фонда руководят Правление и его постоянно дей­ствующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в субъектах РФ. На местах (в городах и районах) имеются уполномоченные Пенсионного фонда. Отделения обеспечивают орга­низационную работу по сбору взносов в Фонд, реализации регио­нальных программ пенсионного страхования, а также контроль за расходованием средств.
^ Пенсионное обеспечение Российской Федерации

Распределительная пенсионная система. В Российской Федерации в течение последних лет применялась распределительная пенсионная система. Ее основой являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Социальная сущность Закона 1990 г. заключалась в солидарности всех застрахо­ванных и всех страхователей, в солидарности поколений. В советские времена на одного пенсионера приходилось 10–11 работающих, пен­сионная система СССР имела реальное обеспечение, считалась од­ной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с перехо­дом России на рыночную экономику стало очевидно, что действую­щий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный а солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и числом пенсионеров. С сокращением первых или уменьшением вторых умещ­ается и размер пенсий. Отказаться от привычной и казавшейся удобной распределительной схемы пришлось по целому ряду при­чин, главная из которых – нарастание неблагоприятных демогра­фических тенденций. В условиях сложившейся в России демогра­фической ситуации: роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих – функционирование распредели­тельной системы пенсионного обеспечения неэффективно. В по­следнее время на одного пенсионера в России приходится 1,5 рабо­тающих граждан. Причем это соотношение, с одной стороны, из-за сокращения рождаемости и, с другой – благодаря достижениям медицины все время изменяется в сторону увеличения нагрузки на трудоспособное население. В результате работающим с каждым го­дом все сложнее становится «содержать» пенсионеров, отчисляя деньги государству, которое «делит» полученные средства между гражданами, вышедшими на заслуженный отдых. Для эффективного функционирования распределительной пенсионной системы необ­ходимо соотношение в численности работающего населения и пен­сионеров в несколько раз больше (10 работающих на одного пенсио­нера). Кроме того, распределительный принцип пенсионных выплат в рыночной экономике не учитывает индивидуального трудового вклада каждого пенсионера. Все эти причины обусловили необхо­димость проведения пенсионной реформы.

Пенсионная реформа в России. Два этапа реформы. Начало пен­сионной реформы в России принято относить к 1995 году. На пра­вительственном уровне были разработаны Концепция, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (первый этап реформы), и Программа пенсионной реформы в Российской Феде­рации, одобренная постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (второй этап реформы). Основная цель этих изменений – усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.

На первом этапе реформирования пенсионного обеспечения предусматривалось формирование двухуровневой системы государ­ственных пенсионных выплат: базовой пенсии и трудовой, или страховой, пенсии. Базовая пенсия предоставляется государством независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера в за­висимости от степени утраты трудоспособности. Страховая (трудо­вая) пенсия предоставляется государством, размер которой определя­ется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжи­тельностью уплаты страховых взносов и заработка. Помимо этого, на первом этапе были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсион­ных систем, введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонифи­кация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и другие мероприятия.

За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концеп­ции был реализован. Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996 г. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенси­онного страхования». Он явился основой создания новой инфра­структуры пенсионной системы, необходимой для материализации страхового аспекта в построении пенсионного обеспечения. В соответ­ствии с этим Законом осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Однако в условиях незавершенности намеченных пре­образований модель пенсионной реформы в 1998 г. была сущест­венно изменена.

Третий этап реформы. На втором этапе реформирования пенси­онного обеспечения предполагалось поэтапное введение накопи­тельного метода финансирования выплаты государственных пен­сий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться из суммы уплаченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реа­лизованы, в том числе и из-за финансового кризиса 1998 г. Указ Президента РФ от 27 декабря 2000 г. № 1709 «О мерах по совер­шенствованию управления государственным пенсионным обеспече­нием в Российской Федерации» определил новую организационную структуру государственной пенсионной системы, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции назначения и выплаты пенсий. В результате весь пенсионный процесс осуществ­ляется федеральной организацией, обеспечивающей единообразный порядок исполнения федерального пенсионного законодательства и равные условия для всех граждан страны в отношении пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. До приня­тия Указа функции назначения и выплаты пенсий осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов РФ (собесами), а Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял лишь финансирование выплат пенсий. В 2001 г. был принят модифици­рованный вариант Программы, одобренной Правительством Рос­сийской Федерации 17 апреля 2001 г. (третий этап реформирования пенсионной системы). Был принят пакет законов 1, определяющий новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил пенсионную систему России и ме­ханизм функционирования Пенсионного фонда РФ.

Смешанная система пенсионного обеспечения. С 1 января 2002 г. в России начала действовать смешанная система пенсионного обеспече­ния, так называемая распределительно-накопительная система, преду­сматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, при которой размер пенсии зависит от количества лет уплаты стра­ховых взносов и от их суммы.

Пенсионная система России – составная часть государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспече­ния в нашей стране – всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, что соответствует международной практике.

Пенсионная система России – совокупность созданных государст­вом правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспе­чения в виде пенсий.

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О внесении дополне­ний и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 26 июля 2006 г. № 134-ФЭ, «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» (проект Закона принят в первом чтении Государствен­ной Думой в мае 2002 т.), «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» (проект Закона внесен в Правительство (версия 10 августа 2002 г.) ко второму чтению).

Пенсионная система России в настоящее время состоит из сле­дующих частей:
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconСписок выбранных тем курсовых проектов по дисциплине «Бюджетная система...
Бюджетная политика и бюджетная система Московской области (инновационный проект: Власов, Калинина, Пономарева, Халеева)
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconВопросы к зачету по дисциплине «Бюджет и бюджетная система» для потока БкЭ-400
Принципы построения бюджетной системы Организации экономического сотрудничества и развития
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconТест по Бюджетной системе На тему Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве рф, регулируемая законодательством...
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconЛекция: Бюджет и бюджетная система государства
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда ден. Средств предназначенных для финансового обеспечения, задач...
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconВопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по дисциплине «Бюджет и Бюджетная система»

11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система icon3. Бюджет государства
Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconСтраховая система здравоохранения наиболее распространена в мире....
Но большая часть расходов на медицинскую помощь все же поступает из средств обязательного социального страхования. Вследствие этого...
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconЛекция Правовое регулирование страхования
Страхование как система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом...
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconУчебный курс «Бюджетная система рф» д э. н. Климанов Владимир Викторович...
Задания к семинару 20 февраля 2013 г по Теме 2 «Федеральный бюджет: основные параметры»
11. Система социального страхования, способы ее организации >См. Подготовку см курс Страхование, Бюджет и бюджетная система iconВопрос 107. Договор страхования. Виды страхования. Обязательное и добровольное страхование
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница