Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»


Скачать 211.35 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Дата публикации23.07.2013
Размер211.35 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания


Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЖЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


основы экономики
Методические указания

по выполнению практических работ

для студентов специальностей
230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
140206 «Электрические станции, сети и системы»
140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) »
151001 «Технология машиностроения»



г. Бежецк, 2011

Рассмотрены и одобрены

на заседании методической комиссии

ОГСЭЕН дисциплин
Протокол № ____ от « ____ » ____________ 2011 г.
Председатель комиссии _________ М.Ю.Рудакова


Методические указания составлены

в соответствии с рабочей программой

по дисциплине «Основы экономики»

по специальностям «Программное
обеспечение вычислительной техники
и автоматизированных систем»
«Электрические станции, сети и системы»
«Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям) »
«Технология машиностроения»
___________ О В Викторова

^ Пояснительная записка

Данное учебное пособие предлагается студентам для использования при изучении дисциплины «Основы экономики».

Выполнению работы должна предшествовать теоретическая подготовка студентов в соответствии с программой дисциплины.

На практические занятия по дисциплине отводится 6 часов. На практические занятия 1, 2 и 3 отводится по 2 учебных часа.

Работа студентов должна быть самостоятельной, преподаватель выступает в роли консультанта. Основная цель выполнения практических заданий: лучшее усвоение и закрепление теоретических знаний студентами и в то же время проверка преподавателем степени усвоения студентами новых знаний.

Учебное пособие содержит задания по анализу производственных возможностей, основам анализа спроса и предложения, расчету основных макроэкономических показателей.

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы экономики».


^ Практическое занятие 1
Тема: «Построение кривой производственных
возможностей
»

Цели:

1 Формирование навыков построения кривой производственных возможностей.

2 Развитие аналитических способностей.

3 Воспитание аккуратности.
Требования к знаниям и умениям:

^

Перед выполнением заданий


Студент должен

знать:

- характеристику проблемы ограниченности ресурсов

После выполнения заданий


Студент должен

уметь:

- строить график производственных возможностей

- анализировать производственные возможности
^ Характер организации: репродуктивный.
Форма организации: фронтальная.
Обеспечение: методические указания, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Теория



Главной экономическая проблема – это проблема получения достаточного количества благ при минимуме производственных затрат, т.к. человеческие потребности безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, в центре внимания ученых экономистов стоит поиск путей эффективного использования ресурсов в производстве благ для удовлетворения потребностей.

^ Производственные возможности – это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах

Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства.

В экономике проблема выбора проявляется в необходимости выбора между 2-мя альтернативами:

- какие товары и услуги производить?

- от производства каких следует отказаться?

На рисунке изображена кривая производственных возможностей.

^

Точка А – показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство товара А.

Точка Д – показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство товара Б.

^

Точки Б, В и Г представляют варианты оптимального распределения ресурсов, при различных вариантах производства товаров А и Б.

Точка М – показывает реальную комбинацию производства, но ресурсы при этом используются не полно и неэффективно.

^

Точка Н – показывает нереальную комбинацию производства при данном количестве ресурсов и данной технологии.

Порядок выполнения работы



1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.

2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.

3. Запишите условия задания в тетрадь.

4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.

5. Предоставьте результаты работы преподавателю.

Задание

Задача 1.

Вы директор машиностроительного завода и должны выбрать, что заводу про­изводить и в каких количествах. Ваши возможности ограничены количеством стали, оно составляет 50 тонн. Из этой стали Вы можете изготавливать либо комбайны, либо сенокосилки. На каждый комбайн уходит 5 тонн, а на сенокосилку – 2,5 тонны.

Постройте график производственных возможностей машиностроительного за­вода.

Найдите на графике точки соответствующие производству

А) 5 комбайнов и 15 сенокосилок

Б) 3 комбайнов и 8 сенокосилок

О чем свидетельствуют эти точки. Подтвердите выводы расчетами.
Задача 2.
Фермерское хозяйство обладает 10 гектарами земли, позволяющей выращивать либо картофель, либо морковь. С одного гектара земли можно получить 4 тонны картофеля или 3 тонны моркови. Заполнить таблицу и определить максимально выгодную комбинацию производства, если известно, что 1 кг. картофеля стоит 20 р., а моркови 25 р. Построить график производственных возможностей фермерского хозяйства.


Возможные альтернативы производства

Доход, полученный от производства

Доход, не полученный в результате отказа от производства

Цена выбора

картофель

морковь

картофеля

моркови

всего

картофеля

моркови

всего





























Форма отчёта: письменная в тетради.
Содержание отчёта:

  • номер и наименование практического занятия, его цели;

  • условия задания;

  • решение задания.


Система оценки: двухбалльная.
Контрольные вопросы


  1. Какова основная экономическая проблема.

  2. Что такое производственные возможности.

  3. Что в экономике означает альтернатива выбора.

  4. Каково значение точек на кривой производственных возможностей и вне её.
^

Список использованной литературы


1 Слагода В.Г. Основы экономики: учебник. 2-е издание. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010

Практическое занятие 2
Тема: «Основы анализа спроса и предложения»
Цели:

1 Систематизация знаний о спросе и предложении, формирование навыков построения графиков спроса и предложения.

2 Развитие аналитических способностей.

3 Воспитание аккуратности.
Требования к знаниям и умениям:

^

Перед выполнением заданий


Студент должен

знать:

- характеристику понятий спроса, предложения и состояния равновесия на рынке

После выполнения заданий


Студент должен

уметь:

- строить графики спроса и предложения

- анализировать влияние на спрос и предложение неценовых факторов
^ Характер организации: репродуктивный.
Форма организации: фронтальная.
Обеспечение: методические указания, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Теория




Величина спроса - это то количество товаров и услуг, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение данного периода времени.

^

Факторы спроса – параметры, оказывающие влияние на спрос.


1) Цена (при изменении цены движение происходит по кривой спроса).

Закон спроса - между ценой и спросом существует обратная зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот, чем ниже цена тем выше спрос

^ 2) Неценовые факторы спроса (смещают кривую спроса, увеличение - вверх вправо, уменьшение – вниз влево).

  • изменение доходов потребителей

товары низшей категории – доход растет – спрос уменьшается

товары высшей категории – доход растет – спрос увеличивается

  • цены на сопряженные товары:

бывают 2х видов:

взаимозаменяемые – удовлетворяют одну и ту же потребность: если увеличивается цена на один из них, то увеличивается спрос на другой;

взаимодополняемые – используются совместно: если растет цена на один из них, то спрос на другой уменьшается;

  • изменение вкусов , моды и предпочтений;

  • реклама;

  • качество;

  • количество покупателей;

  • ожидание потребителя и д.р.

Величина предложения - это то количество товаров и услуг, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени.

^ Факторы предложения – параметры, оказывающие влияние на предложение

1) Цена (при изменении цены движение происходит по кривой предложения).

Закон предложения - между ценой и предложением существует прямая зависимость: чем выше цена, тем выше предложение, и наоборот, чем ниже цена тем ниже предложение

^ 2) Неценовые факторы предложения (смещают кривую предложения, увеличение – вниз вправо, уменьшение – вверх влево).

  • изменение цен на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем ниже предложение);

  • изменение технологий (если совершенствуются технологии, то это снижает себестоимость продукции, соответственно побуждает производителя к увеличению производства);

  • изменение налогов (увеличение налогов сокращает предложение);

  • наличие субсидий (стимулирует предложение и наоборот);

  • изменение числа производителей (если увеличивается число производителей, то уменьшается предложение товаров);

  • изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары) и др.

На рисунке приведен пример графиков спроса и предложения.

Точка пересечения кривых спроса и предложения – точка равновесия, в которой равновесная цена (РА)=2,4 ед., равновесное количество товаров (qA)=45 шт.




^

Порядок выполнения работы



1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.

2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.

3. Запишите условия задания в тетрадь.

4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.

5. Предоставьте результаты работы преподавателю.

Задание

Задача 1.

Объем спроса и предложения на товар характеризуются следующими дан­ными:

Цена, руб.

Спрос, шт.

Предложение, шт.

Избыток (+),
де­фицит (-)

3,40

85

72




3,70

80

73




4,00

75

75




4,30

70

77




4,60

65

79




4,90

60

81




1. Определите объем дефицита или избытка при каждой цене.

2. Постройте графики спроса и предложения, найдите равновесную цену и объем продаж.

Задача 2.
Функция спроса Qd=40-7p, функция предложения Qs= -6+16p. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Как изменится спрос и предложение, если цена станет 4 у.е, 1 у.е.? Избыток или дефицит возникнет на рынке, в каком объеме? Постройте графики спроса и предложения и изобразите данные ситуации графически.
Задача 3.
Вам предлагается выполнить несколько заданий по связанным рынкам.

По каждой ситуации необходимо следующее. Построить схематичные графики, которые отражают спрос и предложение па каждом рынке до произошедших изменений. Проследить изменения на рынке (анализ происходящих процессов проводится строго последовательно по пунктам а, б, в, г; последствия обратной связи игнорируются, т.е. сдвигается только одна кривая на каждом рынке.)

После этого для каждого рынка на графике пунктирной линией или другими чернилами нужно начертить новые кривые спроса или предложения, обозначив их D2 и S2. Найти новую точку их пересечения А2, новую равновесную цену P2 и объем продаж Q2. Все изменения пояснить и сделать вывод.

Заполнить таблицу (увеличение, уменьшение, неизменное состояние).




Рынок …

Рынок …

Рынок…

Рынок …

Спрос













Предложение













Равновесная цена













Равновесный объем продаж














1. Предполагается, что создано новое удобрение, которое существенно увеличивает урожай картофеля, не требуя дополнительных затрат живого труда и механизации. Это удобрение не влияет на урожайность пшеницы. Население потребляет либо картофель, либо хлеб, обеспечивай белки и углеводы в своем рационе.

Ваши связанные рынки: А) рынок картофеля Б) рынок хлеба В) рынок пшеницы Г) рынок техники для возделывания пшеницы
2. Предполагается, что сильный мороз уничтожил половину мирового урожая кофе и что потребляется больше сливок с кофе, чем с чаем.

Ваши связанные рынки: А) рынок кофе Б) рынок чая В) рынок сливок Г) рынок кофеварок

3. Придумать свой пример взаимосвязи рынков
Форма отчёта: письменная в тетради.
Содержание отчёта:

  • номер и наименование практического занятия, его цели;

  • условия задания;

  • решение задания.


Система оценки: двухбалльная.
Контрольные вопросы


  1. Что такое спрос.

  2. Сформулируйте закон спроса.

  3. Охарактеризуйте графически влияние цены на спрос.

  4. Какие неценовые факторы оказывают влияние на спрос.

  5. Охарактеризуйте графически влияние неценовых факторов на спрос.

  6. Что такое предложение.

  7. Сформулируйте закон предложения.

  8. Охарактеризуйте графически влияние цены на предложение.

  9. Какие неценовые факторы оказывают влияние на предложение.

  10. Охарактеризуйте графически влияние неценовых факторов на предложение.

  11. Что такое равновесие на рынке.

  12. Охарактеризуйте формирование равновесной цены графически.



^

Список использованной литературы


1 Слагода В.Г. Основы экономики: учебник. 2-е издание. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010


Практическое занятие 3
Тема: «Расчет макроэкономических показателей»
Цели:

1 Систематизация знаний о макроэкономических показателях.

2 Формирование навыков расчета основных макроэкономических показателей.

3 Воспитание аккуратности.
Требования к знаниям и умениям:

^

Перед выполнением заданий


Студент должен

знать:

- основные макроэкономические показатели

После выполнения заданий


Студент должен

уметь:

- рассчитывать основные макроэкономические показатели
^ Характер организации: репродуктивный.
Форма организации: фронтальная.
Обеспечение: методические указания, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Теория



^ Валовой внутренний продукт (ВВП)– это годовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных внутри данной страны как отечественными, так и иностранные производителями.

^ Валовой национальный продукт (ВНП) – это годовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг производимых на национальных предприятиях, как внутри страны, так и за рубежом.

^ Номинальный ВВП (ВНП) – это ВВП (ВНП), стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах данного года.

Реальный ВВП (ВНП) – это ВВП (ВНП) стоимость которого выражена в неизменных ценах базисного года.

^ Дефлятор ВВП (ВНП) рассчитывается путем деления номинально ВВП на реальный ВНП, измеряется в процентах и показывает на сколько процентов выросли цены в сравнении с базисным годом.

Рассчитать дефлятор можно, используя формулу.


^

Существует три метода расчета ВВП (ВНП):


- по доходам (суммируются зарплата, прибыль проценты, рента, амортизационные отчисления и косвенные налоги),

- по расходам (суммируются расходы на потребление домашних хозяйств, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, представляющий разницу между экспортом и импортом),

- метод добавленной стоимости (суммируется стоимость добавленная на всех этапах производства).

Инфляция – это устойчивый рост цен в результате которого происходит обесценивание денег.

Показателем инфляции является индекс цен (или дефлятор ВНП).

Индекс цен >1 (дефлятор >100%) – цены растут – инфляция.

Индекс цен <1 (дефлятор < 100%) – цены снижаются – дефляция.

Безработица – это когда люди в трудоспособном возрасте, которые в состоянии и хотят работать, не имеют работы в силу каких-либо причин



Зависимость потерь ВНП от безработицы определяется законом Оукена: если фактически уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то потери ВНП составляют 2,5%.


^

Порядок выполнения работы



1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.

2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.

3. Запишите условия задания в тетрадь.

4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.

5. Предоставьте результаты работы преподавателю.

Задание

Задача 1.
Рассчитайте ВНП методом доходов и методом расходов:

  • личные потребительские расходы – 245 у.е.

  • арендная плата – 14 у.е.

  • проценты – 13 у.е.

  • доход от собственности – 17 у.е.

  • заработная плата – 221 у.е.

  • государственные закупки товаров и услуг – 72 у.е.

  • косвенные налоги – 18 у.е.

  • нераспределенная прибыль – 21 у.е.

  • чистый экспорт – минус 3 у.е.

  • дивиденды – 16 у.е.

  • чистые инвестиции – 33 у.е.

  • амортизация - 27 у.е.


Задача 2.
Рассчитайте ВНП методом добавленной стоимости

Стадия производства

Выручка от продажи, у.е.

Стоимость промежуточных продуктов, у.е.

Добавленная стоимость, у.е.

1. пшеница

4







2. мука

6







3. Испеченный хлеб

12







4. Хлеб в магазине

20







Итого











Задача 3.
В таблице приведены данные о производстве и ценах на кухонную технику в некоторой стране. Определите номинальный ВНП 2008 и 2009 года, реальный ВНП и дефлятор 2009 года.

Вид товара

2008 год

2009 год

Цена, у.е.

Количество, тыс.шт.

Цена, у.е.

Количество, тыс.шт.

Холодильник

15000

110

16000

100

Микроволновая печь

2800

85

2600

90

Посудомоечная машина

10000

50

11000

55

Кофеварка

1900

100

1950

98

Миксер

1100

90

1050

95


Задача 4.
Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в городе в 2008 и 2009 годах.

Год

2008

2009

Рабочая сила

85500

90300

Занятые

81700

86500


Задача 5.
Номинальный ВНП= 470 млрд. у.е., естественный уровень безработицы 5%. фактический уровень безработицы 8%. Определите потенциальный ВНП.
Задача 6.
Рассчитайте дефлятор ВНП, если были произведены столы, стулья и шкафы в количестве 300, 1000 и 200 шт. соответственно, и проданы по цене 3000, 500 и 7000 у.е. за 1 шт. В прошлом году цены были: 2800, 450 и 6900 у.е. за 1 шт.

Определите так же потери ВНП в результате превышения фактического уровня безработицы над естественным и его потенциальную величину, если известно, что

Численность населения – 100000 чел., из них

дети до 16 – 10000 чел.,

пенсионеры – 15000 чел.,

инвалиды 1 и 2 групп – 500 чел.,

лица, ведущие домашнее хозяйство – 1200 чел.,

нежелающие работать – 700 чел.,

уволенные по собственному желанию и ищущие работу – 3500 чел.,

уволенные в результате экономического кризиса – 2500 чел.
Форма отчёта: письменная в тетради.
Содержание отчёта:

  • номер и наименование практического занятия, его цели;

  • условия задания;

  • решение задания.


Система оценки: двухбалльная.
Контрольные вопросы
1. Что такое ВВП и ВНП?

3. Что такое номинальный и реальный ВНП?

5. Как рассчитывается и что показывает дефлятор?

6. Какие методы расчета ВНП существуют?

7. Что такое инфляция, что является показателем инфляции.

10. Что такое безработица, какие показатели безработицы есть?

12. Сформулируйте закон Оукена.

Список использованной литературы


1 Слагода В.Г. Основы экономики: учебник. 2-е издание. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010


Похожие:

Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания по проведению практических занятий и лабораторный...
Методические указания предназначены для выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине «Программное обеспечение компьютерных...
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания по выполнению практических работ для специальности...
Обеспечение занятия: нормативные документы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2 1340-03 «Гигиенические требования...
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconЗадания
Специальность: 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconРабочая программа Производственная (профессиональная) практика для...
«оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» или другой родственной профессии
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconОтчет о прохождении учебной практики Студент
Производственная практика направлена на приобретение навыков по профилю специальности студентами среднего профессионального образования...
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconОтчет производственной практике студента кафедры информатики и программного...
Специальность: Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Макроэкономика: методические указания к выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания и задачи к выполнению практических занятий...
Высшая математика [Текс] + [Электронный ресурс]: методические указания и задачи к выполнению практических занятий для студентов I...
Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01
Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница