5 международная торговля в системе международных экономических отношений


Скачать 228.3 Kb.
Название5 международная торговля в системе международных экономических отношений
Дата публикации23.07.2013
Размер228.3 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Тема 5 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.Теоретические концепции международной торговли 2.Тенденции развития мировой торговли 3 Развитие торгово- экономических блоков 4 Регулирование международной торговли

1. Теоретические концепции международной торговли

Традиционной и наиболее развитой формой международ­ных экономических отношений, оказывающих доминирующее воздействие на развитие мирового хозяйства, является вне­шняя торговля. На ее долю приходится около 80% всего объе­ма международных экономических отношений. Международ­ная торговля выступает действенной формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на ос­нове международного разделения труда, и выражает их вза­имную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализа­ция и кооперирование промышленного производства усили­вают взаимодействие национальных хозяйств. Это способству­ет активизации международной торговли. Международная торговля, определяющая движение всех межстрановых то­варных потоков, растет быстрее производства. Согласно ис­следованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% рос­та мирового производства приходится 16% увеличения объе­ма мировой торговли. Тем самым создаются более благопри­ятные условия для его развития. Когда же в торговле проис­ходят сбои, замедляется и развитие производства.

Многообразная внешнеторговая деятельность, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров, подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый со­вокупный товарооборот между всеми странами мира. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте характерен для прошлых столетий. В современный период эти два направления взаимосвязаны и пере­плетаются, однако в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

Исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли, стала "теория сравнительных преимуществ" Адама Смита: "обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит нем абсолютное преимущество".

Давид Рикардо в работе "Начала политической эконо­мии и налогообложения" (1817) показал, в каких пределах возможен и желателен обмен между странами, выделяя кри­терии международной специализации. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Его рассуждения нашли свое выражение в принципе или теории сравнительных преимуществ. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.

Джон Стюарт Милль в своей работе "Основания полити­ческой экономии" (1848) раскрыл принцип ценового осуще­ствления обмена, определил закон международной стоимости или теорию международной стоимости. Теория международ­ной стоимости показывает, что существует цена, оптимизирующая обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Развивая теорию классиков буржуазной политэкономии, Готфрид Хаберлер конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда. Шведские уче­ные-экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин выдвинули те­орему "выравнивания цен на факторы производства". Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производ­ства — трудом, землей, капиталом, а также разной внут­ренней потребностью в тех или иных товарах.

В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера—Олина, представив свою теорему: в случае однород­ности факторов производства, идентичности техники, совер­шенной конкуренции и полной мобильности товаров между­народный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сокра­тить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получи­ла в работе американского экономиста В. Леонтьева "Пара­докс Леонтьева", где теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие. Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределе­ния, внефирменной экономики средств, разницы между стра­нами в заработной плате и др.

В западных исследованиях проблем международной тор­говли широкое распространение получила теория внешнетор­гового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эф­фект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспор­том) на динамику роста национального дохода, размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характе­ризуется для каждой страны вполне определенными количе­ственными зависимостями и может быть вычислен и выра­жен в виде определенного коэффициента — мультипликато­ра (множителя). Первоначально экспортные заказы непосред­ственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и зара­ботную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

2. Тенденции развития мировой торговли

Со второй половины XX в., когда международный об­мен приобретает взрывной характер, мировая торговля раз­вивается высокими темпами. В период с 50-х до середины 90-х гг. мировой торговый оборот вырос в 15 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 гг. можно охарактеризовать как "золотой век" в развитии между­народной торговли. Именно в этот период достигнут ежегод­ный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал замет­ное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг. в середине 90-х гг. он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли повлиял ряд факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интер­национализация производства;

  2. научно-техническая революция, способствующая об­новлению основного капитала, созданию новых отраслей эко­номики, ускоряющая реконструирование старых;

  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ^ Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) сейчас ВТО

  1. либерализация международной торговли; переход мно­гих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование свободных экономических зон;

  2. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

  3. получение политической независимости бывших коло­ниальных стран и выделение из их числа "новых индустри­альных стран" с моделью экономики, ориентированной на вне­шний рынок.

Заметно проявившаяся со второй половины XX в. не­равномерность динамики внешней торговли повлияла на со­отношение сил между странами на мировом рынке. США ста­ли постепенно терять свое доминирующее положение. В 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспор­та, тогда как в 1990 г. — только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпа­ми рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е гг. Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превысил экспорт США. В 80-е гг. значительный рывок в сфере международной торговли сде­лала Япония. В 1983 г. она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования.

Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х гг. Япония стала лидировать по факторам конкурен­тоспособности. В тот же период к ней присоединились "новые индустриальные страны" Азии — Сингапур, Гонконг, Тай­вань. Однако с середины 90-х гг. и по настоящее время США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурен­тоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Канада, Австралия, Исландия, Гонконг, Финляндия. Япония, зани­мавшая в начале 90-х годов лидирующие позиции, в 2003 году оказалась на 23-м месте, Китай — на 24-м. В самом кон­це списка — Венесуэла, Аргентина, Индонезия, Польша, Мексика, Турция. Россия — на 50-м месте из 60 стран.

Конкурентоспособность в представленном анализе — это способность конкретного государства создавать пропорциональ­но больше богатств, чем его соперники на мировых рынках. По прогнозам специалистов, в первые годы XXI столетия наибо­лее конкурентоспособными будут США и азиатские государ­ства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагаются три государства — США, Япония и Китай. Да­лее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.

Развивающиеся страны в основном остаются поставщика­ми сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Относительное сниже­ние спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х гг. означало уменьшение возможностей развиваю­щихся стран для расширения экспорта. К тому же промышленно развитые страны увеличили свою долю в мировом экс­порте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Доля развивающихся стран в мировом экспорте этих товаров (без нефти) сократилась с 40 (1960 г.) до 28% (в начале 90-х гг.).

Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачас­тую встречает в той или иной форме противодействие промышленно развитых стран. Вместе с тем отдельные развива­ющиеся страны, прежде всего "новые индустриальные стра­ны", сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой про­дукции, промышленных изделий, в том числе машин и обо­рудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в его общем мировом объеме в начале 90-х гг. состави­ла 16,3%. В целом экспорт развивающихся стран (за исключе­нием "новых индустриальных стран") растет неравномерно как по группам стран, так и по отраслям.

В отличие от большинства развивающихся стран, "но­вые индустриальные страны", в особенности четыре "малых дракона" Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90-х гг. составляла 10,5%. Набирающая экономические обороты в условиях глобализации КНР дос­тигла 6,3 % в 2003 г. (было менее 1%). США в мировом экспор­те занимают 11,4%; Западная Европа — 43% (в том числе на долю Германии приходится 10,7%); Япония — 6,8%.

Последняя четверть XX в. свидетельствует о возраста­нии роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе миро­вого хозяйства, в том числе в области международного това­рообмена. На его долю в настоящее время приходится более 40% всего объема мировой торговли

Характеризуя основные тенденции в географической на­правленности международной торговли, подчеркнем тот факт, что развитие и углубление международного разделения тру­да между промышленно развитыми странами увеличивает их взаимную торговлю и уменьшает доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках "большой триа­ды": США — Западная Европа — Япония.

В экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, поэтому развивающиеся страны представ­ляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбы­та такой продукции. Сложная техника часто не нужна разви­вающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.

Отличительная тенденция современной международной. торговли — увеличение объемов торговли между развивающимися странами, особенно заметна экспортная экспансия "новых индустриальных стран".

3.Развитие торгово- экономических блоков

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 900 млрд долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 50% в экспорте промышленно развитых стран.

Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Важная тенденция — расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила новые услуги: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

За период с 1980 по 1992 г. экспорт машин и оборудования из промышленно развитых стран вырос в 3 раза. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования; на его долю приходится более 35% всего экспорта машинотехнической продукции.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Отметим тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отста­ют от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его перера­ботки.

В мировой торговле продовольствием отмечается относи­тельное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах.

В структуре мировой торговли в первой половине XX в. (до Второй мировой войны) и в последующие годы произош­ли существенные изменения. Если в первой половине столе­тия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продоволь­ствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатываю­щей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х гг. — это торговля машинами и оборудованием. Согласно данным международ­ных организаций (ООН, МВФ), в период с 1981 по 1992 г. международная торговля росла ежегодно в среднем по 5,2%. Однако начиная с 1990 г. ее рост был весьма неравномерным, с тенденцией к замедлению. Если в 1989 г. он составил 8,2%, то в 1993 г. снизился до 4%. Основная причина спада — эконо­мический кризис в промышленно развитых странах. В то же время темпы роста внешней торговли азиатских "новых ин­дустриальных стран" превышали 10%-ный рубеж.

Быстрый рост мировой торговли в середине 90-х гг. свя­зан в основном с резким ростом импорта США, Италии, Ка­нады, Испании, а также улучшением хозяйственной конъ­юнктуры в промышленно развитых странах (кроме Японии) на Дальнем Востоке и в Латинской Америке. Если ликвида­ция торговых барьеров успешно продолжится, емкость рын­ка товаров в ближайшие годы будет расти на 6% ежегодно. Это самый высокий показатель начиная с 60-х гг. Торговля же в сфере услуг будет увеличиваться еще более высокими темпами, чему немало способствуют успехи информатики и связи.
Самым крупным экспортером и импортером являются СШ Внешнеторговый оборот страны превысил 1,2 трлн долл., составляет 28% общего объема мировой торговли. Вслед за СЩ идут Германия и Япония (соответственно 802 млрд долл. 18,8% и 672 млрд долл. — 15,8%). В первую десятку крупнее ших торговых держав мира вошли Франция, Великобрита! Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия (вместе с Лю~ сембургом). Россия, по данным Всемирной торговой организа ции (ВТО), занимает 20-е место по экспорту и 25-е место п импорту. Россия вышла на 16-е место по общему объему внещ ней торговли. Наиболее динамично развивается экспорт Ки тая, а также экспорт Сингапура, Чили и Финляндии. Цен: ральная и Восточная Европа, как регион в целом, занимав 2-е место после Азии по темпам роста экспорта.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле следует подчеркнуть, что либерализация является ее основ­ной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отмененные многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основ­ных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли. Согласно оценке Мирового банка, на рубеже 90-х гг. в рамках таких зон осуществлялось около 42% мировой торговли. Среди наи­более известных зон — Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский Союз, Североамериканская зона сво­бодной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихооке­анского экономического сотрудничества АТЭС и др.

Составы девяти крупнейших международных региональ­ных торговых блоков представлены ниже.

  1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Вели­кобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Порту­галия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция. 1 мая 2004 г. присоединились десять стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

  2. Североамериканское соглашение о свободной торгов­ле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

  3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

  4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таи­ланд, Новая Зеландия, Папуа—Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Ки­тай, Канада, США, Мексика, Чили, Вьетнам, Россия.

  5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уруг­вай.

  6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Анго­ла, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Нами­бия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

  7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.




  1. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудни­чества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангла­деш, Мальдивы, Бутан, Непал.

  2. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объектив­ные процессы политического, экономического, историческо­го характера. Активизация таких процессов, с одной сторо­ны, способствует развитию международной торговли (в рам­ках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее препятствия, свойственные любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка еще много препятствий и противоречий, которые будут воз­никать в ходе взаимодействия торгово-экономических груп­пировок друг с другом.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. В них принимается решение о выборе экономической политики груп­пы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группиро­вок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в "торговые войны" (тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами — членами ЕС).

4. Регулирование международной торговли. ГАТТ/ВТО

Страны — участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

В 1996 г. генеральный директор ВТО Р. Руджеро призвал правительства стран — участниц ВТО содействовать в разви­тии многосторонней торговой системы, поскольку это не ме­нее важно, чем налаживание региональных систем. Предпо­лагается, что создание глобальной зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 г.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализа­ции играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода — ГАТТ. Договор о создании ГАТТ подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г.

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международ­ных экономических организаций, сфера деятельности кото­рой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался на следующих принципах и нормах:

  • недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаим­ным предоставлением, с одной стороны, режима наиболь­шего благоприятствования в отношении экспортных, импор­тных и транзитных операций, связанных с ними таможен­ных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечествен­ного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю тор­говлю;

  • режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, пра­вовое положение юридических и физических лиц;




  • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

  • прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

  • предоставление преференциального режима в торгов­ле с развивающимися странами;

  • разрешение возникающих торговых споров путем пе­реговоров;

  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством много­сторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С на­чала работы ГАТТ проведено восемь раундов, результаты

которых привели к 10-кратному сокращению средней таможенной пошлины. После Второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х гг. — около 4%.


К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран; 31 декабря 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование модифицировавшись во ВТО с января 1996 г. Ее членами- основателями стала 81 страна, а к 1999 г. численность стране участниц составила 132. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках Уругвайского раунда.

ВТО, помимо принципов ГАТТ, включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торго­вым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Новая организация будет регулировать международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью и контролировать защиту инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн долл. Деятельность ВТ0 приносит мировой экономике около 250 млрд долл дополнительного дохода ежегодно.

Во время действия соглашения ГАТТ государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сер­тификацию товаров. На Уругвайском раунде ГАТТ подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопрос теперь решает ВТО.

Проблемы присоединения России к ВТО

В настоящее время Россия, имея статус наблюдателя ВТО, стремится стать полноправным членом этой организации. Не являясь членом ВТО, страна ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рын­ки теряет 1,5 млрд долл.

Россия в 1993 г. впервые обратилась в ГАТТ с просьбой о присоединении. Год спустя, в 1994 г., Правительство РФ пе­редало странам-участницам Меморандум о внешнеторговом режиме России. На его обсуждение было потрачено 4 года. С особой тщательностью изучалось российское законодатель­ство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные с ней отрасли хозяйства. В результате достигнуто согласие участ­ников ВТО перейти к следующему этапу переговорного про­цесса.

Столь затянувшаяся начальная фаза присоединения впол­не объяснима. Сказались непоследовательность проводимого реформистского курса, отставание законодательной базы реформ, частое изменение таможенно-тарифной системы, внутриполитическая нестабильность. К тому же начало про­цесса присоединения России совпало по времени с преобра­зованием ГАТТ во ВТО. Одним из следствий этого стало рез­кое ужесточение требований, предъявляемым к странам-кан­дидатам на вхождение во ВТО. И все же Россия сумела пройти треть пути к вступлению во ВТО, что само по себе немало. Дав согласие на двусторонние переговоры с Российской Фе­дерацией в рамках ВТО, ведущие страны Запада тем самым признали де-факто переход России в новое качество — из страны с автаркической экономикой в государство с доста­точно открытой внешнему миру рыночной системой хозяй­ства. Более конкретно это значит, что торговый режим Рос­сии и ее экономическая система в целом ныне сопоставимы с обязательствами ВТО. С этим фактом вынуждены считаться государства — члены ВТО. Свершившаяся акция — своеоб­разный промежуточный итог внутриполитической борьбы внут­ри страны между сторонниками участия во ВТО и теми, кто считает, что подобные меры могут подорвать конкурентос­пособность и без того ослабленной отечественной экономики настоящее время предпочтение отдано курсу на активное включение России в мировое хозяйство.

Сейчас идет стадия сложных переговоров с каждым и торговых партнеров. Российскому правительству предстоит отстаивать свою позицию по мерам защиты отечественного рынка и доступа на рынки партнеров по более чем десяти тысячам наименований промышленных, а также сельскохо­зяйственных товаров. Конкретные предложения на этот счет переданы во ВТО. Впереди и третий, наиболее трудный этап переговоров по выработке взаимных обязательств в области торговли услугами. И лишь по завершении всех трех стадий переговорного процесса может быть подписан общий прото­кол ВТО о присоединении (со списками согласованных та­рифных уступок по торговле промышленными и сельскохо­зяйственными товарами и обязательств по торговле услуга­ми). Протокол должен быть одобрен Генеральным советом ВТО. Принятые обязательства распространяются на все страны — члены ВТО на основе режима наибольшего благоприятство­вания. Такова в общих чертах техническая сторона дела. Но за процедурной схемой скрывается огромный масштаб про­блем, которые предстоит решать России. Присоединение Рос­сии к ВТО затрагивает предприятия отечественной промыш­ленности. Во-первых, потому, что регулирование мировой тор­говли промышленными товарами — наиболее развитая, тща­тельно отработанная, проверенная полувековым опытом сис­тема. Во-вторых, потому, что промышленные предприятия России более, чем все другие предпринимательские струк­туры страны, связаны с мировым рынком и испытывают на себе его воздействие. Одни из них, прежде всего предприя­тия топливно-энергетического комплекса, ряда сырьевых от­раслей, глубоко вовлечены в международное разделение труда. Другие широко используют импорт недостающих ви­дов сырья — материалов, оборудования, комплектующих. Тре­тьи ориентируются на импорт иностранных инвестиций и но­вых технологий. Четвертые — и таких большое число, осо­бенно в машиностроении, производстве потребительских то­варов, — испытывают острую иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

Отечественная промышленность — это комплекс отрас­лей, работающих в жестких условиях рынка, чье состояние и развитие прямо или косвенно зависят уже не только от внутренней среды, но и от внешней, а следовательно, и от условий вхождения в мировую торговую систему. Процесс адаптации предприятий к нормам ВТО не будет легким. Мно­гие из них все еще находятся в состоянии упадка либо деп­рессии. Конкуренция на внутреннем рынке сильно деформи­рована сохраняющейся в ряде отраслей монополией мощных финансово-промышленных групп, крупных государственных и полугосударственных предприятий. И главное, промышлен­ность находится в преддверии радикальной структурной пе­рестройки. Отсюда, казалось бы, самый простой путь — отго­родиться хотя бы на время от внешней конкуренции. Но это означает перевод значительной части промышленности на импортозамещающий путь развития. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на опыт развивающихся стран, а также Японии первых послевоенные десятилетий.

Стратегии импортозамещения и самообеспеченности про­мышленными товарами придерживались отнюдь не все раз­вивающиеся страны, а лишь группа государств в период их индустриализации (преимущественно страны Латинской Аме­рики, Индия, Пакистан и др.). Другая же группа стран (прежде всего Юго-Восточной Азии, а затем и Китай) избрала экспортоориентированную модель развития, рассчитанную на активное включение в международное промышленное раз­деление труда.

Сравнительный анализ итогов экономического развития, проведенный международными организациями, а также оте­чественными специалистами, показывает: страны второй груп­пы значительно опередили по темпам индустриализации все другие развивающиеся страны и в сравнительно короткие сроки достигли уровня промышленно развитых государств. Что касается Японии, то модель ее "экономического чуда" заключалась в проведении отнюдь не тотальной, как приня­то считать, а строго селективной протекционистской политики при одновременной широкой ориентации на развитее эффективных экспортных производств. Японский рынок с самого начала был свободен для импорта не только топливно, сырьевых ресурсов, что естественно для этой страны, но и новых технологий, ноу-хау, патентов-лицензий, особенно в производстве наукоемких изделий, пока страна не создав собственную фундаментальную и прикладную науку. После­днюю четверть века Япония придерживается стратегии пере­довых рубежей. Суть ее — в создании на базе собственных и частично импортных новых и новейших технологий высоко­конкурентоспособных отраслей, работающих на внутренние и зарубежные рынки. Сравнительно закрытый от внешней экспансии японский рынок объясняется не только протек­ционистскими барьерами, но и более высоким по сравнению с международным уровнем качества японских товаров, про­даваемых в собственной стране.

Применительно к российскому выбору промышленной стратегии речь идет отнюдь не о перенесении зарубежного опыта, так как слишком велика специфика самой России. Обращаясь к мировому опыту последней половины XX столе­тия, важно понять главное — время промышленных страте­гий "самообеспечения любой ценой" давно миновало. Ныне практически не осталось стран, которые бы не стремились всеми силами и средствами к расширению своего присутствия на мировом рынке, завоеванию соответствующих ниш в меж­дународном разделении труда. Это превратилось в одно из важнейших условий выживания нации, обеспечения нацио­нальных интересов и безопасности любой страны.

Россия приступила к переговорам по уступкам в области торговли промышленными товарами, разделив их на три груп­пы К первой отнесены товары (13—15% от общего числа), для которых связывание тарифов исключено. Очевидно, это продукция военных отраслей, не подпадающая под регламен­тацию ВТО. Но в эту же группу включены и товары, произ­водство которых требует действенной поддержки государства в долгосрочной перспективе. Вторую группу образуют товары (около 35%), по которым предлагается связывание тарифов на более высоком по сравнению с текущими ставками уровне. Это чувствительные к импорту товары, производство кото­рых требует поддержки государства. Именно здесь развора­чивается основная торгово-политическая борьба с нашими партнерами по переговорам. Третью группу образуют осталь­ные товары (около 50%), по которым связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок таможенного та­рифа. Это малочувствительные к импорту товары, производ­ство которых, тем не менее, нуждается в поддержке госу­дарства.

Переданные российской стороной предложения исходят из значительно более высокого уровня таможенной защиты, Чем существует сегодня и чем это следует из правительственного проекта промышленной политики. И хотя при любом торге более высокий запрос — дело обычное, в данном случае его уровень намного превосходит реальные потребности промышленности в таможенной защите. Предполагается, что сниже­ние ставок российского таможенного тарифа будет происхо­дить двумя этапами. Первый — через 4—7 лет, в течение которых будут реформироваться отрасли со сравнительно низкой капиталоемкостью, второй — за пределами 10-летне­го периода, необходимого для структурной перестройки всей экономики. Однако такого рода расчеты не укладываются в нормы ВТО относительно сроков переходного периода и, ви­димо, потребуют серьезной корректировки.

Строго дифференцированный подход к оценке конкурентоспособности каждого товара необходим и потому, что протекционистская защита от импорта далеко не огра­ничивается мерами таможенной политики. Существует боль­шой арсенал других, часто более эффективных средств тор­говой защиты — количественные ограничения импорта, суб­сидии и компенсационные меры, антидемпинговые пошли­ны, технические и другие барьеры. Использование всех этих мер строго регламентируется правилами ВТО, десятками его многосторонних соглашений. Однако умелое и своевременное использование этих средств применительно к конкретному товару возможно лишь при наличии постоянною штата, вы­сококвалифицированных специалистов, способных не только отслеживать ситуацию на конкретных российском и международном рынках, но и грамотно и оперативно применять в случае необходимости различные методы протекционизма.

Предстоит сложная процедура адаптации способов поддержки сельского хозяйства, а также санитар­ных и фитосанитарных мер к требованиям и стандартам ВТО. Необходима стратегия развития российского сельского хо­зяйства, основанная на учете новых реалий, новых принци­пов и прежде всего потребностей в резком повышении кон­курентоспособности отечественной сельскохозяйственной про­дукции, обеспечении ее прорыва на зарубежные рынки.

Россия может и должна использовать многообразные меры защиты и поддержки сельского хозяйства, легализованные ВТО. Она с полным правом может ориентироваться на опыт государственной защиты аграрного рынка в странах ЕС.

Присоединение к ВТО затрагивает и отношения России со странами СНГ. Сегодня ни один из создаваемых с участием России таможенных союзов не отвечает критериям ВТО. В силу этого страны СНГ вступают во ВТО самостоятельно. Поскольку же координация переговорной позиции между ними практически отсутствует, это может крайне отрицательно сказаться как на наших торгово- политических интересах, так и на судьбе таможенных союзов в целом.
ВОПРОСЫ:

  1. Охарактеризуйте основные концепции мировой тор­говли.

  2. Каковы тенденции развития международной торговли?

  3. Какова структура современной мировой торговли?

  4. Дайте характеристику деятельности ГАТТ/ВТО.

  5. В чем заключаются проблемы вступления России во ВТО?

Похожие:

5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconТема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве
Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике...
5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconКафедра международных экономических отношений леонтьев игорь олегович
Состояние и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений
5 международная торговля в системе международных экономических отношений icon4. становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических...
Тема становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических отношений
5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconДоклад на конференции «Религия в современной системе международных...
Доклад на конференции «Религия в современной системе международных отношений: либерализм и традиционное сознание», факультет международных...
5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconИнститут истории и международных отношений Кафедра международных...

5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconМировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего...
5 международная торговля в системе международных экономических отношений icon34. Законы рф, регулирующие внешнюю торговлю РФ. 22
Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы. 3
5 международная торговля в системе международных экономических отношений icon6. Международные валютные отношения
Важнейшей составной частью международных экономических отношений являются валютные отношения, через них осуществляются платежные...
5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconV1: Представление о финансах и финансовой системе
Трактовка финансов как совокупности экономических отношений появилась в экономической литературе
5 международная торговля в системе международных экономических отношений iconКонкурс кандидатов заявленная ими ниже информация будет проверяться
Обратите внимание, что участвовать в программе могут только студенты 3-5 курсов факультета финансово-кредитных и международных экономических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница