Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности


НазваниеПредприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
страница1/9
Дата публикации21.03.2013
Размер1.28 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
«Экономика предприятия»

  1. Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.


С точки зрения права, организация — самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 1):

  • хозяйственную единицу;

  • в которой планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства;

  • чтобы посредством изготовления и реализации изделий (работ, услуг);

  • обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

02-2_1

Рисунок 1 - Модель организации

Основные черты (признаки) предприятия:

  • организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

  • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);

  • оперативно – хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Основные функции предприятия:

  • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

  • продажа и поставка продукции потребителю;

  • послепродажное обслуживание;

  • материально-техническое обеспечение производства;

  • управление и организация труда персонала на предприятии;

  • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объёмов производства;

  • предпринимательство;

  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Классификация предприятий – это научно обоснованная группировка предприятий по видам (формам, особенностям и др.) деятельности с качественно однородными функциями и признаками.

В основе классификации предприятий и дифференциации трудовой деятельности коллективов могут лежать такие критерии, как:

– разделение труда (общественное, частное, единичное);

– предметная и отраслевая специализация и кооперация;

– производственная и организационная структура предприятий и его подразделений;

–размеры экономического и производственного потенциала (численность персонала, стоимость капитала, объем производства и т.д.) и др.

^ По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.; по способу воздействия на предмет труда – на добывающие и перерабатывающие; по экономическому назначению (функциональной роли) – на предприятия, производящие средства производства или предметы производства (личного или производственного потребления).

Предприятия различают:

  • по экономическому своеобразию процесса производства (прерывный, непрерывный);

  • общности типов производства (массовое, серийное, единичное);

  • методам организации производственного процесса (поточный, партионный, единичный метод);

  • формам собственности (государственное, частное). В зависимости от характера собственности различают: частные, государственные, муниципальные и кооперативные предприятия. Могут также создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, а также в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан. Поэтому различают частные, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

  • количеству видов производимой продукции (специализированные и многопрофильные);

  • уровню специализации (предметная, подетальная, технологическая).

^ По количественным критериям различают предприятия: малые – до 100 чел.; средние – до 500 чел.; крупные – свыше 500 чел.

Качественные параметры связаны с организационно-правовыми формами предприятий (общества, товарищества и др.), которые зависят не только от форм собственности, но и от меры ответственности по отношению к финансовым обязательствам и имуществу предприятия.

^ Существует два вида ответственности:

1. При неограниченной ответственности владельцы отвечают всем своим имуществом, как вложенной частью, так и не вложенной частью имущества в фирму. В данном случае действует солидарная ответственность, когда каждый из владельцев отвечает за все имущество и финансовые обязательства (один за всех, все за одного).

2. При ограниченной ответственности владельцы отвечают лишь той частью своего имущества, которая вложена ими в фирму или определена в договоре, уставе предприятия.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании либо устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

^ В зависимости от целей деятельности юридическое лицо (предприятие, организация) может относиться к одной из двух категорий:

– коммерческая организация (где извлечение прибыли – основная цель);

–некоммерческие организации – союзы, ассоциации (где не ставится цель извлечения прибыли).

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:

  1. хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);

  2. хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);

  3. государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

  4. производственные кооперативы (артели).

Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 2.(подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).


^ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Хозяйственные товарищества и общества

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Потребительский кооператив (союз, товарищество)

Хозяйственные товарищества (ХТ)

На праве хозяйственного ведения

Фонды

Полное ХТ

ХТ на вере (коммандитное)

На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятия)

ХО с ограниченной ответственностью

Акционерное общество

ХО с дополнительной ответственностью

Общественные и религиозные организации (объединения)

Учреждения

Объединения юридических лиц

Открытое АО

Закрытое АО




Производственный кооператив (артель)


Хозяйственные общества (ХО)


Рисунок 2 - Организационно-правовые формы юридических лиц
Характеристика коммерческих организаций по основным признакам приведена в табл. 1.

Важное значение, с точки зрения рассмотрения предприятия имеет характеристика его внутренней и внешней среды. К основным элементам внутренней среды предприятия относят персонал, основной и оборотный капитал, информацию, технологии и др. Основные элементы внешней среды предприятия – потребители, поставщики, трудовые ресурсы и государство. Очевидно, что само предприятие как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, оно также связано с потребителями. Поэтому предприятия вынуждены приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить, эффективно работать и быть конкурентоспособными.

02-2_5

Рисунок 3 - Внешняя среда фирмы

Внешняя среда фирмы (рис. 3) выступает как нечто заданное.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

  • производство;

  • маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);

  • НИОКР;

  • финансовое управление, бухучет и отчетность;

  • общее управление.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется схемой рис. 4.02-2_6


Рис. 4 - Внутренняя среда фирмы

^ Внешняя микросреда фирмы

Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис. 5 - как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.

02-2_7

Рис. 5 - Внешняя микросреда фирмы

Основные факторы внешней макросреды фирмы

1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

  • состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность);

  • инфляция,

  • дефляция;

  • политика цен;

  • кредитно-денежная политика и др.

3. Социальные факторы:

  • глубина расслоения общества;

  • уровень доходов;

  • уровень безработицы;

  • социальная защита;

  • покупательная способность и др.

4. Законодательство:

  • налоги;

  • правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие);

  • защита прав потребителей;

  • законодательство по безопасности и качеству товаров;

  • законодательство по охране труда и технике безопасности;

  • законодательство по охране окружающей среды и т.д.

5. Научно-технические факторы:

  • ускорение НТП;

  • рост ассигнований на НИР и ОКР;

  • технологическое развитие отрасли и др.

6. Природные факторы:

  • доступность (дефицит) сырья;

  • рост цен на топливо и энергию;

  • загрязнение окружающей среды.

7. Демографические факторы:

  • изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);

  • возрастной состав населения;

  • миграция населения;

  • род занятий;

  • образование.

8. Факторы культурной среды:

  • культура;

  • субкультура и др.

Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

  • особенностью производственного процесса;

  • характером внешней среды.




  1. Продукция предприятия: понятие, состав строительной продукции (работ, услуг). Показатели объёма строительной продукции. Качество и конкурентоспособность строительной продукции.


Продукция строительства — это главная и конечная цель строительства, как и другой любой отрасли сферы производства народного хозяйства. Результатом производственной деятельности в строительстве являются производственные мощности, технические комплексы, здания, сооружения и другие объекты, предназначенные для функционирования в качестве основных фондов в различных отраслях экономики, а также для удовлетворения культурно-бытовых нужд населения страны.

В строительном производстве в каждый данный момент продукция находится на разных стадиях готовности в зависимости от объема и состава работ, выполненных с начала возведения объектов. Чтобы правильно определить объем строительной продукции в этих условиях, необходимо ее учесть на каждой стадии готовности.

Формирование стадий продукции в строительстве намного сложнее, чем в промышленности, что обусловлено длительностью производственного цикла, индивидуальностью создаваемой продукции, бесцеховой организацией производства и другими особенностями строительства. За основу деления строительной продукции на стадии по степени готовности взято - завершение технологии производства всех работ по объекту в целом, этапам или комплексам работ и т. д. Кроме того, принимаются во внимание интересы строительной индустрии в целом и отдельной строительной организации.

Состав строительной продукции

В настоящее время с учетом сказанного выше, продукция строительного производства (строительной индустрии) представлена следующими основными стадиями ее готовности: готовый объект (комплексы объектов), незавершенное строительное производство, комплекс специальных строительных и монтажных работ, конструктивный элемент и укрупненный вид работ.

Готовые объекты (комплексы объектов) — это конечная продукция строительного производства, представляет собой полностью законченные строительством предприятия, производственные комплексы, очереди и объекты, могущие выполнять предусмотренные проектом функции основных фондов по производству продукции или оказанию услуг.

Общественное признание готовый объект получает только после приемки его государственной приемочной комиссией и ввода в действие. Именно поэтому данная стадия готовности находит отражение в учете ввода в действие мощностей и объектов основных фондов генподрядчика и застройщика.

В экономической литературе часто употребляется близкий по содержанию к рассмотренному понятию термин готовая продукция. Однако смысл его нередко толкуется по-разному, что затрудняет его применение в учете продукции. С отраслевой точки зрения готовая продукция — это полностью законченные строительством объекты, подготовленные к выпуску продукции и оказанию услуг, т. е. совпадает с понятием готовый объект. Для субподрядных (специализированных) организаций — это полностью законченные и подготовленные к сдаче по договорам заказчикам этапы и комплексы работ по объекту в целом. Понятие готовой продукции строительства берется в основу определения товарной строительной продукции.

Незавершенное строительное производство характеризует объем строительно-монтажных работ, выполненных строительными организациями на незаконченных и не сданных заказчикам объектах по состоянию на отчетную дату.

Границей между незавершенным строительным производством и его конечной продукцией, по существу, является полное завершение строительных и монтажных работ в объеме и составе, предусмотренными проектом по данному объекту. Учетным признаком, фиксирующим переход незаконченной продукции в готовый объект, служит акт государственной (рабочей) приемочной комиссии. Незавершенное строительное производство по объему является самой значительной составной частью незавершенного строительства, т. е. объема капитальных вложений, подсчитанного по состоянию на отчетную дату.

В условиях длительного цикла производства, специализации подрядных организаций на выполнение отдельных видов работ, учет продукции только по рассмотренным выше стадиям готовности поставил бы организации в затруднительное положение в отношении осуществления хозяйственного расчета и оперативного контроля за выполнением производственной программы. Для преодоления этих трудностей и решения задач учета продукции строительным организациям надо учитывать продукцию не только на заключительной стадии, но и на промежуточных стадиях длительного производственного цикла с тем, чтобы отображать результат работы за относительно короткий отрезок времени (декаду, месяц) и по небольшим участкам (бригада, объект) и тем самым осуществлять расчеты с заказчиком за выполненную продукцию.
Показатели объёма строительной продукции

Объем производства — это показатель, характеризующий в денежном или трудовом выражении размер участия в производстве определенной продукции труда работников данной организации (живого труда) и труда, овеществленного в орудиях производства и материальных затратах организации, необходимых для функционирования этих средств труда в производстве. Таким образом, по замыслу объем производства должен отразить размер участия каждой строительной организации или ее отдельных участков в создании продукции.

Сведения об объеме строительной продукции необходимы, прежде всего, для подведения итогов работы строительных организаций, деятельности отрасли в целом. Показатели же объема производства в большей мере, чем показатели объема продукции (в частности ее сметная стоимость), применимы для планирования численности работников, фонда заработной платы, объема и структуры основных фондов и других целей.

Для выражения объема производства в практике строительства применялись несколько показателей, из которых получили наибольшую известность следующие: объем производства по нормативной стоимости работ (НСР), нормативной трудоемкости (НТ), сметно-нормативной трудоемкости (СНТ); условно-чистая продукция, нормативная условно-чистая продукция и др.

Единым соизмерителем разнокачественной строительной продукции может служить ее стоимость. Поэтому обобщающая характеристика результата строительного производства предполагает наличие учета продукции в денежном выражении.

Общее значение учета продукции в денежном выражении заключается в том, что на его основе осуществляется контроль за производством и мерой потребления. В строительстве он позволяет объединять в одном сводном показателе многосторонний результат производственной деятельности, что в свою очередь дает возможность для всех строительных организаций планировать объем строительно-монтажных работ в денежном выражении на любой период и контролировать его выполнение. Учет продукции в денежном выражении позволяет изучать динамику объема ее производства на любом уровне организации и управления строительством.

Стоимостной учёт строительной продукции осуществляется путем оценки в соответствующих сметных ценах различных видов строительных, монтажных, проектно-изыскательских и других работ, работ по капитальному ремонту зданий и сооружений по таким показателям: валовая продукция строительства; чистая продукция; товарная (готовая) продукция строительства; конечная продукция строительства.

Валовая продукция строительства (ВП) – это составляющая общественного продукта.

Рассчитывается тремя методами. Первый метод проводит расчет ВП на основе данных: стоимость готовых объектов (без стоимости оборудования и других приобретений); стоимость изменений остатков незавершенного строительства (без стоимости смонтированного оборудования); стоимость изменений остатков незавершенного строительного производства. Второй метод соответствует стоимости подрядных работ и включает: стоимость строительных работ; стоимость монтажных работ; стоимость геолого-разведывательных и буровых работ; стоимость проектно-изыскательских работ; стоимость ремонта зданий и сооружений, выполненных силами подрядных организаций. Третий – по данным об объеме капитальных вложений по следующей схеме: объем капитальных вложений за вычетом затрат на приобретение оборудования, инвентаря, инструмента и др., плюс затраты на капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений и далее с учетом изменений остатков незавершенного строительства.

Чистая продукция строительства представляет собой величину вновь созданной в строительном производстве стоимости и отражает таким образом затраты живого труда по созданию данного вида продукции. Величина чистой продукции в общем виде определяется путем вычитания из валовой продукции строительства стоимости всех материальных затрат, которые предварительно должны быть пересчитаны в сметные цены.

Чистая продукция строительства (ЧП) рассчитывается в стоимостном выражении по формуле:

ЧП = ВП – Материальные затраты.

В объем товарной строительной продукции включается:

  • сметная стоимость строительно-монтажных работ по сдаваемым заказчикам предприятиям, очередям, пусковым комплексам и объектам по всем источникам финансирования, на основании подписанного акта государственной приемочной комиссией о вводе их в эксплуатацию;

  • стоимость работ по капитальному ремонту после полного их окончания на отдельных объектах на основании акта приемки заказчиком работ по капитальному ремонту отдельных зданий и сооружений;

  • стоимость сданных генеральным подрядчиком комплексов специальных строительно-монтажных работ, выполненных по субподрядным договорам на строящихся пусковых комплексах, объектах, на основании актов приемки выполненных генеральным подрядчиком работ независимо от сроков сдачи в эксплуатацию этих предприятий, пусковых комплексов, объектов;

  • стоимость работ по устранению недоделок на объектах производственного назначения, а также работ по благоустройству застраиваемых территорий на основании акта приемки выполненных работ;

  • сметная стоимость строительно-монтажных работ по возведению временных зданий и сооружений на основании подписанного акта приемки рабочей комиссией.

Товарная или готовая продукция строительства (ТП):

ТП = ВП – Изменение остатков незавершенного строительства.

Конечная продукция строительства (КП):

КП = ТП – Изменение остатков незавершенного строительного производства.

Качество и конкурентоспособность строительной продукции

В современной рыночной экономике качество продукции относится к числу важнейших показателей результативности производственно-финансовой деятельности коллектива предприятия. Это авторитет, прибыльность, конкурентоспособность предприятия. Уровень качества продукции напрямую связан с научно-техническим прогрессом, человеческим фактором и производительностью.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность и способных удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Качество можно определить и как совокупность характеристик объекта (продукции, деятельности или процесса, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции (услуг) формируется в процессе ее создания, а свойства проявляются в процессе потребления. Поэтому в практике существует множество определений качества продукции. Рассмотрим этот термин в разных аспектах.

1. Философский. Связан с выделением из всего разнообразия вещей и явлений качественно однородных, тождественных вещей и явлений по своим свойствам. Некоторые явления (объекты) настолько сложны, что обладают множеством качеств. Человек объединяет в себе биологические, духовные, идеологические, социальные свойства и сферы деятельности, каждые из которых изучаются разными науками.

2. Технический. Инженер в понятие качества вкладывает смысл, связанный с техническими закономерностями (химических, физических и технологических свойств продукции).

3. Правовой. Определяет качество как совокупность свойств, отвечающих требованиям национального или международного стандарта (эталона).

4. Социологический. Связан с отношением человека к качеству с позиций формирования спроса и предложения на отдельные виды продукции и возможности удовлетворения потребностей.

5. Экономический. Здесь существенны не столько сами свойства продукции, а то, в какой степени они удовлетворяют обусловленную потребность и с какими затратами.

Исследования рынка строительной продукции позволили выделить следующие группы свойств, которые находят отражение в показателях качества строительства:

социальные свойства;

функциональные свойства;

надежность;

эстетические свойства;

региональные свойства;

долговечность;

удобства эксплуатации;

технологичность;

ремонтопригодность;

экологичность;

экономические свойства.

Показатели социальных свойств строительной продукции являются одними из важнейших, так как определяют соответствие потребностей в условиях быта, производства и отдыха. Создание удобных форм быта, труда и отдыха предусматривается на этапе предпроектной подготовки и проектирования. Выбор показателей, отражающих социальные свойства объекта, является сложным процессом, зависящим от многих факторов. В качестве критерия оптимальности могут служить расстояния между жильем, производственными и общественными зданиями или же экономия затрат свободного времени на удовлетворение потребностей человека в сфере быта, отдыха и труда. Многие показатели качества социальных свойств носят и субъективный характер. Так, например, такой показатель, как престижность района или улицы, где расположен жилой дом, оказывает большое влияние на рыночную стоимость квартир в этом доме, а оценки этого показателя различными группами населения сильно отличаются друг от друга.

Показатели функциональных свойств условно можно разделить на несколько групп, в том числе:

показатели, описывающие пространственные характеристики зданий и сооружений и их отдельных частей;

показатели, описывающие состояние воздушной среды и комфортности;

показатели, описывающие световой режим;

показатели, описывающие звуковой режим;

показатели, описывающие оснащенность здания современным инженерным и бытовым оборудованием;

показатели, описывающие степень соответствия производственных зданий и сооружений и их частей их прямому функциональному назначению;

показатели, отражающие безопасность эксплуатации зданий и сооружений.
Показатели качества, отражающие функциональные свойства зданий, сооружений и их частей, имеют физическую основу и численную величину, которые могут быть представлены в различных единицах измерения. Выбор показателей и единиц их измерения необходимо осуществлять в системной взаимосвязи. Так, например, одним из компонентов создания комфортных условий, обеспечивающих нормальную отдачу тепла от человека в окружающую среду, являются параметры воздуха в помещении и температура окружающих поверхностей. Это в первую очередь температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, температура внутренних и наружных поверхностей ограждающих конструкций. Эти показатели, в свою очередь, зависят от ряда других: толщины и термического сопротивления ограждений, эффективности систем отопления и вентиляции, соблюдения действующих нормативов, проектной документации и т. д.

Показатели качества, описывающие свойства надежности строительной продукции, характеризуют конструктивные элементы, узлы, здания и сооружения в целом устойчиво выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных режимах даже при наличии отдельных сбоев и отказов. Эта группа показателей может быть определена путем использования статистических методов оценки допусков при рассмотрении аналитических выражений схем несущих или ограждающих конструкций. Правильный выбор показателей надежности позволяет успешно планировать и осуществлять комплекс работ по техническому обслуживанию и дальнейшему ремонту зданий и сооружений.

Показатели эстетических свойств качества строительной продукции, учитывающие закономерность эмоционального и зрительного восприятия, в соответствии с принятыми в архитектуре понятиями, включают: ансамблевость, масштабность, динамизм, архитектонику, симметрию, пластичность, контрастность, ритмичность, колористику, фактуру и структуру. Наиболее удобным инструментом, используемым для исследования эстетических свойств строительной продукции, является метод экспертных оценок.

Показатели региональных свойств, отображающие регион расположения объекта, влияют на привлекательность строительной продукции со стороны различных групп населения и, соответственно, на рыночную стоимость. В большинстве случаев эти показатели носят субъективный характер и с течением времени с развитием региона, транспортных коммуникаций и т. д. их оценка может изменяться.

Показатели качества, описывающие долговечность, отражают свойства строительной продукции выполнять требуемые функции и сохранять эксплуатационные качества в течение намеченного срока эксплуатации. Показатели долговечности изучаются путем исследования эксплуатируемых зданий и сооружений, проведения лабораторных и натурных экспериментов, аналитических разработок.

Удобство эксплуатации описывается показателями, отражающими затраты времени, физических усилий и средств в процессе использования зданий, сооружений и их частей по функциональному назначению.

Технологичность проектных решений строительной продукции представляет собой совокупность технических свойств планировочных и объемно-конструктивных решений, соответствующих требованиям технологии строительного производства. Можно выделить три группы показателей технологичности:

технологичность изготовления строительных материалов, деталей и конструкций;

технологичность транспортирования;

технологичность возведения строительного объекта.

Количественная оценка показателей качества, отражающих технологичность, аналитически может быть выражена в единицах трудоемкости, материалоемкости, продолжительности, стоимости и др.
Свойства ремонтопригодности характеризуются показателями качества, отражающими приспособленность зданий и сооружений к обнаружению и устранению причин отказов конструктивных элементов с минимальным расходом трудовых и материальных ресурсов. В настоящее время нет четко отработанной системы единиц для количественной оценки ремонтопригодности зданий и сооружений, охватывающих все аспекты этого свойства. Используются два основных показателя ремонтопригодности: вероятность восстановления здания, сооружения или его элементов в заданное время и среднее время восстановления.

Показатели качества, отражающие свойства экологичности, могут быть представлены отдельными группами, основными из которых являются:

состояние атмосферы, в том числе состав воздуха, запыленность и загазованность, отсутствие неприятных запахов и т. д.;

уровень шума и шумозащитные мероприятия, включая архитектурно-планировочные методы, шумозащитные мероприятия, в том числе зеленые насаждения и экранирующие сооружения, строительно-акустические методы (облицовка, остекление, устройство специальной изоляции) и др.;

очистка, уничтожение и утилизация отходов, озеленение прилегающей территории;

мероприятия по защите от электромагнитных излучений и радиационного загрязнения;

показатели воздействия зданий и сооружений в процессе их эксплуатации на окружающую среду;

показатели комфортности визуальной среды.

Экономические свойства строительной продукции выражаются в показателях стоимости, которые могут относиться как к отдельным конструктивным элементам и частям зданий и сооружений, так и к объектам строительства в целом.

Под конкурентоспособностью понимают свойства объекта, характеризующие степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на том же рынке, способность продукта или компании выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка в определенный промежуток времени.


  1. ^ Сущность и значение основных фондов (средств), их состав и структура.

Проблема повышения эффективности основных фондов предприятий занимает центральное место в современных условиях. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние и конкурентоспособность на рынке, т.к. основные фонды (ОФ) являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные фонды – это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям по мере износа (таблица 2).

^ Основные средства предприятия – это денежная оценка средств труда, отражающихся в балансе предприятия, выраженные в стоимостной форме ОФ.

Состав и структура основных производственных фондов предприятий в среднем по промышленности, машиностроению и строительству приведена в табл. 3.

Сущность ОФ раскрывают главные признаки основных фондов:

1) многократное использование в производственных процессах;

2) постоянство натурально-вещественной формы;

3) постепенный перенос первоначальной стоимости в стоимость готовой продукции по частям в виде амортизационных отчислений.

Основные фонды классифицируются по следующим признакам:

принадлежность:

а) собственные – находящиеся на балансе организации;

б) привлечённые – взятые у других организаций во временное пользование на условиях аренды или оказания услуг;

вид прав собственности:

а) на праве собственности (собственные, находящиеся на балансе);

б) находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении (привлечённые, взятые во временное пользование на условиях аренды);

степень использования:

а) действующие (функционирующие в процессе производства);

б) бездействующие (находящиеся в стадии выбытия в связи с износом, в стадии достройки или реконструкции, в консервации или в запасе);

функциональное назначение и вещественный состав (форма):

а) материальные (здания, сооружения, машины, механизмы, лабораторное оборудование, транспорт, производственный и хозяйственный инвентарь);

б) нематериальные (компьютерные базы данных, наукоёмкие промышленные технологии и прочие объекты интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными правами владения);

отрасли национальной экономики (социально-культурный комплекс, промышленность, автотранспорт, связь, сельское хозяйство, строительство);

роль в производственном процессе:

а) активные (непосредственно используемые в создании продукции: силовые и рабочие машины, механизмы, транспорт, инструмент, инвентарь, контрольно-измерительное, регулирующее, лабораторное оборудование, вычислительная техника, ЭВМ);

б) пассивные (обеспечивающие условия для осуществления процесса: здания, сооружения, передаточные устройства, хозяйственный инвентарь);

сферы применения: а) производственные, б) непроизводственные;

срок полезного использования (СПИ) в производстве: основные фонды (ст. 258 НК РФ) делятся на следующие амортизационные группы по сроку полезного использования: 1-2 года включительно (недолговечное имущество); 2-3 года; 3-5 лет; 5-7 лет; 7-10 лет; далее по пятилетним группам; более 30 лет.

^ Таблица 2

Определение категории «Основные средства»


Подход

Основные средства

Экономический

Средства труда, которые длительное время неоднократно или постоянно используются в деятельности предприятия в неизменной натурально-вещественной форме, изнашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемые продукты и услуги по частям посредством амортизации

Бухгалтерский

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01)

Активы предприятия, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации:

  • срок полезного использования, которых свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла (если он превышает 12 месяцев);

  • стоимостью более 20 тыс. руб.;

  • способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

  • не предполагается дальнейшая перепродажа данных активов организацией

^ Налоговый (ПК РФ гл. 25 ст. 257)


Часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности icon2 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предпринимательской единицы
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconОрганизационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Организационно-правовая форма – это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его...
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconЗаконность создания
...
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconОрганизационно-правовые формы предприятий
Организацио́нно-правова́я фо́рма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его...
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconПеречень вопросов для подготовки к зачету
Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности. Правоспособность организации
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности icon1. Понятие предприятия, признаки, характеризующие предприятие, классификация предприятий
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленным законом для производства продукции, выполнения...
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconТемы для обзора литературы по курсу «Теория и практика предпринимательства»
Сущность предпринимательской среды. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconЛекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации»
Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «конституционное право республики казахстан»
Кроме того, конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы деятельности органов государственной власти, порядок их образования,...
Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя среда функционирования. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности iconКонтрольные вопросы по дисциплине «Экономика предприятия»
Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности (единоличная собственность, хозяйственное общество (партнерство),...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница