Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
страница1/5
Дата публикации22.03.2013
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор РОАТ

______________

Апатцев В.И.

«____ »_____2011 г.

Кафедра «Экономическая теория»
Автор: Гордашникова О.Ю., д.э.н., профессор


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

080111.65 «Маркетинг»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4____ Протокол № ___11____

«___01_» ___________07________ 2011 г. «__25___» _______06______ 2011

Председатель УМК ______________ Зав. кафедрой ______________


А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011 г.

Автор-составитель: Гордашникова О.Ю., д.э.н., профессор
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин

Федеральный компонент

Является обязательной для изучения

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

^ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Выпускающая кафедра

«Экономическая теория» Директор РОАТ

Декан Экономического факультета

________________Евдокимова Е.Н. _____________ Апатцев В.И.

«___» __________________ 2011 г. «___» _____________ 2011 г.

Кафедра: «Экономическая теория»



Автор: Гордашникова О.Ю., д.э.н., профессор
^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

080111.65 «Маркетинг»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4___ Протокол № ___11___

«_01_» _______07__________ 2011 г. «_25__» ________06___ 2011 г.

Председатель УМК ______________ Зав. кафедрой ______________


А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011 г.

Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по указанной специальности

Курс 4

Всего часов – 130 час.

лекционные занятия – 12 час.

практические занятия - 8 час.

курсовая работа – 1

самостоятельная работа – 110 час.

экзамен – 1

^ 1.ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Маркетинговые исследования» в вузе составляет фундамент профессиональной подготовки маркетологов.

Целями дисциплины «Маркетинговые исследования» являются приобретение студентами необходимых знаний для эффективного решения маркетинговых задач предприятия, формирование у специалистов маркетинга теоретических знаний и практических навыков по сбору, отображению и анализу данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, практических занятий, выполнения курсовых работ, написания рефератов, осуществления самостоятельной работы с литературой.
^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ



Иметь представление:

- о направлениях маркетинговых исследований;

- о процессе маркетинговых исследований;

- о методах сбора данных при проведении маркетинговых исследований;

- об измерении в маркетинговых исследованиях.

Знать:

- основы маркетинговых исследований;

- этапы процесса проведения маркетинговых исследований;

-  основные методы проведения маркетинговых исследований.

Уметь:

- осуществлять поиск, сбор, хранение и обработку маркетинговой информации для подготовки решений, обеспечивающих повышение эффективности деятельности предприятий, а также для разработки маркетинговой стратегии и тактики деятельности предприятий и организаций;

- использовать методы проведения маркетинговых исследований;

- проводить измерения в маркетинговых исследованиях;

- осуществлять сбор и анализ данных при проведении маркетинговых исследований;

- проводить маркетинговые исследования по всем направлениям;

- осуществлять прогнозирование в маркетинге.  

Это должно помочь будущим специалистам всесторонне оценивать рыночную ситуацию, грамотно прогнозировать ее возможное развитие, выбирать адекватные методы достижения поставленных целей, предвидеть последствия своей деятельности.
^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Заочное отделение

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

130

Аудиторные занятия:

20

Лекции

12

Практические занятия

8

Самостоятельная

работа

110

Курсовая работа

1

Вид итогового тестирования

Экзамен






    1. ^ 4.РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ





Наименование темы

Количество часов

лекции

практические

1

Методические основы проведения маркетинговых исследований

4




2

Методы проведения маркетинговых исследований




2

3

Сбор и анализ данных в маркетинговых исследованиях

2

2

4

Определение объема выборки в маркетинговых исследованиях




2

5

Прикладные вопросы маркетинговых исследований

4




6

Маркетинговые исследования конкурентов

2

2




Итого

12

8


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Методические основы проведения маркетинговых исследований
Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований.

Направления маркетинговых исследований: исследование рекламы; исследование экономики бизнеса; исследование продукта; исследования сбыта и рынка и др.

Варианты проведения маркетинговых исследований.

Факторы, определяющие процесс проведения маркетинговых исследований.

Общая характеристика последовательности этапов проведения маркетинговых исследований.

Содержание и методы отдельных видов маркетинговых исследований в зависимости от направления и целей исследования: кабинетные исследования; обобщение данных обследования покупателей; обзор статистических данных; интервьюирование покупателей и посредников.

Экономико-математические методы проведения маркетинговых исследований: 1) статистические методы обработки информации; 2) многомерные методы; 3) регрессионные и корреляционные методы; 4) имитационные методы; 5) методы статистической теории принятия решений; 6) детерминированные методы исследования операций; 7) гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики.

Методы проведения разведочных исследований: анализ вторичных данных, изучение опыта; анализ конкретных ситуаций, работа фокус-группы, проекционный метод. Описательные исследования. Казуальные исследования.

Методы сбора данных в маркетинговых исследованиях. Общая характеристика методов сбора данных: количественных и качественных.

Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований. Способы проведения маркетинговых исследований. Этапы проведения наблюдения.

Метод фокус-группы. Цели применения данного метода. Выбор участников группы. Достоинства и недостатки метода фокус-группы.

Методы опроса: сущность, значимость, достоинства и недостатки.

Панельный метод обследования. Классификация панелей по признакам.

Функционально-стоимостной анализ в условиях маркетингового исследования.

Литература: 1, 2, 5, 7.
Тема 2. ^ Сбор и анализ данных в маркетинговых исследованиях
Измерения в маркетинговых исследованиях.

Характеристики шкал: описание, порядок, расстояние и наличие начальной точки.

Уровни измерения, определяющие тип шкалы измерений: шкала наименований; шкала порядка; интервальная шкала; шкала отношений.

Построение шкал измерений в условиях применения метода парных сравнений и метода суммарных оценок.

Стандартные типы шкал, используемые в области маркетинговых исследований: модифицированная шкала Лайкерта; шкала для изучения жизненного стиля; семантическая дифференциальная шкала.

Сущность и значимость выборки. Проблемы формирования выборки. Объем выборки. Методы формирования выборки: вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные).

Этапы разработки выборочного плана.

Определение объема выборки. Подходы к определению объема выборки: 1) произвольный подход “правило большого пальца”; 2) подход с учетом стоимости проведения обследования; 3) подход на основе статистического анализа; 4) корректный подход на расчете доверительных интервалов.

Организация и проведение сбора данных. Альтернативные подходы к сбору данных: 1) сбор данных силами предприятия; 2) осуществление сбора данных путем создания специальной группы; 3) осуществление сбора данных путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.

Ошибки сбора данных. Контроль качества собираемых данных.

Анализ данных. Преобразование данных. Функции преобразования данных.

Виды статистического анализа: 1) дескриптивный анализ; 2) выводной анализ; 3) анализ различий; 4) анализ связей; 5) предсказательный анализ.

Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговых исследованиях.

Классификация методов прогнозирования, используемых при проведении маркетинговых исследований: 1) эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала; 2) экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала. Достоинства и недостатки методов прогнозирования.

Прогнозирование в маркетинговых исследованиях, основанное на методах математической статистики: метод экстраполяции и метод моделирования.

Использование парного и множественного регрессионного анализа при построении прогнозных моделей в маркетинге.

Прогнозирование спроса и объема продаж на основе статистических методов с использованием экспоненциального сглаживания, модифицированного метода парной регрессии, динамической модели множественной регрессии, метода ведущих индикаторов.

Литература: 1, 4, 5, 7.
Тема 3. ^ Прикладные вопросы маркетинговых исследований
Направления исследования рынков: 1) определение величины спроса различного вида; 2) определение показателей рыночной доли для конкретных рыночных сегментов.

Виды рыночного спроса.

Подходы к изучению рынков.

Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей: возраст, стадия жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, тип личности и самопредставление.

Направления изучения потребителей: отношение к предприятию; отношение к различным аспектам деятельности предприятия в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга; уровень удовлетворения запросов потребителей; намерения потребителей; принятие решений о покупке, определение структуры закупочного центра; поведение потребителей при и после покупке; мотивация потребителей.

Определение факторов успеха нового товара.

Определение направлений совершенствования моделей нового товара.

Направления изучения цен.

Направления изучения рекламы: исследование эффективности и популярности отдельных рекламных средств для разных целевых аудиторий; изучение эффективности рекламной политики предприятия в целом; изучение синергетического эффекта от совместного использования в рекламных целях средств массовой информации; исследование эффективности отдельных рекламных кампаний.

Литература: 1, 2, 3, 7.
Тема 4. ^ Маркетинговые исследования конкурентов
Цель проведения маркетинговых исследований позиции предприятия в конкурентной борьбе. Выбор конкурентных стратегий. Конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли и позиции предприятия в конкурентной борьбе: появление новых конкурентов; угроза замены данного продукта новыми продуктами; сила позиции поставщиков; сила позиции покупателей; конкуренция среди производителей в самой отрасли.

Методы изучения конкурентов: 1) SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон конкурентов; 2) Концепция 4 “Р”; 3) Метод функциональных карт.

Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции.

Исследование конкурентоспособности продуктов. Оценка конкурентных позиции отдельных продуктов на разных рынках.

Исследование конкурентоспособности предприятия в целом. Сравнительная характеристика эффективности маркетинговой деятельности предприятий-конкурентов. Изучение результативности деятельности предприятий-конкурентов.
Литература: 1, 3, 4, 7.


^ 6. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст]: учебник / Е.П. Голубков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2003. – 495 с. – Библиогр.: с. 482-485. – 5000 экз. – ISBN 5-08001-0003-9 (в пер.).

2. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с. – Библиогр.: с. 296-299. – 20000 экз. – ISBN 5-238-00810-4 (в пер.).

3. Малкотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство [Текст] / Нэреш К. Малкотра. – Изд. 4-е. – М.: И.Д. Вильямс, 2007. – 1200 с.: ил. – Библиогр.: 1166 с. – 3000 экз. – ISBN 5-8459-0940-6 (в пер.).

4. Просветов, Г.И. Маркетинговые исследования: задачи и решения [Текст]: учеб.-практич. пособие / Г.И. Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 240 с. – – 2000 экз. – ISBN 978-5-94280-301-8 (в пер.).

5. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований [Текст] / С.Г. Светуньков: учеб. пособие. – СПб.: ДНК, 2003. – 352 с. – Библиогр.: с. 343-346. – 3000 экз. – ISBN 5-901562-33-Х (в пер.).

6. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст]: учебник / Б.Е. Токарев. – М.: Экономистъ, 2007. – 624 с. – Библиогр.: с. 603-604. – 3000 экз. – ISBN 5-98118-078-1 (в пер.).

7. Черчилль, Г.А. Маркетинговые исследования [Текст] / Г.А. Черчилль – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.: ил. – Библиогр.: с. 737. – 4000 экз. – ISBN 5-8046-0191-1 (в пер.).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые коммуникации»
Авторы составители: Скоробогатова Т. А. к э н., доцент, Гришина В. Г. к э н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница