Тема: внебюджетные фонды




Скачать 157.06 Kb.
НазваниеТема: внебюджетные фонды
Дата публикации26.07.2013
Размер157.06 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
ЛЕКЦИЯ 15,16
Количество часов - 4


ТЕМА: ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2.Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

2.1. Пенсионный фонд

2.2. Фонд социального страхования

2.3. Фонды медицинского страхования

3. Страховой взнос, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов. С их помощью осуществляется перераспределение нацио­нального дохода в интересах органов государственной власти и реали­зации Конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных специальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельно­сти, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды появились задол­го до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов не был постоянным: одни фонды открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверж­дались парламентом, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности прави­тельства в области военных расходов, научных исследований, регули­рования экономического развития страны, внешнеэкономической дея­тельности и социальных выплат населению. Правительство получало возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюд­жета, осуществлять непредвиденные расходы.

Расширение деятельности государства привело к созданию большо­го числа специальных фондов, названия которых, как правило, объясня­ли и цель расходования средств. Однако такое множество фондов услож­няло деятельность государства, поэтому на основе объединения различ­ных фондов был создан государственный бюджет. Несмотря на это, многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом.

Формирование специальных фондов осуществляется за счет специ­альных налогов и сборов. Кроме того, сред­ства могут поступать от капитализации части временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, инвестирование). По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и вре­менные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач. По принадлежности различают государ­ственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значе­ние среди межгосударственных фондов имеют Международный валют­ный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджет­ная комиссия Европейского сообщества. По правовому положению специальные фонды делятся на внебюджетные специальные фонды, бюджетные целевые фонды и фонды, обладающие частичной самостоя­тельностью. По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-ис­следовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Рос­сийской Федерации в период перехода страны к новым экономическим отношениям на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспе­чение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача освободить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными создаются многочисленные иные вне­бюджетные фонды.

Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирова­ния целого ряда внебюджетных фондов и убедившись в их неэффектив­ном и бесконтрольном использовании, Правительство РФ приняло ре­шение о консолидации их в бюджет, при этом была сохранена определен­ная автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформированы в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных. В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в на­стоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального стра­хования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддерж­ки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременнос­ти и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные соци­альные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает реше­ния об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат.
2. ИСТОЧНИКИ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
^

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации



Пенсионный фонд РФ образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Основными зада­чами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитно­го учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходова­ние средств Фонда в соответствии с действующим законодательством. Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ складываются из поступ­лений сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из фе­дерального бюджета; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии; средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством РФ; доходов от размеще­ния временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства пенсионного фонда РФ направляются на выплату госу­дарственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормиль­ца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсио­нерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфици­рованных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиа­ционных и техногенных катастроф. За счет средств Пенсионного фон­да финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные де­нежные выплаты.

Наибольший удельный вес в расходах Пенсионного фонда занима­ют выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуще­ствляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий воен­нослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; рас­ходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а так­же в результате других радиационных и техногенных катастроф; рас­ходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной вой­ны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за гра­ницу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государствен­ных пенсий.

Длительное время в России действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации — роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. С 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения. Распределительная система финансируется из налоговых поступлений от предприятий. Она защищена от рисков, связанных с финансовым положением отдельных предприятий и регионов, но не от страховых рисков (например, экономических кризисов). Переход к накопительной пенсионной системе повысит уровень за­щищенности пенсий в России.

На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (пер­сонифицированного) учета будут открыты лицевые счета, на которые и будут зачисляться страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета будут состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Страховая часть трудовой пенсии будет учитываться на индивиду­альном лицевом счете с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях будут учитываться в специальной части лицевого счета. Накопления будут состоять из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и до­ходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, будет устанавливать­ся социальная пенсия.

Целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Виды и структура трудовой пенсии определе­ны Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой и накопитель­ной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Постановлени­ем Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 «Об утверждении ко­эффициентов индексации с 1 февраля 2002 года базовой и страховой частей трудовой пенсии» утвержден коэффициент индексации в разме­ре 1,065. За счет страховых взносов, зачисляемых в бюджет ПФР, будут финансироваться страховая и накопительная части трудовой пенсии.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопитель­ной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде. Предлагается основную часть средств с накопительных счетов вкладывать в государственные ценные бумаги и банковские депозиты, а в перспективе — в акции и кор­поративные облигации. Гарантией сохранности этих денег должны стать золотовалютные резервы Центробанка и весь российский бюджет. Ос­тавшуюся часть средств предлагается инвестировать за рубеж.

К началу 2004 г. российские граждане должны были окончательно оп­ределиться с местом, куда будет направлена накопительная часть пенсионных взносов: либо оставить эту часть в инвестиционном портфеле ПФР, либо доверить ее частным управляющим компани­ям, либо в качестве частных инвесторов выбрать место для их хране­ния самостоятельно. Особая роль на этапе пенсионной реформы от­водится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). НПФ на­ряду с Пенсионным фондом РФ смогут стать полноправными участниками рынка накопительной обязательной государственной пенсионной системы.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"» определено, что негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерчес­кой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсион­ному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декаб­ря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пен­сионному страхованию в соответствии с федеральным законом и дого­ворами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспече­нию его участников осуществляется на добровольных началах и вклю­чает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и орга­низацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обяза­тельств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Инвестирование средств Пенсионного фонда РФ будет осуществляться профессиональными инвесторами, схема вложений средств выбирается гражданином. В отсутствии такого выбора Пенсионный фонд направляет деньги в специализированную компанию, которая будет вкладывать их только в государственные ценные бумаги. Инвестиционная деятельность управляющей компании будет контролироваться специализированным депозитарием, который будет регистрировать все операции с ценными бумагами. Управляющая компания и депозитарий вместе отвечают за вложенные средства своим имуществом. Третий уровень защиты – страховая организация. Наличие трех уровней защиты удорожает контроль, что ведет к снижению пенсионных выплат. Нужна такая организация накопительной системы, которая гарантировала бы защиту средств каждому пенсионеру более дешевыми методами.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 287 НПФ, имеющих государственную лицензию. В то же время, по оценкам специалистов, для того чтобы обес­печить 10% работающего населения, потребуется как минимум 800 НПФ, а 30% населения - 2000 НПФ. Переход к накопительной системе требует обеспечения полной прозрачности и четкой регламентации процесса инвестирования на­коплений. Но до сих пор отсутствует необходимая законодательная база для инвестирования; не определены органы, которые будут осу­ществлять контроль и надзор в накопительной системе; не выработана стратегия инвестирования; продолжается дискуссия по техническим вопросам. Большие проблемы создают и высокие темпы инфляции, что ставит под вопрос эффективность инвестирования накоплений.
^ 2.2. Фонд социального страхования РФ и фонд обязательного медицинского страхования РФ
Фонд социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., и управляет средствами государственного социаль­ного страхования РФ. Денежные средства ФСС являются государ­ственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствую­щих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюдже­ты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении — правлением ФСС и его председателем.

Основные задачи ФСС включают в себя обеспечение:

— гарантированных государством пособий по временной нетрудо­способности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ре­бенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

— участия в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

— осуществления мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

— финансирования общероссийских мероприятий по государ­ственному социальному страхованию;— дотаций отделениям Фонда при недостатке их оборотных денеж­ных средств;

— организации работ по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

— сотрудничества с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. № 891 «Об участии Фонда социального страхования РФ в деятельности меж­дународной ассоциации социального обеспечения» установлено, что ФСС РФ примет участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения в качестве полноправного члена и уплатат долю неправительственной части ежегодного членского взноса в соот­ветствии с установленной шкалой взносов за счет средств бюджета фонда, предусматриваемых на международную деятельность. Меха­низм формирования и использования преобладающей части средств ФСС позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.

Средства ФСС образуются за счет: сумм единого социального нало­га; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; дохо­дов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвид­ные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюд­жета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (по­собий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно­быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.

В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение

В 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 17 июля 1999 г.). Страховые тарифы на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (под­отраслей) экономики в соответствии с классами профессионально­го риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахован­ного на его медицинскую, социальную и профессиональную реаби­литацию. Размер ежемесячной страховой выплаты не может превы­шать 30 000 руб.

При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний производится начисление пеней и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание недоимок и пеней по страховым взносам закреплено за исполнительными органами ФСС. Взыскание штрафов со страхователей и банков производится в судеб­ном порядке.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) зани­мает значительное место в структуре социальных внебюджетных фон­дов. Он был учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Феде­рации», который был введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является со­ставной частью государственного социального страхования и призва­но обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможнос­ти в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляе­мой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в госу­дарственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинс­кой помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с ним граждане России бесплатно пользуются, напри­мер, услугами скорой и неотложной помощи при плановой госпитали­зации.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориаль­ных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинс­кого страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществле­ние целевых расходов по финансированию территориальной про­граммы обязательного медицинского страхования. В случае отсут­ствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования для предоставления субвенций привлекают­ся ресурсы нормированного страхового запаса Фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется Комиссией Федерального ФОМС при условии со­блюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Налогоплательщики имеют право на ряд социальных налоговых вычетов. Перечни лекарственных средств, медицинских услуг и доро­гостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, суммы оп­латы которых за счет средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утверждены Пра­вительством РФ.

В России в условиях, когда государственные обязательства по оказанию бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества не обеспечены в полной мере финансовыми ресурсами, актуальным является вопрос стратегии развития медицинского страхования, его места в организации и финансировании оказания медицинской помощи гражданам.

Решение вопросов финансирования здоровья должно идти за счет дальнейшего реформирования системы ОМС и действующей системы социального страхования. В системе социального страхования выделяются два вида обязательного социального страхования: обязательное общее страхование, на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору, и обязательное профессиональное страхование лиц, занятых на работах с особо опасными и неблагоприятными условиями труда, связанных с повышенным травматизмом.

Повышение уровня социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан возможно при интеграции всех средств, направляемых и связанных с поддержкой и охраной здоровья. Целесообразность интеграции средств, связанных с охраной и поддержкой здоровья, диктуется единством задач, решаемых системами социального страхования, связанных с финансированием заболеваний и соответственно с мероприятиями профилактическими, лечебными и выплатой пособий по нетрудоспособности.

Поэтому в дополнение к системе ОМС может развиваться и добровольное медицинское страхование. В этом направлении сделаны определенные шаги. С принятием главы 25 Налогового кодекса РФ взносы по добровольному страхованию уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Меняется также порядок исчисления ЕСН при оплате налогоплательщиком страховым взносом по договорам добровольного страхования – от налогообложения освобождаются суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного страхования работников при условии отсутствия выплат непосредственно застрахованным физическим лицом в следующих случаях:

  • если договор предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключен на срок не менее одного года;

  • если договор заключен исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: внебюджетные фонды iconВнебюджетные фонды
Внебюджетные фонды совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок...

Тема: внебюджетные фонды iconВнебюджетные фонды
Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них...

Тема: внебюджетные фонды iconВопросы к экзамену по дисциплине «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды»
Понятие «внебюджетный фонд». Функции и экономическое назначение внебюджетных фондов

Тема: внебюджетные фонды iconЦелевые бюджетные и внебюджетные фонды
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...

Тема: внебюджетные фонды iconСтраховые взносы в государственные внебюджетные фонды (гвбф)
Порядок исчисления и уплаты взносов лицами, производившими выплаты физическим лицам (работодателями)

Тема: внебюджетные фонды iconВнутрихозяйственных операций банка
...

Тема: внебюджетные фонды iconТарифы взносов во внебюджетные фонды в 2010 году, для страхователей,...

Тема: внебюджетные фонды iconЗадачи для решения в аудитории 4 страховые взносы во внебюджетные фонды задача 1
Общий страховой стаж работника 4 года. Заработная плата за июнь-декабрь 2011 г. 153 000 руб

Тема: внебюджетные фонды icon11. Система социального страхования, способы ее организации >См....
Iii. Внебюджетные фонды как форма организации государственных и муниципальных финансов

Тема: внебюджетные фонды iconГосударственные внебюджетные фонды
РФ, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхования, социальное обеспечение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница