Мотивация как функция менеджмента


Скачать 48.15 Kb.
НазваниеМотивация как функция менеджмента
Дата публикации29.07.2013
Размер48.15 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Мотивация как функция менеджмента

Мотивация – совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Для понимания сущности мотивации необходимо рассмотреть следующие основные понятия.

Мотив – то, что вызывает определенные действия человека. Он имеет персональный характер и зависит от множества факторов. Мотивы «включаются» под влияние стимулов. В качестве стимулов могут выступать не только материальные предметы, но и действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и т.д.

Мотивы можно разделить на 2 группы: экономические и неэкономические.

^ Экономические мотивы могут быть прямыми (зарплата, премии, льготы) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, сокращенный рабочий день, гибкий график работ, увеличенный отпуск.)

^ Неэкономические мотивы делятся на организационные (мотивация целями, привлечение к участию в делах организации, обогащение труда) и моральные (личное и публичное признание, похвала и критика).

Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.


Простейшая модель мотивационного процесса
Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным.

Оно бывает внутренним (его дает сама работа) и внешним (дается организацией).

^ Методы мотивации:

  1. метод поощрения и наказания;

  2. психологические методы мотивации.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В науке менеджмента все теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные.

^ Содержательные теории мотивации делают основной акцент на определение перечня и структуры потребностей.

Среди содержательных теорий мотивации выделяют:

  • теорию иерархии потребностей А. Маслоу;

  • теорию приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;

  • теорию 2-х факторов Ф. Герцберга.



1. Теория иерархии потребностей А .Маслоу



5. Потребности самовыражения
4
вторичные потребности
. Потребности признания

и самоутверждения

3. Потребности

п
первичные потребности
ринадлежности

и причастности
2. Потребности

безопасности
1. Физиологические

потребности



  1. Физиологические потребности. К этой группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе и т.д., т.е. потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.

  2. ^ Потребности безопасности связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии.

  3. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях.

  4. Потребность признания и самоутверждения связана с желанием людей, чтобы окружающие признавали их компетентными, способными и уважали их за это.

  5. ^ Потребность самовыражения состоит в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков.

По мнению А. Маслоу, для человека приоритетны потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.
^ 2. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Д. МакКлелланд выделяет 3 группы потребностей:

  • потребность достижения;

  • потребность соучастия;

  • потребность властвовать.

3 группы потребности в концепции Д. МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически.
^ 3. Теория 2-х факторов Ф. Герцберга

Ф. Герцберг связывал мотивацию с удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой.

Факторы, влияющие на устранение неудовлетворенности, Ф. Герцберг называл «гигиеническими», или «факторами здоровья» (стиль руководства, политика компании, условия работы, межличностные отношения, заработная плата), а факторы, влияющие на удовлетворенность работников, он называл мотиваторами (трудовые успехи, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, возможности творческого и делового роста).

^ Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации основываются на том, что конкретно заставляет человека действовать.

Существуют 3 основные процессуальные теории:

  1. ^ Теория ожиданий (разработана В. Врумом). Базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека. Согласно данной теории, подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в 3 –х областях:

    • ожидания в отношении затрат труда – результатов (ЗР);

    • ожидания в отношении результатов – вознаграждений (РВ);

    • валентность (удовлетворенность вознаграждением) (W);

Соотношение этих 3-х факторов представлено на рисунке:




  


  1. ^ Теория справедливости (равенства) (основатель С. Адамс). Основная идея данной теории состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других. На основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует (изменяет) свое поведение.

Основную идею данной теории можно представить в виде:
личное вознаграждение вознаграждение других
^

личный вклад вклад других



Важным выводом из теории справедливости (равенства) является то, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения.

  1. ^ Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации. Включает элементы и теории ожиданий и теории справедливости. Они ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:

  • затраченные усилия;

  • личностные качества человека и его способности;

  • осознание своей роли в процессе труда.

Элемент теории ожидания проявляется в том, что человек оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям.

Элемент теории справедливости состоит в том, что люди имеют собственные суждения по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками, а соответственно, и степень удовлетворения.

Важнейший вывод: именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.

Похожие:

Мотивация как функция менеджмента iconТемы семинарских занятий по дисциплине «психология управления» Семинарское...
Семинарское занятие Мотивация как функция управления и ее психологический базис
Мотивация как функция менеджмента iconСодержание менеджмента и его особенности
Основные функции менеджмента: прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль, мотивация
Мотивация как функция менеджмента iconПрактическая работа №1 Тема№3 Цикл менеджмента
Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый...
Мотивация как функция менеджмента icon1. Строение и функции кожи
К основным функциям кожи относятся: защитная функция термо-регулирующая функция, обменная функция, рецеп-торная функция, участие...
Мотивация как функция менеджмента iconIV. Общее управление организацией
Понятие менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, функция, вид профессиональной деятельности
Мотивация как функция менеджмента iconБурхаев Д. Другая химия
А мотивация возможна только за счёт чувственного опыта, как раз таки за счёт столкновения различных Альтер-эго. Потому что мотивация...
Мотивация как функция менеджмента iconПотребность и необходимость управления в деятельности человека
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента
Мотивация как функция менеджмента iconОсновными функциями менеджмента являются
Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др науках
Мотивация как функция менеджмента iconРеферат по «Кадровому менеджменту» тема: «Мотивация и потребности...
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять...
Мотивация как функция менеджмента iconПланирование, как функция менеджмента в туризме Цели, задачи и особенности...
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница