Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции


Скачать 138.66 Kb.
НазваниеТема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции
Дата публикации22.03.2013
Размер138.66 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Тема 8.

1.

2.

3.
1 вопрос. Тема 7. Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Сущность, виды и формы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – это процесс сближения экономик соседних стран и создание единого хозяйственного комплекса на основе формирования и развития устойчивых экономических связей между ними.

С 1960-х гг. в мировой экономике появилась тенденция добровольного отказа стран от полного национального суверенитета и образование интеграционных объединений с другими государствами.

К настоящему времени образовалось множество интеграционных союзов. Примеры интеграционных союзов:

Европейский союз – ЕС;

Североамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА;

Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР;

Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС;

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС;

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН;

Содружество независимых государств – СНГ и др.

Интересно отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков.

– США состоит в НАФТА и в АТЭС;

– Россия – в СНГ, АТЭС и в ЕврАзЭС;

– Внутри больших блоков сохраняются малые (как Бенилюкс в ЕС).

Главной причиной развития интеграционного процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер.

Предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок.

Движущей силой МЭИ выступают фирмы, которые заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений.

Последствия интеграции:

Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных:

1) Необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран.

Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в Союз экономической взаимопомощи (СЭВ) промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС).

2) Все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

3) В развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли –> таможенный союз –> общий рынок –> экономический союз –> политический союз.

Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ).

4) Объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным.

Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров.

Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле. Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться (как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна и неустойчива.

^ Виды и формы экономической интеграции

Среди видов экономической интеграции выделяют следующие:

1) региональная экономическая интеграция – слияние экономик отдельных регионов (ЕС);

2) глобальная экономическая интеграция – слияние региональных интеграционных объединений (TAFTA).

Исторически интеграция проходит несколько основных ступеней развития – форм интеграции, каждая из которых свидетельствует о степени её зрелости. При этом каждая последующая форма интеграции включает в себя предыдущую. Выбор формы интеграционного союза определяет уровень, стратегию интеграции и её конечную цель.

Формы международной экономической интеграции:

Предварительный этап: преференциальные торговые соглашения.

Страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Это подготовительный этап интеграционного процесса, поскольку никаких межгосударственных органов при этом не создается.

1) Зона свободной торговли.

Полная отмена таможенных барьеров во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов во взаимоотношениями с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но чаще обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

2) Таможенный союз.

Согласованная отмена группой стран национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Таможенный союз требует уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

3) Общий рынок.

Страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства. Координация работы общего рынка осуществляется на периодических (один-два раза в год) совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств.

4) Экономический и валютный союз.

Предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не только способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Это высшая форма интеграции.

5) Политический союз.

Принципиально возможно существование и пятого уровня интеграции, который предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако на сегодняшний момент ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. В качестве примера политического союза можно назвать СССР.

^ Краткая характеристика основных интеграционных союзов в мировой экономике

Сравнительные характеристики ЕС, АТЭС, НАФТА и СНГ:

1) Европейский Союз (ЕС) с 1992 г. (с 1957-1992 гг. – Европейское Экономическое Сообщество – ЕЭС).

Страны-участницы: 27 стран-участниц: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Все страны входят в экономический союз, но не все – в валютный.

Форма интеграции: Экономический и валютный союз – наиболее зрелый интеграционный союз. Развита система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.).

Экономический потенциал:

– полицентричность при лидерстве Германия;

– 450 млн. чел.;

– 27% мирового ВВП;

– около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услугами;

– 46% и 21% в экспорте и импорте прямых иностранных инвестиций соответственно.

2) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) с 1989 г.

Страны-участницы: 21 страна-участница: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, КНР, Новая Зеландия, Малайзия, Мексика, Папуа- Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония.

Форма интеграции: Зона свободной торговли – в стадии становления. Есть органы наднационального управления, но они не играют большой роли.

Экономический потенциал:

– полицентричность при общем лидерстве Японии;

– 2,6 млрд. чел.;

– 60% мирового ВВП;

– 47% мировой торговли;

– самый динамично развивающийся регион.

3) Содружество независимых государств (СНГ) с 1991 г.

Страны-участницы: Азербайджан, Армения, Беларуссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Туркмения и Украина не ратифицировали Устав СНГ, поэтому де-юре они не являются государствами-членами СНГ. Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Грузия вышла из состава стран-участниц СНГ 18 августа 2009 г. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

Форма интеграции: Зона свободной торговли – недостаточно оформлена. Органов наднационального управления нет.

Экономический потенциал:

– лидерство России;

– 280 млн. чел.;

– 5,9% мирового ВВП;

– 2,3% мировой торговли.

4) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) с 1994 г.

Страны-участницы: 3 страны-участницы: Канада, Мексика, США.

Форма интеграции: Зона свободной торговли. Органов наднационального управления нет.

Экономический потенциал:

– лидерство США;

– 430 млн. чел.;

– 40% мирового ВВП;

– 20% мировой торговли

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г.

СНГ объединило 12 стран: Республику Азербайджан, Республику Армения, Республику Беларусь, Грузию1), Республику Казахстан, Киргизскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан и Украину.

Основными целями создания СНГ являются: осуществление сотрудничества
в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд, Исполнительный комитет и др. Важную роль в функционировании Содружества играют Органы отраслевого сотрудничества СНГ.

В октябре 2000 г. главами государств Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Европейский союз (ЕС). Договор о создании Европейского союза был подписан в г. Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г. Основные цели создания ЕС - интеграция и формирование единого таможенного, финансово-экономического и юридического пространства, проведение согласованной внешней политики и выработка единой стратегии безопасности стран-участниц. До 2004 г. в состав ЕС входили следующие 15 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство (Великобритания), Финляндия, Франция, Швеция. В мае 2004 г. в Евросоюз вступили еще 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. В начале 2007 г. к Европейскому союзу присоединились Болгария и Румыния. Местонахождение высшего органа ЕС – Совета Европейского союза – г. Брюссель, Бельгия.



1) В августе 2009 г. Грузия официально вышла из состава СНГ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Конвенция об учреждении Организации вступила в силу в 1961 г. ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, осуществлявшей координацию экономического восстановления Европы после Второй мировой войны по "плану Маршалла". На начало 2010 г. в состав ОЭСР входили 30 государств-членов: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Соединенное Королевство (Великобритания), США, Турция, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония. Целью их объединения является обеспечение стабильности экономического развития стран-участниц, содействие расширению мировой торговли на недискриминационной основе путем обеспечения необходимой информацией, проведения совместных консультаций и скоординированности действий. Штаб-квартира ОЭСР находится в г. Париже, Франция.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была юридически оформлена Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацией АСЕАН, подписанными на острове Бали в 1976 г. в развитие Бангкокской декларации 1967 г. Ассоциация ставит своей целью ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития, обеспечиваемое координацией совместных действий, а также обеспечение мира и безопасности в регионе. Государства-члены: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Местонахождение штаб-квартиры АСЕАН – г. Джакарта, Индонезия.
Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г.

СНГ объединило 12 стран: Республику Азербайджан, Республику Армения, Республику Беларусь, Грузию1), Республику Казахстан, Киргизскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан и Украину.

Основными целями создания СНГ являются: осуществление сотрудничества
в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд, Исполнительный комитет и др. Важную роль в функционировании Содружества играют Органы отраслевого сотрудничества СНГ.

В октябре 2000 г. главами государств Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Европейский союз (ЕС). Договор о создании Европейского союза был подписан в г. Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г. Основные цели создания ЕС - интеграция и формирование единого таможенного, финансово-экономического и юридического пространства, проведение согласованной внешней политики и выработка единой стратегии безопасности стран-участниц. До 2004 г. в состав ЕС входили следующие 15 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство (Великобритания), Финляндия, Франция, Швеция. В мае 2004 г. в Евросоюз вступили еще 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. В начале 2007 г. к Европейскому союзу присоединились Болгария и Румыния. Местонахождение высшего органа ЕС – Совета Европейского союза – г. Брюссель, Бельгия.



1) В августе 2009 г. Грузия официально вышла из состава СНГ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Конвенция об учреждении Организации вступила в силу в 1961 г. ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, осуществлявшей координацию экономического восстановления Европы после Второй мировой войны по "плану Маршалла". На начало 2010 г. в состав ОЭСР входили 30 государств-членов: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Соединенное Королевство (Великобритания), США, Турция, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония. Целью их объединения является обеспечение стабильности экономического развития стран-участниц, содействие расширению мировой торговли на недискриминационной основе путем обеспечения необходимой информацией, проведения совместных консультаций и скоординированности действий. Штаб-квартира ОЭСР находится в г. Париже, Франция.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была юридически оформлена Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацией АСЕАН, подписанными на острове Бали в 1976 г. в развитие Бангкокской декларации 1967 г. Ассоциация ставит своей целью ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития, обеспечиваемое координацией совместных действий, а также обеспечение мира и безопасности в регионе. Государства-члены: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Местонахождение штаб-квартиры АСЕАН – г. Джакарта, Индонезия.

Похожие:

Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции icon8. Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconТемы докладов по курсу "Интеграционные процессы в современном глобальном...
Кейнсианская концепция международной экономической интеграции и ее последователи
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconИнтеграционные процессы в мировом хозяйстве
Ряд зарубежных ученых еще в 50—60-е гг. (Ж. Руэфф, Р. Шу­ман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Монне, П. Робсон и др.) пытались...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconКонспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ес»
Тема Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции (мэи) 5
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconГлобализация экономики и усиление процессов международного движения капиталов
Процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, региональной интеграции способствовали резкому усилению мобильности...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconВопросы к экзамену по «Мировой экономике»
Сущность международного обмена научно-практическими знаниями. Мировой рынок технологий
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconТема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве
Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconЛабораторная работа №6 Тема : Текстовый процессор Word
Цель работы : Изучить основные технологические операции и процессы в среде текстового редактора Word для создания разнообразных текстовых...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconПонятие, принципы и проблемы международной экономической интеграции (мэи)
Образовательное учреждение: Великолукский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки Сущность, виды и формы международной экономической интеграции iconТема: Экономическая сущность страхования, организация страхового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница