О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики


НазваниеО. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского»


Кафедра статистики и экономического анализа


О.П. Полесская


Учебно - методические указания

для прохождения преддипломной практики

студентами 5 курса специальности 100103

«Социально-культурный сервис и туризм»

Брянск 2011

Полесская О.П. Учебно - методические указания для прохождения преддипломной практики студентами 5 курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» - изд-во РИО БГУ, 2011. – с. 37.


Учебно - методические указания содержат структуру и содержание преддипломной практики, рекомендации по составлению отчета, его структуре, порядке защиты, а так же требования к дисциплине, внешнему виду и выполнению должностных обязанностей студента во время прохождения практики.
Учебно - методические указания разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Материалы печатаются в авторской редакции.
Рецензенты:

К.э.н., доцент кафедры статистики и экономического анализа Брянского государственного университета Н.П. Сендерей
Ректор Московского института рекламы,

туризма, шоу-бизнеса, доцент И.Г. Аниканов
Учебно - методические указания одобрены и утверждены на заседании кафедры статистики и экономического анализа протокол № 4 от 23.11.11

Зав. кафедрой СиЭА к. э. н., профессор А.Г. Рулинская
Полесская Ольга Петровна, 2011

РИО БГУ г. Брянск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Базы практики и рабочие места студентов

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

4.1. Права и обязанности студента

4.2. Права и обязанности руководителя практики от университета

4.3. Права и обязанности руководителя практики от предприятия

^ 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

5.1. Порядок проведения практики

5.2. Содержание практики

5.3. Источники экономической и технической информации

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ-ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ

^ 7. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ О ПРАКТИКЕ

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

8.1. Отчетная документация по преддипломной практике

  • 8.2. Структура отчета

  • 8.3. Защита отчета по практике

^ 9.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задача подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий сферы сервиса и туризма создает благоприятное условие для деятельности предприятий и организаций, обеспечивающих удовлетворение необходимых потребностей человека в жизненно важных услугах. Деятельность по оказанию услуг носит всеобщий и комплексный характер, учитывает национальные, культурные, демографические, природно-климатические и другие потребности человека (потребителя).

Специалисты сферы сервиса должны быть готовы к реализации новаций в области техники, технологии, социально-культурного сервиса, вести самостоятельную научно-производственную деятельность.

Организация преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм, имеет целью развитие профессиональной подготовки студентов для работы в сфере сервиса и туризма.

^ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалиста по социально-культурному сервису и туризму на предприятии сферы СКСиТ и проводится с целью овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения выпускной квалификационной работы. Практика дает возможность интеграции теории с практикой в области социально-культурного сервиса и туризма; накопления практического опыта и закрепления навыков управленческой, организационной и аналитической деятельности; изучения специфики бизнеса предприятий, а также сбора, анализа и обобщения материалов для дипломной работы.

Целью преддипломной практики является подготовка студентов к выполнению дипломной работы и к будущей производственной деятельности в качестве специалиста СКСиТ при условии успешной самостоятельной деятельности студента по разработке теоретической части диплома и сбору экспериментальных данных, первичных документов.

^ Целевые установки:

  1. В результате преддипломной практики студент должен изучить состояние дел на данном предприятии.

  2. Закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, путем выполнения задач, поставленных программой практики.

3. Выработка умения пользоваться полученными знаниями для решения производственных задач, в частности, приобретение практических навыков профессии экономиста, необходимых для последующей деятельности.

4. Сбор материалов для выпускной квалификационной работы.

Задачами практики являются:

  1. развитие экономического мышления;

  2. формирование экономической культуры;

  3. воспитание трудовой дисциплины, ответственности за порученное дело;

  4. развитие творческих способностей, умения самостоятельно анализировать ситуацию;

  5. ознакомление с реальными производственными отношениями в сфере СКСиТ;

  6. - знакомство с коллективом предприятия и с условиями труда;

  7. изучение специфики бизнеса данной отрасли;

  8. изучение конъюнктуры рынка;

  9. изучение товарной политики;

  10. проведение комплексного анализа среды бизнеса;
    постановка диагноза экономического здоровья предприятия;

  11. выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию работы;

  12. обобщение полученных знаний в отчете;

  13. использование полученной на практике документации для учебных целей (дипломная работа);

  14. получение студентами навыков управленческой деятельности в качестве линейного руководителя определенного уровня управления па предприятии;

  15. комплексное изучение функционирования отдельных подразделений предприятия, направлений деятельности (плановая, инвестиционная, инновационная, маркетинговая, рекламная, природоохранная и т.п.), организационно-технического уровня, экономического потенциала и финансового состояния;

  16. сбор, обобщение и систематизация материалов для всех разделов дипломного проекта;

  17. повышение уровня практической подготовки студентов и возможность реализовать полученные теоретические знания в области экономики, финансов, коммерческого права и управления на предприятиях СКСиТ;

  18. повышение профессиональной компетенции функциональной подготовки студентов, развитие организационных, деловых, личностных качеств.

  19. получение инструкторской, экскурсионной квалификации в туризме;

  20. знакомство студентов с туристскими возможностями Брянской области;

  21. установление прямых связей между учебными заведениями РФ и других стран;

  22. организация активного отдыха и общения студентов.

^ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Общее организационное и учебно-методическое руководство осуществляется кафедрой.

В задачу организации преддипломной практики включаются подготовительные работы по изучению туристских предприятий и выбору баз практики, подготовка рабочих программ и методических пособий, заключение договоров университета с базами практики.

Заведующий кафедрой до начала нового учебного года, в котором будет выполняться преддипломная практика, назначает руководителей дипломной работы — профессоров, доцентов и преподавателей кафедры, а также (в необходимых случаях) высококвалифицированных специалистов, работающих в сторонних организациях: компаниях, вузах, специализированных фирмах, ассоциациях, государственных структурах.

До начала преддипломной практики студенты должны заполнить типовые бланки заявлений на дипломную работу и сдать их на кафедру.

Перед началом каждой практики приказом по университету утверждаются сроки и базы практики, дается распределение студентов, назначаются руководители по базам практики.

Преддипломная практика организуется деканатом факультета. Перед началом практики на факультете проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняется порядок прохождения и содержание практики.

На предприятиях руководство практикой студентов осуществляют опытные менеджеры, бухгалтера и экономисты.

Руководитель практики от финансово-экономического факультета начинает и завершает прохождение практики студентом: знакомит с целями, задачами практики, приказом о прохождении практики, отчетной документацией, с правами и обязанностями студентов-практикантов.

После установочной конференции методисты проводят со студентами инструкторско-методическую работу.

Итоги проделанной работы подводятся на заключительной конференции после прохождения практики, где обобщаются результаты, дается оценка работы студентов-практикантов.

3.1. Базы практики и рабочие места студентов

Программа практики составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами, утвержденными учебно-методическим управлением БГУ, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, Уставом БГУ.

Программа преддипломной практики является основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студента, руководителей практики от выпускающей кафедры и предприятия. Программа состоит из разделов, определяющих цели и задачи практики, основных положений по ее организации, а также календарного плана и содержания программы практики с учетом места ее проведения. Преддипломная практика может быть организована:

  • в учреждениях и организациях социально-культурной сферы;

  • в фирмах и организациях, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность;

  • в гостиничных комплексах и других средствах размещения туристов, предприятиях питания;

  • на предприятиях рекреационной сферы – санатории, пансионаты, лечебно-оздоровительные предприятия.

  • в транспортных предприятиях, занимающихся перевозками туристов;

  • в управлениях (департаментах) по внешнеэкономической деятельности, городских администрациях, занимающихся вопросами туризма и гостеприимства, комитетах по физической культуре, спорту и туризму;

  • в международных организациях, филиалах зарубежных фирм, занимающихся организацией туристской деятельности и индустрией гостеприимства;

  • в научно-исследовательских организациях;

  • в общественных организациях, занимающихся организацией туризма, образовательной и информационной деятельностью в области туризма и социально-культурного сервиса.

Основанием для направления студента на преддипломную практику является договор между университетом и базовыми организациями либо запрос (согласие) организации принять конкретного студента на преддипломную практику и предоставить ему необходимые условия и информацию для выполнения выпускной работы.

Преддипломная практика студентов может проходить в одном или нескольких подразделениях предприятия (организации), выполняющих организационные, управленческие, экономические функции или их сочетание.

Преддипломная практика может проводиться:

  • на предприятиях туризма и социально-культурного сервиса на основе прямых договоров, заключенных между предприятием и вузом;

  • в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие в качестве базы практики и информирует факультет.

Базовое предприятие является одновременно объектом исследования для выпускной квалификационной (дипломной) работы:

- регион (например: Центрально-черноземный регион, область, район, город, поселок и т.п.);

- группа однотипных независимых предприятий (например: туроператорская фирма, сеть турагентств и т.п.);

  • объединения предприятий (например: и т.п.);

- отдельное самостоятельное предприятие (например: гостиница и т.п.);

^ 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Руководителем преддипломной практики от университета является научный руководитель дипломной работы. На руководителя дипломной работы возлагается ответственность за весь процесс выполнения дипломной работы – о выдачи задания до защиты дипломной работы. Руководитель дипломной работы систематически уточняет задание в соответствии с условиями и результатами практики, оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов, консультирует и контролирует работу студента, принимает отчет и защиту преддипломной практики. Руководитель практики от университета участвует в распределении студентов (вместе с руководителем практики от предприятия) по рабочим местам, контролирует качество работы студентов, помогает в систематизации материалов для разработки выпускной работы, консультирует по вопросам составления отчета по практике. Руководитель выпускной работы определяет общую схему изучения объекта проектирования, дает рекомендации по изучению специальных литературных источников, консультирует студента в период прохождения практики, контролирует степень выполнения индивидуального задания.

4.1. Права и обязанности студента

При прохождении практики студент обязан своевременно выполнять предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием работы, а также указания руководителя практики от предприятия, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, оказывать по просьбе руководства помощь в организации и проведении мероприятий производственного и общественного характера, вести дневник установленного образца (Приложение).

Во время прохождения практики студенты соблюдают правила внутреннего трудового распорядка предприятия-базы практики. Студенты могут быть приняты на вакантную штатную должность экономиста-менеджера, линейного руководителя или дублера руководителя с выполнением производственного задания и оплатой труда. Будучи закрепленным на определенном рабочем месте, студент-дипломник знакомится с деятельностью и других подразделений, которые могут предоставлять интерес для аналитического и проектного разделов дипломной работы.

  1. Студент обязан соблюдать коммерческую тайну предприятия - объекта преддипломной практики.

  2. В первый день практики студент должен познакомиться с менеджером и руководителем предприятия и его подразделения (отдела), в котором он будет работать.

3. Студент в первый день практики обязан ознакомиться с правилами техники безопасности. Кроме того, от студента могут затребовать обязательство о материальной ответственности.

  1. Студент-практикант обязан ознакомиться с условиями и режимом работы и охраны труда предприятия, правилами внутреннего распорядка и строго их соблюдать.

  2. На свое рабочее место в торговом предприятии студент должен приходить за 10 минут до начала рабочего дня и находиться на рабочем месте 6 часов (о всех возможных изменениях в режиме работы предприятия обязан своевременно проинформировать группового руководителя).

  1. Студент-практикант должен оказывать необходимую помощь работникам отдела при оформлении документации и различных форм отчетности с учетом запросов соответствующих служб.

  2. Студенту, нарушающему трудовую дисциплину или получившему по итогам практики неудовлетворительную характеристику, назначается повторное прохождение практики без отрыва от занятий в университете.

8. Студент-практикант должен регулярно знакомить группового руководителя или методиста с промежуточными итогами работы и о возникающих проблемах.

9. В случае болезни студент обязан представить оправдательный документ.

10. Студент имеет право пользоваться литературой, технической (законодательные акты туристской сферы) и экономической (бухгалтерской, статистической, налоговой и т.п.) документацией и другими материалами по программе практики, имеющимися на предприятии, но должен их обязательно вернуть.

Все студенты перед началом практики должны получить на кафедре задания, составить индивидуальную программу по всем разделам практики в дневнике, пройти инструктаж о порядке прохождения практики.

По прибытии на предприятие перед началом работы студенты, проходя инструктаж по противопожарной безопасности и охране труда, знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии, выполнение которых студенты подтверждают росписью в соответствующем журнале.

С первых же дней студенты должны быть включены в общий ритм работы торгового предприятия, что предусмотрено графиком прохождения практики.

Работа практикантов должна контролироваться руководителями практики от предприятия и университета в соответствии с установленной системой на данном предприятии (например, ведение табеля выхода на работу).

Основными методами изучения бизнеса в сфере туризма и гостиничного хозяйства является:

  • личное наблюдение;

  • ознакомление с нормами и другой технической, бухгалтерской и законодательной документацией;

- выполнение индивидуального задания;

- работа дублером менеджера предприятия и т.д.

Интересные, полезные, инновационные проекты, методические и технологические элементы метрологии расчета, контроля, отчетности обязательно должны найти свое отражение и обобщение в дневнике студента.
4.2. Права и обязанности руководителя практики от университета

Руководитель практики от университета:

- обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику;

- обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее содержания учебным планам и программам;

  • организует, исходя из учебных планов и программ, на базах практики обязательные занятия для студентов, а также лекции и семинары по экономике и предпринимательству в СКСТ, сервисной деятельности правовым вопросам, маркетингу, менеджменту, рекламе и др.;

  • совместно с общественными организациями и руководителями практики от предприятий вовлекает студентов в общественную работу коллектива, а также руководит научно-исследовательской работой студентов, предусмотренной заданием кафедры;

  • осуществляет контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда студентов, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;

  • контролирует выполнение практикантам правил внутреннего распорядка;

  • принимает участие в работе комиссии по подготовке научных студенческих конференций по итогам преддипломной практики;

  • рассматривает отчеты студентов о практике, дает отзывы об их работах и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов:

  • всю работу проводит в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от торгового предприятия;

  • приобщает студентов-практикантов к научной и творческой работе.
    Руководитель практики от вуза обязан:

  • Своевременно оповестить студентов о сроках прохождения практики;

  • довести до студентов перечень базовых мест прохождения практики;

  • провести консультации со студентами перед практикой;

  • выдать студенту задание на практику;

  • согласовать этапы прохождения практики студентом в организации;

  • поставить перед студентом ряд проблемных вопросов, которые требуется решить в период прохождения практики;

  • следить за своевременным заполнением дневника по практике;

  • посетить место практики студента не менее 2-х раз за период прохождения практики;

проследить своевременность представления отчета по практике студентом;

  • обратить внимание практиканта на необходимость детального анализа деятельности фирмы и необходимость письменно отразить свои замечания;

  • обратить внимание на соответствие задания руководителя и содержания

представленного отчета.

4.3. Права и обязанности руководителя практики от предприятия

На каждом рабочем месте студент подчиняется руководителю соответствующего подразделения и выполняет его указания, относящиеся к сбору материалов и составлению отчета по практике. По окончании практики им проверяется и визируется отчет студента. О ходе практике и выполнении индивидуального задания студент периодически информирует руководителя выпускной квалификационной работы.

Руководитель преддипломной практики от организации, где студент проходит практику:

  • обеспечивает предоставление студенту необходимой информации для работы;

  • устанавливает регламент работы;

  • осуществляет непосредственное руководство практикой;

  • организует прохождение преддипломной практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с университетским руководителем;

  • знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением производственным процессом в сфере туризма и СКС, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой СКСТ, охраной труда и т.д.;

- осуществляет постоянный контроль работы практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;

- обучает студентов-практикантов безопасным методам труда;

- контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов-практикантов и составляет на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе, участии в общественной жизни;

- приобщает студентов-практикантов к предпринимательству.

^ 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Список студентов и мест прохождения практики, а также руководители от БГУ (СЭИ) утверждается деканом финансово-экономического факультета.

Перед началом практики каждый студент совместно с руководителем дипломной работы составляет индивидуальный план, в котором определяет содержание и сроки выполнения работы.

Перед выездом на практику студент должен получить направление на практику, программу практики и индивидуальное задание преподавателя-руководителя от университета, связанное с подготовкой дипломной работы.

Направление на практику выдается студенту после его ознакомления с программой практики и методическими указаниями и собеседования с преподавателем-руководителем практики.

Рекомендуется вместе с руководителем практики от предприятия составить на основе программы и индивидуального задания конкретный план прохождения практики.

Как правило, в первый день практики приказом руководителя предприятия студенты оформляются на предприятие как практиканты и им назначается руководитель от предприятия из числа высококвалифицированных специалистов.

Каждая практика должна начинаться с ознакомления студентов с работой предприятия: с получения общих сведений о предприятии и производственной экскурсии. Студенты изучают производственный цикл и отдельные процессы на предприятии, затем их распределяют на то или иное рабочее место.

Подбор мест работы и последовательность их прохождения определяется совместно представителями университета и базового предприятия с таким расчетом, чтобы студент мог получить целостное представление о предпринимательской цели предприятия и его организационно-управленческом обеспечении. На каждом рабочем месте студент должен получить собственное представление о работе и его связи с другими звеньями коммерческой цепочки.

Руководители практики от предприятия или соответствующих его подразделений проводят беседы по вопросам обеспечения безопасности до начала практики, доводят до сведения студента все нормативные виды инструктажа и обучения на предприятии.

В ходе практики студент раз в день осуществляет запись в дневнике, а также ведёт непрерывные записи в своей рабочей тетради в форме описания деятельности на определенном месте, чертит схемы и т.д. Кроме того, студент ежедневно пополняет свою рабочую папку копиями документов, которые будут приложены к отчету о практике. В конце практики студент использует все эти записи для общей характеристики деятельности торгового предприятия и составления отчета о практике.

5.1. Порядок проведения практики

По прибытии на место прохождения практики студент совместно с руководителем практики от предприятия составляет календарный план прохождения преддипломной практики. При составлении плана следует руководствоваться настоящей программой.

Во время практики студенты работают помощниками или дублерами. Структура преддипломной практики (конкретное название должности и продолжительность работы на том или ином рабочем месте зависит от масштабов и структуры конкретного предприятия):

  1. знакомство с предприятием и составление календарного плана на весь период- 1 день;

  2. стажировка в должности инспектора по кадрам (изучение группового поведения работников, «коммуникативного пространства» руководителя, кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом; информационного и технического обеспечения системы управления персоналом; планирование работы с персоналом в организации; оценка результатов деятельности персонала в организации) – 2 дня;

  3. стажировка в должности счетовода (знакомство с объемом документооборота, порядком проведения инвентаризаций, подсчет итогов ведомостей на заработную плату) - 3 дня;

  4. работа в качестве помощника менеджера по продажам (изучение спроса на отдельные услуги, исследование ценовой и маркетинговой специфики по группе услуг, определение объемов определение размера ежедневного денежного потока) – 2 дня;

  5. стажировка в должности экономиста (знакомство с плановыми экономическими показателями, изучение и самостоятельное составление аналитических записок) - 5 дней;

  6. работа дублером менеджера (изучение управляемости поведением в организации, рыночных ориентацией персонала, управления поведением клиентуры, маркетинговой поведенческой среды, организационных возможностей управления, организации выполнения заданий, контролирующего поведения руководителя, оценки конечных результатов, разработка предложений по совершенствованию работы) - 7 дней;

7) работа над завершением отчета по производственной практике - 2 дня.

Вначале студент-практикант знакомится с организационно-производственной структурой предприятия, изучает его устав, правила внутреннего распорядка, текущие, перспективные планы и годовые отчеты, составляет подробный календарный план работы. В плане должна быть отражена производственная и общественная работа студента, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике, дипломной работы.

5.2. Содержание практики

Содержание практики составляют следующие элементы:

  • изучение организационно-правовой структуры управления предприятием - объектом прохождения практики;

  • сбор и обработка материалов для выполнения дипломной работы согласно выданному индивидуальному заданию;

  • изучение специфики и особенностей функционирования органов управления и финансово-экономических (коммерческих) служб предприятий туризма и социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений;

  • на основе выполненного анализа разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия;

  • выполнение индивидуальных заданий по дипломному проектированию, обусловленных темой дипломной работы и местом прохождения практики.

В процессе прохождения преддипломной практики студент должен собрать материалы, содержащие организационно-правовые и технико-экономические характеристики предприятия, характеристику рыночной позиции, изучить состав и степень использования хозяйственных средств и персонала, оценить адекватность организационной и производственной структуры предприятия характеру и объемам предоставляемых услуг и содержанию производственной (делового) процесса.

Кроме того, дипломнику в зависимости от направления и темы выпускной квалификационной работы и в соответствии с указанием руководителя, следует проводить самостоятельный анализ отдельного направления (направлений) деятельности конкретного подразделения (подразделений), использования некоторого ресурса (ресурсов). За период преддипломной практики должен быть собран весь информационный материал для аналитического раздела пояснительной записки. Основу информации составляют данные статистического и бухгалтерского учета, служебная документация предприятия, отечественные и зарубежные литературные источники, законодательные акты и нормативные документы, инструкции и методические указания. На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период практики, определить его достаточность и достоверность.

В процессе выполнения программы практики и аналитической части дипломной работы студент должен исходить из того, что разрабатываемая им дипломная работа должна иметь практическую ценность для данного предприятия, содержать элементы научного исследования и включать решение определенных задач с помощью вычислительной техники.

5.3. Источники экономической и технической информации

В качестве источников информации могут использоваться:

  1. Литература, рекомендуемая кафедрой.

  1. Технологическая документация предприятия сферы туризма и социально-культурного сервиса:

  • технологические регламенты;

  • рабочие инструкции и технологические карты;

  • рекламные и сертификационные материалы;

  • отчеты о маркетинговых исследованиях;

  • месячные и годовые технические отчеты;

  • плановые и отчетные калькуляции;

  • планы и отчеты о внедрении новой техники.

3. Экономическая информация: законы и законодательные акты, нормативно-справочная документация, прогнозно-плановые данные, договора и соглашения, данные оперативного' учета, статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, акты проверок, заключения аудиторов наблюдения аналитиков и др.

4. Научно-техническая информация, доступная на WеЬ-сайтах предприятий смежных отраслей или производителей средств управления производством в сети Internet.

Все использованные источники приводятся в библиографическом списке отчёта.

^ 6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ-ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ

  1. Общая характеристика предприятия.

  2. Организационная структура управления.

  3. Управление персоналом.

  4. Информационная система управления.

  5. Экономические службы и сервисная деятельность предприятия.

  6. Управление маркетингом и рекламой

  7. Правовое обеспечение бизнеса.

Рассмотрим примерный порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной практики.

Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:

  • цели и задачи предприятия;

  • миссию и имидж предприятия;

  • масштаб деятельности предприятия;

- организационную структуру предприятия (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

  • стратегию и тактику управления предприятием;

  • уровень организационной культуры.

^ Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основной деятельностью), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

  • методы, применяемые на предприятии для совершенствования поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

  • структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемой организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений, на базе которых выполняется дипломная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

Управление персоналом:

  • штатное расписание;

  • средняя заработная плата;

  • производительность труда;

  • повышение квалификации;

  • интеллектуальные инвестиции и инновации;

  • демографический анализ кадрового потенциала;

  • текучесть кадров и т.п.

Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:

  • массивы информации;

  • коммуникационный процесс;

  • коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

  • коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- общую схему информационных потоков в организации;

  • информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

  • средства передачи и преобразования информации;

  • документооборот предприятия;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации.

^ Экономические службы и сервисная деятельность предприятия.

По этому разделу студенту необходимо:

  • изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

  • осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

  • оценить сервисную деятельность на предприятии;

  • внести предложения по повышению экономической эффективности бизнеса.

Управление маркетингом и рекламой. Студент должен отразить в отчете:

  • задачи службы маркетинга и рекламы;

  • систему организации службы маркетинга и рекламы;

  • задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

  • анализ маркетинговой среды фирмы;

  • структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

  • инновационную политику;

  • систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

  • предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Правовое обеспечение бизнеса. Здесь излагаются правовые основы бизнеса. Переход к рыночной экономике создал новую законодательную базу, позволяющую решать многие производственные вопросы самостоятельно с большей эффективностью. Выяснить, имеются ли законодательные акты, сдерживающие процесс реформирования экономики. Необходимо привести законодательную основу, т.е. перечень законодательных актов как расширяющих поле деятельности, так и сдерживающих их эффективное развитие, в соответствии с конкретным направлением исследования. Изучение направлений государственного регулирования туристского и гостиничного бизнеса.

^ 7. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ О ПРАКТИКЕ

В течение первой недели после возвращения с практики студент обязан сдать на кафедру полностью оформленный в соответствии с программой практики отчет с производственной характеристикой и дневник по практике, заверенный на предприятии.

На основании дневника, рабочей тетради и содержимого рабочей папки студент самостоятельно, непосредственно на предприятии, составляет отчет о практике и сдает его руководителю практики от предприятия за 5 дней до окончания практики для написания отзыва. Отчет о практике и все приложения к нему просматриваются руководителем практики от предприятия, который даёт отзыв о них с оценкой работы практиканта по пятибалльной системе. Подпись руководителя практики удостоверяется печатью предприятия.

В отчете о результатах практики обязательно должен быть раздел "Выводы", который содержит собственные суждения и наблюдения студента об организации бизнеса, результатах решения поставленных перед ним задач, а также общие замечания и предложения по организации, объему, совершенствованию коммерческого предпринимательства и т.п.

Кроме того, отчет о практике обязательно должен включать раздел "Предложения по совершенствованию бизнеса", который содержит экономические расчеты, обосновывающие предлагаемые студентом нововведения и расчеты экономического эффекта от них.

Описания должны быть сжатыми, ясными и сопровождаться цифровыми данными, эскизами, схемами, графиками и чертежами. Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме. На титульном листе отчета указывается министерство, наименование университета, факультета, кафедры, наименование практики, место ее провидения, фамилия, имя, отчество студента, индекс группы, фамилии руководителей практики от университета и предприятия и год составления отчета. За титульным листом в отчёте помещается отзыв руководителя от торгового предприятия, заверенный печатью, затем оглавление.

Текст отчёта оформляется в соответствии с методическими указаниями по выполнению дипломных работ.

Статистические (цифровые) материалы оформляются в виде таблиц.

Схемы и эскизы денежных потоков, организационные схемы именуют рисунками и нумеруют в пределах раздела (например, «рис. 4.2»). Под рисунком обязательно помещают подпись, раскрывающую его смысл.

Приложения оформляют как продолжение отчета. В приложениях помещают табели, бланки, ценники, чертежи, технологические карты и другие коммерческие материалы и документы.

^ 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент сдает зачёт либо комиссии, состоящей из представителей предприятия СКСиТ и кафедры, либо на кафедре университета. Основные критерии оценки практики:

  1. Деловая активность студента в процессе практики.

  2. Производственная дисциплина студента.

  3. Устные ответы студента при сдаче зачёта.

  4. Объем выполненного индивидуального задания.

  5. Качество работы по дублированию должностей: менеджера, специалиста СКСиТ и т.п.

6. Качество выполненного отчёта о практике.

Подведение итогов преддипломной практики проводится на советах факультетов и учебно-методических конференциях.

8.1. Отчетная документация по преддипломной практике

Отчеты выполняются на листах формата А4 и представляют собой аналитическую записку о проделанной работе и результатах деятельности объекта практики, о выполнении индивидуального задания, а также дополнения к ней. Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с программой преддипломной практики, он окончательно оформляется за 2 дня до завершения практики. Объем приложений не ограничивается, все приложения нумеруются.

Отчет должен отражать отношение студента к изученным материалам, к той деятельности, с которой он ознакомился и по которой приобрел практические навыки в ходе практики. Отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики. Отчет о прохождении практики (по ее окончании) сдается на кафедру.

Отчет о прохождении практики включает:

  • Титульный лист.

  • Задание.

  • Характеристику работы студента, подписанную руководителем практики от предприятия.

  • Дневник прохождения практики.

  • Аналитическую записку.

  • Список литературных источников.

  • Материалы к дипломной работе с учетом выданного индивидуального задания: документы, таблицы, составленные самим студентом при ее прохождении, схемы, образцы нормативной и отчетной документации, используемой в туристской организации или на предприятии СКС (подлинники или заверенные копии) - 2 экземпляра.

• Другие приложения.

^ Рекомендации по ведению дневника

Студенту необходимо записывать в дневник прохождения практики краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными. Они заверяются руководителем практики от предприятия (торговой организации) и используются при составлении отчета о прохождении практики.

Структура аналитической записки:

- содержание;

- производственная характеристика предприятия;

  • организация труда, нормирование и оплата труда;

  • маркетинговое резюме (методы сбыта, ценовая, ассортиментная и рекламная политика);

  • экономический раздел (налоговая, инвестиционная, финансовая политика, управление рисками, оценка экономических результатов бизнеса);

  • исследовательский раздел (выявленные проблемы и методы их разрешения);

  • выводы и предложения (проектное резюме).

Объем аналитической записки отчета (без учета приложений) должен быть не менее 30 страниц печатного текста.

В аналитической записке отчета должны быть отражены следующие аспекты:

  • место и время прохождения практики;

  • план прохождения практики;

  • описание выполненной работы по каждому вопросу (разделу), поставленному в индивидуальном задании и в программе в такой последовательности: краткая характеристика сущности поставленного вопроса по материалам нормативной документации предприятия; систематизация собранных материалов, описание путей и методов решения этих вопросов на данном предприятии; анализ собранных материалов; выводы и предложения по решению конкретного вопроса, сделанные совместно с руководителями практики (от предприятия и от кафедры);

  • указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики;

  • указания на то, какую пользу принесла студенту данная практика в усвоении теоретического материала.

  • 8.2. Структура отчета


  1   2   3   4

Похожие:

О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические указания по организации и содержанию преддипломной практики...
Преддипломная практика: Методические указания по организации и содержанию преддипломной практики студентов специальности «Менеджмент...
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические рекомендации по прохождению стажировочной (преддипломной)...
Перед вами методические рекомендации по прохождению преддипломной практики и написанию отчета по данному виду практики
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconЗадания для прохождения юридической (преддипломной) практики
На производственной (преддипломной) практике студент должен усвоить навыки и приемы работы по выбранной должности, специальности...
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики студентами...
Дьяченко О. Н. Методические указания по прохождению преддипломной практики студентами бгу по специальности: 060800 "Экономика и управление...
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconРоссийской федерации
Требования к порядку прохождения и содержанию преддипломной практики. Обязанности студента при прохождении практики
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconПрохождения преддипломной практики

О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики студентами...
Для прохождения учебной практики по профилю «Логистика в торговой деятельности» необходимо выполнить следующие задания
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики студентами...
Для прохождения учебной практики по профилю «Логистика в торговой деятельности» необходимо выполнить следующие задания
О. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики iconНаименование предприятия Место прохождения преддипломной практики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница