Основные показатели экономического потенциала США


НазваниеОсновные показатели экономического потенциала США
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
1. Экономический потенциал США.

Экономика США крупнейшая в мире по объему ВВП (по ППС) – 15 трлн (МВФ). Экономика США отличается высокой диверсификацией, наукоемкостью, высоким госдолгом (как и ВВП, 15 трлн). Большая часть американского ВВП (77%) создается в сфере услуг, сельское хозяйство отвечает за примерно 1%, производство 22%. США являются 3-й страной в мире по промышленному производству (после ЕС и КНР), промышленность остается важнейшей отраслью экономики, ведь именно в ней аккумулируются все новинки технического развития.

Основные показатели экономического потенциала США.

  • Население – 310 млн. чел.

  • Темпы прироста – 1% (40% за счет иммиграции)

  • ВВП – 15,17 трлн. долл. (20% мирового)

  • Федеральный бюджет (2011 год) – 3,8 трлн. долл. (более чем в 10 раз больше Российского!)

  • Внешнеторговый оборот – 3,3 трлн. долл. (20% мировой торговли)

  • Федеральный долг – 15,23 трлн. долл. (к началу 2012 г. - 100,6% ВВП)

  • ^ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 8,5%

  • УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ – 3%


2. Характеристика научно-технического развития США.


«Конкурентные преимущества Америки базируются на прочном фундаменте: лучших инновационных компаниях в мире, высоких инвестициях в исследования и разработки, исследовательских университетах международного уровня, которые используют своё лидерство в фундаментальных исследованиях для стимулирования инновационной деятельности регионов»

(с) доклад Президенту США
Расходы на НИОКР (2011 г) - 400 млрд. долл. из 1.2 трлн. долл. глобальных расходов;

(33% мировых)

Доля США на мировом рынке наукоемких услуг - 35%

Для сравнения: Россия – 25 млрд
Американцев больше всего среди лауреатов Нобелевских премий – целых 276 (более чем в два раза обгоняет следующую страну, Великобританию, у которой 102). Более 70% всех нобелевских лауреатов живут и работают в США.
В любом списке лучших университетов мира первые 5 – стабильно американские, а всего из первых 50 американских будет не менее половины. США остаются мировым лидером по числу научных работников и по числу научных публикаций.

3. Инструменты внешней политики Соединенных Штатов.

Главная политическая технология Б. Обамы. Переговорные процессы и максимальное расширение своего коалиционного потенциала во всех регионах мира, что соответствует давней традиции той части американской элиты, которая объединена вокруг Демократической партии.

Добиваться результатов вязкой переговорной комбинаторикой, чтобы «задушить врагов в дружеских объятиях, а партнеров так сдавить, чтобы они сами пошли на нужные уступки».

«Коалиционный потенциал» - иметь контакты и вести переговоры с максимальным числом партнеров и потенциальных врагов, вести их в фарватере стратегических интересов США, но не для достижения неких взаимовыгодных долгосрочных соглашений.

Существенным фактором в российско-американских отношениях является зависимость части российских нуворишей от благорасположения Соединенных Штатов, поскольку их деньги, недвижимость, часто семьи находятся за рубежом и уязвимы, как свидетельствуют некоторые примеры. Они вынуждены учитывать американские интересы в большей мере, чем в случае, если бы такой зависимости не существовало, ищут гарантий за рубежом (характерный пример – попытка М.Ходорковского в 2003 году обеспечить себе неуязвимость за счет продажи части своего бизнеса американским нефтяным компаниям в ущерб национальным интересам). Тем самым создается весьма эффективный канал влияния на формирование и проведения внешней политики России, особенно в вопросах, представляющих интерес для США.
В проведении своей политики США активно используют такой инструмент, как «демократизаторство», исходят из допустимости силовой замены неугодных, «тоталитарных» по их мнению, режимов и замены их на «демократические». При этом право определять степень демократичности того или иного государства Соединенные Штаты присваивают себе, а также подконтрольным им международным институтам, НПО. Облекается такая политика в благообразные формы заботы о развитии демократических процессов во всем мире. Так, например, в упомянутом докладе Совета по международным отношениям говорится: «в то время как президент США назвал демократию целью американской внешней политики политическая система России стабильно становится все более авторитарной».
Одно из направлений во внешней политике США, является проведение политики "Мягкой силы" (Soft power). Мягкая сила - это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (внушение), а не подавление (принуждение). Политика «мягкой силы» - это незаметное, неосязаемое распространение среди населения симпатии к Америке, чувства её превосходства над своей страной. Проводится с помощью голливудских кино и сериалов, местных и зарубежных либеральных СМИ, неправительственные организации и фонды по поддержке демократии, свободы слова и т.д.

^ 4. Цели внешней политики США. Факторы, определяющие политику безопасности США.
Жизненно важные интересы США


- Безопасность территории США, своих граждан внутри страны и за рубежом, союзников;


- сильная инновационная экономика, развивающаяся в открытой международной экономической среде;


- обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам, свобода мореплавания;


- декларирование универсальных ценностей внутри страны и за рубежом;


- недопущение появления мощных государств или коалиций государств враждебных США.

^ Факторы, определяющие политику безопасности США

- борьба за мировые ресурсы;


- обеспечение доминирования на мировой арене;


- противодействие формированию новых центров силы;


- контроль над Евразией — условие доступа к ресурсам;


- невозможность добиться этого на базе демократических традиций


В отношении России - В политической сфере:

  • предотвращение укрепления СНГ до параметров реального экономического и военно-политического союза;

  • недопущение усиления экономического и политического влияния России в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, на Кубе, в Иране, др.;

  • расширение НАТО за счет стран ЦВЕ, а в дальнейшем и стран СНГ;

  • ослабление фактора стратегических вооружений во взаимоотношениях с Россией, в том числе путем снижения уровня ядерных потенциалов;

  • предотвращение сближения России с другими центрами силы, в первую очередь с Германией, Японией, Китаем, Индией, исламским миром;

  • сохранение влияния на внутреннюю и внешнюю политику России, включая поддержку прозападных политических сил.


Внешнюю политику США, в т.ч. в отношении России, в значительной мере определяют на современном этапе нарастающие проблемы в американской экономике. США производят 20%, а потребляют порядка 30% мирового ВВП. Структурные диспропорции, хронические дефициты платежного баланса и государственного бюджета подрывают позиции доллара и уже в ближайшей перспективе Соединенные Штаты могут лишиться возможности обеспечивать высокие жизненные стандарты, уровень потребления населения в значительной мере за счет эмиссии доллара.1 Ряд экспертов считает, что в этих условиях американская администрация может «пойти на достаточно резкие действия», чтобы сохранить контроль за событиями как в США, так и на мировой арене.2 На практике это будет означать обращение к силовому утверждению и закреплению своего доминирующего положения в мировых делах.


5. Роль доллара в мировой экономике и политике.

Резервы мировых ЦБ – до 10 трлн долларов

Из них в долларах – до 6 трлн. (60%)
Сегодня от трети до половины долларовой массы, печатаемой ФРС США, уходит за пределы страны. С 2008 года спрос на доллар в мире стал снова расти, так как доллар стабильно является «валютой защиты». С 2009 г. падение курса доллара к другим основным валютам вызвано значительной эмиссией этой валюты для борьбы с кризисом и очень высоким внешним долгом США. Несмотря на разговоры о возможном введении других резервных валют, де-факто перспективы такого введения в краткосрочной перспективе малы. Для этого, по мнению аналитиков необходимо соблюдение двух условий: наличие у страны, эмиссирующей потенциальную резервную валюту, сильной экономике и прозрачное институциональное устройство (возможность полноценного обмена и других операций с валютой) страны. У ЕС (евро), ввиду кризиса, проблемы с первым, у КНР (юань) – со вторым.

^ 6. Особенности внешнеполитических концепций Республиканской и Демократической партий США.
Традиционно внешняя политика двух ведущих партий США схожа и опирается на такие базовые постулаты как мессианство американской нации, обеспечение безопасности территории и граждан США, как внутри страны, так и за рубежом, распространение демократии и недопущение развития сильных соперников США на мировой арене. Но методы, используемые партиями разнятся.
Республиканская партия известна более агрессивной внешней политикой, склонностью к военным конфликтам (Афганистан, Ирак), жесткой риторикой. Демократы же предпочитают использовать мягкую силу, избегать военных конфликтов (так, администрация Обамы ушла от первых ролей в Ливийском конфликте, отдав приоритет Франции и Италии). Для них характерно добиваться результатов вязкой переговорной комбинаторикой, чтобы «задушить врагов в дружеских объятиях, а партнеров так сдавить, чтобы они сами пошли на нужные уступки».
^ 7. Причины формирования конфронтационных отношений между США и СССР в период после Второй Мировой войны.


  • отсутствие общего врага у СССР и США, который сплочал антигитлеровскую коалицию

  • геополитические интересы послевоенных СССР и США (обе страны стремились к мировому доминированию, обе значительно превышали своих последователей по экономическому и военному развитию)

  • настроения элит двух стран, и в первую очередь их руководителей, Сталина и Трумэна, которые не могли отойти от взглядов идеологического противостояния (вспомним доктрину Трумэна, объявленную им в Конгрессе в марте 1947: остановить советское владычество в Европе любой ценой)


8. «Атомная дипломатия» США: ставка на достижение превосходства в ядерных вооружениях.

^ 9. Формирование потенциалов стратегических наступательных вооружений США и СССР: логика развития.
Атомная дипломатия – термин, обозначающий внешнеполитический курс США после Второй Мировой Войны, в основе которого лежало стремление американской элиты использовать имеющийся у США ядерный потенциал (до 1949 года – уникальный потенциал) для политического давления на другие страны. Атомная дипломатия изначально строилась в расчете на монопольное обладание США атомным оружием, затем в расчете на достижения превосходства в ядерных вооружениях.
К концу 1950-х развитие ядерного потенциала СССР и США достигло такого уровня, что стало очевидно: полноценный конфликт невозможен (поскольку привел бы к уничтожению всего человечества). Разрабатывается концепция «ограниченной ядерной войны»: для того, чтобы выиграть соперника, необязательно уничтожать всю его территорию, достаточно лишь вывести из строя командные пункты управления и пусковые установки. Однако, в таком случае необходимо было обеспечить, что все командные пункты управления и пусковые установки выведены из строя, иначе, если не уничтожить их все за один раз, последует ответ, и противнику не поздоровится. Такая доктрина была названа доктриной ядерного сдерживания, и, как следует из ее описания, привела к дальнейшему значительному росту вооружений (именно с целью проконтролировать, что, даже если противник первым нанесет удар, у него не получится уничтожить все, и он непременно будет наказан, а заранее зная что будет наказан – он и не будет наносить тот удар).
Ядерная гонка разворачивалась стремительно. В 1949 году СССР только провел испытания, уже к концу года были изготовлены еще 2 бомбы, а в 1950 – еще 9! К марту 1951 у СССР имелось уже 15 бомб РДС-1, а к концу года их стало уже 35. В ноябре 1952 году американцы первыми испытали водородную бомбу, уже через 8 месяцев СССР повторил этот успех. Одновременно велась работа над средствами доставки: стратегическими бомбардировщиками (США) и межконтинентальными баллистическими ракетами (СССР).
В 1970-х стало очевидно, что бесконечное наращивание вооружений бессмысленно и изнуряет обе стороны, особенно советскую. Поэтому в 1972 и 1979 годах страны пошли на уступки и подписали ОСВ-1 и ОСВ-2 (договоры об ограничении стратегических вооружений). Договоры ограничили количество баллистических ракет и пусковых установок на том уровне, на котором они были на момент подписания. Подписывали договоры президент Картер и генеральный секретарь Брежнев. Одно из положений договоров требовало ограничить число участков, защищенных системой ПРО, до одного. СССР развернул такую систему вокруг Москвы в 1966 году, США вокруг 12 пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Другое положение запретило ядерное оружие в космосе. На основе этих договоров были позже подписаны СНВ-1, СНВ-2 и СНВ-3 (1991, 1993 и 2011 соответственно).
^ 10. Концепция ядерного сдерживания. СНВ: сколько достаточно.

23 мая 1992 года в Лиссабоне (Португалия) министрами иностранных дел Беларуси, Казахстана, России, Украины и государственным секретарем США был подписан Протокол к Договору между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), согласно которому Беларусь, Казахстан, Россия, Украина взяли на себя обязательства бывшего СССР по Договору. Белоруссия, Казахстан и Украина обязались также присоединиться в возможно кратчайшие сроки к Договору по нераспространению ядерного оружия от 1 июля 1968 года в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, и ликвидировать все виды ядерного оружия на своей территории.

В дальнейшем проблемы сокращения и ликвидации ядерных вооружений постоянно находились в центре встреч и переговоров руководителей России и США. Ими был заключен ряд важных соглашений: о дальнейших сокращениях СНВ, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия; по уничтожению химического оружия; о ликвидации стратегических ракетных боеголовок на Украине; по предотвращению распространения оружия массового уничтожения; о ратификации Договора СНВ-2 и сокращении сроков ликвидации ядерных боеголовок по сравнению с предусмотренными Договором; российская сторона взяла на себя обязательства отказаться от новых поставок Ирану оружия и военной техники; по ПРО и другие документы.

Однако в реальности произошло резкое снижение уровня российского ядерного потенциала сдерживания. После распада СССР вместе с расчленением экономики страны был расчленен и ее комплекс, производящий вооружения. За пределами России оказалось производство ряда вооружений, важнейших комплектующих узлов для изделий, изготавливаемых российскими оборонными предприятиями. Например, остающиеся на вооружении РВСН России наиболее мощные МБР РС-20 и РС-22 производились на Украине.

Россия оказалась не в состоянии поддерживать примерный паритет на прежнем уровне и стала очевидной задача договориться с американцами о дальнейшем существенном сокращения стратегических вооружений, регламентировать взаимоотношения России и США в новых условиях. Подготовка нового договора «была осуществлена в невиданно короткие сроки» благодаря решению высших руководителей России подписать договор как можно быстрее, а также уступкам американской стороне.

3 января 1993 года в ходе визита Президента США Дж. Буша в Россию состоялось подписание российско-американского Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Стороны договорились сократить число своих стратегических боезарядов до 3000-3500 единиц не позднее 1 января 2003 года.

Американской стороне удалось провести свою старую линию относительно намеченных сокращений вопреки принципу одинаковой безопасности, являвшемуся основой всех переговоров по ограничению и сокращению вооружений. Американцы настояли на приоритетном сокращении наиболее современных и эффективных типов российских стратегических вооружений - тяжелых МБР и мобильных МБР, оснащенных РГЧ ИН, которые составляли основу боевой мощи РВСН.

Американцы на всех переговорах добивались изменения структуры советских (российских) СЯС, снижения в них роли МБР. На момент подписания СНВ-1 в 1991 году на МБР приходилось 60% ядерных боеприпасов СЯС (БРПЛ –25%, ТБ – 15%). Такая структура была строго обоснована и сбалансирована. МБР являются для России главным оружием сдерживания, в наибольшей мере отвечающим принципу «стоимость-эффективность». По условиям Договора самые современные типы российских МБР, оснащенные РГЧ ИН, должны были быть ликвидированы до 1 января 2003 года.

При этом ни Договор СНВ-1, ни Договор СНВ-2 не ограничивали целый вид СНВ – крылатые ракеты большой дальности морского базирования (КРМБ). За скобками Договора СНВ-2 оказалась также его объективно существующая взаимосвязь с Договором 1972 года по ПРО.

Договор СНВ-2 дважды отклонялся Государственной думой РФ, как противоречащий интересам России. Предлагалось сохранить Договор ПРО, продлить сроки выполнения сокращений по договору СНВ-2, уменьшить возможности реализации «возвратного потенциала», не допускать расширения НАТО на Восток.

Россия последовательно выполняла свои обязательства в области ограничения и сокращения вооружений. Так, Россия ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытания (21 апреля 2000 г. этот договор был одобрен Государственной Думой, а 17 мая ратифицирован Советом Федерации). 14 апреля 2000 г. Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а также ряд документов, подписанных в 1997 г.

8 апреля 2009 года в Праге торжественно поставлены подписи президентов США и России под документом с условным названием Договор СНВ-3, и при этом лидеры двух стран условились провести согласованную по времени ратификацию. Российская официальная сторона представляет договор как исторический шаг в российско-американских отношениях, как меру, укрепляющую планетарную стабильность, как выдающуюся победу внешней политики Кремля. Американцы воспринимают подписание договора гораздо скромнее, республиканцы, естественно, критикуют Обаму за уступки России, простые американцы озабочены своими житейскими проблемами и плевать им на проблемы ядерные.
Американский Конгресс в ходе переговоров принял закон, в котором четко было зафиксировано: сокращение стратегических наступательных средств не ограничивает развертывание оборонительных систем. Министр обороны США Гейтс на специально созванной пресс- конференции заявил: «...Теперь вместо перехвата нескольких отдельных ракет речь идет о том, чтобы создать систему, способную нейтрализовать сотни баллистических ракет, способных прилететь с территории враждебных государств». Откуда могут прилететь сотни ракет, гадать не стоит: только со стороны России. Российской стороне тем не менее пришлось (думаю, в ответ на общественную критику) сделать специальное заявление по проблеме ПРО: «Договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы противоракетной обороны». И далее, российская сторона оставила за собой право выхода из договора, если при наращивании американской ПРО «возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил РФ».

Так понятнее:


11. ПРО: позиции США и России/СССР

Система противоракетной обороны территории США-создаётся, согласно заявлениям Американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию. Российскими политиками и военными неоднократно высказывалось мнение, что в действительности американская ПРО угрожает безопасности России и, возможно, Китая, нарушая тем самым ядерный паритет. Развертывание баз ПРО привело к ухудшению отношений между США и Россией

Новым сильным раздражителем в отношениях между Россией и США стало планируемое Вашингтоном размещение в Польше и Чехии элементов американской противоракетной обороны. Такое развитие событий не является неожиданным с точки зрения воззрений американской элиты на способы обеспечения безопасности американского континента и достаточно последовательных шагов администрации Дж. Буша, прекратившей в 2002 году участие США в Договоре по ПРО 1972 года (подписан 26 мая 1972 года США и ССС. Срок действия договора не ограничивался. Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны).

Последовавшие за этим практические шаги по созданию инфраструктуры ПРО США в Восточной Европе, разговоры о размещении американских РЛС на Украине, в Грузии, при всех крайне неубедительных ссылках на угрозу ракетно-ядерного потенциала Ирана, носят, как минимум, провокационный характер по отношению к России. Это серьезный вызов безопасности России, тем самым американцы дают понять как они оценивают способность России противостоять намерениям США.

Президент России прямо поставил весьма важные вопросы: будут ли Соединенные Штаты соблюдать договоренности 2002 года по стратегическим потенциалам, не станут ли скрывать часть своих стратегических ядерных вооружений, в каких целях планируется размещение элементов ПРО в Европе, почему в Болгарии и Румынии появляются так называемые легкие американские базы на пять тысяч штыков в каждой?

Американская сторона уклонилась от откровенного и равноправного диалога по острым, жизненно важным для России проблемам. Обобщенно реакцию американского истеблишмента можно сформулировать следующим образом: как посмели? В ответ на полные обороты запущена пропагандистская машина по дискредитации политики России, с целью переложить на нее ответственность за ухудшение международного климата. Выдвигаются также предложения шире использовать опыт убеждения русских, столь эффективно примененный в отношениях Буша-старшего с Горбачевым и Б.Клинтона с Ельциным.

Некоторые представители американского экспертного сообщества, вместе с тем, весьма критически оценивает современную политику Вашингтона в отношении России. Так, специалист по России, профессор Нью-Йоркского университета Стивен Коэн в интервью газете «Известия» дал тревожный анализ происходящего в российско-американских делах: «Отношения между Россией и США сегодня очень плохие. Я думаю, это уже «холодная война». По крайней мере, такова политика Америки по отношению к России. Ваша страна сегодня довольно пассивна. Понятно, что Кремль не хочет нового обострения, но не ясно, может ли он его предотвратить. Многое зависит от того, как будут развиваться отношения НАТО и Украины с Грузией. Это новый фронт «новой холодной войны». В Москве и Вашингтоне у некоторых недальновидных политиков есть такое мнение: сейчас вообще ничего не надо предпринимать. Потому что США, дескать, не нужна Россия, а России – США. Это мнение неверно. Мир сегодня более опасен, чем он был в предыдущую «холодную войну»…США необходимо прекратить политику расширения НАТО. Без этого не может быть хороших отношений между Россией и США».
  1   2   3   4

Похожие:

Основные показатели экономического потенциала США iconАмериканский ясновидец Дэнтон Бринки: 
Европы …В этот период экономического кризиса и стихийных бедствий в США будет править «чёрный» Президент, и в это же время на фоне...
Основные показатели экономического потенциала США iconКовеля Вячеслава Васильевича об итогах социально-экономического развития...
Традиционно считаю необходимым начать с показателей. Именно показатели социально-экономического развития характеризуют уровень развития...
Основные показатели экономического потенциала США iconВопросы по дисциплине
Значение анализа для укрепления и наращивания экономического потенциала предприятия
Основные показатели экономического потенциала США iconЗверев А. М. Модернизм в литературе США. М., 1979. Кравченко А. И....
Особенности экономического и социального развития Великобритании и США в начале ХХ века. Влияние I мировой войны на литературный...
Основные показатели экономического потенциала США iconИзмерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования...
Основные показатели экономического потенциала США icon3. основные макроэкономические показатели
Что такое снс? Какие принципы лежат в ее основе? Назовите четыре основные составляющие ввп
Основные показатели экономического потенциала США iconОсновные события и персоналии1860-х в США и Мире
Конституции запрещает рабство (1865). Убийство президента Линкольна (1865). 14-я поправка предоставляет гражданство всем, родившимся...
Основные показатели экономического потенциала США iconДанный показатель определяет полную сумму от экспорта товаров в долларах...
Данный показатель определяет полную сумму от экспорта товаров в долларах США на фоб (франко-борт) основании. Показатели вычислены...
Основные показатели экономического потенциала США iconТемы первого раздела курсовой работы по дисциплине «Экономический...
Комплексный анализ уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценки бизнеса
Основные показатели экономического потенциала США iconВопросы и задания по 5 главе для самопроверки и обсуждения
Каковы сущность, значение и основные слагаемые педагогического потенциала коллектива?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница