Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством


НазваниеКонспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством
страница1/7
Дата публикации01.08.2013
Размер0.6 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
2.2 Конспект лекционных занятий

Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе


Введение в курс управление качеством. В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед казахстанскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются: - технический уровень, материализующий в продукции научно-техничес­кие достижения; - эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, свя­занных с эстетическими ощущениями и взглядами; - эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.); - техническое качество – гармоничная увязка предполагаемых и факти­ческих потребительных свойств в эксплуатации изделия.

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправ­ленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются положения международных стандартов серии ИСО 9000.

Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, т.е. с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планиро­вать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик – изготовитель – потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Разработка и внедрение системы управления качеством – одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество – это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.

^ Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе. Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара – это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:  полезностью (качество, эффект от использования и т.п.); определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.); конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности продукции (рисунок 1.1) подразделяются на нормативные, технические, экономические и организационные.

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособ­ности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отноше­нию к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предпри­ятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоени­ем новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством icon2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
В соответствии с международным стандартом исо 9000: 2008 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают...
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconXI. Управление качеством и сертификация продукции
Управление качеством (понятия, факторы, требования). Основные методы управления качеством
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управление качеством»
Происхождение и развитие концепции управления качеством по отношению к системе общего менеджмента
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconЕ. П. Силла Управление качеством Конспект лекций для студентов специальности
«Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconПособие для подготовки к государственному экзамену по дисциплине...
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская...
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconКурс, специальность “Управление качеством” сокращенная образовательная программа
Интеграция систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (л) Крыжановский О. А
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconКурс, специальность “Управление качеством” сокращенная образовательная программа
Интеграция систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (л) Крыжановский О. А
Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconПонедельник 9: 45 – Управление проектами, 427/1 (л), Журавлев 11:...

Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управление качеством»

Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление качеством. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе Введение в курс управление качеством iconДля чего организации внедряют системы менеджмента качества, и какие преимущества они дают?
План семинарских занятий по дисциплине «Управление качеством таможенной деятельности»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница