Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление»


НазваниеКурс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление»
страница1/9
Дата публикации02.08.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Курс лекций по дисциплине

«Менеджмент»

для слушателей ЦПКиПК специальности «Экономика и управление»

Тема 1. Базовые понятия менеджмента
Следует различать понятия «менеджмент» и «управление». Управление – это функция биологических, социальных, технических систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. Можно выделить три вида управления: в не живой природе (технических системах) - управление станком, автомобилем, компьютером; в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Социальное управление охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, социально-экономические системы (управление государством, предприятием, больницей, школой, армией).

Из общего числа социально-экономических систем понятие «менеджмент» имеет отношение, как правило, к коммерческим организациям, основная цель которых - получение прибыли. Это промышленные предприятия, банки, страховые компании.

Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление предприятием, организацией в условиях рыночных отношений, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

Менеджмент – это многозначное понятие. Под менеджментом можно понимать вид деятельности по управлению; науку управления, которая составляет теоретическую базу практики управления; искусство управления; определенную категорию людей; орган управления на предприятии.

Понятие «менеджмент» тесно связано с понятием «менеджер». Следует различать понятия менеджер, бизнесмен, предприниматель. Предприниматель – это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может не занимать постоянной должности, под его началом может не быть подчиненных. В отличие от бизнесмена, менеджер - это профессиональный управляющий, который занимает постоянную должность в организации, и в подчинении которого находятся люди. Менеджер и бизнесмен могут совпадать и не совпадать в одном лице.

Управленческая деятельность предполагает наличие объекта и субъекта управления. Объект управления (управляемая подсистема) - это та часть системы управления, на которую направлена управленческая деятельность. В социально-экономических системах это отрасли, объединения, предприятия, организации, цеха, отделы. Субъект управления (управляющая подсистема) – это орган или лицо, который осуществляет управляющее воздействие на объект (директор, начальники цехов, мастера).

Для обозначения объекта управления в менеджменте используется понятие «организация». Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Связь между субъектом и объектом осуществляется с помощью информации. Управляющая подсистема непрерывно направляет в управляемую информацию в виде управленческих решений (прямая связь). Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Передача информации от объекта к субъекту о результатах управления называется обратной связью. Прямая и обратная связь образуют замкнутый контур циркуляции информации системы, представляя собой механизм устранения рассогласования между целью и результатом управления.

По функциональному признаку система управления подразделяется на ряд подсистем: производственную, сбытовую, технологическую, организационную, экономическую, социальную и т.д.

Вся работа в организации разделена по горизонтали и по вертикали. Классическим образцом горизонтального разделения труда на предприятии является разделение всей деятельности на основные виды: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности. Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен эту работу координировать, согласовывать, что и составляет сущность управления.

Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным. Большие организации имеют большой объем управленческой работы. Эта работа также разделяется по горизонтали и вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители: начальник отдела кадров, начальник механосборочного цеха – горизонтальное разделение управленческого труда.

Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Хотя количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации, традиционно выделяют три уровня управления:

  • руководители низового звена находятся непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия (рабочими, рядовыми сотрудниками отделов). К их числу относятся сменный мастер, бригадир, начальник небольшого отдела, заведующий кафедрой.

  • руководители среднего звена (начальник цеха, директор филиала, начальник крупного отдела, декан факультета) координируют и контролируют работу руководителей низового звена, готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированном виде (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев.

  • руководители высшего звена (директор, его заместители, главный бухгалтер, ректор, проректор) принимают важнейшие для организации решения и представляют организацию во внешней среде.

Тема 2. История менеджмента


  1. Управленческая мысль до XX века. Классификация подходов и школ менеджмента.

  2. Школа научного управления.

  3. Административная (классическая) школа управления.

  4. Школа человеческих отношений.

  5. Школа науки управления (количественный подход).




  1. Управленческая мысль до XX века. Классификация подходов и школ менеджмента


Практика управления уходит своими корнями в первобытное общество. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах деятельности: оборонительной, политической (установление и поддержание порядка в группе), экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов). Когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем группы. По мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций появилась необходимость разделения труда. Ярким свидетельством управленческого искусства являются пирамиды египтян, строительство которых требовало четкого планирования, решения многих организационных вопросов, координирования действий тысяч рабов и чиновников.

В Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Он считал, что государством должны править философы, охранять – войны, а производить – ремесленники. У Сократа даётся понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. В Древнем Риме Катон-старший писал о необходимости планирования работ на ферме на год вперед. Он говорил о необходимости сравнения программы и результатов работы, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

Управление в организациях древности имело ряд особенностей:

  • относительно небольшое количество руководителей;

  • практическое отсутствие руководителей среднего звена;

  • управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;

  • руководящие посты организации чаще всего занимались по праву рождения или силы;

  • малое количество крупных организаций.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский мыслитель и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношения руководителя и подчиненных.

В условиях рабовладельческого и феодального обществ потребность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством. Толчок развитию теории и практики управления дала промышленная революция. В управленческой практике XVIII-XIX вв. процветает авторитарный стиль руководства, бесчеловечная эксплуатация рабочих, произвол по отношению к подчиненным. Так, мастер устанавливал продолжительность рабочего дня, контролировал все действия рабочих, штрафовал их.

Огромный вклад в развитие управленческой мысли и практики управления внес английский социалист-утопист Р. Оуэн. Он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Добившись успеха в улучшении условий труда и быта коллектива на своей фабрике, он предпринял попытку распространить свой эксперимент на всю Англию, но потерпел неудачу.

На формирование теории управления большое влияние оказали труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В первом томе «Капитала» К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации. Результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен значительный практический материал, разработано большое количество теорий, подходов, концепций. Так, согласно М.Х. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури можно выделить следующие школы менеджмента:

  • школа научного управления;

  • административная (классическая) школа;

  • школа человеческих отношений;

  • школа науки управления (количественный подход).




  1. Школа научного управления


Возникновение этой школы относится к концу XIX - началу XX столетия и связано с именами Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Гантта.

Важнейшей заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно научно, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Основные теоретические положения концепции Фредерика Уинслоу Тейлора изложены в его работах «Сдельная система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911). Его теория была применена в Мидвельской сталелитейной компании, где он работал в должности главного инженера. Его целью было создание системы научной организации труда, базировавшейся на экспериментальных данных и анализе процессов труда.

Можно выделить следующие методы и принципы рациональной системы Ф. Тейлора:

  • Расчленение производственных операций на составляющие элементы. Каждая работа разбивалась на составляющие элементы, а элементы на приемы и движения с целью сокращения времени на их выполнение и устранения излишних приемов и движений. Это позволило разработать научно обоснованные нормы выработки.

  • Администрация предприятия на основе научно установленных признаков производит тщательный отбор рабочих, а затем обучает их.

  • Планирование выделялось в качестве особой функции управления и вменялось в качестве обязательной деятельности на предприятии. Рабочий не должен сам планировать свою деятельность, это функция менеджмента.

  • Была введена система оплаты труда, стимулирующая выполнение и перевыполнение научно обоснованных норм выработки. При перевыполнении нормы рабочий получал доплату к основной сдельной расценке.

  • Теория Ф. Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение менеджеру. Этому способствовало то, что в задании рабочему детально расписывался процесс труда, который он не мог нарушить, то есть тейлоризм игнорировал в какой-то мере рабочего как личность. Было разработано множество инструкций, методических указаний, карточек.

  • Сотрудничество между организацией и рабочими в деле внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.

  • Большое внимание в системе Ф. Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест инструментом, приспособлениями, тарой, заготовками, лучшему использованию фондов предприятия, рациональной планировке предприятия и цехов.

Последователи Ф. Тейлора Френк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением их движений в производственном процессе и исследованиями возможности увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Они впервые применили кинокамеру в сочетании с микрохронометром для изучения движений рабочих, выделения нерациональных движений и разработки рациональных норм труда (фотохронометраж).

Одна из заслуг Генри Гантта - это предложенный им график, по которому можно было проследить за результатами работы завода, цеха, участка.

К создателям теории научного менеджмента относится и Гаррингтон Эмерсон. Его основной труд - «Двенадцать принципов производительности» (1912). Эти принципы Г. Эмерсон рассматривал применительно к любому производству: в промышленности, строительстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве. Большую поддержку в развитии и признании системы Ф. Тейлора оказал Генри Форд, применив систему Ф. Тейлора в массовом поточном производстве, использовав конвейер для сборки автомобилей.


  1. Административная (классическая) школа управления


Родоначальником административной школы управления является французский исследователь Анри Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Этот объясняется тем, что Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении 30 лет был управляющим горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо».

Основным трудом А. Файоля является работа «Общее и промышленное управление» (1916). Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности и специфические, относящиеся к непосредственному управлению промышленными предприятиями. А. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

  1. Разделение труда.

  2. Полномочия (права отдавать приказы и распоряжаться ресурсами предприятия) должны соответствовать ответственности (обязательству выполнять задания на должном уровне).

  3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками.

  4. Единоначалие (работник должен получать распоряжения и указания только от своего начальника и нести перед ним ответственность).

  5. Единство направления. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

  6. Подчиненность личных интересов общим.

  7. Справедливое вознаграждение персонала.

  8. Обеспечение соответствия между централизацией и децентрализацией, которое зависит от размеров предприятия и конкретных условий его деятельности.

  9. Наличие цепи команд - ряда руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена).

  10. Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым;

  11. Справедливость.

  12. Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия предпочтительнее работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия.

  13. Инициатива.

  14. Корпоративный дух. Руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах.

Последователями А. Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины являются Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни.

Линдалл Урвик разработал принципы построения формальной организации:

  • Соответствие людей структуре. Сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов в полном соответствии структуры.

  • Сопоставимость прав и ответственности любого руководителя.

  • Диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю) не может быть твердо установлен, так как он зависит в каждом конкретном случае от индивидуальных качеств руководителя.

  • Специализация. Возможны три типа специализации управленческих работ: по признаку цели, по типу потребителя, по географическому признаку.

  • Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношение с другими работниками.

Немецкий социолог и экономист Макс Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В своей работе «Теория социально-экономической организации» он сформулировал принципы построения идеальной (бюрократической) организации:

  • Вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями.

  • Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. Организация строится на соблюдении принципа иерархии.

  • В целях исключения влияния индивидуальных особенностей работников на деятельность организации разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации.

  • Любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им самим, а также быть беспристрастным и справедливым по отношению к подчиненным.

  • Каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по службе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.




  1. Школа человеческих отношений


Хотя авторы школы научного менеджмента и классической школы признавали значение человеческого фактора, они ограничивались такими вопросами, как заработная плата, материальная заинтересованность и установление нормальных функциональных отношений. Однако основным элементом эффективности организации является человеческий фактор, что полностью не было осознано в рамках теории научного менеджмента и классической школы. Школа человеческих отношений во главу угла ставит человеческий фактор. Наиболее яркими представителями школы являются: М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисберг, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.

Американский социолог Мери Паркер Фоллетт впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Она одной из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении, серьезное внимание уделяла проблеме конфликтов в организации.

Профессор школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо в 1923 г. начал проводить социально-психологический эксперимент с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Эксперимент проводился на заводе компании «Western Electric» в г. Хоторн близ Чикаго. Хоторнский эксперимент показал, что всесторонне разработанные операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих. Коллеги по группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требование руководителя и материальный интерес.

Толчок развитию школы человеческих отношений дало развитие психологии в начале XX века. Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что мотивами поступков людей являются не экономические интересы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на своих исследованиях, представители школы человеческих отношений считали, что если руководство заботится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это, в свою очередь, положительно скажется на производительности труда.

Рекомендации школы: представление работникам более широких возможностей общения на работе; изменение содержания работы; привлечение работников к управлению предприятием; консультации с ними; изучение их потребностей.

Одним из поздних направлений школы человеческих отношений является бихевиоризм (наука о поведении), получивший распространение в 50-60-е годы. Представители - К. Арджирис, Р. Лайкерт, Л. Портер, Э. Лоулер, Д. Макгрегор. Объектами исследования в поведенческой науке были социальное взаимодействие, мотивация к труду, характер власти, лидерство, связи в организации.


  1. Школа науки управления (количественный подход)


Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер и др. Школа сформировалась в начале 50-х годов и успешно развивается в настоящее время. В этой школе различают два основных направления:

  • Рассмотрение организации как открытой системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

  • Исследование проблем управления на основе системного анализа, кибернетического подхода, применения математических методов и ЭВМ.

Системный подход базируется на общей теории систем. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность. Системы делятся на открытые и закрытые. Закрытые системы относительно независимы от окружающей среды, в то время как на открытую систему оказывают воздействие факторы внешней среды.

В рамках системного подхода организация рассматривается как сложная открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем. Например, производственная организация имеет социальную и техническую подсистему. Системный подход помогает объяснить, почему каждая из предшествующих школ управления оказалась приемлемой лишь в ограниченных пределах. Эти школы стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Так, школа человеческих отношений занималась преимущественно социальной подсистемой, школа научного управления – технической подсистемой. Ни одна из ранних школ не придавала значения воздействию внешней среды на организацию, которое зачастую оказывает решающее влияние на результаты ее деятельности.

Процессный подход как концепция управленческой мысли впервые был предложен административной школой управления. Это подход, согласно которому управление рассматривается как процесс взаимосвязанных действий или функций. Различные авторы предлагают различные классификации управленческих функций. Так, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций:

  • планирование;

  • организация;

  • мотивация;

  • контроль.

Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на достижение целей организации.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация – это конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Основная идея этого подхода в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого лучшего способа ей управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным именно для данной ситуации.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук, прежде всего с математикой. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Оно характеризуется широким внедрением в сферу управления количественных методов. Первые экономико-математические модели появились в XVIII-XIX веках. К их числу можно отнести модели Л. Вальраса, В. Парето, Ф.И. Эджворта и др. Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Так, Евгений Евгеньевич Слуцкий в 1915 г. опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Статьи Г.А. Фельдмана, опубликованные в 1928-1929 гг. в журнале «Плановое хозяйство», содержат исследования зависимости темпов роста от доли накопления в национальном доходе.

Большой вклад в разработку экономико-математических методов внес академик, лауреат Нобелевской премии Леонид Витальевич Канторович. В 1939 г. Л.В. Канторовичем была разработана новая область прикладной математики – линейное программирование. В книге «Математические методы организации и планирования производства» Л.В. Канторович описал опыт применения линейного программирования для решения разнообразных задач: распределение работ между видами оборудования; задача оптимального раскроя материала; задача составления оптимального плана производства и др. Позднее он расширил сферу применения линейного программирования, сформулировав задачи отраслевого и народно-хозяйственного оптимального планирования для условий социалистической экономики.

Широкое применение на практике количественные методы получили во время Второй мировой войны в Англии, у которой появилась необходимость решения сложных военных проблем: оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. В 50-60 гг. эти методы стали широко применяться для решения таких проблем, как распределение ресурсов между различными потребителями, управление запасами, транспортными потоками, оптимизация графика движения в аэропортах, оптимизация производственной программы предприятия, распределение расходов на рекламу различной продукции.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
«Менеджмент» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconТ. В. Прокопьева задания и требования для выполнения расчетного задания...
Задания и требования для выполнения расчетного задания по дисциплине «планирование на предприятии» для слушателей цпк специальности...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconКурс лекций для слушателей Факультета руководящих кадров Государственной противопожарной службы
Управление персоналом. Курс лекций для слушателей Факультета ру­ководящих кадров гпс академии Государственной противопожарной службы...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconВопросы к итоговому экзамену по дисциплине менеджмент для студентов...
Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconЕ. П. Силла Управление качеством Конспект лекций для студентов специальности
«Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconВнешнеэкономическая деятельность
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» для студентов дневного обучения специальности...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 080111...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 061500...
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент» для слушателей цпкипк специальности «Экономика и управление» iconКонспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление»
Конспект лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Государственное и муниципальное управление»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница