Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной


Скачать 65.54 Kb.
НазваниеВыступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной
Дата публикации03.08.2013
Размер65.54 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы

Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А.Ю.Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы 12 марта 2013 года


«О подходах к реализации территориальной политики Республики Башкортостан и принципах формирования программ развития субрегионов»

В своем выступлении я не хотел бы давать подробную оценку эффективности мероприятий, включенных в комплексную программу развития Зауралья. Есть официальная статистика.

Программой определены 19 индикаторов производственно-экономической эффективности  программы, часть из которых не включена в статистические обследования и может быть определена только субъективно: либо муниципалитетами, либо органами исполнительной власти, что, вообще говоря, снижает объективность получаемой информации. Динамика большей части статистических показателей за последние 2 года показывает, что, в целом, уровень социально-экономического положения Зауральского субрегиона улучшается, но темпами ниже, чем в среднем по РБ. Программой предусмотрены оптимистичные и пессимистичные целевые индикаторы реализации, однако, процессы управления рисками в программе не описываются. Не понятно, что делать, если включается пессимистичный – инерционный вариант стратегии.

Я же предлагаю посмотреть на программу шире, через призму поставленных целей и задач документа: как мероприятия программы соотносятся с вектором развития? Насколько они обоснованы поставленными целями и задачами?
Итак, цель программы: устойчивое социально-эколого-экономическое развитие Зауралья для улучшения качества жизни населения.

В программе определены 6 основных стратегических задач для достижения поставленной цели, выделены 3 приоритетных направления развития. Данные цели и задачи являются развитийными. При этом уже в первом разделе программы в рамках анализа социально-экономического развития Зауралья делается вывод о ситуации «хронического отставания субрегиона от среднереспубликанских показателей практически по всем параметрам социально-экономического положения». При этом рост обеспечивается рядом факторов, основанных на совокупности имеющихся ресурсов, которых, как следует из программы, у территорий нет. Приведу несколько примеров: в программе на финансирование всех мероприятий предусмотрены средства местных бюджетов в объеме 1,7 млрд. рублей, что сопоставимо с размером собственного годового дохода всего Зауралья. Подобные сравнения можно привести и в отношении инвестиций в основной капитал и крайне слабые возможности зауральских строителей, не позволяющих говорить об интенсивном развитии строительной отрасли. 

На наш взгляд, в ситуации, сложившейся на момент разработки программы целесообразнее было ставить антрикризисные цели и задачи.

Исходя из логики причинно-следственной связи цели и задачи программы должны были определять и набор мероприятий, при планировании которых с нашей точки зрения необходимо:

- сделать акцент на межрегиональную кооперацию с Челябинской и Оренбургской областями;

- оптимизировать набор мероприятий, исходя из имеющихся ресурсных ограничений (финансовых, временных, человеческих - кадровых и т.д.);

- повысить реалистичность инвестиционных проектов, отобрав те, которые могут быть реализованы в заявленные сроки.

Анализ этапов и результатов реализации программ Зауралья и Северо-востока в течение прошедших 2-х лет на наш взгляд позволяет сделать ряд выводов, которые касаются не только сформированных субрегионов, но и в целом муниципальных образований РБ:

1) Муниципалитеты замкнуты на собственных проблемах по поддержке функционирования;

2) Превалирует ориентации на дотации, отсутствует вектор развития; 

3) Слабая инфраструктурная связанность отдельных территорий;

4) Сокращение производств в отдельных отраслях;

5) Недостаточное материально-техническое, кадровое обеспечение полномочий ОИВ и ОМСУ;

6) Низкий уровень кооперации и интеграции.

Следствием перечисленного является низкая конкурентоспособность отдельных муниципалитетов и крайне низкий уровень подготовки программ развития территорий.

Здесь, мы подходим к главному вопросу – зачем нам заниматься задачами и проектами территориального развития? Ведь можно просто поддерживать процессы в текущем положении. 

Главная цель формирования программ территориального развития обеспечить возможность исполнения государством собственных функций и обязательств.

Для этого необходимо увеличивать доходность муниципальных бюджетов и повышать доверие к местной власти.

Основными принципами разработки и реализации таких программ должны стать: системность, реалистичность, технологичность и стандартность используемых решений. Обозначу наш подход кратко – мы должны иметь ограниченное количество целей, под них ограниченное количество проектов развития с чётко определённым объёмом ресурсов.

В этой связи, мы предлагаем изменить сам подход как к разработке программных продуктов, так и, прежде всего, к формированию территориальной политики Республики Башкортостан.

Для себя мы выделили 4 основных составных элемента управления территориальным развитием. 

Одним из функциональных направлений нашего Агентства является мониторинг социально-экономического положения муниципалитетов и оценка эффективности работы администраций. Анализ динамики основных социально-экономических показателей, позволяет говорить о зависимости темпов развития муниципального образования от имеющихся у него ресурсов. Именно поэтому в качестве основного принципа выделения субрегионов мы предлагаем рассматривать т.н. потенциал территорий, включающий ресурсы и коммуникации. Под ресурсами мы понимаем природные, человеческие, климатические, информационные и другие ресурсы, а под коммуникацией – сложившиеся потоки их перемещения. 
На основе анализа потенциала территорий мы выделяем 10 региональных округов. Это предварительная разбивка по субрегионам, требуется дополнительная проработка вопроса с «наукой», с госорганами, бизнесом и гражданским обществом. Но для себя на территории сегодняшнего Зауралья мы выделяем как минимум две региональные зоны: собственно Зауральскую и Юго-восточную. Природно-климатические условия у них разные межрегиональные связи разные, транспортные и логистические схемы разные, качество человеческого капитала также отличается.

Принципиальным считаем разработку для каждого субрегиона стратегической карты развития как инструмента, определяющего цели, и их взаимоувязку на всех уровнях управления, в том числе со стратегией социально-экономического развития РБ и целевыми программами развития муниципалитетов.

Ключевым этапом формирования стратегической карты является комплексная оценка проектов развития и их ранжирование: по доходности по субъекту и по объекту развития.

Ранжирование проводится с целью определения приоритетности сроков и имеющихся для реализации проектов ресурсов.

Доходные проекты должны быть отделены от расходных- социальных проектов. Социальные объекты должны появиться не раньше доходных, а в нужное время, когда доходные проекты перейдут к фазе создания новых рабочих мест и появится потребность в соответствующей социальной инфраструктуре. 

Ранжирование по субъекту позволит нам сонастроить тему развития с имеющимися ресурсами. Вряд ли инвестору будет интересно приземлять проект на территории, где отсутствует человеческий капитал требуемого качества и не сформирована стратегия его развития.

Для определения в стратегических картах целей развития субрегиона и последовательности их достижений формируется модель иерархических потребностей территорий по аналогии с пирамиды потребностей А.Маслоу. 

В зависимости от уровня достижения целей субрегиона, получаем определенную группировку стандартизованных проектов развития.

Применительно к нашим субрегионам это могут быть такие стандартизованные проекты и их портфели как:

1. Стратегия стабильного роста основных социально экономических показателей, которая предполагает содействие реализации якорных проектов «градообразующих» предприятий и кластерных инициатив.

2. Стратегия формирования инвестиционной привлекательности - запуск проектов развития в перспективных отраслях, создание техно- и индустриальных парков.

3. Стратегия встраивания во внешние цепочки создания добавленной стоимости - небольшие «сервисные» проекты, реализуемые в рамках крупных проектов соседних территорий (включая соседние регионы, что особенно актуально для Зауралья).

После ранжирования проектов по доходности\расходности,  субъекту, объекту развития мы получаем портфель проектов развития для данной субтерритории. Причём, эти проекты взаимоувязаны с целями и между собой, привязаны к временной. Далее нашей задачей становится определение команды управления этим проектом, установление уровней контроля мероприятий, что облегчает процесс мониторинга и позволяет на уровне республиканских органов исполнительной власти контролировать лишь ключевые проекты).

На основании полученных стратегических карт и портфелей проектов развития субтерриторий мы приступаем к увязке их с бюджетами, градостроительными документами, местными целевыми программами. В целях обеспечения указанных предложений Агентства становится актуальным вопрос организации институтов территориального администрирования.

Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан до 1 июля текущего года планирует утвердить концепцию региональной территориальной политики.

Похожие:

Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconВыступление Председателя Национального банка Республики Башкортостан...
Национальным банком Республики Башкортостан, является существенное повышение уровня обеспеченности экономики региона банковскими...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconВыступление вице-премьера Правительства Республики Башкортостан И....
Зауралья до 2015 года. Ее разработка была инициирована Рустэмом Закиевичем по итогам поездки в Зауралье в августе 2010 года. Программа...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconОтчет Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан 2012 Оглавление:...
«о контрольно- счетной палате Республики Башкортостан» о ежегодном представлении Государственному Собранию Курултаю Республики Башкортостан...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной icon1. общие положения
Башкортостан 2012 года» (далее Конкурс) проводится журналом «Компьютерный практикум» при поддержке Министерства культуры Республики...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconРоссийской Федерации Академия наук Республики Башкортостан Стерлитамакский филиал
«Интеграция психолого-педагогической теории и практики в поликультурном образовательном пространстве Республики Башкортостан», который...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconКонкурс «Лучший студенческий трудовой отряд Республики Башкортостан...
Конкурс «Лучший студенческий трудовой отряд Республики Башкортостан в 2011 году» проводится во исполнение постановления Правительства...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconЮридический департамент координационного совета
Юридический департамент координационного совета – это профессиональная команда юристов*, которая всегда готова оказать правовую помощь...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconДокумента постановление фас уральского округа от 13. 10. 2004 n ф09-614/04-ак
Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconРешение о муниципальной программе развития субъектов малого и среднего...
Федерации» от 24 июля 2007 года №209-фз, Законом Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике...
Выступление руководителя Агентства по территориальному развитию Республики Башкортостан А. Ю. Васильева на заседании Координационного совета Среднесрочной iconЗаседание
Координационного Совета студенческих научных обществ учреждений профессионального образования, расположенных на территории Чувашской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница