3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее


Скачать 365.55 Kb.
Название3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее
страница1/4
Дата публикации05.08.2013
Размер365.55 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4




Тема 3. Производительность работников умственного труда

Производительность работников физического труда и ее будущее.

Производительность работников умственного труда как основной капитал современной организации.

«Новые служащие» и умственный труд как система.

Введение

В XX веке самым важным и поистине уникальным до­стижением менеджмента было повышение в 50 раз произ­водительности физического труда на производственных предприятиях.

Самое главное достижение, которого менеджмент дол­жен добиться в XXI веке, тоже связано с повышением производительности труда, но на этот раз умственного, а вместе с ним и с повышением производительности ра­ботника умственного труда.

Самым ценным активом любой компании XX века было производственное оборудование. Самым ценным ак­тивом любой организации XXI века — как коммерческой, так и некоммерческой, — станут ее работники умственно­го труда и их производительность.

^ 1.Производительность работников физического труда и ее будущее.

Для начала давайте посмотрим, чего мы достигли к на­стоящему времени.

Прошло чуть больше ста лет с того момента, когда ра­ботник умственного труда, впервые обратив внимание на физический труд и на работника физического труда, приступил к изучению как первого, так и второго. Вели­кие поэты, грек Гесиод (VII—VIII века до Р.Х.) и, несколь­кими столетиями позже, римлянин Вергилий (I век до Р.Х.) воспевали труд земледельца. И Гесиод, и Вергилий по-прежнему считаются лучшими поэтами всех времен и народов. Но ни труд, о котором они писали, ни герои их произведений не имели ничего общего с реальностью, — впрочем, авторы к этому и не стремились. Ни Гесиод, ни Вергилий никогда не брали в руки серп, не пасли овец, даже не видели, как это делают другие. А в XIX столетии о физическом труде и трудящихся взялся писать Карл Маркс (1818-1883), который не только не был знаком с трудом рабочих, но никогда и близко не подходил к стан­кам, на которых они работали. Первым человеком, кото­рый сделал и то, и другое, — т.е. попытался выполнить ра­боту работника физического труда, одновременно изучая ее, — был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

На протяжении исторического периода, о котором у нас есть письменные свидетельства (и даже в более ранние исторические эпохи), постепенно изменялся смысл понятия, которое мы сегодня именуем "произ­водительностью" (сам этот термин появился примерно 50 лет назад). Изменения эти происходили вследствие появления новых инструментов, методик и технологий; это был прогресс в том, что экономист называет "капиталом". Одновременно очень мало изменилось то, что экономисты называют "трудом", другими словами, производительность труда рабочего. Исторически сло­жилось мнение, что производительность возрастает только в случае повышения интенсивности труда или увеличения продолжительности рабочего дня. Эконо­мисты XIX века не согласились бы с большей частью того, что сегодня делают их коллеги. Но все они — от Дэвида Рикардо (1772-1823) до Карла Маркса — были единодушны в том, что в уровне квалификации работ­ников существуют огромные различия; что же касает­ся производительности, то тут разница обусловлена исключительно усердием одних рабочих и леностью других (или физическими данными — одни рабочие сильнее, другие слабее). Понятия "производительнос­ти" не существовало. Оно и сегодня зачастую считает­ся "внешним фактором" и не вписывается в уравнения большинства современных экономических теорий, на­пример, в теорию Кейнса или в построения австрийс­кой школы теоретической экономики.

В первое же десятилетие после того, как Тейлор впер­вые обратил внимание на физический труд и взялся за его изучение, производительность этого вида труда стала расти невиданными темпами. Она до сих пор стабильно увеличивается со скоростью в 3,5% в год — это означает, что со времен Тейлора производительность возросла в 50 раз. Именно на этом факторе роста основываются все экономические и социальные достижения XX века. Про­изводительностью работника физического труда создано то, что сегодня называется "развитой" экономикой. До Тейлора ничего подобного не существовало — экономи­ки всех стран были одинаково "недоразвитыми".

Сегодня "недоразвитая" экономика (или, скорее, "нарождающая­ся") это та, которая не сделала — еще не сделала — физи­ческий труд производительным.

Принципы производительности физического труда

На первый взгляд принципы Тейлора чрезвычайно просты.

^ Первый принцип повышения производительности фи­зического труда гласит: надо изучить задачу и проана­лизировать движения, необходимые для ее выполне­ния.

^ Второй принцип: надо описать каждое движения и составляющие его усилия, а также измерить время, за которое оно производится.

Третий принцип: устранить все лишние движения; каждый раз, начиная изучать физический труд, мы обнаруживаем, что боль­шинство освященных временем процедур оказывают­ся пустой тратой времени и мешают повышению произ­водительности труда.

^ Четвертый принцип: каждое из оставшихся движений, необходимых для выполнения поставленной задачи, снова соединяются вместе — так, чтобы работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и умственных усилий и минималь­ное количество времени.

Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность.

Наконец, последний принцип гласит: необходимо со­ответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Сколь­ко раз мы ни брались бы за оптимизацию разных ра­бот — независимо от того, сколько тысяч раз в год эти работы производятся, — всякий раз обнаруживается, что традиционные инструменты требуют доработки. Так произошло с совком для песка (перенос песка был одним из первых видов физического труда, изученных Тейлором). Совок был неправильной формы, имел не­подходящий размер и неудобную ручку. Множество недостатков можно найти и в инструментах, которыми пользуются, скажем, хирурги.

Принципы Тейлора выглядят очевидными, как и лю­бые эффективные методы. Но чтобы выработать их, Тей­лор экспериментировал в течение 20 лет.

За последние сто лет методика Тейлора претерпела бесчисленное множество изменений, уточнений и усовер­шенствований. Изменилось даже ее название. Сам Тейлор называл свою методику "анализом задач" или "научным уп­равлением задачами". Двадцатью годами позже эта методи­ка получила новое имя — "научная организация труда" или "менеджмент". Еще через 20 лет, после Первой мировой вой­ны, менеджмент в США, Великобритании и Японии стал называться "научным менеджментом", а в Германии — "ра­ционализацией производства".

Утверждение, что какая-то новая методика "отвергает" или "опровергает" Тейлора, стало почти стандартным пиаровским приемом. Ибо то, что прославило Тейлора и его методы, одновременно сделало их крайне непо­пулярными. То, что Тейлор увидел, по-настоящему за­интересовавшись трудовым процессом, вызывающе не соответствовало тому, что об этом писали поэты (Гесиод и Вергилий) и философы (Карл Маркс). Все они прославляли "мастерство". Тейлор показал, что ника­кого мастерства в физическом труде нет, а есть про­стые, повторяющиеся движения. Производительными их делает знание, точнее, знакомство с оптимальными способами исполнения и организации простых одно­образных движения. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд1.

1 То же самое, что и Тейлор, сделал почти одновременно с ним в древнейшей из известных профессий — медицине — Вильям Ослер (1849-1919). В 1892 году он издал книгу The Principles and Practice of Medicine (берусь утверждать, что это лучший учеб­ник со времен евклидовой "Геометрии" III века до Р.Х.). Книга Ослера совершенно справедливо считалась попыткой приме­нения научного менеджмента в медицинской диагностике. Как и Тейлор, Ослер учил, что нет "мастерства", а есть метод.

Все это вызвало сильнейшую неприязнь к Тейлору со стороны современных ему профсоюзов, объединяв­ших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых объяснялось владением неким тайнами ремесла, причем владением монопольным. Раздражало профсоюзы и то, что Тейлор пропаганди­ровал оплату труда "по конечному результату", т.е. за выполненное в срок задание, а не "за процесс", т.е. за количество отработанных часов. Профсоюзы и сегод­ня проклинают Тейлора за эту идею. К тому же данное Тейлором определение работы как серии операций во многом объясняет тот факт, что его концепции отверга­ют люди, никогда сами не занимавшиеся физическим трудом (писатели и интеллектуалы — последователи поэтов и философов прежних времен).

^ Тейлор разру­шил романтику труда. "Тайны ремесла" он заменил "последовательностью элементарных движений".

На протяжении последних ста лет каждый новый ме­тод, позволивший достичь хотя бы минимальных успехов в повышении производительности работников физичес­кого труда — а вместе с ним и их реальной зарплаты, — ос­новывался на принципах Тейлора, как рьяно авторы этих методов ни превозносили бы отличия собственных систем от тейлоровой. Укрупнение технологических операций, стремление к разнообразию работы за счет исключения повторяющихся операций, ротация должностей — во всех этих нововведениях методы Тейлора используются для уменьшения усталости работника, а, следовательно, для повышения производительности его труда. Идеи Тейлора об анализе задач и научной организации всего процесса физического труда использованы и в принципе конвейера Генри Форда, разработанном уже после 1914 года, когда сам Тейлор был стар, болен и отошел от дел. Идеи Тейлора использованы и в японских "кружках качества", и в систе­ме непрерывного совершенствования "кайзен", и в орга­низации поставок "точно вовремя".

Однако самым лучшим примером следует считать "все­общий контроль качества" Эдвардса Деминга (1900-1993). Что же сделал Деминг и почему всеобщий контроль качес­тва столь эффективен? Деминг проанализировал и орга­низовал производственный процесс точно так же, как это сделал Тейлор. Но затем к методике Тейлора он добавил (примерно в 1940 году) контроль качества, основанный на статистической теории, которая появилась только спустя 10 лет после смерти Тейлора. Наконец в 70-х годах Деминг заменил секундомер и фотографирование этапов рабочего процесса телевидением и компьютерным моделированием. В остальном специалисты Деминга по анализу контроля качества — точная копия специалистов Тейлора по науч­ной организации труда, и работают они точно так же.

Каковы бы ни были ограничения и недостатки методи­ки Тейлора — а их предостаточно, — никто из американцев (даже Генри Форд) не оказал на организацию производс­твенного процесса такого влияния, как Тейлор. Научный менеджмент (и его следующая ступень, научная органи­зация производства) представляет собой одно из течений американской философии, получившее признание во всем мире, наравне с Конституцией или сборником статей "Фе­дералист". В последнем столетии только одно философское течение могло конкурировать с учением Тейлора — марк­сизм. Однако, в конечном счете Тейлор победил и Маркса.

За время Первой мировой войны научный менеджмент распространился в США — вместе с конвейером Форда, в основу которого положены принципы Тейлора. В 20-е годы научный менеджмент проник в Западную Европу и привлек внимание японцев.

Во время Второй мировой войны достижения как не­мцев, так и американцев базировались непосредственно на применении принципов Тейлора к обучению персо­нала1.

Руководство Германии, проиграв Первую мировую войну, применило "рационализацию производства" — дру­гими словами, научный менеджмент Тейлора, — к организации работы для бывших солдат и к подготовке военных кадров. Это позволило Гитлеру создать невиданную во­енную машину за те шесть лет, которые прошли от его прихода к власти до начала Второй мировой войны в 1939 году.

В США при подготовке промышленных рабочих применялись те же принципы Тейлора, в Первую миро­вую войну — в порядке эксперимента, во Вторую миро­вую войну — уже в полную силу. Благодаря этому США превзошли Германию по уровню производства, несмотря на то, что процент американских мужчин трудоспособно­го возраста, призванных в армию, превосходил процент призванных на войну немцев; следовательно, процент американцев, занятых в промышленности, был меньше соответствующего процента немцев. Но подготовка кад­ров на основе научного менеджмента позволило граж­данскому населению США в два — если не в три — раза превысить производительность рабочих гитлеровской Германии и захваченных фашистами стран Западной Европы. Таким образом, научный менеджмент позволил США не только численно превзойти и немцев, и японцев на поле боя, но в то же время и в несколько раз превысить показатели этих стран по уровню производства.

Экономическое развитие за пределами стран Запада, начиная с 1950 года, в основном шло за счет копиро­вания процессов, которые проходили в США во время Второй мировой войны, другими словами, в примене­нии принципов научного менеджмента для достиже­ния более высокой производительности физического труда. Экономический рост в более ранние историчес­кие периоды основывался на технологических иннова­циях — сначала во Франции в XVIII веке, затем в Ве­ликобритании в 1760-1850 годы и, наконец, в Германии и США, новых лидерах экономики, во второй полови­не XIX века.

Страны Востока — и в первую очередь Япония, — развитие которых началось после Второй мировой войны, старались избегать технологических инноваций. Вместо этого они импортировали систему подготовки кадров, которую США разработали во вре­мя Второй мировой войны на основе теории Тейлора, и использовали их для подготовки высокопроизводи­тельной рабочей силы. Порой эта работа начиналась буквально на пустом месте, потому что рабочие боль­шей частью ничего не умели и жили еще в доиндустриальном мире.

(Например, в Японии почти две трети трудоспособного населения в 1950 году все еще про­живали в сельской местности и умели только выра­щивать рис.) При этом даже после резкого повышения производительности рабочим в течение примерно де­сяти лет продолжали платить те же зарплаты, которые они получали, когда только пришли на производство; это позволило странам Востока — сначала Японии, Корее, а затем Тайваню и Сингапуру — выпускать та­кие же промышленные товары, какие производились в западных странах, при гораздо меньших затратах на оплату труда.

Будущее производительности труда

Принципы Тейлора были разработаны для физическо­го труда на промышленном производстве и впервые при­менены именно там. Но и при этом традиционном ограни­чении они имеют чрезвычайно важное значение. Методы Тейлора по-прежнему лежат в основе главного принципа организации производства в странах, где физический труд, и в особенности физический труд на производстве, остается сектором роста общества и экономики, другими словами, в странах третьего мира, где все еще очень вели­ко—и неуклонно растет — число молодых людей без об­разования и практически без какой-либо профессии.

Но, как будет показано ниже в этой главе, существует множество разновидностей умственного труда (включая работы, требующие самых передовых и в высшей степе­ни теоретических знаний), в которые входит и физический труд. И повышение производительности такого труда также требует применения научной организации производства.

И все же в развитых странах главная задача сегодня заключается не в повышении производительности фи­зического труда, — в конце концов, мы знаем, как этого добиться. Центральной задачей становится всемерное по­вышение производительности умственного труда. Работ­ники умственного труда очень быстро становятся самой крупной группой внутри рабочего класса развитых стран. Сегодня они уже составляют около двух пятых всей ра­бочей силы США; во других странах их доля меньше, но тоже быстро увеличивается. В первую очередь именно от производительности этой группы работников будет зави­сеть будущее процветание — более того, само существо­вание, — развитых стран.
  1   2   3   4

Похожие:

3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее icon1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда
Труд, форма труда, труд физический и умственный, условия труда, напряженность труда, тяжесть труда, опасность труда, производительность...
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconПитеру Друкеру Производительность работника умственного труда определяется шестью факторами
Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: “В чем заключается производственное задание?”
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее icon86. Анализ производительности труда. Производительность труда
Производительность труда плодотворность, эффективность производственной деятельности людей, измеряемая количеством продукции (благ...
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconАнализ использования трудовых ресурсов
С этой целью определяется штатная (плановая) числен­ность работников. Штатная численность определяется: пла­ном производства и реализации...
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика труда» на тему «Организация...

3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconПлан: Общая характеристика нового Трудового кодекса РФ. Рынок труда...
Дифференциация труда особенности регулирования труда …, частично ограничивающими применение общих правил по тем же вопросам либо...
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconКадры предприятия и производительность труда
Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconЗадачи, принципы и методы планирования (разработки производственных...
Оплата труда работников внутрихозяйственных подразделений растениеводства от валового дохода и по остаточному принципу
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconОрганизация обучения вопросам охраны труда на предприятиях
Цель работы: Ознакомиться с содержанием и требованиями по организации обучения охране труда специалистов и работников предприятий...
3. Производительность работников умственного труда Производительность работников физического труда и ее будущее iconЗарплата от а до Я. Бухгалтерский учет Глава Система организации и оплаты труда
Состав первичных документов, необходимых для начисления заработной платы, зависит от системы оплаты труда работников, установленной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница