Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др


Скачать 409.21 Kb.
НазваниеУчебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др
страница1/4
Дата публикации25.03.2013
Размер409.21 Kb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Блок 1. Учебники и учебные пособия
Исторические типы философии: Учебное пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии: Учебное пособие. – М., 1998.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. – М., 1995-1999.

История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель и др. Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн., 2001.

Основы философии: от классики к современности. Учебное пособие. – М., 1998.

Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.

Философия: Учебник для высших учебных заведениий/ Под ред. Ю.А.Харина. –Минск, 2007.

Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.С.Степин и др./Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.

Философия: Учебное пособие / В.К.Лукашевич и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.

Философия: Учебно-методический комплекс / А.И.Зеленков, В.В.Анохина, А.П.Ждановский и др.; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003.
Блок 2. Хрестоматии и антологии
Антология мировой философии: В 4-х тт. – М., 1969-1972.

Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М., Харьков, 1999.

Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972-1973.

Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

Мир философии. Ч. 1-2. – М., 1991.

Путь в философию: антология. М., 2001.

Скирбекк Г. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1., – М., 1989.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Блок 3. Информационно-справочные издания
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001-2002.

Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
Блок 4.

Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага съветапогляду. – Мн., 1993.

Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.

Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учебно-методический комплекс. – Мн., БГУ, 2006.

Аристотель. Вторая аналитика. Сочинения. – Т.2. – М., 1978.

Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1999.

Ахутин А.В. Дело философии / Архэ. Вып. 2. – М., 1996.

Бердяев Н.А. Русская идея. – О России и русской философской культуре. – М., 1990.

Библер В.С. Быть философом / Архэ. Вып. 2. – М., 1996.

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

Бубер М. Я и Ты/М.Бубер. Два образа веры. – М., 1995.

Бэкон Ф. Новый Органон. Сочинения: В 2 т. – Т. 2 – М., 1978.

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. – М., 1993.

Виндельбанд В. Что такое философия / Избранное: Дух и история. – М., 1995.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Витгенштейн Л. Философские работы. – Ч. 1. – М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т.1 / Г.В.Ф. Гегель. М., 1974.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992, №4.

Декарт Р. Рассуждения о методе. Сочинения: В 2 т. – Т.1. – М., 1989.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. – Л., 1991.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – Т 1-2. – СПб., 1998.

Камю А. Миф о Сизифе / Камю А. Творчество и свобода. – М., 1990.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Собр. соч. в 8 т. Т. 4. – М., 1994.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб., 1997.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Короткая Т.П. Религиозная философия в Беларуси начала ХХ в. – Мн., 1983.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Лейн Т. Христианские мыслители. – СПб., 1997.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. Т.18.

Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. – М., 1994.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Майхрович А.С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения. Мн., 1987.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

Маритен Ж. Философ в мире / Ж.Маритен. М., 1994.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К.Маркс / /К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 3.

Маркс. К. К критике политической экономики. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 13.

Мор Т. Утопия. – М., 1978.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. – М., 1990.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? /Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

Падокшын С.А. Беларуская думка у кантэксце гісторыі і культуры. – Мн., 2003.

Платон. Пир. – Сочинения. – Т.2. – М., 1970.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., 1994-1997.

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.

Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. – Сумерки богов. – М., 1989.

Скарына Ф. Прадмовы і пасляслоўі. – Мн., 1969.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996.

Соколов В.В. Введение в классическую философию: учебное пособие / В.В. Соколов М. 1999.

Соколов В.В. Европейская философия XY-XYIII веков: Учебник. 2 изд., испр. и доп. – М., 1996.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.

Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Мн., 1987.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хайдеггер М. Что такое философия? / Вопросы философии. – 1993, № 8.

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – СПб., 1997.

Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1998.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Ясперс К. Философская вера / К.Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Блок 5.

Раздел 2. Философия бытия
Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4-т.Т.1. – М., 1976.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). – М., 1988.

Барковская А.В. Антропосоциальная парадигма в философии природы. – Мн., 2000.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Вязовкин В. С., Тузова Т. М. Бытие и мышление. – Мн., 2000.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. – М., 1997.

Гартман Н. Старая и новая онтология / Историко-философский ежегодник. – М., 1988.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – Мн., 1998.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. – М.,1986.

Зеленков А.И. Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. –Мн., 1987.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.,1990.

Основы онтологии: Учеб. пособие для студентов философских факультетов. – СПб., 1997.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Солодухо Н.М. Философия небытия. – Казань, 2002.

Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.


Блок 6.

Раздел 3. Философская антропология
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.

Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург – Бишкек, 1997.

Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – Спб., 1996.

Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 1997.

Деятельность: теории, методология, проблемы. – М., 1990.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М., 1980.

Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.,1991.

Киркегор С. Болезнь к смерти // Киркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. – 1990. № 10.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб.,1997.

Маркузе Г. Одномерный человек – М.,1994.

Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М.,2004.

Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIХ–ХХ вв. – Иваново, 1994.

Проблема сознания в западной философии. – М., 1989.

Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

Страх. Страсти человеческие. Антология. – М., 1998.

Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. – М., 1996.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Психоаналитические этюды. – Мн., 1990.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.,1995.

Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. – М., 1994.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.21.

Эрос. Страсти человеческие. Антология. – М., 1997.

Это человек: Антология. – М., 1995.

Юнг К. Коллективное бессознательное. – М., 1995.

Блок 7.

Раздел 4. Теория познания и философия науки
Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1988.

Берков В.Ф.Философия и методология науки. – Минск, 2004.

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

Голстейн М., Голстейн И. Как мы познаем. – М., 1984.

Границы науки. Отв. ред. Л.А. Маркова. – М., 2000.

Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1993.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. – М., 2005.

Лукашевич В.К. Философия и методология науки: учебное пособие / В.К. Лукашевич. – Мн., 2006.

Микешина Л. А. Философия познания: Полемические главы. – М., 2002.

Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005.

Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992.

Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

Познание в социальном контексте. – М., 1994.

Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987.

Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. – Киев, 1997.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

Теория познания: В 4 т. М., 1991–1995.

Филатов В.П. Наука и мир человека. – М., 1990.

Философия и методология науки: учебное пособие / А.И. Зеленков и др.; под. ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007.

Философия науки: Учебное пособие / Е.Ю.Бельская и др.; Под. ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – М., 2007.

Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. – М., 1986.

Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. – М., 1996.
Блок 8.

Раздел 5. Социальная философия
Арефьева Г. С. Общество как предмет социально-философского анализа. – М., 1995.

Бабосов Е.М. Конфликтология. – Мн., 1997.

Барулин В.С. Социальная философия: учебник – М., 1999.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.,1990.

Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989.

Гаджиев К. С. Политическая философия. – М., 1999.

Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М., 2007.

Гражданское общество: теория, история, современность. – М., 1999.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 1991.

Гуревич П. С. Философия культуры. – М., 1995.

Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. – Мн.,2001.

Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6 т. Т.1. – М., 2000.

Динамика социально-политических процессов в современном обществе. – М., 1997.

Ерыгин А. Н. Восток–Запад–Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. – Ростов-на-Дону, 1993.

История и философия культуры. – М., 1996.

Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.

Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М., 1998.

Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. – М., 1998.

Коллингвуд Дж. Р. Идея истории. Автобиография историка. – М., 1982.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Луман Н. Власть. – М., 2001.

Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.

Митрохин Л. Н. Философия религии. – М., 1993.

Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.

Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 1997.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. – М., 1998.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М., 1991.

Панарин А. С. Философия политики. – М., 1999.

Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2002.

Резник Ю. М. Введение в социальную антропологию. – М., 1999.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Сергейчик М.Е. Философия истории. – СПб., 2002.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 2001.

Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.

Тавризян Г. Техника, культура, человек. – М., 1986.

Теория познания: В 4 т. Т.4. Познание социальной реальности. – М., 1995.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – СПб., 1995.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2001.

Томпсон М. Философия религии. – М., 2001

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М., 2002.

Философия истории. Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.

Философия истории: антология. – М., 1995.

Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Философия техники: история и современность. – М., 1997.

Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. – М., 1993, 1998.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. – М., 1999.

Яскевич Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия. – Мн., 2005.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом, предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии и, в особенности, неклассического и постнеклассического её этапов.

В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации.

Тем не менее, для обеспечения проверки и контроля, усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса, приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы.

1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:

а) протофилософия;

б) классика;

в) неоклассика;

г) неклассика;

д) постклассика.
2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования:

а) кризис рационалистического мировоззрения;

б) революция в естествознании;

в) фрагментация проблемного поля философии,

г) появление новых философских концепций.

3. Определите черты, отличающие современную философию от классической:

а) критика созерцательности предшествующей философии;

б) отрицание познаваемости мира;

в) критика объективизма предшествующей философии;

г) борьба материализма и идеализма;

д) лингвистический поворот в философии;

е) плюрализм философской мысли.

4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии:

а) логическая строгость выводов;

в) интерес к человеку;

г) рефлексивность;

д) противостояние материализма и идеализма.

5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:

1. классика а) культ разума;

б) обращение к иррационализму;

в) понимание истины как достоверного знания;

2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку;

д) противостояние материализма и идеализма;

е) фрагментация проблемного поля философии.

6. Выделите основные стратегии постклассического философствования:

а) экзистенциально-феноменологическая;

б) аналитическая;

в) психологическая;

г) социально-критическая;

д) эвристическая.

7. Из приведенного перечня выделите основные

направления развития неклассической философии:

а) неотомизм;

б) неоплатонизм;

в) экзистенциализм;

г) постпозитивизм;

д) постмарксизм.

8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:

а) философия науки;

б) философская герменевтика;

в) позитивизм;

г) постструктурализм;

д) философия права.

9. Выделите философов классической эпохи: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс, Н. Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун

10. Назовите представителей постклассической философии: Аристотель,

Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас И. Кант, Фома Аквинский.

11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой:

а) неотомизм;

б) феноменология;

в) персонализм;

г) постпозитивизм.

12. Назовите основоположника феноменологии -- одного из самых влиятельных направлений современной философии:

а) В. Дильтей;

б) К. Ясперс;

в) М. Хайдеггер;

г) Э. Гуссерль.

13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:

а) отказ от познания мира;

б) отрицание возможности познания мира человеком;

в) отрицание познавательных возможностей разума;

г) сомнение в возможностях научного познания;

д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.

14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ веке приковано внимание аналитической философии ХХ века:

а) рисунок;

б) язык;

в) разум;

г) чувства.

15. Укажите представителей аналитической философии: К Маркс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.


16. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».

17. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:

а) Дж. Беркли;

б) Г. Гегель;

в) Л. Фейербах;

г) И. Кант;

д) И Фихте;

е) Г. Лейбниц.

18. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:

а) законченный характер;

б) сочетание с материализмом;

в) сочетание с идеализмом.

19. Назовите достижения науки XIX века, явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии маркскизма:

а) открытие клеточного строения живых организмов;

б) теория химического строения Бутлерова;

г) открытие закона сохранения и превращения энергии;

д) эволюционная теория Дарвина;

е) генетика.

20. Укажите основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории;

б) идея активности субъекта в познании;

в) преодоление созерцательности предшествующего материализма;

г) разработка диалектики как теории развития;

д) достижение единства материализма и диалектики;

е) формулировка категорического императива.

21. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».
22. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных философов

1. Г. Гегель а) V в.;

2. И. Кант б) XIII в.;

3. Фома Аквинский в) XIX в.;

4. К. Маркс г) XV в.;

д) XVIII в.;

е) XVIII -- XIX вв.
23. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К.Маркса:

а) панлогизм;

б) социоцентризм;

в) пантеизм;

г) деизм.

24. Расположите в правильной хронологической последовательности:

а) немецкая классическая философия;

б) новоевропейская философия;

в) философия марксизма.

25. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности:

а) неомарксисткий;

б) ортодоксальный (классический);

в) постмарксисткий;

г) ленинский.

26. Установите соответствие, помогающее определить проблемные поля названных

философских течений:
1. Экзистенциализм а) анализ различных типов языковой

реальности;

2. Аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в-

мире;

3. Структурализм в) гендерные исследования социо-

культурной реальности;

4. Феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике

социокультурных феноменов различного

порядка;

5. Герменевтика д) исследование понимания как условия

осмысления социального бытия.
17. Определите смысл понятия “гендер”. Оно характеризует у человека:

а) биологический пол;

б) принадлежность к определенному классу;

в) социальный пол;

г) возраст;

д) принадлежность к одной из человеческих рас.
28. Укажите основные направления развития феминистской

философии ХХ века:

а) либеральное;

б) капиталистическое;

в) радикальное;

г) социалистическое;

д) культурологическое.

19. Выделите философа-марксиста, чья работа “ Происхождение семьи,

частной собственности и государства” заложила фундамент

социалистического направления в феминизме:

а) Ф. Энгельс;

б) П. Лафарг,

в) К. Маркс;

г) Г.В. Плеханов;

д) И. Дицген.


  1. Определите основателя философской феноменологии:

а) Ю. Хабермас;

б) М. Хайдеггер;

в) Э. Гуссерль;

г) З.Фрейд.

31. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии:

а) выдвигает тезис о «конце философии»;

б) призывает к отказу от научного статуса философии;

в) требует образования строгой научной философии;

г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.



  1. Определите ядро проблематики философской феноменология:

а) исследования самоорганизующихся и саморазвивающихся систем;

б) глобальное моделирование мировой динамики;

в) применение социальных и политических технологий;

г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.



  1. Определите, как феноменология интерпретирует сознание:

а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга;

б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности;

в) отражение реально существующих объектов и связей действительности;

г) индивидуальную проекция Мирового Разума;


  1. Выберите характерную для философской феноменологии интерпретацию понятия «эпохе»:

а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты;

б) единство истины, добра и красоты;

в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии;

г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».
35. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма:

а) в середине XIX века;

б) накануне первой мировой войны;

в) накануне второй мировой войны;

г) в преддверии нового тысячелетия.

36. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:

а) «философия сущности»;

б) «философия существующего»;

в) «философия существования».

37. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) сенсуализм;

г) эмпиризм;

д) агностицизм.

38. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:

а) бытие природы; в) бытие духовное,

б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека;

39. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:

а) социальные кризисы, в том числе мировые войны;

б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку;

в) первый полет человека в космос;

г) наличие в мире тоталитарных режимов;

д) развитие наук и искусств;

е) перестройка в СССР.

40. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме:

а) рефлексия;

б) свобода;

в) страх;

г) наслаждение;

д) любовь;

е) коммуникация;

ж) нирвана.

41. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ века: О. Конт, К. Маркс, Н.А Бердяев, Л. Витгенштейн, М. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Маритен, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, П. Фейерабенд, М. Вебер, С. де Бовуар.

42. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:

а) романтические ситуации; в) интересные ситуации;

б) «пограничные ситуации»; г) переходные ситуации.

43. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:

а) свобода как осознанная необходимость;

б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил;

в) свобода как возможность выбора.

44. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».

45. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе:

а) классическая философия

б) неклассическая философия

в) постнеклассическая философия
2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции:

а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества;

б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека;

в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания, как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.

3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX века:

а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей;

б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов;

в) опора на формальную логику, данные современной науки;

г) обращение к опыту мистического философствования;

д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к «глубинному» логическому его анализу.

4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией? В том, что:

а) язык рассматривается как средство философского исследования;

б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования;

в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.

5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX века: Г. Фреге, Ж.-П. Сартр, Б. Рассел, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер, Ю. Хабермас, Т. Кун, Ж. Деррида, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр.

6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________

7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или « неопозитивизм»?________

8. Укажите основные принципы неопозитивизма:

а) принцип развития;

б) принцип верификации;

в) принцип физикализма;

д) принцип конвенционализма;

е) принцип всеобщей связи явлений.

9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания;

б) проблема социокультурной

обусловленности научного познания;

2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания;

д) проблема логического анализа языка науки;


10. Назовите представителей постпозивистской философии науки: К. Поппер, Г. Фреге, Б. Рассел, И. Лакатос, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, Р. Карнап, Т. Кун.


1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:
1. античный период а) герменевтика – философский метод и онтология;

2. Средневековье б) герменевтика – искусство

истолкования воли богов;

3. XIX век в) герменевтика – метод

интерпретации библейских

текстов;

4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.

2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики:

а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия;

б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера;

в) учение о ноосфере.

3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения:

И. Кант, Ж. Лакан, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Т. Кун, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ф. де Соссюр, В.И. Вернадский.

4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма:

а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка;

в) структура деятельности индивида;

г) структурные уровни организации материи.

5. Назовите представителей философии структурализма: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М. Хайдеггер, С. де Бовуар, Р. Барт, И. Лакатос, Ю. Хабермас, К. Поппер, Ж. Лакан, К. Ясперс.

6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:

а) метод экстраполяции;

б) гипотетико-дедуктивный метод;

в) структурно-функциональный метод;

г) диалектический метод.

7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии:

а) деидеологизация;

б) децентрация;

в) деконструкция;

г) социальная стратификация;

д) детерриториализация.
8. Назовите основных представителей философии постструктурализма:

Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, Ж.-П. Сартр, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр, Ж. Маритен, Р. Барт.

9. Укажите основные значения понятия «постмодерн». Это:

а) особая ситуация в современной культуре;

б) одна из школ философии XIX века;

в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.

10. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна:

а) логоцентризм;

б) пессимизм;

в) тотальная бинаризация культуры;

г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.

11. Определите основные установки философской методологии постмодерна:

а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности;

б) агностицизм;

в) повышенное внимание к проблемам языка;

г) отказ от бинаризма;

д) идеализм;

е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность);

ж) симуляция.

12. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции:

Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, А. Камю, М. Фуко, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Р. Барт, Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Э. Жильсон, Р. Рорти.

13. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: « ... мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»:

а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений;

б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным

законам;

в) мир – это Хаос.

14. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика:

а) способ неструктурной организации предметности;

б) системы научного знания;

в) одного из экзистенциалов существования человека.


15. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ века и персоналиями, их представляющими:
1. философская герменевтика а) П. Рикер;

б) Ж. Делез;

2. философия постмодерна в) Ж. Деррида;

г) Г. Гадамер;

д) Р. Рорти;

е) Ф. Лиотар;

ж) Ж. Бодрийяр.
Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:
1. Глобализация общества а) быстрый и всеобъемлющий

процесс становления и распро

странения информационно-

телекоммуникационных техноло-

гий;
2. Медиатизация общества б) процесс изменения всех сторон

жизни общества под влиянием

общемировой тенденции к взаимо-

зависимости и открытости;
3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития

«4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой информацикоммуникации.

  1. Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации:

а) от аграрного общества к индустриальному;

б) от феодализма к капитализму;

в) от стихийного капитализма к империализму;

г) от индустриального общества к постиндустриальному.


  1. Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»:

а) процесс объединения Европы;

б) процесс консолидации мусульманского мира;

в) процесс интеграции человеческого социума как целого;

г) процесс интеграции западного мира.


  1. Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации:

а) экономика;

б) культура;

в) наука;

г) искусство.



  1. Закончите высказывание:

« Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется __________».


^ ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ И ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ

Одной из основных задач курса «Философия» является эффективная организация изучения студентами важнейших произведений классического, неклассического и постнеклассического периодов развития мировой философской мысли. С этой целью для изучения предлагаются тщательно отобранные философские произведения (либо их фрагменты) наиболее известных авторов, внесших значительный вклад в развитие мировой философии. Причем для конкретного рассмотрения на практическом занятии предлагается определенная проблема, которая является центральной или доминирующей в том или ином философском произведении (либо его фрагменте); проводится анализ этой проблемы в форме конкретного и содержательного обсуждения текста, творческой интерпретации его различных аспектов и акцентаций, анализа особенностей стиля и языка произведения, а также важнейших сведений о жизни и творчестве его автора.
1. Образ философии в диалоге Платона «Пир»


  • Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?

  • Какие черты Эрота являются характеристиками философии?

  • Каково отношение между философией и мудростью?

  • Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом //Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М., 1993. С. 108–122.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconМареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие
История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus»)
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconИстория философии как наука в россии XIX-XX вв
Эта книга представляет собой своеобразное продолжение философского исследования-трилогии, в которое входят ранее изданные труды ученого...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconОсновы философии техники
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconКнига: история татарстана (учебное пособие)
Книга: история татарстана (учебное пособие) (Ф. Х. Хузин, И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, Б. Ф. Султанбеков, Л. А. Харисова, А. А....
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др icon1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость...
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconУчебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего...
К78 Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. 144 с. Isbn 5-7301-0101-5
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие...
Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconУчебное пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Конспекты лекций: Учебное пособие / Авт сост. Я. В. Погребная. –...
Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии: Учебное пособие. М., 1998. История философии. Запад Россия Восток. Кн. 1 М., 1995-1999. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница