Краткое содержание вопроса


Скачать 84.93 Kb.
НазваниеКраткое содержание вопроса
Дата публикации30.05.2013
Размер84.93 Kb.
ТипКраткое содержание
userdocs.ru > Философия > Краткое содержание
Системный, личностный, деятельностный, аксиологический подходы

в воспитании и образовании
Понятие системы.

Признаки системы: элементность строения, взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство.

Системные принципы: оптимальность; структурность; функциональность; интегративность.

Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений.

Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития.

Деятельностный подход, его роль в воспитании.

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях и их классификации.

Понятие педагогической системы, компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса; взаимодействие педагогов и учащихся; педагогические средства; управление педагогическими процессами.

Понятие авторской педагогической системы (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.А. Караковский, Л.В. Занков, Н.Е. Щуркова).

Виды педагогических систем: дидактическая, воспитательная.
^ Краткое содержание вопроса
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности.

^ Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы ( цель, содержание, средства, методы)

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

Общество, формируя общественный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности, в которую входят объекты научного исследования: обучение, воспитание, воспитательный процесс и т.д.)

Педагогические системы можно рассматривать на макроуровне – государственная система образования, региональные системы образования и т.д.

Педагогические системы можно рассматривать на мезауровне – учебные заведения, детские организации, социальные институты общества, где реализуются педагогические цели.

Педагогические системы можно рассматривать на микроуровне – это системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система « школа» с различными вариантами.

Любое образовательное учреждение, в основе которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам
^ Системный подход

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

^ Основные принципы системного подхода:

  1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

  2. ^ Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

  3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

  4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

  5. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.


^ Аксиологический подход

Аксиология – философское учение о ценностях.

Аксиологический подход – имеющий ценностное основание, подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности.
Аксиологическое ядро музыкального образования – связь общечеловеческих ценностей с содержательным аспектом музыкального искусства в образовательном процессе.

Аксиологизация музыкального образования – внедрение теории ценностей в музыкально-образовательное пространство.

Аксиологическое ядро музыки – «сгусток » общечеловеческих ценностей, составляющих содержательную основу музыки (мировоззренческую, нравственную, эстетическую).
Аксиология – основа новой философии образования и методологии современной

педагогики. В основе аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Суть:

Наш мир – мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует отдельного человека. От содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре, обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей.

Оценка и ценность? Ценность – объективна, она складывается в процессе социально- исторической практики. Оценка выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть и положительной и отрицательной.. Благодаря оценки и происходит выбор предметов нужных и полезных обществу.

Педагогическая аксиология – в основе ее лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом; идея гармоничного развития человека.

Педагогические ценности - нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

Заметный шаг в разработке проблемы ценностей педагогиче¬ской деятельности сделан Е. Н. Шияновым, согласно которому под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют учителю удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности.

Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, он выявил следующие виды ценностей:

  • ценности, связанные с утверждением личности в обществе, ближайшей социальной среде;

  • ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении;

  • ценности, связанные с самосовершенствованием;

  • ценности, связанные с самовыражением,

  • утuлитарно-прагматические ценности..


С учетом того, что педагогические ценности, являясь условием и результатом

соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования, мы разделяем их на следующие группы:

  • Общественно-педагогические ценности функционируют в масштабе всего общества и концентрируются в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.

  • Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов (учителя школ, колледжей, лицеев, преподаватели вузов). Эта совокупность носит целостный характер и выступает как познавательно-деятельностная система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью

  • Индивидуально-личностные ценности - это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.


Выделяются следующие группы педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры:

1 г р у п п а - ценности, раскрывающие значение и смысл це¬лей профессионально-

педагогической деятельности преподавателя высшей школы (ценности-цели):

концепция личности студента-профессионала в ее многообразных проявлениях в

различных видах деятельности и концепция Я-профессиональное как источник и

результат профессионального самосовершенствования;

2 г р у п п а - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления

профессионально- педагогической деятель¬ности (ценности-средства): концепции

педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического

мониторинга и инноватики и др.;

3 г р у п п а - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного

механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-

отношения): концепция собственной профессиональной позиции, включающая от-

ношение преподавателя к студентам, себе, своей профессиональной деятельности,

другим участникам педагогического процесса;

4 г р у п п а - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого- педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания о формировании личности и деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесс а в высшей школе, знание психологии студенчества и др.;

5 г р у п п а - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешне-поведенческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способность вырабатывать совместную позицию сотрудничеств, способность к диалогическому мышлению, способность строить гуманистические диалоговые отношения с другими и т.д..

Похожие:

Краткое содержание вопроса iconСодержание Предисловие 2 Часто задаваемые вопросы Краткое содержание...

Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание с рекомендациями 10

Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание выполненных работ

Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание выполненных работ

Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание серий. № Содержание Песня на титрах 1 Саммит....
ЧибиИталия: маленький Италия с дедушкой Римом. Злобные хулиганы, которые его обижают
Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание лекционного курса тема 1
Предмет, структура и содержание дисциплины. Основные понятия. Ценность историко-педагогического знания для осмысления актуальных...
Краткое содержание вопроса iconЛ. Я. Аверьянов почему люди задают вопросы?
Работа посвящена логико-философским проблемам вопроса. Дается краткий экскурс в историю изучения вопроса, современное его исследование,...
Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание глав
Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс
Краткое содержание вопроса icon«Поэт»
Краткое содержание: Понятия не имею, как описать это. Просто прочтите, если хочется
Краткое содержание вопроса iconКраткое содержание отчета 5
График Степень осведомленности о своих правах на землю и имущество, южный Кыргызстан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница