Основы философии техники


НазваниеОсновы философии техники
страница1/20
Дата публикации28.03.2013
Размер2.09 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
В.В. КАШИН


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Оренбург – 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра социальной философии


В.В. КАШИН

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Оренбург 2008

ББК 30Г Я73

УДК 62 (075.8)

К 31

Рецензенты:
доктор технических наук В.М. Кушнаренко,

доктор философских наук П.А. Горохов.

Основы философии техники: Учебное пособие для аспирантов и соискателей.

Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2008. – 123 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей технических специальностей


ББК 30Г Я73


К2001000000
ISBN

© Кашин В.В., 2008

© ИПК ГОУ ОГУ, 2008


^ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ


  1. Предмет философии техники.

  2. Что такое техника?

  3. Рационализация технической деятельности.

  4. Модели соотношения науки и техники.

  5. Основные направления и тенденции развития философии техники.

  6. Основные периоды развития философии техники.

  7. К. Маркс о развитии техники.

  8. Культура и техника. Образы техники в культуре.

  9. Понимание техники в античной культуре.

  10. Наука и техника в средневековой культуре.

  11. Наука и инженерия в эпоху Возрождения.

  12. Успехи машинного производства.

  13. Взаимосвязь инженерной и научной деятельности.

  14. Инженерная деятельность как вид технической деятельности.

  15. Первые философствующие инженеры.

  16. Технический прогресс и его закономерности.

  17. Формирование и особенности проектирования.

  18. Социотехническое проектирование.

  19. Проблемы системотехники.

  20. Проблема технической реальности.

  21. Проектно-конструктивная деятельность.

22. Проблемы автоматизации, роботизации и компьютеризации производства.

23. Понятие «технология».

24. Риск в технике и обществе.

^ 25. Виртуальная реальность.



  1. Предмет философии техники


Человек давно живет не столько в мире первозданной Природы, сколько в мире им самим созданных вещей. Уникальным средством преобразования Природы, человеческого общества и самой человеческой деятельности является техника. В этом её культурное и цивилизационное призвание.

Техника, общество, человек неразделимы. Способность человека делать орудия сделала его человеком. Дальнейшее формирование человека происходит в той степени, в какой он создает условия собственной жизни. Техника возникает вместе с появлением человеческого общества и является важным фактором формирования самого человека и общества. Далеко не случайно, что техника и техническая деятельность уже в древности стали предметом размышлений людей, их надежд и чаяний. Возможности техники к преобразованию мира породили миф о Прометее. Прометей не только передал людям огонь, но и научил их искусствам – «технэ» - техническим навыкам и технической деятельности.

В фундаменте размышлений о природе техники миф о Дедале и его сыне Икаре, попытавшихся решить задачу полета с помощью крыльев, а также миф о строительстве Вавилонской башни и о его неудаче из-за вмешательства разгневанного божества.

Появление техники связано с проявлением и формированием некоторых фундаментальных черт человека. Техническая деятельность присуща не только человеку, но и некоторым видам животных, которые создали «технические цивилизации». Можно говорить о технической цивилизации пчел, муравьев, термитов. Карл Маркс отмечал, что результатами своей «технической деятельности» пчелы могут «посрамлять» иных специалистов. Животные «цивилизации» остаются неизменными десятки и сотни миллионов лет. Однако не такова судьба человеческих цивилизаций, которые не могут не развиваться.

От всех мыслящих животных, в том числе и неандертальцев, человек разумный отличается тем, что на основе своего мышления он стал формировать идеи, замыслы и воплощать их в предметы, опредмечивать свою деятельность, материализовать свое мышление. Собственно, история человека разумного начинается с изобретения дротика и уничтожения неандертальцев. С тех пор техника не только средство обеспечения человеческого существования, но и средство уничтожения себе подобных.

Открытия антропологов, в частности Лики, показывают, что простейшие орудия были изготовлены около трех миллионов лет тому назад в Африке. Тогда человек начал преобразовывать сырой природный материал в соответствии со своей мыслью, идеей, замыслом. Недовольный эффективностью своих орудий человек их совершенствовал. Тысячи лет шел процесс изменения, становления и материализации новый идей и замыслов. Каждое человеческое орудие может быть рассмотрено как система знаков, несущая информацию об её идее и материализованной форме. Каждое орудие тренировало человека в развитии идей и провоцировало на создание новых форм, на выработку новых способностей и умений, на формирование новых знаний и форм общения.

2.500 лет тому назад древнегреческий мыслитель Анаксагор указал на тот факт, что люди превосходят животных применением своих рук. Аристотель согласился с коллегой, но заметил, что человеческие руки осуществляют свои действия под воздействием человеческого разума. Разум же возникает у древних греков благодаря их объединению в полисе, а потому Аристотель дал определение, что человек – «политическое животное». Тем самым, древние греки не сводили технику к орудиям труда, «разумному мышлению» или к «органам человеческого мозга». Разум сам находился пока в большей зависимости от создававшихся орудий, нежели проявлял себя как самостоятельная творческая сила. Рука человека в большей степени, чем разум являлась продуктом орудийной деятельности и её творцом. Однако, как отметил Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа». Рука как важная часть сложного человеческого организма – это орган и продукт труда. Именно рука оказала активное воздействие на работу глаз, на зрение, а тем самым на мозг и разум. Во всяком случае, без создания орудий труда вряд бы человек себя создал, а потому можно согласиться с первым русским философом техники Петром Клементьевичем Энгельмейером, что человек – «техническое животное». Тем самым, Аристотель указал, что человек создает себе социальную и политическую среду, а П.К. Энгельмейер, что человек живет в искусственно созданной им, технической среде.

На первый взгляд техническая деятельность наглядна и осязаема. Вместе с тем, техника – это фундаментальная форма человеческой деятельности и, как таковая, остается тайной для самого человека. О тайне давно было замечено, поскольку орудие может применяться не только для достижения поставленной цели, но и для других целей, скрытых от сегодняшней практики. Не случайно миф приписывает технике силу неподконтрольную человеку, своего рода «джина из бутылки».

Переход от мифологии техники к её научному исследованию произошел в 19 веке, когда возникшее машинное производство стало применять орудия труда в комплексе, в системе. Профессиональное изучение теоретических аспектов техники началось с работ Эрнста Каппа и Фреда Бона в Германии, Петра Клементьевича Энгельмейера в России, Эмиля Дюркгейма и Анри Бергсона во Франции.

Эрнст Капп опубликовал в 1877 году книгу «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Так возникло словосочетание «философия техники». Фред Бон также посвятил одну из своих книг «философии техники». В конце 19 века российский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер опубликовал книги «Теория творчества», «Философия техники» и брошюру «Технический итог ХIХ века». К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в социальной, так и в духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники.

Сегодня техника оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Анализ особенностей современной науки и основанной на ней техники – ключ к пониманию современного социума и отдельных его сторон. Крупнейший философ ХХ века Карл Ясперс выразил эту мысль следующим образом: «Техника стала главной темой в попытках понять положение, в котором мы находимся».

В попытках разрешить тайну техники, разобраться в преобразовательной деятельности человека во второй половине ХХ века родилась новая область философского знания – философия техники.

Философия ищет меру во всем, в том числе и в возможностях техники. Да, техническая деятельность явилась базой для возникновения человеческого знания, его «выработки». Породив систему знаний, техника стала одним из «творцов» науки. Не только наука, но и культура, и цивилизация являются продуктом преобразовательной деятельности человека и общества. Но можно преувеличить роль техники и технической деятельности, посчитать их творцами всего в мире, абсолютизировать их.

Технократические идеи мы находим в трудах американского социолога и экономиста ХХ века Т. Веблена. Затем эти идеи получили распространение. Технократы преувеличили роль научно-технической интеллигенции в управлении всем обществом, развили «сциентократическую» систему взглядов, когда политика рассматривается как базирующаяся на технических знаниях «социальная техника». При таком подходе человек и общество становятся средством для техники.

В технократических идеях деятельность инженера рассматривается как центральная фигура в современной технической деятельности. Возвеличивая роль инженеров – руководителей производства и менеджеров – технократы разрабатывают концепцию «инструментального разума». Они превозносят поведение, в котором господствует «инструментальность», механистичность, бездумность. Другими словами, «техническая цивилизация» ставится ими выше человеческой цивилизации. Философия техники как раз и должна противостоять технократическим идеям. Гражданское назначение инженера, его активная политическая позиция – также являются особой темой философии техники.

В современном мире все большую остроту приобретают проблемы, связанные не только с природными явлениями, но также с явлениями, возникшими в процессе преобразующей деятельности человека. Для того чтобы отношение между человеком и техникой достигло той остроты, с какой мы сталкиваемся сейчас, нужно, чтобы техника постоянно врывалась в человеческую жизнь. Современный человек везде сталкивается с самим собой. Мир, в котором живет сейчас человек, носит отпечаток его технически продолженных и усиленных рук.

Но какова цель технической деятельности? Техника не только средство обеспечения человеческого существования, но и средство уничтожения себе подобных. И по сей день двойственная природа технической деятельности сохраняется. Природа технической деятельности одна из задач исследования философии техники.

Учебное пособие «Философия техники: очерки истории и теории» (М., 2004) Н.М. Аль-Али начинает с тезиса, что научно-технический прогресс представляет сегодня реальную угрозу дальнейшему существованию людей. Философия техники пытается выработать систему императивов, накладывающих определенные ограничения на деятельность технического разума и позволяющих противодействовать злоупотреблению современной техникой и таким образом минимизировать негативные последствия её функционирования и развития. Такова другая задача анализа философии техники.

Техника стала широким полем междисциплинарных исследований. В связи с этим возникла необходимость ответить на вопросы: что такое техника, какова её сущность, формы, уровни, особенности.

Естественно, что рефлексия по поводу техники сопровождала всю историю философии, но сущность техники долгое время оставалась тайной. В античной философии понятие «технэ» означало собственно не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптур, кончая изготовлением военных машин. Не была выделена в качестве проблемной реальности техника и во времена Френсиса Бэкона, который обсуждает пользу от изготовления машин.

Именно философия техники исследует феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, технических сооружений и технической среды. Сущность техники выявляется в ответе на вопросы: какова природа техники; как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; какие этапы в своем развитии проходит техника; угрожает ли развитие техники нашей цивилизации; каковы перспективы развития техники.

Техника во многом изменила наши традиционные представления о нравственных и социальных ценностях, о наших социальных и нравственных решениях. Особо следует указать на проблему ответственности. Исследователи выделяют ответственность по отношению к природе, по отношению к человеку и особо, по отношению к технике. Философия техники призвана направить техническое творчество в разумное, ответственное русло. Философия техники не должна отбрасывать наработки сделанные в гуманитарной среде, в которой уже давно нарастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества.

Другой проблемой философии техники является вопрос о соотношении научного и технического типов знаний. О повышении культуры технического мышления. О единстве системы «природа – человек – техника – гуманизм». Техника древнее знания, но только знания научного, а вовсе не знания практического, знания-искусства, знания-уверенности.

Можно утверждать, что философия техники ориентирована на решение двух основных задач. Во-первых, на осмысление техники, уяснение её природы и сущности. Во-вторых, на поиск путей разрешения кризиса техники, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Кризис техники Карл Ясперс видит в том, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и в том, что человек не может освободиться от власти созданной им техники. Л. Мамфорд видит причину кризиса техники в чрезмерном усилении в культуре значения «Мегамашин» - сложных иерархических организаций человеческой деятельности.

Какие существуют предложения по разрешению кризиса техники? Мамфорд призывает разрушить Мегамашину. Он считает, что инженеры должны пренебречь гигантскими масштабами, излишней продуктивностью и вернуться к человеческим пределам. Иначе человек подорвет основы собственного существования. Дж. Мартин считает, что необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой.

Чем можно объяснить успехи техники Запада? Дело не только в создании естественнонаучных предпосылок. Но как установила философия техники, на Западе возникла своеобразная социальная обстановка, когда идеалы и ценности господства и обладания, с которыми обычно связывают феномен техники, преодолели сословно-иерархические общественные барьеры.

Если искусство находит правильный путь к цели в субъективном смысле, то техника реализует достижение цели как устоявшаяся совокупность методов и средств. Скажем иначе, человек помещает между собой как субъектом и объективным миром технику, чтобы изменить определенные свойства этого мира так, что становится возможным достижение поставленной цели.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Основы философии техники iconТемы практических занятий тема 1: методологические основы истории...
Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки
Основы философии техники iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Основы философии техники iconУчебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»
«Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт или «бхакта-программ»)
Основы философии техники iconШпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Полный зачет 79
Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое...
Основы философии техники iconКлод Скотт Даттон основы остеопатии  оглавление
К. С. Даттона. В пособии раскрываются основные представления остеопатической медицины, алгоритмы обследования больных с мышечно-скелетными...
Основы философии техники iconОсновы философии Янутш О. А

Основы философии техники icon1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость...
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных...
Основы философии техники iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Основы философии»

Основы философии техники iconПьер Трико, член остеопатического регистра Франции, Д. О
Техники на черепе и позвоночном столбе. Глава 13 Техники на висцеральной сфере и грудной клетке. Глава 14 Техники на поясах конечностей...
Основы философии техники iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница